Эрик Булатов Эрик Булатов Фото: © Natalia Chernokhatova / URA.RU / www.globallookpress.com

1. Увидеть оригинальные произведения звезд советского нонконформизма в Казани

«Опередившие время» — первый масштабный выставочный проект неофициального искусства за пределами столиц. Он объединил работы легендарных художников-нонконформистов 1950–1980 годов, работавших в трех крупных культурных центрах: Москве, Ленинграде, Казани.

Советские нонконформисты — уникальное явление в истории искусства. Художники неофициального искусства работали в условиях жесткого идеологического контроля и эстетических рамок, навязываемых государством. Их творчество было не просто альтернативой официальному соцреализму, но и формой протеста, способом сохранить собственную идентичность, свободное мышление.

До сегодняшнего дня в регионах не было выставок подобного масштаба. В галерее «БИЗON» будет представлена не просто подборка шедевров определенного периода и определенных городов, а цельный проект, где каждая работа находится в диалоге с другими. На выставке «Опередившие время» будет представлено более 60 произведений — живопись, графика, скульптуры — 28 легендарных авторов.

Работы художников выставки сегодня хранятся как в крупных государственных музеях России, так и в престижных частных и государственных собраниях на Западе. Мы можем увидеть их в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, парижском центре Жоржа Помпиду, лондонской Тейт Модерн. Работы советских нонконформистов в наши дни имеют высокий статус на международном арт-рынке — к примеру, работы Эрика Булатова регулярно уходят за миллионы долларов, в том числе на аукционе Sotheby’s. И это подтверждает не только финансовую ценность нонконформизма, но и закрепляет его особый статус в истории мирового искусства XX века.

Эрик Булатов «Армянские горы» Эрик Булатов «Армянские горы» Фото: предоставлено галереей «БИЗON»

2. Проследить эволюцию Эрика Булатова и почувствовать атмосферу абстракций Злотникова

В Казань доставлены ранние работы Булатова. На этом этапе художник, как и многие его современники, вынужденно работал в стилистически приемлемых рамках, но уже искал пути для выражения своего несогласия. Это уже соцреализм с оговорками — в натюрморте «Блюдо с двумя гранатами» и произведении «Армянские горы» уже проскальзывает отстраненность и особая, почти механическая точность изображения, лишенная пафоса. В работах Булатова этого периода появляется эффект наложения, когда изображение кажется будто бы «раскодированным» или сдвинутым. Он начинает использовать мотивы, которые позже станут его визитной карточкой: буквы, слова, которые физически перекрывают или впечатываются в изображение.

Юрий Злотников из серии «Люди, пространство, ритмы» Юрий Злотников из серии «Люди, пространство, ритмы» Фото: предоставлено галереей «БИЗON»

Рядом в экспозиции представлены абстракции Юрия Злотникова. Серия «Коктебель», вдохновленная атмосферой крымского поселка, стала для Злотникова своего рода «лабораторией» по исследованию цвета, света и их динамического взаимодействия. Злотников рассматривал цвет не как средство передачи формы или настроения, а как самостоятельную сущность, обладающую собственной энергией и вибрацией. В «Коктебеле» он активно экспериментировал с сочетаниями чистых ярких цветов, которые, сталкиваясь и перетекая друг в друга, создавали ощущение света, воздуха и простора.

Ярко на выставке «Опередившие время» представлены и художники так называемой Лианозовской группы — они стали первой в Москве художественной группой, сформированной вокруг идеи абсолютного противопоставления официальному искусству. Владимир Немухин одним из первых начал изображать убогий, маргинальный быт — обшарпанные стены, пожухлые листья, перевернутые стулья, безрадостные пейзажи. Он превращал эти бытовые детали в драматические символы человеческой обреченности и трагедии. Его живопись сочетает академическую базу с грубой, почти примитивной манерой, создавая эффект «неумышленного» или «случайного» искусства. Кстати, Немухин одним из первых начал общаться с западными коллекционерами (например, с Нортоном Доджем), став первопроходцем среди «экспортированных» нонконформистов.

Лидия Мастеркова, Без названия Лидия Мастеркова «Без названия» Фото: предоставлено галереей «БИЗON»

В 1974 году Немухин вместе со своей бывшей гражданской женой Лидией Мастерковой принял участие в бульдозерной выставке — это была одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР. Название выставка получила из-за того, что была уничтожена сотрудниками милиции при помощи поливочных машин и бульдозеров. В галерее «БИЗON» будет представлена абстрактная работа Мастерковой, которую ранее тщетно пытались получить во многие крупные выставочные проекты московские музейщики и галеристы. Символично, что рядом будет находится хрестоматийное произведение Немухина с игральными картами — этот образ он часто использовал, размышляя о непредсказуемости человеческих судеб.

3. Узнать о тяжелой доле художников казанского андеграунда

Художественные процессы, аналогичные тем, что происходили в те годы в Москве и Ленинграде, не обошли стороной Казань. Художники второй волны казанского авангарда (Алексей Аникеенок, Рустем Кильдибеков, Владимир Гурьянов, Наркис Пономарев, Виктор Сынков, Владимир Нестеренко) ничуть не уступают в профессионализме и дерзости своим столичным коллегам, а в чем-то, возможно, даже превосходят. На выставке «Опередившие время» зрители смогут в этом убедиться.

«По своей структуре неофициальное искусство Казани было неоднородным, объединяя в себе несколько параллельно существовавших художественных векторов развития, и имело эффект запаздывания от столиц на 5–10 лет, — рассказывает Разиля Ильясова, искусствовед, старший научный ГМИИ РТ, выступившая куратором и консультантом казанского блока выставки. — Неофициальные художники Казани не были диссидентами в полном смысле слова, они не ставили перед собой никаких политических задач, но стремились к свободе творческого самовыражения, к расширению арсенала выразительных средств искусства. В большинстве своем они даже не были знакомы друг с другом, что не помешало каждому из них создать неповторимое и самодостаточное искусство».

Владимир Гурьянов «Мистическая луна» Владимир Гурьянов «Мистическая луна» Фото: предоставлено галереей «БИЗON»

В экспозицию вошло живописное полотно казанского художника Гурьянова «Мистическая луна», в котором автор собирает образ из дробных, как в калейдоскопе, цветных фактурных мазков излюбленной сине-голубой гаммы. Рядом находится масштабное полотно Кильдибекова «Арский натюрморт» — выставка открывает Кильдибекова, автора известных сграффито на общественных зданиях Казани, как смелого экспериментатора, яркую фигуру местного художественного андеграунда.

Рустем Кильдибеков «Арский натюрморт» Рустем Кильдибеков «Арский натюрморт» Фото: предоставлено галереей «БИЗON»

Примечательно, что судьба у казанских авангардистов второй волны была драматически тяжела. Сынков воспитывался в детском доме и всегда состоял в оппозиции официальному искусству, принципиально не желал вступать в союз художников. Признание к Пономареву, вдохновленному западными модернистами, пришло лишь под конец жизни, когда в 90-е годы о нем узнала сотрудница Музея изо Вера Цой. Геннадий Архиреев родился на острове Свияжск в гулаговской тюрьме, до четырех лет воспитывался в детдоме для детей заключенных. В 70-е годы учился живописи в изостудии легендарного Ильдара Зарипова, но многие работы Архиреева, которые сегодня принято считать национальным достоянием, в те годы шли в стол, а самому художнику приходилось подрабатывать в Качаловском драмтеатре художником-бутафором и художником-рекламистом в кинотеатре «Родина».

Этот во многом трагический излом и перипетии поиска своего художественного языка в условиях тотальной несвободы проходят красной нитью через весь казанский блок выставки.

Игорь Вулох «Отражение» Игорь Вулох «Отражение» Фото: предоставлено галереей «БИЗON»

4. Узнать, как студент казанского Фешинского прошел путь до аукционов Sotheby’s

На выставке «Опередившие время» будут представлены произведения Игоря Вулоха — художника, который получил образование в казанском Фешинском училище, а затем успешно интегрировался в московскую художественную среду. Его работы часто построены на основе повторяющихся, но никогда не идентичных ритмических паттернов, образующих цветовые поля. Это не просто геометрические фигуры, а скорее визуальные «ритмы», которые художник «считывал» из реальности. Настоящим открытием для многих станет художественный диалог Вулоха с казанским художником Нестеренко — удивительно, что они синхронно проводили перекликающиеся эксперименты, находясь в разных городах и, по всей видимости, даже не будучи друг с другом знакомы. До самой смерти в 2012 году Вулох создавал новые работы и продолжал участвовать в выставках, его картины выставлялись на торгах Sotheby’s и MacDougall’s. Появление в проекте наследия Вулоха, сформировавшегося в Казани мастера, особо символично.

В галерее «БИЗON» также будут представлены скульптуры Николая Силиса. Его удивительно пластичные формы не сразу были поняты в СССР — скульптор действительно словно опередил время на несколько десятков лет. Силис часто использовал угловатые драматичные, экспрессивные формы, напоминающие о немецком экспрессионизме или скульптуре раннего XX века, которые были запрещены в СССР как «буржуазные». Скульптор был участником творческого коллектива «ЛеСС», который прославился в 1954 году благодаря письму в газету «Советское искусство» и «Литературную газету» под заголовком «Против монополии в скульптуре», — после этой публикации в союзе художников начался настоящий скандал.

Силис не примыкал ни к Лианозовской группе, ни к московским концептуалистам. Он работал обособленно в тишине своей мастерской, развивая свой собственный, классически строгий, но глубоко модернистский язык. Сегодня его работы находятся в коллекции Третьяковской галереи, ММОМА и знаменитой коллекции Нортона и Нэнси Додж — американских коллекционеров, последовательно собиравших советских нонконформистов.

5. Оценить творчество «последнего гения в живописи ХХ века»

Удивительное достижение советского художника Олега Васильева — после переезда в начале 90-х в США он дважды получает премию от престижного фонда Поллока – Краснер (был основан в 1985 году на наследство американской художницы-абстракционистки Ли Краснер, вдовы художника Джексона Поллока, для поддержки признанных независимых художников). А начинал он свой творческий путь, как и многие авторы подполья, работая иллюстратором детских книг, — его соавтором в издательстве «Детгиз» часто был Булатов. Манера письма Васильева во многом сформировалась под влиянием школ сезаннизма и дивизионизма — убедиться в этом можно на выставке «Опередившие время». Произведения «Сокольники» и «На старом гулянье в Сокольниках», представленные в Казани, датированы 1958 годом. С начала 1960-х Васильев пытается вступить в союз художников, но его фотореалистичная, прозрачная, воздушная манера будет оценена как излишне формалистичная. Спустя десятилетия его произведения попадут в крупнейшие галереи, уйдут за рекордные суммы с аукционов (к примеру, за 468 тыс. фунтов стерлингов на Sotheby’s в 2008 году).

Еще один «опередивший время» художник — представитель ленинградского неофициального искусства Евгений Михнов-Войтенко. Теперь его называют последним гением в живописи ХХ века, а в 1988 году он умер в одиночестве и без завещания. На выставке в «БИЗONе» будет представлена работа из наиболее значимой серии живописных картин Михнова-Войтенко «Тюбики» (конец 1950-х). По словам основателя московской галереи pop/off/art, куратора выставки Сергея Попова, эта серия может быть названа в числе важнейших в искусстве середины ХХ века и является новаторской по меркам международного современного искусства.

Евгений Михнов-Войтенко из серии «Тюбики» Евгений Михнов-Войтенко из серии «Тюбики» Фото: предоставлено галереей «БИЗON»

6. Посмотреть кино оттепели и послушать лекцию о самиздате

Важной частью проекта «Опередившие время» станет образовательная программа, включающая кураторские экскурсии, лекции от ведущих специалистов и исследователей нонконформизма, открытые дискуссии с художниками и наследниками, а также встречи, посвященные инвестированию в искусство и коллекционированию.

В день открытия выставки, 12 декабря, в 18:30 в галерее «БИЗON» состоится open-talk о наследии советского неофициального искусства с наследниками авторов — в обсуждении примет участие племянник Михнова-Войтенко, внуки Злотникова и супруга Николая Касаткина.

На следующий день, 13 декабря, в 17:00 лекцию о коллекционировании наследия нонконформистов проведет Попов. Он расскажет о том, как развивалась история коллекционирования «другого искусства» в России с 60-х годов прошлого века. В советский период художники находили дилеров и коллекционеров, даже несмотря на отсутствие официального рынка. Тогда бо́льшая часть вещей вывозилась на Запад, а музеи только начинали собирать предметы «другого искусства». Ситуация начала меняться в перестройку, а уже в начале нулевых в стране стали закрепляться целые коллекции.

20 декабря литературовед Жанна Коновалова прочитает лекцию «Неофициальная литература СССР», в которой расскажет о феноменах самиздата и тамиздата, а в январе кинокритик Адиля Хайбуллина поговорит со зрителями о кино оттепели. Тогда в советском кинематографе начали появляться фильмы о новой молодежи — лиричной и рефлексирующей. Представители поколения шестидесятников были отзывчивы к любым переменам в мире, задавались вопросами о смысле жизни и о том, что оставят после себя. На примере двух выдающихся кинолент этого периода — «Мне 20 лет» («Застава Ильича») Марлена Хуциева и «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии — зрители попробуют понять и почувствовать ту романтику молодости и, безусловно, найти общее с нынешней молодежью.

Параллельная программа выставки «Опередившие время» будет расширяться — следить за обновлениями можно в социальных сетях галереи «БИЗON».