Главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев Главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев Фото: «БИЗНЕС Online»

Как Индия и Россия собирают вместе ракеты PJ-10 «БраМос»

В прошлом тексте я писал о новой стратегии национальной безопасности США как о важнейшем событии, которое многие аналитики воспринимают как «тихую революцию». Поскольку я полагаю, что одно из исходных утверждений стратегии верно (что предыдущая стратегия была грубо ошибочной), и считаю, что зафиксированный возврат к доктрине Монро и треугольнику Киссинджера абсолютно соответствует нынешним возможностям и интересам Штатов, думаю, возврат этот будет реализовываться практически. Но, может быть, и с откатами. Тем не менее будут пересматриваться взаимоотношения в рамках треугольника США — Россия — Китай и вокруг него, в том числе взаимоотношения с Индией.

Интересно, что даже канцлер Германии Фридрих Мерц (на мой взгляд, не блещущий умом) в Мюнхене на съезде партии ХСС, которую он представляет, сказал, что для Европы прошло время Pax Americana — периода военного и экономического доминирования Соединенных Штатов, когда многие страны использовали американскую модель общества. Думаю, и России некоторых перестроений не избежать. В частности, в рамках треугольника РФ — Китай — Индия. Оценки по этому треугольнику начну с лирического отступления.

Давным-давно, после того как я провел в Госдуме закон об ипотеке, меня довольно часто приглашали на выжившие предприятия ВПК, чтобы проконсультировать руководство по поводу ипотечных программ для молодых специалистов. Они думали, как привлекать и сохранять кадры, обеспечив их жильем по особым ипотечным программам. Я побывал на одном таком хорошем предприятии, директор которого показался мне очень толковым. Но как он собирался в долгосрочной перспективе эту ипотечную программу финансировать? Ведь если она долгосрочная, надо быть уверенным, что на нее хватит денег.

«В рабочем ящике любого президента США лежит документ, в котором говорится, что Россия их может уничтожить»

Тогда он рассказал, что одной из долгосрочных гарантий дохода для таких программ будет PJ-10 «БраМос» — сверхзвуковая противокорабельная ракета, разработанная ОАО «ВПК „НПО машиностроения“» совместно с организацией оборонных исследований и разработок министерства обороны Индии. Аналог этой ракеты уже тогда производился для нашего Военно-морского флота. Индусы предложили создать на территории их страны совместное предприятие по производству и совершенствованию таких ракет. Причем Индия хотела максимум комплектующих производить у себя.

При этом, когда я спрашивал директора того ВПК, а как там насчет воровства интеллектуальной собственности, мой собеседник предполагал, что подобного не будет, потому что совершенствовать для себя Россия эту ракету будет быстрее, чем ее смогут скопировать. Оценки и по деньгам, и по интеллектуальной собственности были очень оптимистичными. Прошло 25 лет, и можно оценить, в какой мере оправдался этот оптимизм относительно сотрудничества с Индией.

«Индийцы стали из наших элементов производить ракеты на своей территории, что соответствует лозунгу Нарендры Моди «Сделаем все в Индии» «Индийцы стали из наших элементов производить ракеты на своей территории, что соответствует лозунгу Нарендры Моди «Сделаем все в Индии» Фото: © Ritesh Shukla/ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Двигатели по-прежнему наши

Оценки, которые я дальше делаю, основываются на открытой информации, все есть в интернете. Итак, было создано совместное предприятие «БраМос Аэроспейс» (на 49,5% наше, на 51,5% индийское). Оно благополучно работает по сегодняшний день. На «БраМос Аэроспейсе» начинали производить только корабельные ракеты, а дальше сделали весь спектр ракет, включая размещаемые на наших же самолетах ракеты «воздух — воздух». В результате в Индии заказано и произведено порядка 1,6 тыс. этих ракет. Одна штука стоит примерно $4 миллиона.

Дальше индийцы стали из наших элементов производить ракеты на своей территории, что соответствует лозунгу Нарендры Моди «Сделаем все в Индии». Однако ключевые элементы, в частности двигатели, по-прежнему поставляются из России. Причем эти ключевые элементы составляют половину цены ракеты. Что еще важнее, PJ-10 «БраМос» экспортируются в другие страны. Например, был заключен контракт с Филиппинами, ведутся переговоры с Индонезией, ОАЭ, Саудовской Аравией, Вьетнамом, Алжиром, Малайзией и даже крупнейшие латиноамериканские страны Аргентина и Бразилия проявили интерес к этим ракетам. Отчасти в связи с тем, что они хорошо себя зарекомендовали в реальных конфликтах, например в последнем индо-пакистанском столкновении.

Проблем с интеллектуальной собственностью, насколько я знаю, по ключевым элементам не возникало. Все это через роялти, долю в прибыли (а если у нас 49,5%, то в Россию идет часть прибыли и от экспорта). Наша страна также получает и прямые выплаты за поставки компонентов, которые она отгружает на сумму от $100 млн до $150 млн в год. Для не самого главного продукта данного замечательного предприятия это очень хороший результат с еще более оптимистичными перспективами. Потому что раз начинаются экспортные контракты, может расшириться производство.

Несколько иначе (но не менее перспективно) Россия и Индия сотрудничают по танкам Т-90С, который стоит от $4 млн до $5 миллионов. Здесь они тоже перешли от прямых поставок к машинокомплектам, а потом к схеме «сделано в Индии». А по факту ключевые элементы (двигатели) поставляются из России. Таких танков сделано в Индии 2 тыс. штук, в третьи страны они не экспортируются. Текущая оценка прибыли ВПК России с учетом роялти, поставок, модернизации, обслуживания примерно $4–6 млрд за весь срок продаж. Это неплохой результат. Проблем с интеллектуальной собственностью по ключевым элементам, насколько мне известно, нет.

«Китай купил 200 самолетов Су-27, Су-30 и Су-35 (последние Индия, кстати, тоже купила, но это отдельная история), а еще около 10 самолетов произвел по лицензии» «Китай купил 200 самолетов Су-27, Су-30 и Су-35 (последние Индия, кстати, тоже купила, но это отдельная история), а еще около 10 самолетов произвел по лицензии» Фото: «БИЗНЕС Online»

Китай полностью скопировал российские самолеты и попытался скопировать двигатель

Близка по схеме и результату ситуация с самолетами Су-30МКИ. Это основной самолет, который сначала Россия поставляла Индии, потом они его строили вместе. В индийской армии около 300 таких, средняя цена одного — $35 миллионов. Двигатели и другие элементы к нему поставляются из РФ, а вот собирают самолеты на чисто индийских предприятиях, совместного производства там нет. Заработок России с момента начала поставок составляет $12–15 миллиардов. Это тоже очень приличные деньги, хотя данная тема публично не обсуждалась во время визита Владимира Путина в Индию. Думаю, это связано с санкциями. Поскольку глава «Ростеха» Сергей Чемезов тоже был в той поездке, думаю, то, как дальше развивать сотрудничество в работе над самолетами (военными и гражданскими), наверняка на встрече обсуждалось.

Для сравнения: Китай купил 200 самолетов Су-27, Су-30 и Су-35 (последние Индия, кстати, тоже купила, но это отдельная история), а еще около 10 самолетов произвел по лицензии. Доходы России от того, что поставляли в КНР, примерно такие же, как доходы от поставок военных самолетов в Индию. Но Китай дополнительно закупил российские двигатели с большим запасом — 2 тыс. единиц. Ну и отдельно для более тяжелых транспортных самолетов тоже купил штук 700–800.

Еще раз фиксируем, что доходы от поставок и лицензионной сборки самолетов примерно такие же, как в случае с Индией, плюс дополнительно $9 млрд по двигателям. Разница в том, что Китай провел реверс-инжиниринг (проще говоря, копирование). Т. е. Поднебесная скопировала полностью самолеты и попыталась скопировать двигатель. Как утверждают некоторые китайские эксперты, они их так улучшали. Теперь Китай у России не закупает ничего, выпускает свои самолеты и конкурирует с нами в третьих странах.

Что касается двигателей, которые были закуплены про запас в больших количествах, индийская пресса пишет, что в наиболее ответственных направлениях (например, рядом с Тайванем) Китай использует российские двигатели, потому что их собственные по качеству сильно уступают. Я счел возможность привести здесь факты этой истории потому, что речь идет о локомотивных для России отраслях — ВПК и авиастроении. За 25 лет фактов накопилось немало, по крайней мере по «БраМосам». И факты эти демонстрируют разницу в сотрудничестве России с Китаем и Индией по процедуре и результатам. КНР была изначально настроена на реверс-инжиниринг и продолжает покупки и сотрудничество только там, где не может скопировать объект в должном качестве. Индия за 25 лет в реверс-инжиниринге ключевых компонентов не замечена и продолжает сотрудничать и использовать российские ключевые компоненты.

Как Россия и Индия будут сотрудничать в атомной энергетике

Проанализировав ситуацию по этим темам (по ним полно данных), можно перейти к одной из главных локомотивных отраслей России — атомной энергетике. В Индии эта тема была одной из самых обсуждаемых. Любопытно, каким китайский интеллект DeepSeek видит оптимальное сотрудничество РФ, Индии и Китая в атомной сфере. С точки зрения максимального захвата внешних рынков (что необходимо для локомотивной отрасли) он рекомендует использовать Индию в качестве стратегического партнера, максимально передавая ей неключевые знания. А Китай ИИ советует использовать лишь в качестве «удешевляющего партнера», не передавая ему ключевых современных решений. Эта история характеризует то, как стоит перестроить работу.

Во время визита в Индию в составе российской делегации был и глава «Росатома» Алексей Лихачев, который подписал ряд документов. Наиболее интересный из них — договор о поставке ядерного топлива для крупнейшей атомной станции Индии «Куданкулам», ее третьего и четвертого блоков на все время эксплуатации. Сумма поставки — $7 миллиардов. На 1 ГВт приходится примерно $3 миллиарда. До 2047 года Индия планирует добавить еще 100 ГВт атомных блоков, и всем им потребуется топливо.

Второй значимый документ — меморандум о строительстве новых блоков и расширении действующих. К 2030 году Индия намерена увеличить количество атомных ГВт с текущих 8 до 22 ГВт. Когда начинаешь разбираться, как это будет происходить, выясняется, что из них новые блоки АЭС на 6 ГВт построит «Росатом», а дальше определенности нет. Кто же, собственно, построит блоки для выработки остальных новых гигаватт?

Предполагается, что эту часть построят индийские компании с использованием не до конца отработанных технологий. Я очень сильно сомневаюсь, что к 2030 году они будут действительно построены. Это значит, что в основном планы индийцев по строительству блоков АЭС выполнит «Росатом». Согласно еще одному документу, российская компания будет вместе с Индией подыскивать новые площадки для новых электростанций, а не только расширять «Куданкулам».

Третье важное соглашение — об углублении сотрудничества в области использования атомной энергии и смежных высоких технологий. Оно предполагает локализацию оборудования в Индии, совместное производство компонентов, включая и топливные сборки. И, что может быть еще более важным, оговорена совместная реализация атомных проектов в третьих странах. В качестве примера указывается Бангладеш. Не в виде соглашения, а просто упоминается в коммюнике, что проведены переговоры по малым модульным и плавучим атомным электростанциям, с тем чтобы Россия и Индия строили их вместе. Если посмотреть на то, что рекомендует ИИ сделать в ситуации, чтобы российская атомная отрасль захватила наибольшую долю мирового рынка, выясняется, что именно в этом направлении «Росатом» действует, и он подписывает правильные соглашения с Индией.

Резюме такое: оценка, сделанная по имеющимся фактам во всех других отраслях, показывает, что по крайней мере в атомной отрасли нашей страны изменения идут в правильном направлении. На мой взгляд, 2026-й будет годом начала перестроений в рамках разных «треугольников». В атомной отрасли уже прослеживается, в каком направлении эти перестроения пойдут. Можно разобрать тенденции и в других наиболее значимых для страны отраслях, если читатели сочтут это интересным.