«Китай был изначально настроен на реверс-инжиниринг и продолжает покупки и сотрудничество только там, где не может скопировать объект в должном качестве. Индия за 25 лет в реверс-инжиниринге ключевых компонентов не замечена и продолжает сотрудничать и использовать российские ключевые компоненты», — считает главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Эксперт «БИЗНЕС Online» в данной статье рассуждает о том, как будут пересматриваться взаимоотношения в рамках треугольника США – Россия – Китай и сколько зарабатывает наша страна на совместных с Индией проектах.
Главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев
Как Индия и Россия собирают вместе ракеты PJ-10 «БраМос»
В прошлом тексте я писал о новой стратегии национальной безопасности США как о важнейшем событии, которое многие аналитики воспринимают как «тихую революцию». Поскольку я полагаю, что одно из исходных утверждений стратегии верно (что предыдущая стратегия была грубо ошибочной), и считаю, что зафиксированный возврат к доктрине Монро и треугольнику Киссинджера абсолютно соответствует нынешним возможностям и интересам Штатов, думаю, возврат этот будет реализовываться практически. Но, может быть, и с откатами. Тем не менее будут пересматриваться взаимоотношения в рамках треугольника США — Россия — Китай и вокруг него, в том числе взаимоотношения с Индией.
Интересно, что даже канцлер Германии Фридрих Мерц (на мой взгляд, не блещущий умом) в Мюнхене на съезде партии ХСС, которую он представляет, сказал, что для Европы прошло время Pax Americana — периода военного и экономического доминирования Соединенных Штатов, когда многие страны использовали американскую модель общества. Думаю, и России некоторых перестроений не избежать. В частности, в рамках треугольника РФ — Китай — Индия. Оценки по этому треугольнику начну с лирического отступления.
Давным-давно, после того как я провел в Госдуме закон об ипотеке, меня довольно часто приглашали на выжившие предприятия ВПК, чтобы проконсультировать руководство по поводу ипотечных программ для молодых специалистов. Они думали, как привлекать и сохранять кадры, обеспечив их жильем по особым ипотечным программам. Я побывал на одном таком хорошем предприятии, директор которого показался мне очень толковым. Но как он собирался в долгосрочной перспективе эту ипотечную программу финансировать? Ведь если она долгосрочная, надо быть уверенным, что на нее хватит денег.
Тогда он рассказал, что одной из долгосрочных гарантий дохода для таких программ будет PJ-10 «БраМос» — сверхзвуковая противокорабельная ракета, разработанная ОАО «ВПК „НПО машиностроения“» совместно с организацией оборонных исследований и разработок министерства обороны Индии. Аналог этой ракеты уже тогда производился для нашего Военно-морского флота. Индусы предложили создать на территории их страны совместное предприятие по производству и совершенствованию таких ракет. Причем Индия хотела максимум комплектующих производить у себя.
При этом, когда я спрашивал директора того ВПК, а как там насчет воровства интеллектуальной собственности, мой собеседник предполагал, что подобного не будет, потому что совершенствовать для себя Россия эту ракету будет быстрее, чем ее смогут скопировать. Оценки и по деньгам, и по интеллектуальной собственности были очень оптимистичными. Прошло 25 лет, и можно оценить, в какой мере оправдался этот оптимизм относительно сотрудничества с Индией.
«Индийцы стали из наших элементов производить ракеты на своей территории, что соответствует лозунгу Нарендры Моди «Сделаем все в Индии»
Двигатели по-прежнему наши
Оценки, которые я дальше делаю, основываются на открытой информации, все есть в интернете. Итак, было создано совместное предприятие «БраМос Аэроспейс» (на 49,5% наше, на 51,5% индийское). Оно благополучно работает по сегодняшний день. На «БраМос Аэроспейсе» начинали производить только корабельные ракеты, а дальше сделали весь спектр ракет, включая размещаемые на наших же самолетах ракеты «воздух — воздух». В результате в Индии заказано и произведено порядка 1,6 тыс. этих ракет. Одна штука стоит примерно $4 миллиона.
Дальше индийцы стали из наших элементов производить ракеты на своей территории, что соответствует лозунгу Нарендры Моди «Сделаем все в Индии». Однако ключевые элементы, в частности двигатели, по-прежнему поставляются из России. Причем эти ключевые элементы составляют половину цены ракеты. Что еще важнее, PJ-10 «БраМос» экспортируются в другие страны. Например, был заключен контракт с Филиппинами, ведутся переговоры с Индонезией, ОАЭ, Саудовской Аравией, Вьетнамом, Алжиром, Малайзией и даже крупнейшие латиноамериканские страны Аргентина и Бразилия проявили интерес к этим ракетам. Отчасти в связи с тем, что они хорошо себя зарекомендовали в реальных конфликтах, например в последнем индо-пакистанском столкновении.
Проблем с интеллектуальной собственностью, насколько я знаю, по ключевым элементам не возникало. Все это через роялти, долю в прибыли (а если у нас 49,5%, то в Россию идет часть прибыли и от экспорта). Наша страна также получает и прямые выплаты за поставки компонентов, которые она отгружает на сумму от $100 млн до $150 млн в год. Для не самого главного продукта данного замечательного предприятия это очень хороший результат с еще более оптимистичными перспективами. Потому что раз начинаются экспортные контракты, может расшириться производство.
Несколько иначе (но не менее перспективно) Россия и Индия сотрудничают по танкам Т-90С, который стоит от $4 млн до $5 миллионов. Здесь они тоже перешли от прямых поставок к машинокомплектам, а потом к схеме «сделано в Индии». А по факту ключевые элементы (двигатели) поставляются из России. Таких танков сделано в Индии 2 тыс. штук, в третьи страны они не экспортируются. Текущая оценка прибыли ВПК России с учетом роялти, поставок, модернизации, обслуживания примерно $4–6 млрд за весь срок продаж. Это неплохой результат. Проблем с интеллектуальной собственностью по ключевым элементам, насколько мне известно, нет.
«Китай купил 200 самолетов Су-27, Су-30 и Су-35 (последние Индия, кстати, тоже купила, но это отдельная история), а еще около 10 самолетов произвел по лицензии»
Китай полностью скопировал российские самолеты и попытался скопировать двигатель
Близка по схеме и результату ситуация с самолетами Су-30МКИ. Это основной самолет, который сначала Россия поставляла Индии, потом они его строили вместе. В индийской армии около 300 таких, средняя цена одного — $35 миллионов. Двигатели и другие элементы к нему поставляются из РФ, а вот собирают самолеты на чисто индийских предприятиях, совместного производства там нет. Заработок России с момента начала поставок составляет $12–15 миллиардов. Это тоже очень приличные деньги, хотя данная тема публично не обсуждалась во время визита Владимира Путина в Индию. Думаю, это связано с санкциями. Поскольку глава «Ростеха» Сергей Чемезов тоже был в той поездке, думаю, то, как дальше развивать сотрудничество в работе над самолетами (военными и гражданскими), наверняка на встрече обсуждалось.
Для сравнения: Китай купил 200 самолетов Су-27, Су-30 и Су-35 (последние Индия, кстати, тоже купила, но это отдельная история), а еще около 10 самолетов произвел по лицензии. Доходы России от того, что поставляли в КНР, примерно такие же, как доходы от поставок военных самолетов в Индию. Но Китай дополнительно закупил российские двигатели с большим запасом — 2 тыс. единиц. Ну и отдельно для более тяжелых транспортных самолетов тоже купил штук 700–800.
Еще раз фиксируем, что доходы от поставок и лицензионной сборки самолетов примерно такие же, как в случае с Индией, плюс дополнительно $9 млрд по двигателям. Разница в том, что Китай провел реверс-инжиниринг (проще говоря, копирование). Т. е. Поднебесная скопировала полностью самолеты и попыталась скопировать двигатель. Как утверждают некоторые китайские эксперты, они их так улучшали. Теперь Китай у России не закупает ничего, выпускает свои самолеты и конкурирует с нами в третьих странах.
Что касается двигателей, которые были закуплены про запас в больших количествах, индийская пресса пишет, что в наиболее ответственных направлениях (например, рядом с Тайванем) Китай использует российские двигатели, потому что их собственные по качеству сильно уступают. Я счел возможность привести здесь факты этой истории потому, что речь идет о локомотивных для России отраслях — ВПК и авиастроении. За 25 лет фактов накопилось немало, по крайней мере по «БраМосам». И факты эти демонстрируют разницу в сотрудничестве России с Китаем и Индией по процедуре и результатам. КНР была изначально настроена на реверс-инжиниринг и продолжает покупки и сотрудничество только там, где не может скопировать объект в должном качестве. Индия за 25 лет в реверс-инжиниринге ключевых компонентов не замечена и продолжает сотрудничать и использовать российские ключевые компоненты.
Как Россия и Индия будут сотрудничать в атомной энергетике
Проанализировав ситуацию по этим темам (по ним полно данных), можно перейти к одной из главных локомотивных отраслей России — атомной энергетике. В Индии эта тема была одной из самых обсуждаемых. Любопытно, каким китайский интеллект DeepSeek видит оптимальное сотрудничество РФ, Индии и Китая в атомной сфере. С точки зрения максимального захвата внешних рынков (что необходимо для локомотивной отрасли) он рекомендует использовать Индию в качестве стратегического партнера, максимально передавая ей неключевые знания. А Китай ИИ советует использовать лишь в качестве «удешевляющего партнера», не передавая ему ключевых современных решений. Эта история характеризует то, как стоит перестроить работу.
Во время визита в Индию в составе российской делегации был и глава «Росатома» Алексей Лихачев, который подписал ряд документов. Наиболее интересный из них — договор о поставке ядерного топлива для крупнейшей атомной станции Индии «Куданкулам», ее третьего и четвертого блоков на все время эксплуатации. Сумма поставки — $7 миллиардов. На 1 ГВт приходится примерно $3 миллиарда. До 2047 года Индия планирует добавить еще 100 ГВт атомных блоков, и всем им потребуется топливо.
Второй значимый документ — меморандум о строительстве новых блоков и расширении действующих. К 2030 году Индия намерена увеличить количество атомных ГВт с текущих 8 до 22 ГВт. Когда начинаешь разбираться, как это будет происходить, выясняется, что из них новые блоки АЭС на 6 ГВт построит «Росатом», а дальше определенности нет. Кто же, собственно, построит блоки для выработки остальных новых гигаватт?
Предполагается, что эту часть построят индийские компании с использованием не до конца отработанных технологий. Я очень сильно сомневаюсь, что к 2030 году они будут действительно построены. Это значит, что в основном планы индийцев по строительству блоков АЭС выполнит «Росатом». Согласно еще одному документу, российская компания будет вместе с Индией подыскивать новые площадки для новых электростанций, а не только расширять «Куданкулам».
Третье важное соглашение — об углублении сотрудничества в области использования атомной энергии и смежных высоких технологий. Оно предполагает локализацию оборудования в Индии, совместное производство компонентов, включая и топливные сборки. И, что может быть еще более важным, оговорена совместная реализация атомных проектов в третьих странах. В качестве примера указывается Бангладеш. Не в виде соглашения, а просто упоминается в коммюнике, что проведены переговоры по малым модульным и плавучим атомным электростанциям, с тем чтобы Россия и Индия строили их вместе. Если посмотреть на то, что рекомендует ИИ сделать в ситуации, чтобы российская атомная отрасль захватила наибольшую долю мирового рынка, выясняется, что именно в этом направлении «Росатом» действует, и он подписывает правильные соглашения с Индией.
Резюме такое: оценка, сделанная по имеющимся фактам во всех других отраслях, показывает, что по крайней мере в атомной отрасли нашей страны изменения идут в правильном направлении. На мой взгляд, 2026-й будет годом начала перестроений в рамках разных «треугольников». В атомной отрасли уже прослеживается, в каком направлении эти перестроения пойдут. Можно разобрать тенденции и в других наиболее значимых для страны отраслях, если читатели сочтут это интересным.
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.