На состоявшемся вчера в КГАСУ мастер-классе Рустам Минниханов предложил определить свод правил, по которым будет формироваться застройка Казани и проводиться реставрация зданий |
ОТ ОХРАНЫ КОНКРЕТНЫХ ОБЪЕКТОВ – К ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
За круглым столом архитектурного университета на семинар, в котором принял участие президент РТ Рустам Минниханов, собрались вчера представители архитектурного сообщества, чиновники и эксперты. Среди приглашенных оказался только один собственник исторических зданий, зато какой – на лекцию пришел глава ASG Алексей Семин, что, в общем, неудивительно, если учесть количество и расположение объектов в его ведении.
Сохранение и использование архитектурного наследия в процессе градостроительной реконструкции стало темой мастер-класса. Это уже третья сессия масштабного научно-практического семинара, посвященного анализу лучшей градостроительной практики городских агломераций. Как напомнил модератор собрания - завкафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич, на первой сессии рассматривались актуальные проблемы транспортного планирования, на второй – реконструкция исторического ядра. Вчера же на примере различных городов рассматривались вопросы охраны памятников старины, их комплексного восстановления и использования.
Московский эксперт, представитель НИИ теории архитектуры и градостроительства РААСН, замруководителя центра «Устойчивое развитие исторических поселений» Элеонора Шевченко представила обзор законодательства в области охраны памятников. Одна из важнейших проблем – это пробелы и противоречия законодательства, позволяющего при наличии охраны отдельных объектов полностью разрушить архитектурную среду вокруг них.
Главе ASG Алексею Семину президент РТ посоветовал "деньги вкладывать, пока не поздно…" |
На примере Рыбинска эксперт продемонстрировала серьезнейшие потери исторического ядра города, находящегося у впадения реки Шексны в Волгу. Несмотря на строгость действия охранных зон, разрушение памятников в них оказалось максимальным. Поэтому, как полагает Шевченко, для охраны памятников необходимо применять понятие достопримечательной среды. А полномочия принять границы и предмет охраны находятся на уровне субъектов РФ. Вся документация территориального планирования должна включать объекты историко-культурного наследия. Они должны учитываться при развитии городских территорий.
- Без сохранения исторической среды объект утрачивает большую долю своей ценности, - отметила Шевченко.
«Я НЕ В СТОРОНУ СЕМИНА…»
Президент РТ согласился, что сохранять надо не конкретные объекты, а всю среду – если среда соответствовать не будет, то отдельные даже красивые здания уже не смотрятся. Но отметил, что, если реконструкцию памятников делать по всем требованиям, которые существуют сегодня, никаких денег на это не хватит, и восстановить большинство зданий в сжатые сроки не получится.
По мнению Шевченко, определить степень сохранения объектов может только экспертиза, и минкульт лишь фиксирует эту степень в охранных обязательствах.
- Несущая способность конструкций зданий, находящихся в таком состоянии, может не выдержать какие-то надстройки, - отметила она. - Только эксперты могут принимать такое решение. Опыт показал – жесткое стояние на том, что необходимо сохранить абсолютно все, что есть, приводит к полному уничтожению объекта…
Но в Казани как раз и идет дискуссия – восстанавливать памятники из того, что там осталось, или воссоздавать их по чертежам.
- Это же разные цены, некоторые работы по своей стоимости отличаются до пяти раз. Я не в сторону Семина, - покосился Минниханов на сидящего почти напротив крупнейшего после государства владельца казанской старины. – Он, наверное, может и пять цен заплатить. Но мне кажется, что мы многие объекты можем сохранить, если подход будет более гибким.
Президент поинтересовался, как быть, если в здание зашел, допустим, Петр I. Может быть, покушал, может быть, поспал, а может быть, в этом доме просто кто-то из исторических личностей родился… Как в таком случае восстанавливать объект? Как отметила Шевченко, этот объект в таком случае является памятником истории, и зон охраны к нему не делают, но он становится элементом достопримечательного места. И внутри, по идее, инвестор может делать что-то свое, полагает она.
Экспертами был проведен анализ объектов, появившихся в Казани в наши дни, с точки зрения их адаптированности к среде, масштабности и композиции, и в 64% случаев они были признаны крайне низкими |
КАЗАНСКОЙ СТАРИНЕ НУЖНЫ ЧЕТКИЕ ПРАВИЛА
Логичным продолжением темы стал доклад старшего преподавателя КГАСУ, зампредседателя общества охраны памятников Фариды Забировой. На примере Тбилиси, Риги, Праги и Казани она рассказывала о комплексной реставрации исторического ядра. В Казани площадь исторического центра составляет примерно 5% площади города, в среднем это значение для многих городов доходит до 10%. Сохранившаяся комплексная историческая застройка, архитектурные ансамбли позволяют сформировать в Казани две зоны достопримечательностей. Одна – это Старо-Татарская слобода. Вторая – это исторические кварталы Кремлевской, Карла Маркса, Миславского, Большой Красной со зданиями застройки времен XVII - XIX веков.
Совместно с союзом архитекторов был проведен анализ сотни высотных объектов, появившихся в Казани в наши дни, с точки зрения их адаптированности к среде, масштабности, композиции – Забирова назвала их «жадными домами». Их соответствие среде по ряду требований в 64% случаев было признано экспертами низким или ниже критики.
Президент, впрочем, тут же спросил: "А судьи кто?" Уж не те ли архитекторы, что подписывали согласования по тем же зданиям? Ведь архитектурное сообщество отвечает за те следы, что остаются в городе от той или иной эпохи. Сейчас вспоминают регулярную застройку времен Кафтырева и Петонди, любуются архитектурным ансамблем Санкт-Петербурга и возмущаются суперсовременной «свечкой» Охта-центра, которую там собираются воткнуть. Но, как отметил президент, власти лишь соглашались с предложениями архитекторов и застройщиков.
- Меня не будет через определенное время, соберутся архитекторы и скажут: какой сумасшедший к этому зданию прилепил такое – это вообще! Я даже боюсь сейчас какие-то вещи говорить, - признался Минниханов. - Когда мы строили те здания, которые не нравятся сейчас, архитекторы все время говорили, что это модно, что популярно…
Президент предложил четко определить свод правил, по которым будет формироваться застройка Казани, как будет проводиться реставрация.
- Есть несколько подходов к реставрации, - продолжила Забирова. Есть метод воссоздания стиля прошлых эпох, метод контраста – противопоставления сложившемуся окружению, и метод гармоничной увязки. Вот это самое сложное – гармоничная увязка наследия и современной надстройки.
- Гармоничная увязка – это коррупционность, - пошутил президент. – Договорился с несколькими…
- Нет, со средой, с памятниками не договоришься, - под легкие смешки, прокатившиеся по залу, продолжила Забирова.
- А среду формирует кто? Люди гармоничные… гибкие! Уговорил этого, уговорил этого, показал пару фотографий из Барселоны, может быть, там за это кого-то, к примеру, посадили! И, пожалуйста, гармоничный подход! – описал Минниханов процедуру появления архитектурных монстров. И уже серьезно продолжил. – За свои ошибки надо отвечать, каждый всегда должен знать, и надо написать на этих объектах, кто архитектор. Надо, чтобы на каждом здании – и на хорошем, и на плохом – была табличка с именем архитектора.
По мнению Рустама Минниханова, на каждом новом построенном или восстановленном здании следует указывать фамилию его архитектора: «Архитекторы должны нести ответственность за свои творения» |
- Вот! Да, это точно! – поддержала мнение президента Шевченко. – В Госстрое было такое предложение, но Союз архитекторов был категорически против, не получилось. Сделайте – будет потрясающе!
- Архитекторы должны нести ответственность, - подытожил президент. А по поводу формирования зон достопримечательности он дал поручение сразу же определиться с регламентом их охраны. Тем более что работы уже ведутся.
- Я думаю, что Семину, если работы пошли, останавливаться не надо, - полушутя-полусерьезно добавил Минниханов. - Деньги надо куда-то вкладывать, пока не поздно - кризис нас ждет…
Как пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, подобные семинары совместно с участием властей позволяют донести до участников весь комплекс проблем и возможных решений, которые может предложить профессиональное сообщество. Эти решения должны быть понятны всем участникам сохранения и развития исторического пространства города.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.