Спектакль в постановке руководителя одного из главных театров страны — отнюдь не рядовое событие для театра им. Камала, поэтому «Музей невинности» в постановке уроженца Набережных Челнов и художественного руководителя Александринского театра Никиты Кобелева изначально виделся как главное событие сезона в стенах роскошной «ледяной глыбы». О том, каким получилось новое обращение камаловцев к прозе нобелевского лауреата из Турции Орхана Памука, может ли театр быть музеем и что общего в «любовном настроении» Стамбула и Казани, — в материале «БИЗНЕС Online».
С момента, когда стало известно о том, что Кобелев будет ставить в Казани, «Музей невинности» автоматически превратился в главное событие сезона, а внимательный местный театрал имел возможность подготовиться к декабрьской премьере
Наш человек в Александринке
Художественный руководитель Александринки дебютирует в театре им. Камала — интрига вполне себе российского масштаба, которую таила в себе нынешняя премьера в роскошном здании на берегу Кабана. Впрочем, 38-летний Никита Кобелев — отнюдь не чужак для Татарстана, а вполне себе «безнең малай», родившийся еще в городе Брежневе, выросший уже в Набережных Челнах и именно здесь в молодежном театре «Ключ» делавший первые шаги в профессии. И только потом уехавший в ГИТИС, где учился у знаменитого педагога Олега Кудряшова, кстати вместе с другим татарстанцем Туфаном Имамутдиновым.
С момента, когда стало известно о том, что Кобелев будет ставить в Казани, «Музей невинности» автоматически превратился в главное событие сезона, причем внимательный местный театрал имел возможность подготовиться к декабрьской премьере. Дело в том, что новый спектакль — это уже четвертая работа режиссера, которую в этом году можно было увидеть в Татарстане. Прежде были «Дачники» по мотивам пьесы Горького прекрасного новосибирского театра «Старый дом», которых привозили в Челны, и два спектакля Александринки — «Воскресение» по Толстому на Качаловском фестивале и «Екатерина и Вольтер» на гастролях в Камаловском.
Все эти постановки давали понять, что режиссер Кобелев любит и ценит серьезную литературу, статичные мизансцены, философские разговоры и отнюдь не против длительного хронометража спектаклей. Ответ на вопрос, как все это воспримет труппа театра им. Камала, а что еще более важно, его зритель, был совсем не очевиден, поскольку работы худрука Александринки точно не проходят по разряду легкого вечернего времяпрепровождения.
Выбор материала Кобелевым тоже был не самым очевидным, хотя вновь демонстрировал его тягу к большой прозе. «Музей невинности» — это внушительный по объему роман лауреата Нобелевской премии по литературе Орхана Памука. Правда, предыдущий опыт работы Камаловского театра с текстом Памука вышел скорее неудачным: режиссер Максим Кальсин больше 10 лет назад ставил здесь спектакль по роману «Меня зовут Красный», получившийся в итоге театральный артхаус плохо продавался и быстро ушел из репертуара.
При прочтении «Музея невинности» также интриговало, как режиссер поступит с обилием откровенных описаний в романе любовных сцен, ведь речь идет о все еще таком пуританском татарском театре (вспомните, как шумно обсуждали посты известных деятелей национальной эстрады, разглядевших голые мужские ягодицы в замечательном спектакле Айдара Заббарова «Тормышмы бу»). И надо сказать, что Кобелев нашел нужный баланс, а преисподняя не разверзлась под ногами актеров и зрителей от произнесения слов «давай займемся любовью». Более того, наблюдая за женскими персонажами в спектакле, подумалось, что сегодня татарский театр редко дает возможность актрисам быть по-настоящему красивыми и сексуально притягательными. И вот благодаря приглашенной постановочной команде теперь мы знаем, как, например, Алине Мударисовой или Айгуль Шакуровой идут вечерние наряды.
Действие романа разворачивается в 1970–1980-е годы в Стамбуле, где 30-летний Кемаль из влиятельной стамбульской семьи, который готовится к помолвке с выпускницей Сорбонны Сибель (на фото), влюбляется в бедную родственницу, 18-летнюю Фюсун
«Это, мне кажется, лучшая книга о любви, о страсти, что я читал за долгое время»
«Это, мне кажется, лучшая книга о любви, о страсти, что я читал за долгое время», — так отзывался Кобелев о романе Памука, инсценировку которого режиссер сделал сам, летом в интервью «БИЗНЕС Online». Действие романа разворачивается в 1970–1980-е годы в Стамбуле, где 30-летний Кемаль из влиятельной стамбульской семьи, который готовится к помолвке с выпускницей Сорбонны Сибель, влюбляется в бедную родственницу, 18-летнюю Фюсун. Эту любовь и страсть Кемаль пронесет через всю жизнь, и они станут причиной череды событий, которые изменят жизни всех главных героев, подведут их к переосмыслению ценностей и грустному финалу.
Кобелев с максимальным уважением к первоисточнику переносит на сцену действие романа, хотя то же самое сделать с многостраничными размышлениями о собственных чувствах главного героя (а они и составляют особую прелесть текста Памука) сделать попросту невозможно. Зато это делает сюжет постановки вполне мелодраматичным, в духе турецких сериалов, и ставит рядового зрителя во вполне комфортные условия, даже при хронометраже в 3,5 часа.
Одновременно жители богатых и не очень районов Стамбула полувековой давности решают, помимо вечных, те же важные вопросы, что актуальны сегодня и для нас. Собственно, и нынешняя Турция во многом расколота на сторонников европейского пути и тех, кто предпочитает традицию, основанную на исламе. «Если девственность для вас так важна, почему вы считаете себя Европой?» — вопрошает один из героев Памука. Действительно, его персонажи застряли между Западом и Востоком, желая усидеть на обоих стульях, в том числе когда речь идет о личной жизни.
«Мне кажется, и по менталитету этот сюжет будет любопытен казанской публике, все-таки Стамбул, где происходит действие романа, и Казань близки, как мне кажется, в том, как устроены семейные, любовные отношения, жизнью между современностью и традициями», — рассказывал Кобелев, начиная работу над спектаклем.
Фюсун и Кемаль
4 тыс. окурков
«Музей невинности» неспроста имеет такое название. В 2012 году по инициативе Памука в Стамбуле открылся музей повседневных вещей именно с таким названием и по смыслу связанный с романом, который он завершил в 2008-м, уже получив к тому времени Нобелевскую премию по литературе. И по сюжету Кемаль решает собрать коллекцию вещей, связанных с Фюсун, ее к нему любовью и временем, проведенным вместе, включая, скажем, 4 тыс. окурков ее сигарет, которые появляются на сцене в особой витрине.
Вообще, вся сцена (художник-постановщик — Анастасия Юдина) — это, по сути, набор разного размера витрин, где за стеклом и происходят ключевые объяснения героев, за которыми мы наблюдаем, будто посетители музея. Их перемещают по сцене технические работники в черном, так что влюбленные оказываются в какой-то момент в горизонтальном положении, словно в склепе, как Радамес и Аида за секунды до смерти. Есть и видеоинсталляции, когда публике ту или иную сцену демонстрируют в качестве черно-белого кино, которое озвучивают в микрофон сами герои (вообще, пара отсылок в спектакле к нынешней популярности турецких фильмов вызывает заметное оживление в зрительном зале). А еще на заднике сцены демонстрируют снимки, как оказалось, из того самого стамбульского «Музея невинности». Дополняет картину большая фотография Стамбула. Кажется даже, что разрозненных элементов сценографии чересчур много, но ведь так и бывает в настоящем музее.
Есть и видеоинсталляции, когда публике ту или иную сцену демонстрируют в качестве черно-белого кино, которое озвучивают в микрофон сами герои
Режиссер Кобелев здесь — это не гений с безудержной фантазией, а уверенный в своих решениях руководитель постановочной команды, в которой каждый винтик театральной машины должен работать на итоговый результат. Так что актеры пусть и очень важный, но все же лишь один из винтиков «Музея невинности». Поэтому главным героям — Ришату Ахмадуллину (Кемаль), Мударисовой (Сибель), Лейсан Гатауллиной (Фюсун), сосредоточенным на решении режиссерских задач, особенно негде развернуться. Но для Ахмадуллина эта работа все равно веха актерской биографии: такой большой драматической роли в родном театре у него еще не было.
Кроме того, как это часто бывает в спектаклях Камаловского театра, здесь есть несколько ярких ролей второго плана. Например, очень смешной Ильнур Закиров в роли Заима, друга Кемаля, этакий турецкий хипстер из 70-х; превосходный актерский этюд в одной туфле продемонстрировала Ляйсан Файзуллина в крохотной роли «ангела утешения»; наконец, прекрасно пела турецкие песни Лейсан Рахимова.
Очень смешной Ильнур Закиров в роли Заима, друга Кемаля, этакий турецкий хипстер из 70-х
Одним из референсов при работе над «Музеем невинности» Кобелев называл знаменитый фильм Вонга Кар-Вая «Любовное настроение», из которого он даже позаимствовал одну из мелодий для музыкального оформления. При этом «Любовное настроение» — это кино о любви, которой не случилось, а «Музей невинности» — скорее спектакль о счастье, прошмыгнувшем мимо. «Пусть все знают: я прожил очень счастливую жизнь», — тем не менее говорит в финале главный герой. И, как ни странно, в этом нет особого противоречия, ведь не каждому удается на основе личной драмы организовать учреждение культуры.
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.