Спасение исторических памятников в центре Казани началось с прогулок президента РТ Рустама Минниханова и его помощника Олеси Балтусовой летом прошлого года |
«ДОРОЖНАЯ КАРТА» ЗАЩИТНИКАМ ИСТОРИИ
На сайте кабмина РТ опубликован текст программы «Мирас - Наследие» на 2013 - 2016 годы. По сути, эта программа является своеобразной "дорожной картой" для татарстанского минкульта в деле сохранения исторического наследия и продолжением целевой комплексной программой сохранения культурного наследия с аналогичным названием на 2007 - 2009 годы.
Отметим, что именно на эту программу возлагали большие надежды защитники сохранения исторического центра. Разговоры о ней начались еще в 2010 году. Уже в конце прошлого года было заявлено, что в рамках «Мираса» уже в 2012 году начнутся работы на главном доме усадьбы Баратынских, музея Горького, усадьбы Толстого, дома Михляева. В январе Олеся Балтусова, ставшая в октябре 2011 года помощником президента РТ Рустама Минниханова, рассказала о первых наметках долгосрочной целевой программы «Мирас – Наследие». «Некоторые старинные здания попросту могут не дождаться вступления в силу этих программ. А другого канала финансирования на сегодняшний день нет. Только по программе «Мирас - Наследие», в которую входят 32 объекта, требуется вложений на 800 миллионов рублей. Сейчас согласовываем четыре объекта на следующий год», - рассказала советник президента РТ. Еще в феврале 2012 года глава минкульта РТ Айрат Сибагатуллин на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» не был готов говорить о ней. «Про программу «Мирас» говорить не буду по одной простой причине – проект программы находится на согласовании, он еще не принят», - пояснил министр. И вот в ноябре она была обнародована.
МИЛЛИАРД НА 4 ГОДА
В паспорте программы четко прописывается ее объем и источники финансирования. Всего в течение четырех лет предполагается выделить около 1,1 млрд. рублей. В том числе в 2013 году – 322,4 млн. рублей, 2014 году – 324 млн. рублей, 2015 – 273 млн. рублей, 2016 – 174,9 млн. рублей. Отдельно указываются суммы субсидий из бюджета Татарстана муниципалам - 125 млн. рублей. Эта сумма поровну разделена на четыре года. Кстати, именно республиканские субсидии идут на пункт под названием «Ремонт, реставрация, противоаварийная защита, консервация и приспособление для современного использования объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности». Судя по таблице программы, основная часть средств - свыше 755 млн. рублей - будет направлена на реставрационные работы по зданиям, в том числе объектам религиозных организаций. Общая сумма средств на сохранение объектов культурного наследия, в том числе реставрацию предметов музейного фонда, археологические исследования и т.д., составляет почти 900 млн. рублей
Что же планируют сделать авторы программы за четыре года?
В рамках изучения и популяризации культурного наследия предполагается увеличить число выявленных объектов культурного наследия (до 4150 единиц), увеличить площадь археологических раскопок средневековых памятников до 1 млн. 800 кв. м, число экспедиций, изданных книг до 91 единицы.
В начале декабря 2011 года после реставрации открылась Апанаевская мечеть в Казани (дело жизни погибшего Валиуллы Якупова) |
По разделу «Обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия» инициаторы программы надеются увеличить долю исторических памятников, где определен предмет охраны до 50,49% от общего количества объектов культурного наследия. Похожая задача ставится и по определению границ территорий и правовых режимов земельных участков в границах территорий исторических объектов (увеличить до 63,6%), а также по доле объектов культурного наследия (кроме памятников археологии) с разработанными охранными зонами и требованиями к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон (до 78,2%). Отметим, что зачастую неопределенный правовой статус используют недобросовестные собственники этих памятников для их сноса.
Есть в программе и раздел об итогах предыдущей программы по спасению исторического наследия. Так, сообщается, что начаты или продолжаются работы по реставрации 24 объектов культурного наследия из 55 заявленных в программе на 2007 - 2009 годы, в том числе 9 - с привлечением средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2006 - 2011 годы)». Так, завершена реставрация Апанаевской мечети в Казани (дело жизни погибшего имама этой мечети и видного деятеля ДУМ РТ Валиуллы Якупова) и здания бывшей валяльной фабрики братьев Родигиных в Кукморе. За все эти годы за счет инвесторов удалось восстановить и приспособить лишь два памятника истории в Казани. Речь, идет о флигеле усадьбы Лихачевой (здесь разместилось кафе «Галерея кухонь народов мира») и дом Апехтиной. В последнем разместился дом-музей Аксенова и ресторан «Перекресток джаза». Как известно, инвесторов для него искал лично казанский градоначальник.
В качестве успехов предыдущей программы указаны работы по сохранению Болгарского и Свияжского заповедников. Хотя последние, как известно, патронирует лично первый президент РТ Минтимер Шаймиев.
«ЗАНИМАТЬСЯ ОХРАНОЙ НАСЛЕДИЯ В РУЧНОМ РЕЖИМЕ КРАЙНЕ СЛОЖНО»
В минкультуры РТ на момент подготовки материала не смогли дать официального комментария, уточнив, что список объектов, подлежащих реставрации, пока не утвержден. Некоторые пояснения общего характера корреспонденту «БИЗНЕС Online» по программе удалось получить у помощника президента РТ Балтусовой.
- Как и заявлялось ранее, на четыре года программа расписывает работы по разным подпрограммам примерно на миллиард рублей, - уточнила Балтусова. - Объем финансирования программы за счет средств бюджета РТ носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджетов РТ на соответствующий год, исходя из возможностей бюджета.
По словам Балтусовой, в первую очередь реставрироваться будут старинные здания в Казани и районах республики – в 2013 году на эти цели будет выделено почти 230 млн. рублей. «Без программы заниматься охраной наследия в ручном режиме крайне сложно, тем более что это удается только на тех объектах, на которые находятся деньги. В ведении министерства культуры движимое и недвижимое наследие, сохранять которое частного инвестора не привлечешь. Поэтому отрасль отчаянно нуждалась в принятии программы», - резюмировала советник президента РТ.
«СУММА ПРОГРАММЫ БЫЛА 2,5 МЛРД. РУБЛЕЙ, НО ОПУСТИЛАСЬ ДО 1 МЛРД.»
Корреспонденты «БИЗНЕС Online» спросили мнение экспертов о новой программе.
Игорь Нестеренко - экс-замминистра культуры РТ:
- Я сам работал над программой еще во время работы в министерстве культуры, но не знаю, почему она принимается через год. Когда формировали программу, мы собирали предложения со всех районов. Сейчас бюджет республики не имеет права финансировать объекты, находящиеся в муниципальной собственности, поэтому был придуман механизм субсидирования при условии разработки проектной документации или на паритетных основах с муниципальными образованиями. Сумма программы была 2,5 млрд. рублей, но опустилась до 1 миллиарда. Мы закладывали несколько разделов, для меня самым главным был – документационное обеспечение реестра. Это утверждение границ территории объекта культурного наследия, подготовка материалов для регистрации реестра, разработка зоны охраны объекта культурного наследия. Можно заниматься реставрацией памятников, но пока не сделана эта работа, памятники остаются беззащитными.
В программе, в которой я участвовал, было несколько разделов: история культурного исследования, подготовка научной и научно-популярной литературы, проведение конференций, документационное обеспечение реестра, реставрация и формирование музейного, архивного и других фондов.
По первой программе «Мирас» не все объекты были завершены из-за ограниченного финансирования. Поэтому в программу мы включали те объекты, на которых уже начиналась реставрация.
Многие объекты – дом Толстого, музей Горького – начинали реставрировать именно по этой программе. Можно сказать, что программа «Мирас» и не прекращалась, она просто реализовывалась министерством культуры в рамках текущего финансирования.
Что касается переименования главного управления госконтроля охраны и использования памятников истории в центр культурного наследия РТ, то я этим занимался с 2005 года. Мы вносили предложения именно по созданию культурного наследия, однако нам говорили, что пока нет политической воли для переименования. Ничего нового в этом нет. В структуре министерства или управления культуры существуют отделы охраны памятников, которые выполняют контрольно-надзорные функции и центр по сохранению, который оказывает содействие в выполнении полномочий по сохранению и охране памятников. Такие центры появились давно и назывались научно-производственными группами. Так сложилось, что в последние годы отдельные регионы лишились этих центров. Центры часто выполняют госзаказ минкульта.
«НАДО ВОССТАНАВЛИВАТЬ НЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ, А ЧАСТЬ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»
Рамиль Хайрутдинов - директор института истории КФУ:
- Мы активно участвовали во всех этапах подготовки и разработки и этой, и предшествующей программы «Мирас». В рамках института истории, в бытность мою директором музея-заповедника «Казанский Кремль», мы активно пользовались возможностью для включения проектов для реализации через средства программы. Могу сказать, что на сегодня эта программа – наиболее действенный инструмент для решения важных задач по изучению, популяризации культурного наследия. Программа рассчитана на самые широкие отрасли: архивная служба, музеи, научные учреждения.
Многие аспекты программы уже сейчас реализуются в рамках самой утвержденной программы, а чуть ранее выделялись средства через распоряжения, постановления кабмина. Эта программа – продолжение той работы, которая велась между самими проектами.
Наша республика наряду с немногими последовательно ставит вопросы для реализации культурных проектов. Есть, конечно, недосягаемый в этом плане Казахстан, где есть всеобъемлющая программа, схожая с «Мирас», с очень большими средствами. Благодаря этой программе они осуществили серьезный прорыв в развитии гуманитарной сферы.
Я считаю, что речь идет о пропорциональной программе. Другое дело, что затратная часть, конечно, существенно отличается между научным проектом или экспедицией и собственно реставрацией зданий, которая может доходить до нескольких десятков миллиардов рублей. Речь идет об объеме выделяемых средств. Нельзя сказать, что одно делается в ущерб другому, хотя были внесены существенные коррективы и сосредоточились именно на знаковых проектах. Многое, конечно, осталось вне поля этой программы. Надеюсь, что к 2016 году программа не закончится.
Александр Дембич - завкафедрой градостроительства КГАСУ, член президиума правления Союза архитекторов РТ:
- Мне не совсем понятно, куда пойдет выделенный миллиард рублей. В последнее время у нас действовала программа, когда объекты наследия передавались в собственность частным инвесторам, и они восстанавливали их за свой счет. Я так понимаю, что сейчас объекты будут восстанавливаться за бюджетные средства.
Если деньги будут направлены только на реставрацию памятников архитектуры, это будет не совсем правильным, потому что надо начинать с общей системы. Надо восстанавливать не отдельные памятники, а часть городской среды. Должна быть серьезная координация этих работ, что невозможно без градостроительных исследований и специальных проработок.
Мы обращались и к мэру Казани, и к президенту Татарстана, чтобы координационные работы по восстановлению участков исторической среды могли быть выполнены полностью, а не штучно отдельными памятниками.
Владимир Синицын - руководитель проекта «500 дней» (ASG):
- Культурное наследие является необычайно важной составляющей менталитета любого народа и ключевым фактором влияния на все сферы государственной и общественной жизни Татарстана. Важно, что программа «Мирас - Наследие» уже стала хорошей традицией и пропагандирует сохранение и развитие национальной самобытности и формирование духовной культуры. Значительная часть средств выделяется на реставрацию и приспособление объектов культурного наследия, в том числе и исторических зданий. Сильной стороной этой государственной программы является то, что значительные финансовые влияния позволят сохранить важнейшие произведения архитектуры, искусства и т. д. Но в этом же кроется и ее слабость – бюрократическая машина весьма неповоротлива и может значительно притормозить реализацию многих прекрасных проектов. В целом, программа затрагивает многие сферы истории, культуры, археологии и искусствоведения, и акцентирует внимание на артефактах, формирующих уникальную самобытность республики в целом и татарского народа в частности. Думаю, что результаты и достижения этой программы должны полноценно освещаться в СМИ, а персоналии, внесшие наибольший вклад в проекты, поощряться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.