Завтра, 12 декабря, в казанской галерее современного искусства «БИЗON» откроется выставка «Опередившие время». Это первый подобный проект за пределами двух столиц, объединивший в одном пространстве главные имена советского нонконформизма. Эти художники работали в условиях тотального контроля, где каждый мазок кисти, каждая инсталляция, каждый коллаж были актом гражданского мужества. О том, как авторы выставки прошли путь от подпольного андеграунда до аукционов Sotheby’s, какие смелые эксперименты роднили москвичей и ленинградцев с казанскими художниками, в чем особенность ранней живописи Эрика Булатова и кто из наследников великих мастеров приедет в Казань на открытие, — в материале «БИЗНЕС Online».
Эрик Булатов
1. Увидеть оригинальные произведения звезд советского нонконформизма в Казани
«Опередившие время» — первый масштабный выставочный проект неофициального искусства за пределами столиц. Он объединил работы легендарных художников-нонконформистов 1950–1980 годов, работавших в трех крупных культурных центрах: Москве, Ленинграде, Казани.
Советские нонконформисты — уникальное явление в истории искусства. Художники неофициального искусства работали в условиях жесткого идеологического контроля и эстетических рамок, навязываемых государством. Их творчество было не просто альтернативой официальному соцреализму, но и формой протеста, способом сохранить собственную идентичность, свободное мышление.
До сегодняшнего дня в регионах не было выставок подобного масштаба. В галерее «БИЗON» будет представлена не просто подборка шедевров определенного периода и определенных городов, а цельный проект, где каждая работа находится в диалоге с другими. На выставке «Опередившие время» будет представлено более 60 произведений — живопись, графика, скульптуры — 28 легендарных авторов.
Работы художников выставки сегодня хранятся как в крупных государственных музеях России, так и в престижных частных и государственных собраниях на Западе. Мы можем увидеть их в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, парижском центре Жоржа Помпиду, лондонской Тейт Модерн. Работы советских нонконформистов в наши дни имеют высокий статус на международном арт-рынке — к примеру, работы Эрика Булатова регулярно уходят за миллионы долларов, в том числе на аукционе Sotheby’s. И это подтверждает не только финансовую ценность нонконформизма, но и закрепляет его особый статус в истории мирового искусства XX века.
Эрик Булатов «Армянские горы»
2. Проследить эволюцию Эрика Булатова и почувствовать атмосферу абстракций Злотникова
В Казань доставлены ранние работы Булатова. На этом этапе художник, как и многие его современники, вынужденно работал в стилистически приемлемых рамках, но уже искал пути для выражения своего несогласия. Это уже соцреализм с оговорками — в натюрморте «Блюдо с двумя гранатами» и произведении «Армянские горы» уже проскальзывает отстраненность и особая, почти механическая точность изображения, лишенная пафоса. В работах Булатова этого периода появляется эффект наложения, когда изображение кажется будто бы «раскодированным» или сдвинутым. Он начинает использовать мотивы, которые позже станут его визитной карточкой: буквы, слова, которые физически перекрывают или впечатываются в изображение.
Юрий Злотников из серии «Люди, пространство, ритмы»
Рядом в экспозиции представлены абстракции Юрия Злотникова. Серия «Коктебель», вдохновленная атмосферой крымского поселка, стала для Злотникова своего рода «лабораторией» по исследованию цвета, света и их динамического взаимодействия. Злотников рассматривал цвет не как средство передачи формы или настроения, а как самостоятельную сущность, обладающую собственной энергией и вибрацией. В «Коктебеле» он активно экспериментировал с сочетаниями чистых ярких цветов, которые, сталкиваясь и перетекая друг в друга, создавали ощущение света, воздуха и простора.
Ярко на выставке «Опередившие время» представлены и художники так называемой Лианозовской группы — они стали первой в Москве художественной группой, сформированной вокруг идеи абсолютного противопоставления официальному искусству. Владимир Немухин одним из первых начал изображать убогий, маргинальный быт — обшарпанные стены, пожухлые листья, перевернутые стулья, безрадостные пейзажи. Он превращал эти бытовые детали в драматические символы человеческой обреченности и трагедии. Его живопись сочетает академическую базу с грубой, почти примитивной манерой, создавая эффект «неумышленного» или «случайного» искусства. Кстати, Немухин одним из первых начал общаться с западными коллекционерами (например, с Нортоном Доджем), став первопроходцем среди «экспортированных» нонконформистов.
Лидия Мастеркова «Без названия»
В 1974 году Немухин вместе со своей бывшей гражданской женой Лидией Мастерковой принял участие в бульдозерной выставке — это была одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР. Название выставка получила из-за того, что была уничтожена сотрудниками милиции при помощи поливочных машин и бульдозеров. В галерее «БИЗON» будет представлена абстрактная работа Мастерковой, которую ранее тщетно пытались получить во многие крупные выставочные проекты московские музейщики и галеристы. Символично, что рядом будет находится хрестоматийное произведение Немухина с игральными картами — этот образ он часто использовал, размышляя о непредсказуемости человеческих судеб.
3. Узнать о тяжелой доле художников казанского андеграунда
Художественные процессы, аналогичные тем, что происходили в те годы в Москве и Ленинграде, не обошли стороной Казань. Художники второй волны казанского авангарда (Алексей Аникеенок, Рустем Кильдибеков, Владимир Гурьянов, Наркис Пономарев, Виктор Сынков, Владимир Нестеренко) ничуть не уступают в профессионализме и дерзости своим столичным коллегам, а в чем-то, возможно, даже превосходят. На выставке «Опередившие время» зрители смогут в этом убедиться.
«По своей структуре неофициальное искусство Казани было неоднородным, объединяя в себе несколько параллельно существовавших художественных векторов развития, и имело эффект запаздывания от столиц на 5–10 лет, — рассказывает Разиля Ильясова, искусствовед, старший научный ГМИИ РТ, выступившая куратором и консультантом казанского блока выставки. — Неофициальные художники Казани не были диссидентами в полном смысле слова, они не ставили перед собой никаких политических задач, но стремились к свободе творческого самовыражения, к расширению арсенала выразительных средств искусства. В большинстве своем они даже не были знакомы друг с другом, что не помешало каждому из них создать неповторимое и самодостаточное искусство».
Владимир Гурьянов «Мистическая луна»
В экспозицию вошло живописное полотно казанского художника Гурьянова «Мистическая луна», в котором автор собирает образ из дробных, как в калейдоскопе, цветных фактурных мазков излюбленной сине-голубой гаммы. Рядом находится масштабное полотно Кильдибекова «Арский натюрморт» — выставка открывает Кильдибекова, автора известных сграффито на общественных зданиях Казани, как смелого экспериментатора, яркую фигуру местного художественного андеграунда.
Рустем Кильдибеков «Арский натюрморт»
Примечательно, что судьба у казанских авангардистов второй волны была драматически тяжела. Сынков воспитывался в детском доме и всегда состоял в оппозиции официальному искусству, принципиально не желал вступать в союз художников. Признание к Пономареву, вдохновленному западными модернистами, пришло лишь под конец жизни, когда в 90-е годы о нем узнала сотрудница Музея изо Вера Цой. Геннадий Архиреев родился на острове Свияжск в гулаговской тюрьме, до четырех лет воспитывался в детдоме для детей заключенных. В 70-е годы учился живописи в изостудии легендарного Ильдара Зарипова, но многие работы Архиреева, которые сегодня принято считать национальным достоянием, в те годы шли в стол, а самому художнику приходилось подрабатывать в Качаловском драмтеатре художником-бутафором и художником-рекламистом в кинотеатре «Родина».
Этот во многом трагический излом и перипетии поиска своего художественного языка в условиях тотальной несвободы проходят красной нитью через весь казанский блок выставки.
Игорь Вулох «Отражение»
4. Узнать, как студент казанского Фешинского прошел путь до аукционов Sotheby’s
На выставке «Опередившие время» будут представлены произведения Игоря Вулоха — художника, который получил образование в казанском Фешинском училище, а затем успешно интегрировался в московскую художественную среду. Его работы часто построены на основе повторяющихся, но никогда не идентичных ритмических паттернов, образующих цветовые поля. Это не просто геометрические фигуры, а скорее визуальные «ритмы», которые художник «считывал» из реальности. Настоящим открытием для многих станет художественный диалог Вулоха с казанским художником Нестеренко — удивительно, что они синхронно проводили перекликающиеся эксперименты, находясь в разных городах и, по всей видимости, даже не будучи друг с другом знакомы. До самой смерти в 2012 году Вулох создавал новые работы и продолжал участвовать в выставках, его картины выставлялись на торгах Sotheby’s и MacDougall’s. Появление в проекте наследия Вулоха, сформировавшегося в Казани мастера, особо символично.
В галерее «БИЗON» также будут представлены скульптуры Николая Силиса. Его удивительно пластичные формы не сразу были поняты в СССР — скульптор действительно словно опередил время на несколько десятков лет. Силис часто использовал угловатые драматичные, экспрессивные формы, напоминающие о немецком экспрессионизме или скульптуре раннего XX века, которые были запрещены в СССР как «буржуазные». Скульптор был участником творческого коллектива «ЛеСС», который прославился в 1954 году благодаря письму в газету «Советское искусство» и «Литературную газету» под заголовком «Против монополии в скульптуре», — после этой публикации в союзе художников начался настоящий скандал.
Силис не примыкал ни к Лианозовской группе, ни к московским концептуалистам. Он работал обособленно в тишине своей мастерской, развивая свой собственный, классически строгий, но глубоко модернистский язык. Сегодня его работы находятся в коллекции Третьяковской галереи, ММОМА и знаменитой коллекции Нортона и Нэнси Додж — американских коллекционеров, последовательно собиравших советских нонконформистов.
5. Оценить творчество «последнего гения в живописи ХХ века»
Удивительное достижение советского художника Олега Васильева — после переезда в начале 90-х в США он дважды получает премию от престижного фонда Поллока – Краснер (был основан в 1985 году на наследство американской художницы-абстракционистки Ли Краснер, вдовы художника Джексона Поллока, для поддержки признанных независимых художников). А начинал он свой творческий путь, как и многие авторы подполья, работая иллюстратором детских книг, — его соавтором в издательстве «Детгиз» часто был Булатов. Манера письма Васильева во многом сформировалась под влиянием школ сезаннизма и дивизионизма — убедиться в этом можно на выставке «Опередившие время». Произведения «Сокольники» и «На старом гулянье в Сокольниках», представленные в Казани, датированы 1958 годом. С начала 1960-х Васильев пытается вступить в союз художников, но его фотореалистичная, прозрачная, воздушная манера будет оценена как излишне формалистичная. Спустя десятилетия его произведения попадут в крупнейшие галереи, уйдут за рекордные суммы с аукционов (к примеру, за 468 тыс. фунтов стерлингов на Sotheby’s в 2008 году).
Еще один «опередивший время» художник — представитель ленинградского неофициального искусства Евгений Михнов-Войтенко. Теперь его называют последним гением в живописи ХХ века, а в 1988 году он умер в одиночестве и без завещания. На выставке в «БИЗONе» будет представлена работа из наиболее значимой серии живописных картин Михнова-Войтенко «Тюбики» (конец 1950-х). По словам основателя московской галереи pop/off/art, куратора выставки Сергея Попова, эта серия может быть названа в числе важнейших в искусстве середины ХХ века и является новаторской по меркам международного современного искусства.
Евгений Михнов-Войтенко из серии «Тюбики»
6. Посмотреть кино оттепели и послушать лекцию о самиздате
Важной частью проекта «Опередившие время» станет образовательная программа, включающая кураторские экскурсии, лекции от ведущих специалистов и исследователей нонконформизма, открытые дискуссии с художниками и наследниками, а также встречи, посвященные инвестированию в искусство и коллекционированию.
В день открытия выставки, 12 декабря, в 18:30 в галерее «БИЗON» состоится open-talk о наследии советского неофициального искусства с наследниками авторов — в обсуждении примет участие племянник Михнова-Войтенко, внуки Злотникова и супруга Николая Касаткина.
На следующий день, 13 декабря, в 17:00 лекцию о коллекционировании наследия нонконформистов проведет Попов. Он расскажет о том, как развивалась история коллекционирования «другого искусства» в России с 60-х годов прошлого века. В советский период художники находили дилеров и коллекционеров, даже несмотря на отсутствие официального рынка. Тогда бо́льшая часть вещей вывозилась на Запад, а музеи только начинали собирать предметы «другого искусства». Ситуация начала меняться в перестройку, а уже в начале нулевых в стране стали закрепляться целые коллекции.
20 декабря литературовед Жанна Коновалова прочитает лекцию «Неофициальная литература СССР», в которой расскажет о феноменах самиздата и тамиздата, а в январе кинокритик Адиля Хайбуллина поговорит со зрителями о кино оттепели. Тогда в советском кинематографе начали появляться фильмы о новой молодежи — лиричной и рефлексирующей. Представители поколения шестидесятников были отзывчивы к любым переменам в мире, задавались вопросами о смысле жизни и о том, что оставят после себя. На примере двух выдающихся кинолент этого периода — «Мне 20 лет» («Застава Ильича») Марлена Хуциева и «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии — зрители попробуют понять и почувствовать ту романтику молодости и, безусловно, найти общее с нынешней молодежью.
Параллельная программа выставки «Опередившие время» будет расширяться — следить за обновлениями можно в социальных сетях галереи «БИЗON».
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.