- Проблема потребительства очень серьезная для всего мира, а для России вдвойне, даже втройне. На Западе потребление развивалось достаточно равномерно в течение нескольких столетий, и сформировалась определенная культура потребления. В любом случае сегодня Запад потребляет гораздо больше, чем нужно. Подсчитано, что средний американец выбрасывает в мусор примерно половину купленных продуктов. Если умножить эту цифру на количество дней в году и количество жителей в США, то получится баснословная сумма. То же касается и Европы.

Ситуация в России более сложная, потому что выросло голодное поколение, которое в юности не доедало, не имело возможности покупать качественную одежду, мебель, автомобили, путешествовать по миру. И когда люди дорвались до всего этого, то побежали реализовывать свои мечты и мечты своих родителей и дедов. Люди покупали по три телевизора в год, и стало ясно, что это уже слишком.

Сегодня происходит следующее: за 10 месяцев этого года темпы потребительского кредитования в Татарстане выросли на 40 процентов, а депозиты – только на 10 процентов. То есть народ тратит на потребление уже не только свою зарплату, реальные доходы, но тратит в кредит и не может остановиться. Отсутствие культуры потребления приводит к тому, что люди тратят гораздо больше, чем зарабатывают. В итоге это приводит к большим долгам и приведет к еще большим проблемам во многих семьях. Надо уметь себя ограничивать. Например, у меня в семье существует достаточно жесткая система бюджетирования, мы планируем все расходы и стараемся их ограничивать. Я вижу другую картину: люди, которые зарабатывают гораздо меньше, тратят, совершенно не думая. При уровне дохода ниже среднего люди покупают третий автомобиль только потому, что и у других он есть.

Человек, который дорвался до реальных денег, - вообще отдельная тема. Те, кому они достаются очень легко, так же легко с ними расстаются. Их дети видят эту бескультурщину, дорогие автомобили напоказ. Это поколение вырастет бескультурным, не умеющим планировать свои доходы и расходы. Сегодня в любом кафе вечерами сидят сотни молодых людей, и у меня вопрос: откуда у них средства, непонятно, чем они перебиваются.

На Западе образованные люди относятся к потреблению по-другому. Возможно, поэтому они и состоявшиеся. Как говорится, богатого человека можно отличить по скромной одежде, а бедные люди пытаются с помощью одежды доказать, что они не бедные, и в этом вся проблема.

Альбина Галиева - генеральный директор ООО «Театр-моды «Ильдан-ЛИК»:

- Я считаю, покупка - очень приятная вещь! Ограничивать себя в «приятностях» лучше не стоит. Думаю, у нас итак немного праздников, так что день без покупок нам не нужен. У нас нет пока такой серьезной проблемы. Россияне не тратят сверх своих возможностей – кто сколько может, столько и тратит. Так что покупки для нас, скорее, удовольствие.

Видеоролики с распродаж, которые выкладывают в интернете, мне кажется, не более чем PR-акции магазинов, которые направлены на их популярность. Магазины сами придумывают эти очереди для того, чтобы привлечь покупателей.

Я не припомню, чтобы я покупала какую-то вещь неоправданно. Обычно я обдумываю свои покупки.

Наталья Таркаева – помощник министра экономики РТ:

- Я считаю, что проблема чрезмерного потребительства действительно существует в современном обществе. Это явление страшное. У молодых людей развивается культ потребления. Как будто смысл жизни заключается в том, чтобы обладать какими-то вещами. На самом деле, раньше у людей были другие ценности. Хотели сделать что-то настоящее, стоящее. Были приоритеты. Сейчас же у большинства людей цели ограничиваются покупкой квартиры, машины. Это вымирание духовной сферы жизни и замена ее потребительской.

Надеюсь, что через некоторое время эта проблема пройдет. Обычно я, совершая покупки, стараюсь их обдумать, чтобы не покупать ненужных товаров.

Рушания Бильгильдеева – руководитель АН «Пассаж»:

- Лично я стараюсь соблюдать режим экономии и не заходить в крупные магазины, где все ориентировано на то, чтобы покупатель оставлял как можно больше средств. Если мне нужен конкретный продукт питания, я захожу в магазины шаговой доступности, где я точно знаю, что этот продукт есть, и я смогу приобрести только его. В любом крупном гипермаркете, хочешь того или нет, покупаешь товары, которые изначально приобретать не планировал.

Что касается одежды, то я всегда одеваюсь в одних и тех же магазинах. Они сообщают мне о новых коллекциях, исходя из своего бюджета, решаю, сделаю ли я эту покупку или нет. Так, чтобы ходить и искать одежду в торговых центрах, этого со мной не бывает. Я остерегаюсь ненужных вещей.

Действительно, болезнь потребительства в современном обществе зашла очень далеко. Большинство людей часто находятся в стрессовом состоянии. Кто-то справляется с этим, когда есть шоколад, а кто-то занимается шопингом. Я знаю людей, которые тратят все выходные на поход по магазинам. Видимо, люди так отдыхают.

Александр Салагаев - президент центра аналитических исследований и разработок:

- Не думаю, что нужно бороться с болезнью потребительства. Просто у людей изменились жизненные ценности. Если раньше покупали в основном книги, чтобы стать богаче духовно, то сейчас покупки связаны с приобретением материальных ценностей. Становится престижным покупать дорогие товары потребления. Есть болезнь «шопоголизм», когда покупают множество ненужных вещей, которые потом просто складываются на полку или отправляются на дачу за ненадобностью. Проводились исследования на эту тему, которые показали, что люди успокаивают свои нервы, делая покупки, получают позитивные эмоции.

Лично у меня нет страсти к неоправданным покупкам, я достаточно рациональный человек. Конечно, иногда, когда плохое настроение, я иду в магазин и покупаю то, что поднимает мне настроение. Я люблю металл и могу купить, например, сувенирный нож.

Ольга Патоша - старший преподаватель кафедры организационной психологии НИУ-ВШЭ:

- Согласно исследованиям, в России сейчас больше, чем в других странах, развито престижное, показное потребление, то есть человек сейчас потребляет не для того, чтобы удовлетворить какие-то первичные потребности: в еде или тепле. Сейчас уже другой, более высокий уровень потребностей (по пирамиде Маслоу). Покупка, она уже удовлетворяет потребности, связанные с общением, коммуникацией, с тем, чтобы показать, кто ты есть, продемонстрировать свой статус.

И в России сейчас это выражено очень сильно. Покупка и поход по магазинам удовлетворяют рекреационную потребность: отдохнуть, снять усталость, повысить настроение. Для некоторых людей покупка – как снятие стресса. В больших городах, где уровень стресса просто зашкаливает, очень часто встречается, что люди после работы заходят в магазин, покупают что-нибудь, и сам факт совершения покупки уже помогает человеку расслабиться.

Бороться со страстью к потреблению, конечно, стоит, потому что смотрите: по результатам исследований растет уровень потребления, и взаимосвязано с ним снижается уровень благополучия. Человек не ощущает счастья, он не становится счастливее от того, что возрастает число покупок, от того, что чаще тратит деньги. То, что он сиюминутно поднял себе настроение или вот сейчас снял стресс, это дает очень короткий эффект по продолжительности, соответственно, очередной стресс – очередная покупка, а дальше что? А дальше это все возрастает, и проблема у человека не решается. Это не говоря об ухудшении материального положения. В связи с этим говорят о том, что с шопоголизмом или пограничными состояниями, конечно, нужно бороться.

Как снижать страсть к потреблению: первое – это рациональность потребления, планирование, совершение обдуманных покупок, составление списка покупок, чтобы понять что нужно и что не нужно. Кроме того, определиться, что может помочь, когда ты устал, недоволен, когда стресс… Что помогает улучшить состояние? Что, кроме покупок, повышает настроение? Найти какие-то альтернативные способы замены, более конструктивные, не связанные с тратой денег, варианты, которые улучшают не только эмоциональное состояние, но и физическое. Это может быть спорт, посещение друзей (не в рамках магазина, а где-нибудь в другом месте).

Лилия Низамова – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии КФУ:

- Это, скорее, западный праздник. В России не бывает таких скидок и распродаж, которые сопровождаются бешеным ажиотажем. Если в нашей стране болезнь потребительства и проявляется, то далеко не во всех социальных слоях общества. Только очень обеспеченные люди у нас способны на большое количество неоправданных покупок. Потребительская культура, конечно, распространяется, но уровень и качество жизни в стране пока еще не такие, чтобы потребители были подвержены такому массовому воздействию.

Большая часть населения - это представители не среднего класса, а базового слоя. Большая часть работает по государственному найму. В РТ 50 процентов населения имеют доход на душу населения меньше 15 тысяч рублей. Люди хотели бы покупать и потреблять больше, но просто не имеют на это возможности. У людей есть ключевые потребности, которые они в любом случае будут удовлетворять. Низкие доходы населения являются тем барьером, который не позволяет приобретать ненужные товары, навязанные рекламой.

Есть известный феномен совершения покупки под влиянием сиюминутных, эмоциональных состояний. Наверное, какая-то часть покупок мною тоже совершается именно из-за соответствующего настроения, хорошей рекламы продукта. Но доля таких покупок, конечно, минимальна.

Дарья Авдошкина – психолог, руководитель направления по развитию детей академии «Вверх»:

- Нет времени на неоправданные покупки – работаю с 9 утра до 10 вечера. К тому же у меня есть большая цель – путешествия. Деньги откладываю на поездки в другие страны. Через несколько дней уезжаю в путешествие по Северной Африке. Большая мечта не позволяет распыляться на ненужные вещи.

Не могу судить о болезни всего общества - в моих кругах нет заядлых шопоголиков. Но если можно назвать это потребительством, то у меня есть привычка на обед покупать много всяких вкусностей. Но по детишкам ясно вижу лицо общества потребления. По отношению к близким, к семье мы привыкли брать. Если ты не будешь брать, то будут брать у тебя. От пятилетних деток слышу: «Дай, дай», - они уже хвастаются iPhone и iPad. Что они будут просить в 18 лет? Родители, действительно, очень много дают своим детям.

Ленар Файзутдинов - управляющий партнер АМК «Теория Дарвина»:

- Я не думаю, что для нашей страны, для нашего города актуальна проблема потребительства. Мы еще помним голодное детство, дефицитные товары и пустые полки магазинов. Тот факт, что русские иногда все сметают с полок - это до сих пор попытка наесться, компенсировать то, чего не было в детстве. Тогда было мало одежды, продуктов питания, игрушек. Сейчас мы живем в мире, где большая свобода выбора. У людей появляются деньги. Но угрозы болезни потребительства пока у нас нет. Когда люди не могут самореализоваться, они замещают свое я известными брендами и дорогими покупками. Так люди конструируют свою публичную личность.

Конечно, как у всякого мужчины, у меня есть страсть к машинам. Но она быстро сталкивается с возможностями. А так, чтобы мне хотелось совершать неоправданные покупки, такого не бывает.

Дмитрий Калачев - директор сети магазинов «ВПРОК»:

- Я думаю, что все всемирные дни, кроме 8 Марта, у нас не прижились. И про День отказа от покупок я слышу в первый раз. Не знаю, чем руководствуются те, кто придумал этот день… Они хотят изменить мир и справиться с проблемой потребительства. Не думаю, что эта проблема вообще актуальна сейчас для российского общества. Что мы считаем болезнью потребления? Это, скорее, какое-то болезненное стремление покупать ненужные вещи. Очень сложно бывает провести грань. Читал недавно интервью Прохорова, где он говорил о том, что автомобиль - это элемент личной свободы, а не роскоши. Потребление - это способ трансформации общества, решение неких проблем, которые раньше решались другим способом.

Если смотреть потребности человека в современном мире глазами социалистического общества, это совершенно неправильно. Конечно, у нас безумное потребление. Но современный человек уже не может обойтись без многих вещей. Дорогой телефон - это болезнь или все-таки средство коммуникации? Я бы не стал на эту проблему смотреть так однобоко. Пока в нашем обществе потребление не достигло болезненного уровня.

Я не сказал бы, что покупаю какие-то личные вещи для себя. Машина у меня одна, компьютер один. Вещи я покупаю тогда, когда они изнашиваются.

Леонид Рахимов - генеральный директор ЗАО «Инвест Девелопмент» (дисконт-центр XL):

- Я в первый раз слышу про этот праздник. Это, скорее, касается европейцев – они скучают от товарного избытка и материального достатка. У нас полстраны нищих и голодных, лучше бы провести было День покупок. Это можно сравнить с ожирением. Конечно, если у вас лишний вес, то однажды отказаться от еды - это хорошо. Потому нужно ввести практику без еды раз в месяц, потом раз в неделю - того гляди и похудеть можно будет. У наших людей, может, и есть проблема лишнего веса, но связано это, скорее, с тем, что они живут плохо. Человек именно так проходит эволюцию – покупает товар, понимает, что он ему не нужен. Со временем эти страсти проходят.

Ксения Зимурова - руководитель направления подростковых программ центра развития «Инженеры будущего»:

- Все в жизни должно быть запланировано. От распорядка не стоит отходить. У меня всегда есть пункты, таблицы, списки. Это относится и к покупкам. Ведь всегда понятно, что человеку необходимо в первую очередь. Это и должно приобретаться. Остальное ни к чему.

Болезнь потребительства зашла очень далеко. Крупные торговые центры знают, на какую полку необходимо положить товар, чтобы его заметили и купили. С этим бороться бесполезно. Люди стали ленивы и предпочитают, чтобы за них думали и решали другие. Отсюда отсутствие эмоциональных отношений между людьми. Люди взаимодействуют по принципу «ты мне – я тебе». Вместо эмоций – партнерские отношения. Я и работаю с детьми, потому что они все еще открыты, эмоциональны. С ними можно договориться и воспитывать.

Николай Новиков – директор УК «Жилкомсервис»:

- Я как-то спокойно отношусь к таким вещам. Про себя могу сказать, что даже если мне очень сильно нравится какая-то вещь, если ее удастся купить, то это хорошо, не удастся – ничего страшного. Я и не переживаю об этом ничуть. Не купил сегодня, ну и ладно, значит, будет другое время для этого.

Честно говоря, я и не знал, что такой День отказа от покупок существует и никогда и не задумывался об этом. Наверное, потому, что никогда и не совершал неоправданных покупок. Хотя считаю, что если отказ от покупо хотя бы на один день помогает избежать смертей в давках на глобальных распродажах и идет на пользу, то это хорошо и правильно. Молодец тот, кому в голову пришла эта мысль придумать такой «разгрузочный день.

А что касается болезни потребления – «хочу и все», то надо признать, что у многих она присутствует. Таких людей, которые переплачивают деньги и за ценой, как говорится, не постоят, но лишь бы купить ту вещь, которую захотели, действительно, много. Хотя и к ним я тоже отношусь спокойно. Конечно, каждый человек должен вести себя адекватно. Но у каждого ведь и свой характер. И у каждого свои средства. С учетом этого, наверное, и появляется такое потребительство. Если имеешь скромную зарплату и средний достаток, то будешь вести себя адекватно во всех ситуациях – анализировать правильно, выбирать верно обстановку и в целом ситуацию. И конечно же, в соответствии с этим действовать.

Айдар Мусакаев – главный тренер ХК «Челны»:

- Я не отношусь к категории людей, которые могут делать неоправданные покупки. Могу сказать это совершенно точно. По-моему, в Америке, наоборот, в это время все за покупками бегут, я слышал, что этот день даже называют «черной пятницей». У меня нет никакого пристрастия к покупкам. Все, что необходимо, я, конечно, покупаю. А ходить специально, искать распродажи, нет, да и некогда ходить по магазинам.

Я не готов ответить, насколько далеко зашла у нас в обществе болезнь потребительства, но, судя по моим ребятам, по хоккеистам, да и вообще, по моему кругу общения, не так уж и далеко. Во всяком случае среди моих знакомых шопоголики отсутствуют. Все совершают покупки по мере необходимости.

Айгуль Тухбатуллина - замдиректора по развитию компании «Е-деньги»:

- Не умею преодолевать страсть к покупкам. Если есть деньги, их хочется потратить на интересующую вещь. Это форма зависимости. Бывает, что даже после тяжелого трудового дня находятся силы для шопинга.

Все время появляются новинки, тенденции. Растет спрос. Делается это искусственно с помощью маркетинговых инструментов, оповещением через SMS и так далее.

В России потребительство с каждым годом набирает обороты. Думаю, что скоро наша страна выйдет на первое место по числу шопоголиков.

Иван Шигин – генеральный директор мебельной фабрики «Идея комфорта»:

- Я не уличал себя в пристрастии к покупкам ненужных вещей. Всегда рассуждаю, нужен ли мне товар, для чего он пригодится в жизни или в бизнесе. Всегда расставляю приоритеты. Хотя не могу не признать, что прогулки по магазинам – это вид отдыха, для того и выходные, чтобы по магазинам пройтись.

То, что вещи сегодня служат недолго и чаще обновляются, – это нормально, производитель просто решает, таким образом, вопрос гарантийных обязательств. Мы, например, рекомендуем менять мебель каждые четыре-пять лет. Не потому, что она приходит в негодность, а потому, что дизайн меняется, появляются новые тенденции и технологии. Кроме того, новая мебель меняет настроение дома и хозяина.

Мы тоже устраиваем распродажи, но не для заработка, а ради того, чтобы освободить место под новую коллекцию. Мы просто часто обновляем свой ассортимент.

Марина Падюкина - начальник казанского филиала ЗАО «Автоградбанк»:

- Если честно, мне не понятна эта проблема. И на SMS о скидках в магазинах особо не реагирую. С мужем раз в неделю можем выбраться за покупками, но это только по необходимости. Среди знакомых тоже подобной проблемы не вижу. Может быть, с такими людьми я общаюсь. Однако мне кажется, что и российское общество не настолько заражено болезнью потребления, как, допустим, в Америке. Там же настоящий ажиотаж, психоз во время распродаж. С другой стороны, не берусь гарантировать, что если бы у нас были подобные распродажи с действительно хорошими скидками, то у нас не было бы таких массовых давок, как за рубежом.

Аделя Сафина - главный редактор журнала « Republique»:

- У меня страсти к потребительству нет. Я спокойна в отношении покупок. Что касается тенденций, здесь все логично. Существует технологический тренд: вещи устаревают еще не будучи вынутыми из упаковки. Этот тренд влияет на спрос. Есть также социальный тренд - «Растущие ожидания». Футурологи говорят: «Уровень удовлетворенности потребителей с каждым годом снижается, и это приводит к постоянной гонке производителей - предлагать все новые и новые продукты». Тренд «Противоречивое потребление»: стремление жить по высшему классу, но в кредит... Все эти тренды, тенденции, очевидно, влияют на спрос и в конечном счете приводят к культу потребления. В России пока не наблюдаю болезни потребительства. Это явление больше проявляется в развитых странах.

Андрей Мазур – генеральный директор ООО «Татпак»:

- Наш товар продается только оптом, поэтому заработок на распродажах – это не про мой бизнес. Когда я сам оказываюсь перед выбором покупки вещи, необходимость которой не явна, я оцениваю покупку как вложение. Конечно, случается купить и что-то, без чего легко можно было бы обойтись. В моем случае это одежда – футболка, например. Но я не расцениваю шопинг, как вид отдыха. Отдых – это выезд на природу или посещение увеселительных заведений, но не поход по магазинам.

У нас случаются споры с женой по поводу нужности покупок – чаще предметом спора является мебель, одежда опять же.

Конечно, тенденция к росту потребления носит навязчивый характер. Реклама, давление общественного мнения – эти факторы толкают на покупку новой одежды, телефона, машины, все это увеличивает объемы продаж. Я считаю, в этом нет ничего плохого, потому что таков замкнутый цикл производства и потребления.

Айрат Тагиров – владелец пляжного клуба Sun Dale:

- Вообще не болею шопингом, хотя, конечно, покупать приятно. Как правило, поход по магазинам совершается в выходные, в свободное от забот время, поэтому шопинг – это по всем признакам отдых. Сам я, если и позволяю себе купить что-то лишнее, то это продукты, из соблазна побаловаться вкусненьким.

Если рассуждать в глобальном аспекте, то, безусловно, рост потребления – негативная тенденция. Люди потребляют больше, чем им нужно, и все это осуществляется за счет земных недр – в конечном счете мы только страдаем от избытка вещей. Хорошо, конечно, иметь и то, и се, однако многие вещи лежат годами не используемые.

Сам я не продавец и жутко не люблю что-то продавать, хотя опыт такой есть. Машину неоднократно продавал. В подростковом возрасте работал продавцом в продуктовом ларьке.

Мне нравится американская традиция распродавать в частном порядке собственный хлам. Время от времени посещает мысль самому нечто подобное устроить, у меня много лишних вещей хорошего качества. Стоял бы мой гараж на оживленной улице, я бы организовал распродажу. А выкинуть жалко. Скутер водный, например, лежит, место занимает.

Жаль, что у нас нет пунктов сбора ненужных вещей. Как-то я случайно обнаружил что-то вроде пункта приема вещей для нуждающихся, отнес туда одежду. Еще видел, что открывается комиссионка, как в советские времена, вот это я считаю полезным возрождением традиций.