4.jpg
Михаил Законов: Для республики наиболее выгодно, когда вся энергетическая инфраструктура является единой

ОБЪЕДИНЕННЫЙ ИНТЕРЕС ИНВЕСТИЦИЙ

– Михаил Анатольевич, инженерный центр «Энергопрогресс» впервые за многие годы участвует в международном энергетическом форуме как дочернее предприятие Генерирующей компании. Как вы оцениваете совместные перспективы инженерного центра и одной из ведущих компаний энергетической отрасли Татарстана?

– Мы исторически родились внутри энергосистемы. Приказом министерства энергетики СССР в 1989 году в ПЭО Татэнерго был создан инженерный центр. В ходе реформирования энергетического комплекса в 2003 году, в процессе вывода непрофильных активов было создано ООО ИЦ «Энергопрогресс». Работа с предприятиями «Татэнерго» всегда была приоритетной для нас. Однако за последние 10 лет совместно с предприятиями КЭР-Холдинга, инженерный центр успешно поработал на рынке энергетики России, стран СНГ и Ближнего Востока. Возврат в состав предприятий энергосистемы республики – это вполне логичный шаг. Набравшись опыта на зарубежных проектах, на уникальных рынках, мы вернулись в компанию уже в новом статусе, с новыми наработанными за эти годы компетенциями и референциями. С 2003 года по сегодняшний день у нас существенно расширился системный взгляд как на развитие энергопредприятий, так и на оптимизацию их взаимодействия с потребителями, которые мы хотели бы привнести не только в саму Генерирующую компанию, но и в энергетику Татарстана.

– В чем заключается новый подход?

– Для республики, как, впрочем, и для любого региона России, наиболее выгодно, когда вся энергетическая инфраструктура является единой, работающей на реализацию стратегических направлений развития промышленности и экономики в целом, при условии минимально затрачиваемых топливных и энергетических ресурсов. Условие обеспечения максимальной надежности и экономичности энергообеспечения потребителей должно быть поддержано комплексным, стратегически выверенным развитием энергосистемы. Необходима увязка внутренних механизмов – от выработки тепловой и электрической энергии до поставки их потребителям. Интересы хозяйствующих субъектов – потребителей и энергетических предприятий, а также муниципальных образований и рядовых граждан должны быть максимально согласованы.

- Каким образом, по-вашему, это может произойти?

– На основе взвешенной и долгосрочной инвестиционной политики, поддержанной на государственном уровне, которая учитывала бы и стратегические направления развития экономики республики, и интересы всех хозяйствующих субъектов и граждан. Так и хочется добрым словом вспомнить госплан. Что необходимо для такого масштабного республиканского планирования? Совершенно объективная и всесторонняя информация о состоянии энергетической инфраструктуры республики с учетом всех взаимодействующих на территории субъектов, варианты (концепции) развития инфраструктуры с учетом возможных сценариев, оценка влияния каждого из сценариев на надежность энергообеспечения, энергетическую, экологическую, промышленную безопасность, энергоэффективность и множество иных факторов. Итогом неизбежно должна явиться оптимальная инвестиционная политика. Мы называем такой подход энерготехнологическим и инвестиционным обследованием – аудитом.

Следует сказать, что эффективная модель энергетической безопасности и энергоэффективности республики может быть сгенерирована только на основе технологии комплексного, прежде всего, инженерного и экономического подхода при условии государственной поддержки.

– То есть, вы готовы предложить какую-то модель оценки эффективности всего энергетического комплекса?

– С 1999 года инженерным центром неоднократно проводились обязательные и целевые энергетические обследования всех предприятий энергосистемы РТ и муниципальных тепловых сетей по крупным городам республики, мы достаточно «плотно» работаем по обеспечению надежности и энергоэффективности оборудования и инженерных систем крупных промышленных предприятий.

6.jpg
Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности, на мой взгляд, почти не работает

Для себя мы ставим задачу актуализировать концепцию, стратегию развития энергетики РТ на основании единого механизма инвестиционной привлекательности для всех хозяйствующих субъектов. Объясню. Не секрет, что каждое предприятие разрабатывает свои инвестиционные проекты самостоятельно, без учета их влияния на аналогичные программы других компаний. Наша идеология предполагает создать такие модели, чтобы, к примеру, инвестпрограмма по строительству объектов собственной генерации крупного промышленного потребителя не противоречила инвестиционным интересам, скажем, ТГК-16. Или инвестиционные проекты Генерирующей компании максимально покрывали спрос на тепловую и электрическую энергию Казани и промышленных потребителей в зоне эффективной поставки с учетом существующих потребностей и перспектив их роста. Развитие сетевого комплекса проводилось с учетом эффективной работы теплогенерирующего оборудования и, еще раз повторяю, чтобы все эти программы были оптимальны для экономики Татарстана. Должен быть объединенный интерес.

Еще одно направление - разработка инвестпрограмм не только по повышению энергоэффективности, но и поддержанию и повышению надежности оборудования и существующей инженерной инфраструктуры. Мы считаем, что задачи обеспечения энергетической безопасности, промышленной и экологической безопасности, а также энергоэффективности и инновационного развития нельзя рассматривать как отдельные процессы, так как они, по сути, относятся к свойствам, как энергетического объекта, так и энергетической инфраструктуры в целом.

На своей практике мы убедились, что обязательные энергетические обследования - это крайне малый и неэффективный «шажок» в направлении реального повышения энергоэффективности и предприятия, и региона. Получение энергетического паспорта не дает предприятию стратегии инвестирования в реальное развитие и повышение эффективности своей энергетической и инженерной инфраструктуры. ФЗ 261 должен быть изменен кардинально и переориентирован на оптимизацию инвестиций.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПОЛУЧИЛИ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

– Вы работаете по разным направлениям или предпочитаете оказывать комплексные услуги?

– В течении 23 лет мы сопровождаем инженерными услугами эксплуатацию и реконструкцию предприятий энергосистемы. Спектр оказываемых нами «единичных» услуг достаточно широк: от метрологического обеспечения производства до режимной наладки тепломеханического оборудования, что позволяет осуществлять инженерное сопровождение проектов реконструкции и модернизации энергетического оборудования и объектов генерации. За последние 7 лет, завершив несколько зарубежных проектов и поработав с Российскими инвестиционными компаниями по схеме экспертного инженерного консультирования, мы пришли к новой идеологии оказания инженерных услуг – к комплексному энерготехнологическому аудиту. В понятие «энерготехнологический аудит» мы вкладываем следующее. Это – энергетическое обследование, анализ уровня организации эксплуатации оборудования, комплексная диагностика и экспертиза промышленной безопасности, а также оценка надежности остаточного ресурса оборудования. И конечно, разработка инвестиционных программ: по повышению надежности и энергоэффективности, а также строительства собственных генерирующих мощностей.

То есть, результат нашей деятельности - разработка оптимальных вариантов инвестиционной программы, направленных на обеспечение энергоэффективной, надежной работы энергетической инфраструктуры предприятия.

– Но ведь существует федеральный закон, который требует проводить мероприятия по повышению энергоэффективности. Владельцы компаний должны быть не только заинтересованы проводить энергоаудиты, но и обязаны выполнять закон…

– 261-й федеральный закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности, на мой взгляд, почти не работает. Спросите: "Почему?" Вот предприятие получает энергетический паспорт – по сути, бумажку, в которой прописаны типовые мероприятия по повышению энергоэффективности – и все! А дальше? Ни один из инвесторов, в том числе энергосервисные компании, не готовы вложить ни единого рубля в эти мероприятия. Руководитель будет напряженно выбирать: инвестировать ли в энергоэффективность, производство, либо в надежность энергетической инфраструктуры? Потрачены деньги, время… А итог?

Закон об энергосбережении предполагает, что на каждом предприятии проводятся энергетические обследования, а результаты аккумулируются в саморегулируемых организациях. Они транслируют данные обследований: энергопаспорта и расчетно-пояснительные записки в минэнерго РФ. А на территории субъекта федерации - территории Татарстана – не остается никакой информации о том, сколько предприятий прошло обследование, какие результаты получены, насколько они экономически обоснованы и как влияют на повышение энергоэффективности региона, какое влияние могут оказать на надежность энергообеспечения и экологическую безопасность территории. Речь совсем не идет о комплексных инвестпрограммах. Как может субъект федерации порождать свою инвестиционную политику и развивать свою инфраструктуру, если он, исходя из действующего, законодательно закрепленного механизма, даже не видит, что творится на его территории? Закон так выстроен, что в принципе субъект не получает информации о деятельности своей инфраструктуры, либо может ее получить лишь косвенными способами. Категорически неправильный подход! Любой субъект на что в первую очередь нацелен? На то, что «мы развиваем экономику, инвестируем в инфраструктуру, в энергетику, в нефтехимический комплекс». Но как мы можем инвестировать, не имея полной информации о том, куда правильно инвестировать? Ведь целостной картины нет! Идеология инвестирования базируется на том, что «я всегда знаю, что у меня происходит, я должен инвестировать, исходя из стратегических целей наиболее эффективно». Это равно применимо и для предприятия, и для республики в целом.

МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТАЕТ ВО ВСЕМ МИРЕ,
У НАС ЖЕ ПОКА ОНА НЕ ВОСТРЕБОВАНА…

– Вы говорили, что уже наработали опыт ведения комплексного обследования на зарубежном рынке. Где и с какими компаниями вы сотрудничали?

– Первый из наших проектов, выполненный в 2007 - 2009 годах, – проведение энергетического и инвестиционного аудита ТЭЦ компании «Пакстил» - сталелитейного завода в Пакистане. Они предложили контракт, в котором мы отработали в качестве инженерно-консультационной фирмы. Провели комплексное исследование оборудования и систем станции, разработали инвестиционную программу модернизации и реконструкции с целью доведения установленной мощности станции до 165 МВт. В рамки контракта также входили разработка бизнес-плана и технических требований к инвестиционной составляющей, тендерной документации, сопровождение тендера и контроль за его исполнением. По этой же схеме реализованы проекты в Йемене – там речь шла о реконструкции тепловой электрической станции, обслуживающей нефтеперерабатывающий завод в Адене. А также с казахстанской компанией МАЭК "КазАтомПром", для которой была обследована выделенная территориально энергосистема, состоящая из двух ТЭЦ, ГРЭС, опреснительной станции, тепловых и электрических сетей. Была разработана программа выбытия генерирующих мощностей с поэтапным замещением газотурбинным и парогазовым оборудованием. Методология участия инженерных компаний при реализации контрактов по модернизации энергетического оборудования и развитию генерирующих мощностей – от обследования до сопровождения эксплуатации после пуска – работает во всем мире, но, к сожалению, не очень востребована в России. По сути, эта методология сопровождения и инженерного консультирования подобна функции «домашнего доктора». И мы готовы ее внедрять для предприятий Татарстана в части инженерной и энергетической инфраструктуры.

7.jpg

– Почему не востребована? Разве владельцы компаний не заинтересованы в эффективности своих предприятий и целесообразности капиталовложений?

– Я отвечу так: когда ты беден, ты не думаешь о большой перспективе, ты думаешь о том, как пережить нынешний день. И большинство наших предприятий придерживается такой позиции. Реальные же владельцы, инвесторы подходят к ситуации по принципу: «Если я хочу купить предприятие, включить в свою инфраструктуру, я должен знать, что с ним происходит». С таким рачительным хозяином мы столкнулись в одном из проектов – это объединение «Русская кожа», рязанская компания ОАО «Сафьян». Владелец компании заявил: «Ребята, я хочу узнать все, что у меня происходит. И больше к этому не возвращаться». Аналогично к инвестициям в развитие собственной энергетики отнеслось и руководство холдинговой компании «Ак Барс». Но подобных примеров рачительного отношения у нас в России мало. Мало кто понимает, что эта идеология дает не только экономическую выгоду, но и энергетическую надежность. Нельзя действовать локально по плану типовых энергосберегающих мероприятий, если вы хотите иметь эффективное производство, если вы хотите развиваться.

– Вы полагаете, что комплексный аудит применим для любого предприятия?

– Безусловно. К примеру, такого рода энерготехнологические инвестиционные работы оказались привлекательными для финансовых структур. Инвестор, обращаясь за кредитной линией, всегда приносит свои технико-экономические расчеты и бизнес-планы в банк. Экспертный отдел банка оценивает, насколько это надежный клиент, степень экономической эффективности проекта. Мы можем оказать банку услугу, просчитав, насколько эффективными будут вложенные инвестиции. У нас есть ряд обращений с предложениями инвестиционного аудита, последние переговоры прошли с Газпромбанком. Могу еще упомянуть, что мы аккредитованы во Внешэкономбанке как экспертная организация по сопровождению инвестпроектов.

ЗАДАЧА СОВМЕСТНОГО БИЗНЕСА – СОЗДАТЬ РЕЖИМ
МАКСИМАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

– Михаил Анатольевич, в конце ноября было заключено соглашение между инженерным центром, Генерирующей компанией и предприятиями госкорпорации «Ростехнологии». Если можно подробнее, в чем заключается соглашение, какие проекты в его рамках планируется реализовать?

– Первые контакты с компанией «Ростехнологии-Энергоэффективность» («РТ-Энерго») у нас начались два года назад, за это время мы провели энергообследования 12 предприятий, входящих в корпорацию.

Предприятия, расположенные на территории РТ, являются потребителями тепловой и электрической энергии. В интересах энергетиков удержать их от застройки собственных генерирующих объектов и ухода с рынка, либо, при соблюдении взаимных интересов, стать соинвесторами в развитие энергетической инфраструктуры. При проведении энергообследований мы совместно с «РТ-Энерго» уже находили такого рода компромиссы. Взаимодействие начало складываться и должно успешно продолжиться.

5.jpg
Надеюсь, что одним из первых проектов, обсуждаемых и реализуемых в ближайшее время, будет Елабужская ТЭЦ

Тогда же возникла идея – почему бы не использовать передовые технологии, инновационное оборудование, разработанные и применяемые в госкорпорации, для энергетических компаний республики? Ростехнологии – центр компетенций в развитии технических идей. И они готовы входить со своей продукцией в нашу энергетику. Это арматура, средства измерений, контрольно-измерительные приборы, диагностическое оборудование, газотурбинные технологии. Почему не привнести их в деятельность наших энергетических компаний? Это первое, на что мы рассчитывали, заключая соглашение. Второе. Перед Генерирующей компанией стоит задача сохранения крупных потребителей станциями Татарстана, соответственно, и сохранения оптимального баланса выработки электрической и тепловой энергии внутри республики. То есть, необходимо соизмерить ценовую, тарифную политику с качеством оказываемых нами услуг по энергообеспечению. На территории РТ находятся порядка 12 - 15 предприятий ГК «Ростехнологии». Многие из них стоят перед дилеммой: строить свои источники электро- и теплоснабжения или остаться в качестве партнеров энергетической системы? Мы намерены реализовать ряд мероприятий, как для Генерирующей компании, так и для ее партнеров, которые позволят с максимально экономической выгодой остаться им в общей системе. Задача Генерирующей компании – удержать своих клиентов. Задача совместного бизнеса – создать соизмеримый баланс «цена-качество» энергоресурсов. То есть, мы должны разработать наиболее эффективные механизмы взаимодействия между потребителями – предприятиями, которые входят в Ростехнологии на территории РТ, и нашей энергетической системой. Третье. Ростехнологии - прекрасный инвестиционный партнер по модернизации объектов энергопредприятий республики. Надеюсь, что одним из первых проектов, обсуждаемых и реализуемых в ближайшее время, будет Елабужская ТЭЦ. Этот проект обсуждался при подписании соглашения у премьер-министра РТ.

– Стоит предположить, что сегодня, фактически являясь дочерней структурой Генерирующей компании, ИЦ «Энергопрогресс» нацелен на решение конкретных задач головного предприятия? Каких именно?

– Сегодня многие предприятия энергетики России находятся на грани выживания, либо финансовой и производственной эффективности. Поэтому с учетом задач, стоящих перед энергетикой республики и задач, стоящих перед Генерирующей компанией, мы сейчас готовы к роли «домашнего доктора». Нам предстоит быть в энергосистеме тем, кто не рецепты в самые критические моменты выдает, а совместно с Генерирующей компанией разрабатывает стратегические направления деятельности и оптимальную инвестиционную политику. Это основная задача, которая определена нашим вхождением в Генерирующую компанию, в состав энергопредприятий и энергосистемы Татарстана.