На сцене театра на этот раз выступали политики |
ПОСЛЕ БОЛОТНЫХ МИТИНГОВ БЫЛИ ТОЛЬКО ФАСАДНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
К 7 вечера вчера в известном театре на Булаке собралось с полсотни казанцев - от представителей партий («Яблоко», «ПАРНАС») до студентов. Крошечная сцена, партер с мягкими креслами, галерка… Потолок в «шахматную» клетку, словно намек на непростую партию, разыгрывающуюся в зале. Скупое освещение вполне соответствовало мрачному духу доклада центра стратегических разработок под управлением Михаила Дмитриева - этот громкий и весьма, как оказалось, спорный документ и стал темой первого заседания нового дискуссионного политклуба.
На сцене расположились «дуэлянты», которым предстояло отстаивать разные точки зрения. Первым ведущий - известный предприниматель и политик, председатель татарстанского отделения Республиканской партии России - Партии народной свободы (РПР-ПАРНАС), управляющий группой компаний «РАЙДЭН» Марсель Шамсутдинов - предоставил слово преподавателю кафедры политологии Казанского университета Виктору Сидорову. Он представил три сценария развития политической ситуации в России, которые предложил центр стратегических разработок, и собственную их оценку.
Итак, сценарий №1 - революционный. Впрочем, докладчик высказался о нем довольно скептически: вероятность - всего под 15%. И вообще без какого-то толчка, «фитиля» ничего в России не вспыхнет и не взорвется (добавим - и слава Богу!). Мимоходом Сидоров заметил, что таким вот «фитилем» могла бы стать классическая ситуация - разгон властями митинга с убийством(!). На все остальное закаленное коррупционными скандалами российское общество реагирует вяло: подумаешь, гарем и миллиарды у очередного министра…
Сценарий №2 - эволюционный. «Наиболее желательный», - с грустным скептицизмом вздохнул докладчик. Скептицизм понятен. Как заверил Сидоров аудиторию (которая в таких заверениях, собственно, и не нуждалась), «сама по себе власть на демократические реформы не пойдет», «она контролирует все и вся», так зачем ей что-то менять в стране? И никаких болотных митингов для эволюционных перемен недостаточно, после них были только фасадные изменения.
И вообще, уверенно заявил докладчик, через легальные институты перемен не добиться. Партиям россияне не доверяют, выборам не доверяют… Тут он прервался и бросил в зал резкий вопрос: «Кто из вас доверяет институту выборов?» В зале зафыркали и засмеялись. Так что второму, желательному, сценарию Сидоров тоже скупо выделил всего 10 - 15% вероятности.
Преподаватель кафедры политологии КФУ Виктор Сидоров представил три сценария развития политической ситуации в России |
Ну и сценарий №3 - с точки зрения докладчика, к сожалению, самый вероятный: в стране продолжается стагнация, она, в конце концов, свалится в кризис, и все закончится дезинтеграцией… А подтолкнуть к этому может, ну, конечно, падение цен на нефть: нечем будет купить лояльность граждан…
- Ну и картину вы тут нам нарисовали! - театрально (в театре же) возмутился со сцены Шамсутдинов. - У нас что, страны не будет?!
Дальше на сцене немного попикировались, а потом уже из зала задали несколько крутых вопросов. Один из них на грани фола - про «Кощея бессмертного»: а что будет с Россией, если Путин, не дай Бог, умрет?
- Да ничего особенного не будет, революции не будет, - заверил докладчик. - Элита посовещается и выберет другого хозяина. Она же понимает, что хозяин должен быть один…
НА ФИНСКО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЕ ВСЕ СПОКОЙНО
Второй докладчик, автор научного труда «Теория общества» в пяти томах Александр Хоцей, решительно поломал весь регламент - вместо 20 минут выступал больше часа. И вдохновенно рисовал опять же весьма печальную картину современной России. Народ инертен - 70% населения (по тому самому докладу) на все наплевать, кроме своего, относительного, конечно, благополучия. Бюрократия окончательно распоясалась - думает только о собственном обогащении, «пилит» бюджет и хапает немерено. Ей не нужна промышленность. Ей не нужен народ, кроме обслуги и рабов на «трубе». Да чего там, чиновникам уже плевать и на вертикаль власти. Отсюда все меньшая управляемость страны, и даже если президент желает предпринять что-то хорошее, снизу ему козыряют: «Есть!» - но ничего не делают.
- Так и правда может стать реальностью известный анекдот, что на финско-китайской границе все спокойно, - вклинился в мрачную мозаику ведущий.
Но, как оказалось, в палитре Хоцея есть и светлые краски. Дальше он неожиданно нарисовал очень даже оптимистичную картину: в России уже выросло новое поколение, уже нарастает формирование новых сил - среднего класса, и он уже составляет 30% населения, а к 20-му году будут все 70%. Плюс 40% россиян, 45 млн. человек, каждый день шастают по интернету. А интернет - мощный фактор изменений, в том числе в мозгах. Так что в течение пяти лет (всего?!) произойдут кардинальные перемены в обществе. Естественно, снизу, а не сверху - тем, на Олимпе, никаких изменений в принципе не надо. Но это не будет вооруженная революция. Впрочем, возможен переворот, когда власть в руки возьмет та часть элиты, которая сегодня тусуется на заднем плане… Короче, будет мирная и длительная революция.
Автор научного труда «Теория общества» в пяти томах Александр Хоцей пообещал мирную революцию в России к 2016 году |
На этом месте светлая часть прогноза закончилась и началась другая: все эти перемены приведут к распаду страны.
- И когда ждать этой мирной революции? - потребовали уточнений из зала.
Как считает Хоцей, накапливаться изменения будут два-три года. В 2015 уже будем иметь серьезные потрясения, когда спецназ будет мотаться по стране, пытаясь тут и там навести порядок, усмирить, прижать. А в 2016-м будет полная перемена обстановки.
Я ЧТО, БУДУ ЛЕЖАТЬ ПОД ЗАБОРОМ С БУТЫЛКОЙ В РУКЕ?
Аудитория, надо сказать, в светлое будущее России верить не желала и забросала Хоцея скептическими вопросами.
- Где он, ваш средний класс? - вопрошал один из участников заседания политклуба. - Здесь, в этом зале? И это все?! В докладе центра стратегических разработок говорится, что 70 процентов населения страны - балласт, не желающий ничего делать. Еще 20 процентов - это та самая бюрократия, которая, как вы правильно сказали, будет сопротивляться любым переменам. Ну и кто у нас остается, чтобы творить эти перемены?
- Вы знаете, что говорят пенсионеры? Что «мы своего Володю в обиду не дадим!» А вы тут о каких-то коротких сроках для перемен, - возмущалась еще одна участница дискуссии.
- О, голос народа! - заметил ведущий.
- Вы говорили про деградацию населения, которой добивается бюрократия, и что на эту деградацию уйдет лет 25. Скажите, что меня ждет через 25 лет? Я что, буду лежать под забором с бутылкой в руке? - интересовалась молодая участница заседания, представившаяся Ренатой.
Споры, похоже, могли продолжаться и до полуночи, но ведущий завершил заседание: время аренды зала закончилось.
На первое заседание дискуссионного политклуба собралось чуть более полусотни казанцев |
МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО, У МЕНЯ ЗАРАБОТАЛИ МОЗГИ
Своими впечатлениями от первого заседания дискуссионного политклуба с корреспондентом «БИЗНЕС Online» поделились его участники.
Руслан Зинатуллин - председатель татарстанского регионального отделения партии «Яблоко» в РТ:
- Такой дискуссионный клуб, конечно, нужен. Потому что тут обсуждаются достаточно актуальные проблемы нашей страны, что нас ждет впереди, не будет ли развала России… Сегодня заседание прошло достаточно интересно.
Вопросов из зала было много |
Марсель Шамсутдинов – председатель ТРО Республиканской партии России - Партии народной свободы (РПР-ПАРНАС),управляющий группой компаний «РАЙДЭН», ведущий политклуба:
- Было очень познавательно и живо. Народ спрашивал, интересовался, спорил. Маловато, конечно, пришло, я насчитал 52 человека. Но что есть, то есть. Будем продолжать работу политклуба.
Рената - участница заседания, которая задала вопрос про деградацию:
- У меня нет большого количества времени, чтобы отдавать его политклубу. Но я все-таки нашла время и пришла сюда. И мне было интересно, у меня заработали мозги… Я прихожу к тому, что в стране действительно нужно что-то менять…
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.