1,5 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ В НЕФТЕХИМИИ

Накануне Набережные Челны посетил руководитель татарстанского отделения посольства Беларуси в РФ Руслан Дрозд. С утра он пообщался с представителями исполкома города, обсудив вопросы поставок общественного транспорта белорусского производства в Челны. Затем Дрозд побывал в местной Торгово-промышленной палате, где договорился с челнинскими бизнесменами об их визите в Беларусь в первом квартале будущего года. К полудню делегат прибыл на деловой обед с первыми лицами коммерческих предприятий, где разделил трапезу за столом спикеров с директором КИП «Мастер» Максимом Стебловым.

Напомним, отделение белорусского посольства появилось в Казани в мае прошлого года, став одиннадцатым по счету в России. Главным направлением деятельности своего отделения Дрозд определяет торгово-экономическое сотрудничество Татарстана и Беларуси, основные показатели которого он довел до сведения челнинцев на деловом обеде.

– За 10 месяцев этого года товарооборот между двумя республиками составил 1,8 миллиарда долларов, – сообщил он. – Из них 1,5 миллиарда – это сделки по нефтехимической продукции. Второе из приоритетных направлений – это промышленная кооперация, сборочные предприятия белорусской сельхозтехники в Татарстане. У нас две сборки тракторов размещены в Елабуге, еще одна - в Лениногорске.

БЕЛОРУССКИЕ ЭЛЕКТРИЧКИ ЧЕЛНАМ – К 2014 ГОДУ

Тесно сотрудничают Татарстан с Беларусью и в сфере поставок продукции легкой промышленности. «Но наиболее актуальная тема, которую наше отделение продвигает сегодня – это участие белорусских производителей в проектах транспортного комплекса Универсиады. К примеру, в Казань мы поставили в этом году 211 автобусов «МАЗ». Они зарекомендовали себя с 2007 года, когда на дороги Казани вышли первые 50 «МАЗов», - рассказал Дрозд. - А на следующий год мы отрабатываем вопрос поставок в столицу Татарстана скоростных трамваев. Экономическая поддержка этой сделки уже одобрена президентом Сбербанка Германом Грефом. И автобусы, и трамваи мы хотим также предложить и Челнам. У вас как раз в проекте строительство прекрасных линий для трамваев завода «Белкоммунмаш».

Заняться темой челнинских трамваев плотнее белорусы намерены в следующем году. Общественный транспорт – не единственное коммерческое предложение, сделанное Дроздом руководству города. По его словам, из публикаций в СМИ известно, что у Челнов остается потребность в коммунальной технике. И снегоуборочная, и другая спецтехника на базе МТЗ, МАЗа и других белорусских марок, по словам Дрозда, по цене и качеству превосходит европейские аналоги. В искреннем стремлении обеспечить автоград действенной транспортной системой Дрозд дошел аж до разговоров о городских электричках:

– Мы создали холдинг со швейцарской компанией (партнерство завода «Белкоммунмаш» и компании Stadler – авт.) по производству городских электричек, – рассказал посланник Батьки об итогах встречи в исполкоме. – Под Минском уже заложен завод по их производству, в 2014 году мы начнем их выпускать. В Минске такие электрички уже вовсю эксплуатируются. С исполкомом Набережных Челнов взаимопонимание по проекту внедрения электричек в городе найдено, на передний план вышла задача по привлечению инвестиций. Если Сбербанк поможет с выделением кредита на финансирование проекта под хорошие проценты – Челнам ли, или некой группе компаний, которая смогла бы выступить заказчиком строительства – я думаю, в 2014 году проект можно было бы реализовать.

12.jpg
"За 10 месяцев этого года товарооборот между двумя республиками составил 1,8 миллиарда долларов", - сообщил Руслан Дрозд на деловом обеде с челнинскими предпринимателями

«КАМАЗ, МЕЖДУ ПРОЧИМ, ТОЖЕ ПОСТАВЛЯЕТ В БЕЛАРУСЬ МНОГО ГРУЗОВИКОВ»

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» белорусский дипломат подробнее раскрыл векторы существующих деловых отношений между республиками и желаемых белорусской стороной. В настоящее время 83% товарооборота составляют поставки нефти и нефтепродуктов с ТАНЕКО, а также кооперационное сотрудничество с ОАО «Нижнекамскнефтехим».

– Мы поставляем в Нижнекамск сырье для производства синтетических каучуков. Потом эти каучуки везем в Беларусь на ОАО «Белшина». Поставляем также полимерную продукцию, и не только в Нижнекамск. С КАМАЗом тоже сотрудничаем: берем на ОАО «КАМАЗ-Металлургия» литьевую оснастку для производства рулевых колонок и механизмов на предприятии «Автогидроусилитель» в Борисове, а готовую продукцию потом везем обратно. Вообще, много татарстанских и белорусских предприятий задействовано в промышленной кооперации, всех не перечислишь.

Неясность относительно будущего слияния челнинского и минского автогигантов, по словам Дрозда, безусловно, сказывается на сотрудничестве и экономической дипмиссии самого отделения посольства в Татарстане. Но отношения эти – гладкие ли, или обостренные – всегда были и будут. Продажа белорусской коммунальной спецтехники в городе, где она и так производится – это и есть здоровая конкуренция на авторынке.

– Мы с КАМАЗом друг друга дополняем, – сказал Дрозд корреспонденту «БИЗНЕС Online», – КАМАЗ – это самосвалы, а Минский автозавод знатен своими тягачами, магистральными в том числе. Ну а коммунальную технику – мы же не погоним ее из самой Беларуси, она производится в соседней Елабуге, вместе с тракторами. 7 тысяч белорусских тракторов произведено в прошлом году на мощностях ОАО «ЕлАЗ» по лицензии Минского тракторного завода. На производстве освоено уже 14 моделей МТЗ.

Что касается городских автобусов – да, мы знаем, что здесь производится «НеФАЗ». Когда-то у нас было лицензионное производство немецких автобусов Neoplan, и я не исключаю, что «НеФАЗ» в чем-то позаимствовал технические решения этого проекта. Но мы предлагаем более интересные цены и хорошие условия платежа через систему Сбербанка. Например, Сбербанк дает покупателю автобуса ставку кредита 14 процентов годовых. Белорусская сторона берет на себя ставку рефинансирования, и потребителю остается только 7 процентов годовых. Все считают деньги, поэтому и выбирают белорусскую технику. Мы конкурируем. КАМАЗ, между прочим, тоже поставляет в Беларусь много грузовиков – в этом году, наверное, уже миллионов на 5 - 6 в долларах. Белорусы покупают.

Еще одно пояснение к программе Сбербанка прозвучало в рамках делового обеда. Судьбой программы поинтересовался у Дрозда управляющий местного филиала банка Рафис Абдуллин, отметив ее популярность среди челнинских предпринимателей, покупающих продукцию МАЗа, и слухи о сворачивании программы на будущий год.

– Наш премьер-министр сказал, что она будет продлена, – ответил Дрозд, – И мы практически уверены, что она будет действовать, хотя есть много «за» и «против». Лично я постоянно информирую наше руководство о том, что программа очень востребована среди российских потребителей белорусской техники. Это касается поставок и грузовой, и пассажирской, и сельскохозяйственной техники.

460-2.jpg
Дрозд с сожалением отметил, что неясность относительно будущего слияния челнинского и минского автогигантов сказывается на сотрудничестве и экономической дипмиссии отделения посольства Беларусь в РТ

«АВТОБУСАМИ, КУПЛЕННЫМИ У НАС С 2007 ГОДА, ТРАНСПОРТНИКИ ДОВОЛЬНЫ»

В то же время «автобусные» интересы Беларуси в Казани сегодня столкнулись с преградой в лице южнокорейских конкурентов, как отметил Дрозд в интервью газеты «БИЗНЕС Online».

– У Казани есть потребность в обновлении транспортного комплекса, – сказал он, – и Hyundai сейчас продает Казани 344 туристических автобуса. Мы предлагали свой вариант, но, видимо, предложение Hyundai оказалось интереснее. Пока мы поставили четыре автобуса в казанский аэропорт. Но автобусами, купленными у нас с 2007 года, транспортники довольны. Вопросы, конечно, были, они всегда есть, однако мы уже создали сервисные центры и склады запчастей прямо на автотранспортных предприятиях. Ежемесячно приезжают белорусские специалисты для сервисного обслуживания. Это нормальная системная работа.

Транспорт – основная, но не исчерпывающая тема присутствия белорусских предприятий на глобальной казанской стройке. На объектах Универсиады они тоже заняты – преимущественно поставками металлоконструкций, керамической плитки и других материалов. Никаких стратегических соглашений между белорусскими производителями и оргкомитетом Универсиады на этот счет нет, отношения строятся на уровне субъектов хозяйствования.

А НА ДЕСЕРТ – ВЕЛОСИПЕДЫ

Проекты малого и среднего бизнеса Татарстана белорусы готовы рассматривать в рамках любой отрасли. Один из таких проектов получил развитие уже в рамках делового обеда. Перспективами сотрудничества челнинского ООО «Велоград» и Минского мотовелозавода поинтересовался у Дрозда гендиректор ООО «Велоград» Евгений Андреев. Андреев занят концепцией производства велосипедов в Челнах, имеет предварительную договоренность с ММВЗ о поставках комплектующих, ищет производственную площадку для сборки и нуждается в посреднике с заводом. Пользуясь случаем, он заодно прояснил возможности размещения сборочного производства у второго спикера делового обеда – директора КИП «Мастер» Стеблова. Дрозд, однако, отметил в беседе с Андреевым, что, если с площадями возникнут вопросы, то для белорусов на «ЕлАЗе» найдутся свободные корпуса. Корреспонденту же газеты «БИЗНЕС Online» Дрозд пояснил, что тему велосипедов он продвигал еще полгода назад – как в Казани, так и в Челнах.

– Я предлагал мэриям обоих городов услуги белорусского предприятия БАЭС, – сообщил он. – Это ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте. Она занимается проектированием транспортной инфраструктуры, и, в том числе разрабатывает концепции организации велодвижения. В Минске, в частности, такая концепция задействована – до 2015 года она предусматривает строительство 500 километров велопутей. Такова была первая часть моего посыла.

Проект Андреева предполагает поставки минских комплектующих в Набережные Челны для последующей сборки велосипедов. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» гендиректор «Велограда», производство в Челнах подразумевает не просто сборку, а доработку велосипедов.

– Мы будем навешивать на велосипеды дополнительный узел, разработанный местным инженером, – поделился Андреев. – Узел будет устанавливаться на звездочку и позволит получать от кинематического усилия велосипедиста в разы больший КПД. Иначе говоря, нажатие на педаль даст большую скорость и, соответственно, дальность пути. Наша цель – начать производство в январе-феврале и выпустить первую партию уже к следующему сезону. Если с белорусами не завяжется, есть предварительная договоренность с Пермским велозаводом, который производит велосипеды Forward. Они тоже готовы идти на сотрудничество, как и несколько менее известных производителей в Нижнем Новгороде, Самаре… Но в приоритете у нас все же минский завод. Откровенно говоря, я договаривался с минчанами еще в начале этого года на выставке «Вело-2012», проходившей в московском «Крокус Экспо». Они лояльно и открыто подошли к моему предложению. Пилотная партия должна придти фурой, сотня комплектов. Если все пойдет нормально, то весной поступит несколько таких партий.

Кроме велосипедного проекта, представитель Беларуси в Татарстане видит и другие возможности активного сотрудничества с местным малым и средним бизнесом. Он отметил, что и татарстанские проекты также реально реализовать на территории Беларуси, как белорусские у нас. Предпринимателям Татарстана это даст выход на рынки Польши, Литвы и Латвии, а также близость балтийских портов.

И еще об одном возможном совместном проекте с исполкомом Челнов рассказал газете «БИЗНЕС Online» белорусский дипломат. Стороны рассмотрели возможность породниться городами. В обозримом будущем Набережные Челны могут стать побратимом одного из городов Беларуси.