С момента, когда стало известно о том, что Кобелев будет ставить в Казани, «Музей невинности» автоматически превратился в главное событие сезона, а внимательный местный театрал имел возможность подготовиться к декабрьской премьере С момента, когда стало известно о том, что Кобелев будет ставить в Казани, «Музей невинности» автоматически превратился в главное событие сезона, а внимательный местный театрал имел возможность подготовиться к декабрьской премьере

Наш человек в Александринке

Художественный руководитель Александринки дебютирует в театре им. Камала — интрига вполне себе российского масштаба, которую таила в себе нынешняя премьера в роскошном здании на берегу Кабана. Впрочем, 38-летний Никита Кобелев — отнюдь не чужак для Татарстана, а вполне себе «безнең малай», родившийся еще в городе Брежневе, выросший уже в Набережных Челнах и именно здесь в молодежном театре «Ключ» делавший первые шаги в профессии. И только потом уехавший в ГИТИС, где учился у знаменитого педагога Олега Кудряшова, кстати вместе с другим татарстанцем Туфаном Имамутдиновым.

С момента, когда стало известно о том, что Кобелев будет ставить в Казани, «Музей невинности» автоматически превратился в главное событие сезона, причем внимательный местный театрал имел возможность подготовиться к декабрьской премьере. Дело в том, что новый спектакль — это уже четвертая работа режиссера, которую в этом году можно было увидеть в Татарстане. Прежде были «Дачники» по мотивам пьесы Горького прекрасного новосибирского театра «Старый дом», которых привозили в Челны, и два спектакля Александринки — «Воскресение» по Толстому на Качаловском фестивале и «Екатерина и Вольтер» на гастролях в Камаловском.

Все эти постановки давали понять, что режиссер Кобелев любит и ценит серьезную литературу, статичные мизансцены, философские разговоры и отнюдь не против длительного хронометража спектаклей. Ответ на вопрос, как все это воспримет труппа театра им. Камала, а что еще более важно, его зритель, был совсем не очевиден, поскольку работы худрука Александринки точно не проходят по разряду легкого вечернего времяпрепровождения.

Никита Кобелев: «Стамбул и Казань близки в том, как устроены любовные отношения»

Выбор материала Кобелевым тоже был не самым очевидным, хотя вновь демонстрировал его тягу к большой прозе. «Музей невинности» — это внушительный по объему роман лауреата Нобелевской премии по литературе Орхана Памука. Правда, предыдущий опыт работы Камаловского театра с текстом Памука вышел скорее неудачным: режиссер Максим Кальсин больше 10 лет назад ставил здесь спектакль по роману «Меня зовут Красный», получившийся в итоге театральный артхаус плохо продавался и быстро ушел из репертуара.

При прочтении «Музея невинности» также интриговало, как режиссер поступит с обилием откровенных описаний в романе любовных сцен, ведь речь идет о все еще таком пуританском татарском театре (вспомните, как шумно обсуждали посты известных деятелей национальной эстрады, разглядевших голые мужские ягодицы в замечательном спектакле Айдара Заббарова «Тормышмы бу»). И надо сказать, что Кобелев нашел нужный баланс, а преисподняя не разверзлась под ногами актеров и зрителей от произнесения слов «давай займемся любовью». Более того, наблюдая за женскими персонажами в спектакле, подумалось, что сегодня татарский театр редко дает возможность актрисам быть по-настоящему красивыми и сексуально притягательными. И вот благодаря приглашенной постановочной команде теперь мы знаем, как, например, Алине Мударисовой или Айгуль Шакуровой идут вечерние наряды.

Действие романа разворачивается в 1970–1980-е годы в Стамбуле, где 30-летний Кемаль из влиятельной стамбульской семьи, который готовится к помолвке с выпускницей Сорбонны Сибель (на фото), влюбляется в бедную родственницу, 18-летнюю Фюсун Действие романа разворачивается в 1970–1980-е годы в Стамбуле, где 30-летний Кемаль из влиятельной стамбульской семьи, который готовится к помолвке с выпускницей Сорбонны Сибель (на фото), влюбляется в бедную родственницу, 18-летнюю Фюсун

«Это, мне кажется, лучшая книга о любви, о страсти, что я читал за долгое время»

«Это, мне кажется, лучшая книга о любви, о страсти, что я читал за долгое время», — так отзывался Кобелев о романе Памука, инсценировку которого режиссер сделал сам, летом в интервью «БИЗНЕС Online». Действие романа разворачивается в 1970–1980-е годы в Стамбуле, где 30-летний Кемаль из влиятельной стамбульской семьи, который готовится к помолвке с выпускницей Сорбонны Сибель, влюбляется в бедную родственницу, 18-летнюю Фюсун. Эту любовь и страсть Кемаль пронесет через всю жизнь, и они станут причиной череды событий, которые изменят жизни всех главных героев, подведут их к переосмыслению ценностей и грустному финалу.

Кобелев с максимальным уважением к первоисточнику переносит на сцену действие романа, хотя то же самое сделать с многостраничными размышлениями о собственных чувствах главного героя (а они и составляют особую прелесть текста Памука) сделать попросту невозможно. Зато это делает сюжет постановки вполне мелодраматичным, в духе турецких сериалов, и ставит рядового зрителя во вполне комфортные условия, даже при хронометраже в 3,5 часа.

Одновременно жители богатых и не очень районов Стамбула полувековой давности решают, помимо вечных, те же важные вопросы, что актуальны сегодня и для нас. Собственно, и нынешняя Турция во многом расколота на сторонников европейского пути и тех, кто предпочитает традицию, основанную на исламе. «Если девственность для вас так важна, почему вы считаете себя Европой?» — вопрошает один из героев Памука. Действительно, его персонажи застряли между Западом и Востоком, желая усидеть на обоих стульях, в том числе когда речь идет о личной жизни.

«Мне кажется, и по менталитету этот сюжет будет любопытен казанской публике, все-таки Стамбул, где происходит действие романа, и Казань близки, как мне кажется, в том, как устроены семейные, любовные отношения, жизнью между современностью и традициями», — рассказывал Кобелев, начиная работу над спектаклем.

Сибель и Фюсун Фюсун и Кемаль

4 тыс. окурков

«Музей невинности» неспроста имеет такое название. В 2012 году по инициативе Памука в Стамбуле открылся музей повседневных вещей именно с таким названием и по смыслу связанный с романом, который он завершил в 2008-м, уже получив к тому времени Нобелевскую премию по литературе. И по сюжету Кемаль решает собрать коллекцию вещей, связанных с Фюсун, ее к нему любовью и временем, проведенным вместе, включая, скажем, 4 тыс. окурков ее сигарет, которые появляются на сцене в особой витрине.

Вообще, вся сцена (художник-постановщик — Анастасия Юдина) — это, по сути, набор разного размера витрин, где за стеклом и происходят ключевые объяснения героев, за которыми мы наблюдаем, будто посетители музея. Их перемещают по сцене технические работники в черном, так что влюбленные оказываются в какой-то момент в горизонтальном положении, словно в склепе, как Радамес и Аида за секунды до смерти. Есть и видеоинсталляции, когда публике ту или иную сцену демонстрируют в качестве черно-белого кино, которое озвучивают в микрофон сами герои (вообще, пара отсылок в спектакле к нынешней популярности турецких фильмов вызывает заметное оживление в зрительном зале). А еще на заднике сцены демонстрируют снимки, как оказалось, из того самого стамбульского «Музея невинности». Дополняет картину большая фотография Стамбула. Кажется даже, что разрозненных элементов сценографии чересчур много, но ведь так и бывает в настоящем музее.

Есть и видеоинсталяции, когда публике ту или иную сцену демонстрируют в качестве черно-белого кино, которое озвучивают в микрофон сами герои Есть и видеоинсталляции, когда публике ту или иную сцену демонстрируют в качестве черно-белого кино, которое озвучивают в микрофон сами герои

Режиссер Кобелев здесь — это не гений с безудержной фантазией, а уверенный в своих решениях руководитель постановочной команды, в которой каждый винтик театральной машины должен работать на итоговый результат. Так что актеры пусть и очень важный, но все же лишь один из винтиков «Музея невинности». Поэтому главным героям — Ришату Ахмадуллину (Кемаль), Мударисовой (Сибель), Лейсан Гатауллиной (Фюсун), сосредоточенным на решении режиссерских задач, особенно негде развернуться. Но для Ахмадуллина эта работа все равно веха актерской биографии: такой большой драматической роли в родном театре у него еще не было.

Кроме того, как это часто бывает в спектаклях Камаловского театра, здесь есть несколько ярких ролей второго плана. Например, очень смешной Ильнур Закиров в роли Заима, друга Кемаля, этакий турецкий хипстер из 70-х; превосходный актерский этюд в одной туфле продемонстрировала Ляйсан Файзуллина в крохотной роли «ангела утешения»; наконец, прекрасно пела турецкие песни Лейсан Рахимова.

Очень смешной Ильнур Закиров в роли Заима, друга Кемаля, этакий турецкий хипстер из 70-х Очень смешной Ильнур Закиров в роли Заима, друга Кемаля, этакий турецкий хипстер из 70-х

Одним из референсов при работе над «Музеем невинности» Кобелев называл знаменитый фильм Вонга Кар-Вая «Любовное настроение», из которого он даже позаимствовал одну из мелодий для музыкального оформления. При этом «Любовное настроение» — это кино о любви, которой не случилось, а «Музей невинности» — скорее спектакль о счастье, прошмыгнувшем мимо. «Пусть все знают: я прожил очень счастливую жизнь», — тем не менее говорит в финале главный герой. И, как ни странно, в этом нет особого противоречия, ведь не каждому удается на основе личной драмы организовать учреждение культуры.