1.jpg

Доли валовой прибыли и себестоимости в выручке ОАО «Таттелеком» 

СЕБЕСТОИМОСТЬ ОПЕРЕЖАЕТ ВЫРУЧКУ ТЕМПАМИ

Согласно опубликованному отчету по стандартам РСБУ, выручка ОАО «Таттелеком» выросла на 8,5% - с 4,74 млрд. рублей за 9 месяцев 2011 года до 5,14 млрд. рублей по итогам аналогичного периода 2012 года. Но при дальнейшем рассмотрении показателей все выглядит не так радужно. Себестоимость выросла опережающим темпом на 12,3% до 4,35 млрд. рублей по итогам трех кварталов 2012 года. В результате валовая (у «Таттелекома» она же операционная) прибыль сократилась на 8,6% - с 863 млн. рублей за 9 месяцев 2011 года до 789 млн. рублей за аналогичный период 2012 года.

Напомним, что тенденция падения доли валовой прибыли в выручке компании берет начало в 2010 году. Таким образом, это серьезный тревожный сигнал для нашего ключевого связиста.

НАДЕЖНЫЙ ЗАЕМЩИК ЭКОНОМИТ НА ПРОЦЕНТАХ

Зато компании удалось существенно сэкономить на процентных платежах. Так, выплаты снизились на 5,7% до 150 млн. рублей. При этом сам объем привлеченных средств сократился на 8,4% - с 3,94 млрд. рублей до 3,61 млрд. рублей.

2.jpg

Привлеченные средства ОАО «Таттелеком» 

Что интересно, основные кредитные ресурсы компании привлечены по процентным ставкам ниже, чем текущая ставка рефинансирования ЦБ РФ. Более дорогие кредиты занимают сравнительно малую долю. Напомним, что с 26 декабря 2011 года ставка Центрального Банка РФ составляла 8% годовых, а с 14 сентября 2012 года подросла до 8,25% годовых.  

Средние ставки по кредитам для ОАО «Таттелеком»:

  • Юникредит: 700 млн. рублей, средняя ставка - 7,85% годовых;
  • Девон-Кредит: 333,33 млн. рублей, средняя ставка - 7,5% годовых;
  • Облигационный займ: 105,54 млн. рублей, средняя ставка - 8,25% годовых;
  • РОСБАНК: 32,08 млн. рублей, средняя ставка - 8,46% годовых.

С другой стороны, ничего удивительного в таких интересных ставках, в общем-то, нет. Банки предлагают их устойчивым компаниям с хорошей кредитной историей из-за острого дефицита качественных крупных заемщиков.

НУЖЕН УПОР НА ИНТЕРНЕТ, КОНТЕНТ И МОБИЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ

Отметим, что за три квартала 2012 года компания получила положительное сальдо прочих доходов и расходов в размере 150 млн. рублей против отрицательного сальдо в 71 млн. рублей годом ранее. Благодаря чему «Таттелеком» смог увеличить чистую прибыль на 21,6% - с 514 млн. рублей за 9 месяцев 2011 года до 625 млн. рублей за аналогичный период 2012 года.

Тем не менее тревожный сигнал ослабления операционного результата необходимо принять во внимание. Сегодня для преодоления тренда сокращения операционной прибыли «Таттелекому» нужно, с одной стороны, проработать мероприятия по сокращению издержек по основным производственным статьям, с другой – активно продвигать услуги с повышенной маржинальностью. Ярким примером услуг с большой наценкой могут выступать предоставление доступа к платному контенту, дополнительные мобильные сервисы, а также телевидение высокой четкости.

Компания уже начала движение по данным направлениям. Сегодня в республике оборудовано более полутора тысяч публичных Wi-Fi-точек доступа, работающих под маркой «Летай» от ОАО «Таттелеком». При этом в Казани есть уличные точки Wi-Fi «Летай» дальнего действия (100 - 120 м), например, на территории Казанского Кремля, в парке Тысячелетия. Кроме этого, с 15 октября 2012 года «Таттелеком» в два раза увеличил скорость бесплатного Wi-Fi-доступа в сети «Летай».

Отметим, что с 1 сентября в Казани, Набережных Челнах, Зеленодольске и Менделеевске «Таттелеком» предоставил своим абонентам кабельного ТV, кроме привычных аналоговых телеканалов, в виде бонуса 4 HD-канала плюс 62 телеканала в цифровом качестве. Это пока что самое сильное предложение в сегменте.

3.jpg

Структура выручки по видам деятельности ОАО «Таттелеком» 

НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ

В направлении расширения доступа к мобильным сервисам специалистам «Таттелекома» можно перенять успешный опыт компании МТС, которая частично субсидировала продажу смартфонов. После приобретения нового смартфона абонент стал платить за сервисы на 25% больше. В результате такой бонусной политики абоненты знакомятся с новыми для себя услугами, которыми не решились бы воспользоваться за собственный счет. Со временем такие абоненты привыкают потреблять дополнительные услуги - без учета бонусных начислений их «средний чек» на 70 - 80% выше, чем в среднем по компании.

Таким образом, «Таттелеком» мог бы субсидировать, например, потребление HD-TV высокоскоростного интернета и контента. Как вариант пойти дальше: предоставлять бесплатный пробный доступ к перспективным сервисам.

Отметим, что ОАО «Таттелеком» - крупнейший арендодатель внутризоновых каналов Республики Татарстан. На 1 октября 2012 года в пользование переданы 2 562 зоновых канала с цифровыми и аналоговыми интерфейсами. Пользователями услуг аренды внутризоновых каналов являются государственные структуры, сотовые операторы, коммерческие организации. Отсюда в качестве дополнительного источника доходов компания может рассмотреть варианты подъема арендных ставок. Отдельным направлением может стать повышение платы за пользование подземными коммуникациями «Таттелекома» для кабельных интернет- и TV-провайдеров. Хотя, отметим, что такое решение могут болезненно воспринять игроки рынка.

ОБОГНАЛ СВОЙ СЕКТОР

Отметим, что за третий квартал 2012 года капитализация ОАО «Таттелеком» выросла на 10% - с 3,41 млрд. рублей до 3,75 млрд. рублей.  

Для сравнения: российский биржевой индекс ММВБ сектора телекоммуникаций MICEX TLC вырос в третьем квартале 2012 года только на 3,3% до отметки 2129 пунктов.

При этом у «Таттелекома» есть потенциал для продолжения роста стоимости акций. Так, отношение капитализации компании к чистой прибыли по итогам третьего квартала 2012 года находилось на отметке 6,0, что существенно привлекательнее в сравнении с отметкой 7,7 по итогам третьего квартала 2011 года. 

4.jpg

Отношение капитализации к чистой прибыли ОАО «Таттелеком» 

==table139==