МЫ НЕ В ГРОЗНОМ, НО У НАС ТОЖЕ СТРЕЛЯЮТ

В театре им. Камала о «Мулле» думали давно, но как-то все не складывалось. Туфан Миннуллин написал своего «Муллу» 6 лет назад, когда Татарстан еще жил спокойно и считался образцово-показательным регионом. Но после 19 июля этого года, когда был убит один из самых уважаемых священнослужителей - светлый и чистый человек Валиулла хазрат Якупов, и было совершено нападение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова, мы уже никогда не будем жить по-прежнему. И после недавнего ужаса, что пережила Казань во время ликвидации террористов на ул. Химиков, мы тоже не будем, как некогда были, беззаботны.

Миннуллин еще в 2006 году, когда была написана пьеса, получил за нее награду на конкурсе «Новая татарская пьеса». «Муллу» поставили в Башкирском государственном академическом театре драмы им. Гафури, Мензелинском государственном татарском драматическом театре им. Сабира Амутбаева и Атнинском государственном драматическом театре им. Тукая. К сожалению, не видела тех постановок, но, думаю, в то время, спокойное для нас, пьеса воспринималась иначе. Наверное, можно было даже подумать, что автор где-то перегибает палку.

События в Татарстане как будто подтолкнули камаловцев: медлить больше нельзя. Главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев начал работать над «Муллой», доверив оформление спектакля своему постоянному «соавтору» Сергею Скоморохову. Перед началом работы заручились духовной поддержкой одного из казанских хазратов, визит которому нанесли.

По поводу финала – будет мулла Асфандияр убит или нет – витали сомнения. В результате спектакль камаловцев заканчивается трагически – в муллу стреляют, и он гибнет. Возможно, кого-то эта жестокость покоробит, но автор этих строк стоит на стороне режиссера – времена настали такие, что надо называть вещи своими именами. Иногда, показав сцене жесткость во всей ее неприглядности, можно уберечь от нее сидящих в зале. Высшая миссия театра все же в этом, в том, чтобы «чувства добрые» пробуждать. Конечно, персонажей с ул. Химиков в Казани это вряд ли бы остановило, но кто знает, возможно, какая-то заблудшая душа и задумается.

Премьера спектакля по одной из последних пьес Миннуллина вызвала небывалый ажиотаж - в театре им. Камала вчера был переаншлаг. Вместе с другими ценителями драматического искусства посмотреть постановку приехала самая разная публика. В том числе вместе с супругами прибыли Минтимер Шаймиев, Асгат Сафаров и Фарид Мухаметшин. А вот представители официального мусульманского духовенства Татарстана в зале замечены не были…

НЕ УБИЙ!

Если судить по гамбургскому счету, пьеса Миннуллина грешит некоторой ходульностью характеров, которую режиссер умело прикрывает. Театрал с опытом заметит в «Мулле» некоторые переклички с культовой пьесой 70-х годов прошлого века – вампиловским «Прошлым летом в Чулимске». Тот же приезд главного героя в глубинку, то же столкновение из-за женщины и сцена с огнестрельным оружием, когда Шаманов у Вампилова и мулла у Миннуллина одерживают нравственную победу над соперником. Но все это к слову, и важно в «Мулле» на сцене театра не это. Меседж спектакля – это то предостережение, которое делает режиссер.

Чистый городской мальчик, уже кое-что на своем недлинном веку испытавший, Асфандияр выходит один на один с силами зла – в контексте спектакля, поставленного Бикчантаевым, не надо бояться высокого штиля. Эмиль Талипов – исполнитель роли муллы – одна из удач спектакля. Молодой актер лаконичен и интеллигентен, его словно озаряет внутренний свет.

Деревня, в которую попадает волею одного бизнесмена, поставившего на родине мечеть, молодой хазрат, представляет собой зрелище удручающее. Пьянство, бездуховность, ложь, насилие – пожалуй, трудно перечислись все пороки, которые там считаются нормой. Молодой мулла живет в противовес окружающим, он живет по заповедям Корана, превыше всего ценя доброту и справедливость, и эта жизнь все-таки убеждает кое-кого пересмотреть свои взгляды. Пример тому – герой Искандера Хайруллина, создавшего яркий, иногда чуть гротесковый и противоречивый образ, из оппонента он постепенно превращается в сторонника муллы.

Сценография спектакля лаконична – дом муллы, мечеть. Один из метафоричных элементов оформления – огромные валки, спрессованная солома. Эти валки время от времени наезжают на муллу, словно грозясь раздавить.

Муллу убивает отморозок. Не ваххабит, хотя о них часто вспоминают в спектакле, правда, почему-то считая, что ваххабиты, они чаще бывают выпускниками медресе. Но отморозок, для которого жизнь человека – это спичка, сломал и выбросил, чем он лучше террористов? Кстати, сравнение жизни человеческой со спичкой принадлежит Борису Савинкову - одному из самых ярых сторонников терроризма в России в начале прошлого века.

Корни любого терроризма лежат в бездуховности, в попирании заповеди «Не убий». Первый убийца на земле, Каин, вполне мог пополнить ряды террористов, существуй они в его библейские времена. Хазрат Асфандияр гибнет в тот момент, когда он, наконец, находит родственную душу, чистую девочку, на которой женится. И сидишь в зале и радуешься, что эти двое молодых людей нашли друг друга, что они любимы и любят… И не то что неожиданно, как-то нелепо, никчемно звучит этот выстрел, и пуля влетает в открытое окно, за которым стоит такой спокойный вечер в деревне.

Да, мы долго жили спокойно, мы говорили себе: «У нас же не Грозный, у нас же не Махачкала». Все так, но давайте посмотрим правде в глаза: и в России убивали священнослужителей – и православных, и мусульманских. Жизнь столь жестока, что свершить святотатство – поднять руку на священника – это если еще, слава Богу, не норма, но уже не редкость. Как противостоять этому? Вот об этом и спектакль, что поставил Бикчантаев.

Финал у этой трагедии светлый. Малыш лет 6 в трогательной тюбетеечке приходит в мечеть, опустевшую после ухода Асфандияра, садится на корточки и начинает читать намаз трогательным и неокрепшим детским голоском. И весь он – такой чистенький и гармоничный – находится в луче света. Свет победит тьму – это второй и самый главный меседж Бикчантаева.

«ТВОРЧЕСТВО – ЭТО РЕМЕСЛО И ПРЕДВИДЕНИЕ»

Может ли писатель предвидеть ситуацию, какова доля интуиции в творчестве? Вот что полагают эксперты «БИЗНЕС Online».

Ренат Салаватов - главный дирижер Татарского государственного академического театра оперы и балета им. Джалиля:

- Хороший писатель – это всегда медиум, история литературы насчитывает множество примеров, когда писатели или поэты предвидели события, которые случались через длительный отрезок времени, примеры тому – Пушкин, Лермонтов, Блок.

Нияз Игламов - театральный критик:

- Интуиция занимает в творчестве огромное место. По сути, творчество – это ремесло и предвидение. И не только у писателей, но и у режиссеров. Когда ремесло и интуиция совладают, миру является значимое культурное событие.

Алексей Барыкин - кинорежиссер, сценарист:

- Доля интуиции в творческом процессе велика, но все ее используют по-разному, кто-то прислушивается, а кто-то нет. По собственному опыту могу сказать, что все более-менее значительное, что я сделал, было связано с интуицией, оно пришло как будто извне, а не из моего мозга. Иногда кажется, что кто-то вел твою руку.