Сегодня днем КАМАЗ представил обновленную стратегию до 2030 года, в которой снизил цели по выручке и продажам на 15–20%. К примеру, теперь завод ориентируется на задачу в 51 тыс. проданных грузовиков к 2030-му, а ранее закладывали показатель в 60 тысяч. Предыдущая стратегия вышла в конце 2023 года и рынок сложился даже хуже, чем заложенный в ней пессимистичный сценарий, объясняет генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. Главным риском на горизонте пяти лет компания видит усиление конкуренции. А в этом году планирует продать столько же, сколько в прошлом, — 35 тыс. машин. Падение продаж на рынке компенсирует рост поставок по гособоронзаказу, поясняет источник «БИЗНЕС Online».
Сергей Когогин признал, что признаков восстановления рынка грузовых автомобилей в 2026-м КАМАЗ пока не видит. В этом году, как ожидается, будет продано 52–55 тыс. грузовых автомобилей, и в следующем «сценарий, вероятно, повторится»
Рынок сложился хуже худшего прогноза КАМАЗа
Накануне КАМАЗ подвел некоторые итоги напряженного года. Продажи завода упадут «только» на 20%, а вот у конкурентов спад будет сильнее, заявил гендиректор завода Сергей Когогин. Что будет с продажами в следующем году, говорить не стал. Но признал, что признаков восстановления рынка грузовых автомобилей в 2026-м компания пока не видит. В этом году будет продано 52–55 тыс. грузовых автомобилей, и в следующем «сценарий, вероятно, повторится».
Так что в ближайшей перспективе поводов для большого оптимизма у компании нет, но она пытается найти их в среднесрочной. Сегодня челнинский автогигант опубликовал обновленную стратегию до 2030 года, которую утвердили на недавнем заседании совета директоров. Предыдущая Стратегия-2030 появилась не так давно, в феврале 2024-го, и мы разбирали ее в отдельном большом материале. Теперь документ понадобилось доработать, актуализировать.
«В стратегии компании, разработанной в 2023 году, рискориентированный сценарий рассматривался как потенциально возможный, но по факту он реализовался с еще более негативными эффектами, чем предполагалось», — объясняет Когогин в обращении к акционерам, сотрудникам и партнерам КАМАЗа. Говоря проще, события на рынке развиваются даже хуже, чем закладывала компания в пессимистичном прогнозе, и потому стратегию пришлось переписывать.
В пресс-релизе компания приводит главные факторы, которые потребовали актуализации документа:
- кризисное падение спроса на российском рынке крупнотоннажных грузовых автомобилей (с 111 тыс. штук в 2024 году до 52 тыс. в 2025-м), медленный восстановительный рост спроса в прогнозном периоде;
- большие нераспроданные стоки ввезенных импортных грузовиков и возвратный парк грузовиков у лизинговых компаний (в совокупности сопоставимые с годовым объемом российского рынка грузовиков);
- снижение операционной рентабельности компании в ценовом противостоянии с иностранными конкурентами;
- увеличение затрат компании на обслуживание долговых обязательств под действием высокой ключевой ставки и оптимизация инвестиций.
Как негативные факторы шеф КАМАЗа перечисляет усиление санкций, «масштабное» падение спроса на рынке и многократный рост стоимости финансовых ресурсов (читай: запретительно высокие ставки по кредитам). В этих условиях завод сохранил стабильное производство, выполняет все госзаказы и «усиливает рыночную конкурентоспособность». Довольно общие фразы.
Обновленная стратегия теперь с прогнозом до 2036 года. Как говорит Когогин в обращении, она нацелена на «оптимизацию и повышение эффективности бизнеса по всем направлениям». Компания намерена выйти из «негативной экономической ситуации» на положительные финансовые результаты в ближайшие 2–3 года, до 2028-го.
Добиться долгосрочного отраслевого лидерства компания собирается за счет развития продуктовой линейки нового поколения грузовиков К5 и пассажирского транспорта, а также ввода в действие «проектов технологической модернизации и локализации компонентной базы», новых бизнес-моделей и цифровых решений. Это также довольно общие фразы, но стоит пояснить, что опубликованный документ — это только публичная часть. Есть еще и непубличная, она объемнее.
Еще стоит говориться, что стратегия — это скорее ориентир, чем какой-то юридически обязывающий документ, она может меняться. «Любая стратегия — это направление развития. Направление не меняется. Стратегия раз в несколько лет актуализируется под текущую ситуацию в экономике страны и на рынке, но в целом направление остается прежним», — подчеркивал в беседе с «БИЗНЕС Online» источник на КАМАЗе.
В этом году общие продажи останутся на уровне 2024-го — спасибо ГОЗ
Справедливости ради заметим, что предыдущая стратегия была утверждена еще в декабре 2023 года (просто опубликовали ее позже, в феврале 2024-го), так что обновление случилось через два года. Как было и как стало? Завод по-прежнему занимает 1-е место на российском рынке грузовиков массой свыше 14 т и у него более 200 дилерских центров в России.
Если в стратегии двухлетней давности КАМАЗ отмечал, что экспортирует продукцию в более чем 30 стран, то в нынешней таких «больше 25». Несмотря на сокращение числа государств, завод хочет завершить год с ростом экспорта на 10%. Такой прогноз недавно представлял Когогин. Экспортные поставки вырастут за счет стран не столько ближнего зарубежья, сколько в основном дальнего, подчеркивал гендиректор. Судя по презентации, в 2022 и 2023 годах завод продавал на экспорт по 5 тыс. машин, а в 2024-м — 4 тысячи.
Если на конец 2023-го в группе компаний «КАМАЗ» было 128 организаций, то теперь 163, а число работников выросло с 57 тыс. до 62 тысяч. Не столь важная, но тоже показательная деталь. В новой стратегии завод именует себя уже не как 19-кратный победитель ралли-рейда «Дакар», а как «многократный победитель международных ралли-рейдов».
Более «свежие» цифры по продажам. На максимум продаж завод вышел в 2021 году, когда было реализовано 45 тыс. грузовиков, а затем по нисходящей. В 2022-м — 43 тыс. машин, в 2023-м — 41 тыс., в 2024-м — уже 35 тысяч. Прогноза по результатам 2025-го в стратегии нет. Каких итогов ждем?
Накануне Когогин заявил, что продажи сократятся на 20%, но есть важное уточнение. Как подсказывает источник «БИЗНЕС Online», речь была о рыночных продажах. В целом же планируется в 2025 году продать столько же, сколько в прошлом, — 35 тыс. автомобилей. Каким образом? Падение продаж на рынке будет компенсировано увеличением поставок по гособоронзаказу, объясняет собеседник.
Целевые ориентиры по выручке и объему продаж на горизонте 2030 года снижены на 15–20% по сравнению со значениями в предыдущей стратегии
Главным риском КАМАЗ видит «усиление конкуренции»
Два года назад в стратегии Россия была на 5-м месте в рейтинге топ-20 рынков тяжелых грузовиков после Китая, США, Индии и Бразилии. Теперь на 4-м месте, выше Бразилии. Китайский рынок лидирует в мире с 2006 года, индийский теперь не «догоняет», а «обогнал» рынок США, а российский все еще на 1-м месте в Европе. Среди мировых производителей КАМАЗ, как и в 2022-м, занимает 14-е место. В двадцатке сразу 8 компаний из КНР.
А что с российским рынком? Если в 2023 году ситуацию КАМАЗ описывал как «восстановительный рост», а рынок РФ оценивал в 4% от мирового, то теперь картина иная. Наступила «стадия коррекции», аккуратно пишет завод и отмечает, что на Россию приходится уже 2,6% мировых продаж.
Что дальше? Основа спроса на отечественном рынке — потребность в обновлении парка грузовых автомобилей. Сейчас парк грузовиков в РФ насчитывает 2 млн штук, средний возраст машины — 17 лет, а в год обновляется 4–5% машин. «Российский рынок грузовиков характеризуется высоким уровнем волатильности и неопределенности развития», — сказано в стратегии. Судя по одному из графиков, при постепенном восстановлении рынок к 2030-му выйдет на показатель в 74 тыс. проданных машин в год.
«Наибольшим риском по влиянию и вероятности наступления является усиление конкуренции на российском рынке коммерческого автотранспорта», — говорится на одном из слайдов стратегии. Очевидно, завод опасается прежде всего соперничества с китайскими машинами, но прямо об этом (в отличие от предыдущей стратегии) уже не говорит.
В документе отмечается, что значительно усилилось влияние и вероятность наступления финансово-экономических рисков и рисков безопасности. И в целом компания стала шире смотреть на ситуацию с рисками.
И какие теперь финансовые цели?
Целевые ориентиры по выручке и объему продаж на горизонте 2030 года снижены на 15–20% по сравнению со значениями в предыдущей стратегии.
Документ предполагает, что выручка компании будет расти в среднем на 7,9% в год — «значительно выше инфляции за счет увеличения масштаба и расширения направлений бизнеса» — и к 2030-му в базовом сценарии достигнет 655 млрд рублей. В 2024 году выручка составила 394 млрд рублей и должна вырасти таким образом на 261 миллиард. Ранее планировалось в базовом сценарии достичь к 2030-му выручки в 806 млрд рублей.
Продажи грузовиков к 2030 году компания видит на уровне 51 тыс. штук. При этом оговаривается, что свыше 50 тыс. автомобилей на КАМАЗе не выпускали с 2008-го. Оговоримся, что в этом году 52–55 тыс. грузовиков — это весь объем российского рынка. В предыдущей стратегии планировалось к 2030-му выйти на показатель в 60 тыс. грузовиков.
Доля экспорта в продажах КАМАЗа к 2030 году, как ожидается, изменится незначительно — до 13% с 12% в 2024-м. Уровень рентабельности по EBITDA к 2030-му прогнозируется как среднеотраслевой для отрасли коммерческого транспорта — 7% против 9% в 2024 году. Ранее собирались выйти на доли экспорта 16% и рентабельности по EBITDA на уровне 9%.
Таким образом, цель по выручке снизилась на 18,7%, по продажам — на 15%. Это базовый прогноз, но также есть оптимистичный и пессимистичный. При первом продажи и выручка окажутся в 1,2–1,4 раза выше, чем в базовом прогнозе, при втором показатели будут на 15% ниже.
В стратегии также есть ориентиры КАМАЗа на горизонт до 2036 года, которые ранее не раскрывали. Компания намерена достичь выручки в 977 млрд рублей, продаж — 56 тыс. грузовиков в год, 17-процентной доли экспорта и 8-процентной рентабельности по EBITDA.
Ситуация на рынке все еще остается напряженной. Сохраняется перезатоваривание, на складах стоят машины двух-трехлетней давности выпуска. И такое положение будет сохраняться как минимум в первой половине следующего года, считают эксперты
«Что должно произойти в экономике страны, чтобы спрос на грузовики настолько вырос?»
В современном мире в принципе сложно планировать на несколько лет вперед, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Comvex ревю» Александр Солнцев. По его мнению, скорее реализоваться может либо пессимистичный, либо базовый сценарий.
«Потому что основной объем продаж КАМАЗа — это тяжелые грузовики. А по статистике последних лет 10, средний объем продаж тяжелых грузовиков в Российской Федерации — 70 тысяч штук. Всех грузовиков — и КАМАЗа, и иномарок, и группы „ГАЗ“, и автомобильного завода „Урал“, и так далее. Вот что должно произойти в экономике страны, чтобы спрос на грузовики настолько вырос?» — задается вопросом собеседник.
«Грузовой транспорт — это инфраструктурная отрасль, которая целиком и полностью зависит от состояния экономики, потому что она обслуживает экономику. Если экономика растет, соответственно, увеличивается спрос на перевозки. Если экономика стагнирует, то, соответственно, стагнирует и спрос на перевозки. Если экономика падает, то и спрос на перевозки падает. Здесь в общем все очевидно. Я бы, конечно, был рад, если бы наша экономика в заявленные сроки развивалась такими темпами, что удалось бы реализовать оптимистичный сценарий. Но, повторюсь, сейчас, на данном этапе развития, когда мы болтаемся у дна (да еще неизвестно, не постучится ли нам кто-то снизу), мне сложно предположить, что будет реализован именно оптимистичный сценарий», — отметил Солнцев.
Не повторится ли ситуация, при которой пессимистичный сценарий реализуется с еще более негативными последствиями? «Это Господь Бог только знает. Но тем не менее Сергей Анатольевич [Когогин] в общем в какой-то степени подтверждает и мои предположения, что, скорее всего, это либо реализация пессимистичного сценария, либо базового», — добавил спикер.
КАМАЗ вполне может выйти на показатель в 51 тыс. проданных грузовиков в год и раньше 2030-го, запланированного в базовом варианте стратегии, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
«Здесь два тренда — тренд рынка в целом и тренд доли КАМАЗа на рынке. Рынок может снижаться или оставаться плюс-минус таким же по объему, но доля КАМАЗа может на нем расти. Судя по тому темпу, который сейчас взял КАМАЗ, я считаю, что у него есть все основания даже не то что надеяться, а быть уверенным в том, что на объем в 51 тысячу выйдут гораздо раньше», — заявил Кадаков в разговоре с «БИЗНЕС Online».
При этом ситуация на рынке все еще остается напряженной, признает эксперт. Сохраняется перезатоваривание, на складах стоят машины двух-трехлетней давности выпуска, по-прежнему сильно давят стоки лизинговых компаний. И такое положение, по его мнению, будет сохраняться как минимум в первой половине следующего года.
«Но в итоге все эти машины будут постепенно проданы. И все равно государству, народному хозяйству, компаниям нужен будет грузовик. Если мы говорим про рынок тяжелых грузовиков, HCV, то традиционный объем рынка, который отвечает запросам страны, — 60−65 тысяч машин [в год]. Я думаю, что мы на него и выйдем в ближайшее время. И у КАМАЗа, конечно же, здесь абсолютный приоритет», — рассуждает Кадаков.
Эксперт напоминает: если в 2024 году в тяжелом классе КАМАЗ занимал около 18% рынка, то 2025-й завершает с долей в 33%. А в приоритете и вовсе довести этот показатель до 50%. Для этого предприятие работает сразу в нескольких направлениях.
«Я неделю назад общался с Сергеем Анатольевичем Когогиным, и он мне подтвердил, что КАМАЗ будет работать и в тех направлениях, которые были традиционными, и будет развивать направления, которые по каким-то причинам были недостаточно развиты», — рассказал Кадаков. Одно из таких направлений — полноприводная техника, на которую сейчас большой спрос.
Кроме того, КАМАЗ идет в новую для себя нишу — выпуск лесозаготовительной техники. Раньше здесь работали полноприводные Volvo, Mercedes и другие зарубежные машины, указывает наш собеседник. Предприятие также продолжит работать с крупными торговыми сетями. «Я был неделю назад на КАМАЗе. И если раньше производили в основном седельные тягачи, то сейчас там и трехосные машины, и полноприводные уже с конвейера сходят», — приводит пример он.
Другой фактор заключается в том, что КАМАЗ повышает производительность труда и средний темп сборки. «Сейчас в смену они собирают 170 машин, хотят довести выпуск и до 180–190. А что такое темп сборки и увеличение производительности труда? Это снижение себестоимости», — рассуждает Кадаков. Разумеется, это скажется на привлекательности автомобилей для покупателя, уверен он.
Как выйти на заложенные показатели? «С одной стороны, расширение квалификации автомобилей в тех сегментах, где КАМАЗ не был предоставлен либо был предоставлен недостаточно. С другой — увеличение производства в традиционных для КАМАЗа сегментах. В-третьих, повышение производительности труда и снижение себестоимости (во всяком случае, не повышение цен в условиях, когда все растет). В сумме это очень хороший показатель», — резюмирует наш собеседник.
Помимо этого, нужно приводить всех игроков рынка в равные условия, считает эксперт. Так, необходимо исключить случаи, когда по дорогам общего пользования передвигаются автомобили, предназначенные, к примеру, для работы на карьере или перевозки угля. Такие авто, в отличие от «КАМАЗов», не соответствуют регламенту и разбивают дорожное полотно. «Конкуренцию тоже нужно выравнивать. Тогда у КАМАЗа появляются еще бо́льшие шансы в честной конкурентной борьбе повысить продажи», — заключил Кадаков. Заметим, что накануне против так называемых дорожных монстров из Китая выступил сам Когогин.
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.