Рашид Калимуллин - автор и руководитель проекта «Жемчужины татарской музыки» |
«ЭТОТ ЗАЛ ВХОДИТ В ПЯТЕРКУ ЛУЧШИХ ЗАЛОВ МИРА»
- Рашид Фагимович, в последнее время у вас было большое количество поездок. Куда вы ездили?
- У нас есть проект, который называется «Жемчужины татарской музыки», в его рамках мы проводим крупные концерты-акции в России и за рубежом. Например, в прошлом году мы были в Иерусалиме, в Швеции. В этом году мы дали концерт в Лейпциге. Зал "Гевандхаус", где мы выступали, входит в пятерку лучших залов мира по акустике.
- Сколько он вмещает?
- 2,5 тысячи зрителей. Это очень серьезный зал. Второй концерт был в Берлине.
- Что там звучало?
- В Берлине исполнялась, в основном, музыка наших молодых татарстанских композиторов. Концерт получился очень интересный. Наше молодое поколение композиторов смогло поехать в Берлин, мы оплатили им поездку. Это очень важно, по себе знаю, когда начинаешь свой творческий путь, иметь возможность своими глазами, увидеть, своими ушами послушать, чем живут другие страны, какие здесь музыкальные приоритеты.
- Кто из композиторов там исполнялся?
- Эьмира Галимова, Юлия Бекбулатова, Елена Анисимова, ездила и наш музыковед Альмира Касьянова, она вела концерт. Наши молодые композиторы не только приняли участие в концерте, но и смогли в Германии походить на концерты других композиторов и исполнителей, почувствовать, чем дышит сейчас музыкальная Европа. А это очень важно во все времена, и в начале пути особенно. Они, кстати, смогли даже приехать на наш концерт в Лейпциг. Для меня, будь я в молодом возрасте, было бы просто счастьем - попасть в такой зал.
- Как прошел концерт в Лейпциге?
- Уровень был очень высокий, концерт шел практически при аншлаге. У меня там состоялась премьера двойного концерта для двух кларнетов с оркестром. Солисты – братья Александр и Даниэль Гурфинкели из Израиля, концерт был написан по просьбе этих замечательных музыкантов. Гурфинкели – очень известные исполнители, они выступают с лучшими оркестрами мира, у нас в России, к сожалению, нет таких кларнетистов.
Зал "Гевандхаус" в Лейпциге |
«ПУБЛИКА ХЛОПАЛА 20 МИНУТ»
- Какой оркестр вас исполнял?
- Симфонический оркестр из Лейпцига, после первой же части зал хлопал минут двадцать и не давал начать следующую часть. Прием был потрясающий. Играли еще мой фортепианный концерт, «Симфонические фрески». «Фрески» ожидал такой же бурный прием.
- Кто, кроме вас, там еще исполнялся?
- Многие композиторы, составлявшие гордость нашей музыки. Это Ренат Еникеев, Фарид Яруллин, Назиб Жиганов. Конечно, мы стараемся широко представить татарскую музыку в мире, но, чтобы выступать в зале, который входит в пятерку лучших залов мира, - это было впервые. Причем музыка звучала не в нашем исполнении, а в исполнении европейских коллективов. Это был успех! И это очень важный фактор: не мы себя промоутируем, а нас хотят исполнять в Европе, мы там интересны и востребованы.
- Как вообще родился проект «Жемчужины татарской музыки»?
- Он появился несколько лет назад в процессе нашей концертной деятельности, в процессе работы над международным фестивалем современной музыки «Европа-Азия». Сначала мы делали его в Москве и Петербурге, в Алма-Ате, потом захотелось раздвинуть рамки, мы поехали в первый раз в Берлин, в зал "Берлин-концертхауз". Это зал на 1,5 тысячи мест, его разбомбили во время войны, но он был восстановлен относительно недавно. Сейчас - это одно из украшений Берлина, потрясающий по акустике. В этом здании несколько залов. По сути, наш проект в «Жемчужины татарской музыки» - это наше «окно в Европу». Мы его «прорубили», и мир теперь узнал и узнает, что представляет собой наша музыка.
- Кто финансирует проект?
- Проект поддерживается президентом нашей республики Рустамом Миннихановым и министерством культуры РТ.
- Насколько я знаю, вы в этом году не ограничились одной Германией…
- Да, проект «Жемчужины татарской музыки» был продолжен во Флоренции и в Риме. Но программа там была уже другая.
«ЭТО БЫЛА СЕРЬЕЗНАЯ РАБОТА»
- Флоренция – один из самых топовых европейских городов в смысле культурного наполнения. Где там проходил концерт?
- В храме конца XIV века, в церкви Святого Стефана, неподалеку от моста через реку Арно. Это самый центр Флоренции. Храм хорошо сохранился. Там играл флорентийский камерный оркестр. Были репетиции, серьезная работа, мы должны были показать нашу музыку во всем ее многообразии.
- Это был действующий храм?
- Да. Но он используются и как концертная площадка. У католиков это разрешается. Это довольно большой зал, мест на 500 - 600, он вытянутый, в середине есть спуск вниз. В храме – изумительные фрески. Не аляпистые, а изысканные, архитектура строгая, классическая. Вот в таком антураже и звучала наша музыка.
- Кто там исполнялся?
- Лоренс Блинов, Леонид Любовский, Елена Анисимова, Анатолий Луппов. И была премьера моей четвертой симфонии для оркестра. Дирижер был немец. Посмотрите, как соткан мир, как объединяет людей музыка – немецкий и итальянский оркестры, солисты из Израиля, дирижер-немец, и мы, интернациональная команда композиторов из Татарстана. Кстати, оркестр во Флоренции тоже был интернациональный.
- А что ждало вас в Риме?
- В Риме концерт цикла «Жемчужины татарской музыки» проходил в зале ватиканской канцелярии. Это чуть в стороне от собственно территории Ватикана. Зал тоже очень красивый, в стиле барокко, много фресок, лепнины, он очень почитаем среди музыкантов мира. Кстати, в соседнем зале в канцелярии проходила выставка полотен Леонардо да Винчи. Оркестр в Риме был очень мобильный, играл качественно.
- Как на ваш взгляд, какую музыку в Европе больше сейчас принимают?
- Я старался выстраивать программу разнообразно. Это же был не фестиваль современной музыки, и исполняться должна была разная музыка, на разные категории слушателей. Нас ведь слушали не только итальянцы и немцы, но и многочисленные туристы, которые были в этих странах. Публика была разная. Были, например, туристы из Башкортостана. Они были в шоке – у них ничего подобного нет. Были американцы, англичане. Итальянцы очень бурно реагировали, подходили после концерта, благодарили: «Комплименто, комплименто!» На бис часто играли. Оба оркестра – и в Риме, и во Флоренции – и дальше хотят с нами сотрудничать. А если бы мы сидели дома, кто бы знал нашу музыку, нашу культуру? Приятно, что нас сейчас знают не только по успехам в экономике, но и по прорывам в области культуры. Раньше как было? Выезжают наши коллективы, собирают в добровольно-принудительном порядке людей, похлопали и разошлись. А сейчас – это совершенно другой формат. Никто никого не загоняет, приходят люди разного круга, которые просто купили билеты. Мы им интересны. Кстати, рядом с нашей музыкой в концертах исполнялись и Моцарт, и Вивальди, и Бах. Мы не боялись такого соседства и заняли свою нишу.
«МЫ ПОКАЗЫВАЛИ И КЛАССИКУ, И СОВРЕМЕННОСТЬ»
- Каков был принцип составления программы?
- А принцип составления программы был таким – показать и классику, и современность. Как я уже сказал, звучали и Моцарт, и Вивальди, и Бах. И рядом – «Флорентийские витражи» Лоренса Блинова, например. Это сочинение для камерного оркестра. Чисто экспериментальной музыки не было, была настоящая хорошая музыка. Профессиональная музыка.
- Как композитор вы получили какое-то вдохновение от этой поездки?
- Я много езжу по миру, и в этих странах бывал не раз. Для меня в этой поездке была другая задача – показать музыку наших композиторов, чтобы она звучала в европейских залах. Чтобы они исполнялись не от пленума к пленуму, не от фестиваля к фестивалю, а в солидных концертах, на солидных площадках, там, где звучит Моцарт и Вивальди. Кстати, в рамках проекта «Жемчужины татарской музыки» есть еще и проект «Жемчужины русской и татарской музыки». Оба они проходят на "ура".
- Вы недавно еще побывали и в Бельгии…
- Там были дни новой музыки. Проходили совещания и концерты, обсуждались проблемы современной музыки. Проводила эти дни ассоциация мировой музыки, членом которой является союз композиторов РТ. В ассоциацию входят более 50 стран, Татарстан входит как самостоятельное государство, вне зависимости от России. На будущие дни мировой музыки, которые будут в Словакии и Австрии, отобрали, например, музыку нашего молодого композитора Эльмиры Галимовой. Мы даем возможность нашим композиторам «выйти в свет» и не вариться в собственном соку. В Бельгии, в Брюсселе, я побывал в изумительном музее музыкальной культуры, он там один из лучших в мире. И больше всего в этом музее меня потрясли не уникальные инструменты, хотя они, конечно, тоже изумительные, а дети. Туда приходят дети самых разных возрастов, и им дают возможность поиграть на самых разных музыкальных инструментах. Это для ребятишек – их первый в жизни урок музыки. Жаль, что в Казани нет такого музея. Нам было бы вполне по силам его создать.
- Как дальше будет развиваться проект «Жемчужины татарской музыки»?
- Будут следующие страны, но пока я воздержусь их называть.
- Когда пройдет очередной международный фестиваль «Европа-Азия»?
- Он пройдет в апреле будущего года, будет много интересного, новые зарубежные коллективы.
Справка Рашид Калимуллин родился в 1957 году в Зеленодольске. В 1985 году окончил Казанскую государственную консерваторию. Один из лидеров современного музыкального процесса в России, известный музыкант, сочинения которого с успехом звучат во многих странах Европы, в США, Японии, Корее и других. Лауреат международных конкурсов в Дрездене (1-я премия) и в Вене (1-я премия), лауреат премии им. Шостаковича. Председатель союза композиторов Республики Татарстан (1989), секретарь союза композиторов России (1995). |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.