«САМОЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТЬСЯ ВЫСТАВКАМИ»

- Анвар, после многолетнего молчания в Казани опять прозвучало название группы – «Дастан». Это что, возрождение?

- У нас накопилось много того, что бы мы хотели сказать зрителю. Есть много нового в нашем творчестве, например, мы начали заниматься не только живописью, но и фотографией. Еще один момент – мы никогда не выставлялись в этой галерее – в квартире-музее художника Мазитова.

- А у вас лично какая мотивация?

- Осень на дворе… Я сейчас живу в деревне, урожай убран, к зиме подготовились. Самое время заняться выставками. Хочется посмотреть со стороны на то, что я делал последнее время.

- Как я понимаю, в последнее время художник Сайфутдинов увлекся фотографией.

- Помните, в детстве мы играли, делали «секретики», прятали что-то яркое, блестящее? Так вот фотография – это мои «секретки». Только я их не прячу, а наоборот – показываю.

- Что вы снимаете?

- Я снимаю то, что мне хочется видеть в этом мире – цветение, чистоту, добро, свет. Вот посмотрит зритель в пасмурную погоду на такую фотографию, и как в детском «секретике» увидит что-то яркое и красивое. Еще одна причина для выставки «Дастана», уже печальная, - это уход из жизни одного нашего друга, мы эту выставку посвящаем его памяти.

«ПРИШЛА ПОРА ВОЗРОЖДАТЬСЯ»

- В середине 90-х группа «Дастан» гремела, на ваши вернисажи ходили сотни людей. Потом – тишина… Что стало толчком, чтобы собраться снова?

- Просто собрались и решили - надо возрождаться, пора пришла, хватит сидеть каждый сам по себе.

- Возрождаться… А под какими знаменами?

- Под прежними – дружбы и единомыслия. С нами, как всегда, Ленар Гильмутдинов, Альберт Галимов, Андрей Тарасов, и мы еще пригласили Вячеслава Бибишева. Вот такая компания. Следующий год у нас юбилейный – у Ленара, у меня, у Славы Бибишева. Нам исполняется по «полтиннику». Надо будет выставляться. И эта наша выставка - это как тренировка перед юбилеями. Чтобы была возможность осмотреться. Убрать все лишнее и сделать интересную юбилейную выставку. Работ у нас много, хоть каждый месяц можно выставляться.

- А почему «Дастан» так долго не выставлялся?

- Я-то выставлялся, а остальных заела текучка, какие-то бытовые проблемы, нездоровье. А сейчас пришло время встряхнуться. Тем более что мы сейчас все встали на ноги, опыт появился, прошло желание эпатировать публику. У меня есть большая надежда, что эта выставка в музее-квартире Мазитова даст толчок другим выставкам, тематическим. Можно ведь отдельно «Дастану» сделать выставку портрета – скажем, в живописи и фотопортрета. Или сделать, например, выставку, посвященную образу Шурале. Недавно такую выставку в Москве делали уфимцы, но она у них не получилась. Такую выставку надо делать, когда есть мастерство.

- Какие темы сейчас волнуют «Дастан»?

- Мы уже дожили до того возраста, когда нас начали волновать «вечные темы» – любовь, добро, мир. Время шабашек, хулиганства, оно прошло. Пора подводить итоги, хотя и промежуточные, но итоги. И идти дальше.

«ДАСТАН» - ЭТО КОГДА МЫ ВСЕ ВМЕСТЕ»

- Чем выставка группы «Дастан» отличается от обычной коллективной выставки?

- Мы не навязываем никому и ничего. У нас есть общее – хорошие человеческие отношения. Это очень важно для творчества. У нас есть доверие друг к другу. У нас есть курс на сохранение традиции татарстанской школы живописи. Мы хотим объяснить последующим поколениям, кто мы такие и куда мы идем.

- В свое время вы были инициатором создания группы «Дастан», ее лидером. Вы таковым остаетесь?

- И Альберт Шакиров - классный искусствовед, не так давно ушедший из жизни, был ее лидером и вдохновителем! Да, наверное, я сейчас лидер «Дастана», но все его члены, особенно Ленар Гильмутдинов, они важны. «Дастан» - это когда мы все вместе. Для нас сейчас главное – много работать, не болтаться без дела, не пить, от пьянки за последнее время столько людей сгорели, а работать. Ленар для меня – настоящий друг, человек, который вдохновляет на работу, а не просто читает нотации. Ленар – театральный художник, недавно я был у него на спектакле, и мне теперь хочется рисовать портреты актеров, но не просто актеров, а их в ролях. Показать, как реальный человек внедряется в подкорку своего персонажа. Альберт Галимов – тоже человек для меня важный, он врач по образованию, потомственный врач, он столько всего знает!

- У меня такое ощущение, что вас сейчас тянет к реализму.

- Да, это так. У меня появился трезвый взгляд на жизнь. Хочу писать простые сюжеты. Женщину, например, в избе написать.

- Выставка возрожденного «Дастана» получилась очень сочной и позитивной. Как вы считаете, сейчас тренд в живописи – по-прежнему чернуха или все-таки позитив?

- Да, сейчас наступило время позитива, чернуху мы уже перекушали. Но сейчас – царство дилетантов. В интернете все свалено в кучу, и только знающий может найти там жемчужины. Образованный человек может найти нужный ему материал и сориентироваться. Мне бы хотелось каждый месяц делать выставки и помогать молодым художникам находить ориентиры. Я устал от безграмотных людей, сейчас иногда даже деловые бумаги чиновники пишут с ошибками. У меня много друзей, которые преподают в высших художественных учебных заведениях, они диву даются, но у них масса студентов, которые абсолютно не знают историю искусств. И это будущие художники! Они просто-напросто не знают ни художников, ни картины. Я очень хочу таким людям помочь, объяснить. Но как? Это возможно только с помощью хорошей реалистичной живописи. Как в деревне объяснить то, что ты правильно и хорошо трудишься? Только собрав хороший урожай. Вот такой урожай нужен и в живости.

«ГЕРОИ, КОНЕЧНО, ЕСТЬ»

- Как на ваш взгляд, есть сейчас герои, чьи портреты стоит писать?

- Конечно, есть, что вы! Актер, который хорошо исполняет свою роль, – разве это не герой? Режиссер, который ставит спектакль, после которого и плачешь, и думаешь, и решение принимаешь, – разве это тоже не герой? К 50 годам в голове уже складывается четкая система, начинаешь ценить хороший, честный труд. Если у тебя родился ребенок, когда тебе 25 лет, ты не дашь ему то, что можешь дать, когда тебе 50.

- Сколько вашему младшему ребенку?

- Семь лет недавно исполнилось. Когда он пошел в первый класс, как раз вышла татарская азбука с моими иллюстрациями, я пошел в школу и подарил ее всему классу, где учится мой сын.

- Ваш неожиданный переезд в деревню, как он случился?

- Где-то я слышал такое выражение: «Когда ты возвращаешься туда, откуда ты, тебе легче посмотреть на все, что ты в жизни натворил». Отъезд в деревню – это удавшаяся попытка сохранить себя. Сейчас не надо ходить по тайным лабиринтам, сейчас время сосредотачиваться, шаги должны быть четкими и ясными. Вот я расписал потолок в ГБКЗ – он работает. Азбуку проиллюстрировал – она работает. Портреты пишу, они нужны людям. Каждая работа должна быть ответом на вопрос: зачем ты живешь?

- Где ваша деревня находится?

- Это Черемшанский район, 240 километров от Казани, там родина моей мамы. Меня там ребенком помнят. У меня там две породы кур: одни – для целей прагматических, другие – для красоты. Парник есть – выращиваю помидоры, огурцы, перец. Жена все это на зиму консервирует.

- А жена – местная жительница?

- Жена – это моя первая любовь. Кольцо жизни словно замкнулось, и я вернулся к ней. Сын вот у нас родился. Это стимул, это знание, ради кого ты живешь. Он уже рисует, я его научил. Я на него смотрю и вижу, как сам рос. Я не давлю на него, пусть сам выбирает, что ему нужно в жизни. Я научил его ходить, плавать, кататься на коньках.

- С кем общаетесь в деревне?

- Со многими. Я люблю людей, которые что-то хорошо могут делать руками. Например, у нас в деревне есть классный дантист, так я ему написал семейный портрет.

«5 РУБЛЕЙ ЗА КВАДРАТНЫЙ САНТИМЕТР»

- Все это замечательно, но на что жить-то в деревне?

- Я живу тем, что пишу портреты. Цена такая – 5 рублей за квадратный сантиметр. Цена не меняется, даже если портрет коллективный. Я стараюсь их хорошо писать, чтобы люди приходили ко мне снова и снова. Заказов много.

- Откуда взялась такая цена?

- Да я просто вспомнил, что Константин Васильев в свое время так оценивал свои работы: 10 копеек за квадратный сантиметр. Он просто не знал, как оценивать картины. По большому счету, художник вообще ценой не должен заморачиваться, этим должен заниматься арт-дилер, но у нас в Татарстане нет арт-бизнеса, нет ни одной галереи, которая бы грамотно, с хорошо поставленным светом, с рекламой работала бы. У нас есть талантливые художники, о которых никто не знает. И есть члены союза художников РТ, которых тоже никто не знает. Как они попадают в союз?

- Ваш отъезд в свое время в Америку, в Фешинский центр, это что было, бегство?

- Да нет. Просто я всю жизнь любил читать книги о художниках, о том, как они росли, как женились, как воспитывали детей, как что у них в жизни происходило. И мне очень хотелось узнать, что же испытывал Николай Фешин, уехав в Америку. И за 9 месяцев в его центре я тоже это испытал.

- Что же это?

- Ностальгия.

Справка

Анвар Сайфутдинов родился в 1963 году в Казани, окончил Казанское художественное училище им. Фешина, Московский художественно-графический институт им. Сурикова. В середине 90-х прошлого века создал группу «Дастан», получившую широкую известность. Создал роспись потолка в ГБКЗ им. Сайдашева, участник многих международных выставок, его работы находятся во многих коллекциях в России и за рубежном.

Арт-группа «Дастан» - творческое объединение художников, фотографов, поэтов, актеров, музыкантов и всех, кому не безразлично искусство. Слово «дастан» переводится как героическая или романтическая поэма значительного объема в фольклоре и литературе народов Ближнего и Среднего Востока. Излагается стихами, прозой или прозой со стихотворными вставками, при исполнении декламация чередуется с музыкальными разделами.