Сегодня власти Казани публично объявили о том, что приходу мечети «Аль-Ихлас» предписано съехать из занимаемого помещения. «В 2004 году оно было передано приходу «Аль-Ихлас» под организацию мечети, - рассказал журналистам зампредседателя КЗИО Ренат Галяутдинов. – На сегодняшний день изменилось законодательство, в связи с чем договоры безвозмездного пользования необходимо перезаключить в соответствии с новыми требованиями закона».
В 2008 году в результате поправок антимонопольного законодательства изменился порядок предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование. Плюс в 2010 году вышло постановление правительства РФ, которое регулирует передачу в безвозмездное пользование и в собственность имущества религиозного назначения. К тому же давно истекли и сроки договора – он был заключен на пять лет.
В ноябре прошлого года комитет, по словам Галяутдинова, запросил необходимые для перезаключения договора документы, однако никакого ответа от руководства прихода в течение месяца не последовало, хотя письмо дошло до адресата в декабре. «Вчера было направлено уведомление о расторжении договора аренды с просьбой освободить помещение в разумный срок», - сказал Галяутдинов.
Ренат Галяутдинов: «Приход «Аль-Ихлас» документы не представил, поэтому мы расторгаем договор и просим их освободить помещение. После этого и будет решаться вопрос о том, какая организация будет его использовать» |
РАСТОРГАЕМ ДОГОВОР С ПРИХОДОМ «АЛЬ-ИХЛАС»
Насколько большим будет этот срок? Все это рассматривается отдельно в каждом случае, но понятно, что на освобождение помещения в 60 кв. м исполком даст не один-два дня, а больше. Тем временем уже на следующей неделе чиновники намерены проверить, намеревается ли приход выехать. «Мы проедем, посмотрим, продолжается ли деятельность мечети, может быть, уже на следующей неделе нам предоставят информацию о выезде», - выразил надежду чиновник. А иначе выселять приход придется в принудительном порядке, через суд, хотя в мэрии, очевидно, не сильно хотят этого и надеются на правовое решение вопроса.
Почему вопрос о выселении встал именно сейчас? Во-первых, появилось представление прокуратуры: дальнейшее использование помещения без перезаключения договора аренды противоречит требованиям законодательства, отметил Галяутдинов. А во-вторых, КЗИО планомерно ведет работу по перезаключению всех договоров о безвозмездном использовании помещений в Казани, сообщили в КЗИО. Кому-то пришлось сделать это раньше, кому-то позже, и чиновники не видят ничего крамольного в том, что время перезаключения договора для «Аль-Ихлас» настало только теперь.
На улице Декабристов во дворе дома 111 вокруг мечети была внешне спокойная обстановка |
После освобождения помещения будет определяться необходимость проведения ремонта для соответствия его санитарным нормам – подключения тепла, света, инженерных сетей. Как известно, приход находится в здании бывшей котельной. После того, как будут устранены все недочеты по санитарным нормам, помещение вновь будет использоваться как мечеть. Исполком города не ставит целью закрытие культовой организации, подчеркнул зампредседателя КЗИО. Мечеть там будет, хотя на сегодняшний день не определено, какая именно религиозная организация будет использовать это помещение.
- Приход «Аль-Ихлас» документы не представил, поэтому мы расторгаем договор и просим их освободить помещение. После этого и будет решаться вопрос о том, какая организация будет его использовать, - пояснил Галяутдинов.
НЕПРИЯТНОСТИ НЕ КОММЕНТИРУЕМ
Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал сегодня в мечети «Аль-Ихлас». На улице Декабристов во дворе дома 111 вокруг мечети была внешне спокойная обстановка. Поблизости были припаркованы три машины, на приборной панели одной из них были закреплены небольшие флажки с исламской символикой. Такие же, как у участников недавнего автопробега «Хизб ут-Тахрир» в Казани.
Но внутри прихода была оживленно. Корреспондент «БИЗНЕС Online» застал в мечети около 20 крепких мужчин. В обшитой светлым деревом комнате, разделенной на две части, шла уборка: двое прихожан пылесосили красные узорчатые ковры. Рядом со входом вокруг стола, за которым сидел Рустем хазрат Сафин, толпились прихожане. Корреспондента за порог мечети не пустили, и весь короткий разговор происходил через отодвинутую ширму.
Так, Сафин очень удивился, что информация о закрытии мечети так быстро дошла до прессы, поскольку они сами об этом узнали, по его словам, только вчера. Давать какой-либо комментарий корреспонденту «БИЗНЕС Online» он категорически отказался. Вообще, прихожане были явно недовольны повышенным интересом к своей проблеме со стороны СМИ.
Как пояснили газете «БИЗНЕС Online» в татарстанском муфтиате, до 2013 года все мусульманские приходы должны были пройти перерегистрацию уставов в связи с тем, что изменился юридический статус Духовного управления мусульман, которое стало централизованной религиозной организацией (ЦРО). "Но "Аль-Ихлас" отказалась входить в ЦРО ДУМ РТ и теперь существует автономно. Поэтому мы не знаем подробностей мер, которые принимают городские власти", - заявил нашему изданию представитель ДУМ РТ Ришат Хамидуллин.
Возле мечети припаркована машина, на приборной панели которой закреплен небольшой флажок с исламской символикой. Такой же, как у участников недавнего автопробега «Хизб ут-Тахрир» в Казани |
МИСТИЧЕСКАЯ МЕЧЕТЬ
Отметим, что сама история мечети, которая в качестве минарета имеет кирпичную трубу, а сам ее молельный зал – это бывшее помещение котельной КЭЧ, необычна и даже имеет несколько мистический оттенок.
В начале 2000-х годов пенсионеру Миргазияну Салаватову, который большую часть трудовой жизни был водителем, стал сниться один и тот же сон, когда его покойная жена повторяла лишь одну цифру - «111». Он долго искал объяснение, пока однажды, прогуливаясь по улице Декабристов, не решил найти дом под номером 111. Тогда он с удивлением выяснил, что дома с таким номером нет, но если следовать по порядку, то этот номер должен был присвоен полуразрушенной котельной, расположенной во дворе дома №117 по ул. Декабристов.
В итоге, все последующие годы бабай посвятил обиванию порогов чиновников различных ведомств. В ходе хождений выяснилось, что данная котельная была на балансе КЭЧ, а после ее закрытия оказалась бесхозной. Несколько лет Салаватов пытался получить разрешение на строительство. В 2004 году ему это удалось и он начал реконструкцию сначала на свои деньги, а затем с помощью спонсоров. В 2005 году мечеть заработала, а Салаватов стал ее первым имамом. Однако прослужил он недолго - 23 июня 2006 года накануне пятничной молитвы он умер от сердечного приступа.
После кончины Салаватова приход мечети решал текущие проблемы – завершение ремонта, оплата коммунальных услуг и прочее, пока в 2008 году не появился новый имам – Рустам Сафин. Спецслужбы считают его последователем идей запрещенного в России движения «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Как писали СМИ, Сафин в 2009 году был осужден на два года условно Советским районным судом Казани за организацию ячейки данной организации.
ПРАВОЗАЩИТНИК В ДУШЕ
Но настоящую широкую известность Сафин получил после трагических событий 19 июля, благодаря своей протестной деятельности. Спусковым крючком для активизации «группы Сафина» стали массовые аресты мусульман силовиками. Официальное число задержанных так и не было названо, но сами верующие говорили о сотнях.
Приход мечети «Аль-Ихлас» стал организатором сначала пикета (29 июля 2012 года), а затем и митинга (5 августа 2012 года) перед театром им. Камала. Тогда возмущение верующих, которых собралось несколько сотен, было связано с переживанием за судьбу задержанных единоверцев (их всех в итоге отпустили). Но дальнейшие акции группы с раздачей политической символики на запрещенном празднике в парке Победы, организация автопробегов по городу с черными флагами, которые воспринимались светским обществом как вызов и акция устрашения, уже не укладывалась в логику простой правозащитной деятельности.
В итоге, деятельность мечети приостанавливается. Невольно напрашивается аналогия, что если для одного человека открытие этой мечети стало делом жизни, то для другого - трамплином для политической активности, которая приведет к уничтожению плодов деятельности других.
«АКТИВИЗАЦИЯ ХИЗБ УТ-ТАХРИР СТРАННЫМ ОБРАЗОМ СОВПАЛА С ТЕРАКТАМИ»
Газета «БИЗНЕС Online» спросила у экспертов, что они думаю о действиях городских властей и приходе «аль-Ихлас».
Ильшат Саетов - кандидат политических наук, доцент института востоковедения КФУ:
- С этой мечетью сложная ситуация. С одной стороны, понятно, что община руководилась членами запрещенной организации «Хизб ут-Тахрир». Практически все об этом знали, но активизировались они почему-то только после летних событий. Понятно, что нельзя было оставлять все в прежнем виде, возможно, надо было поменять имама. Я думаю, что закрывать мечеть – это абсолютно неправильное решение. Если будет нормальный имам, то народ его одобрит, и все будет нормально.
С другой стороны, у руководства муфтията или спецслужб, вероятно, были идеи, что при работе в официальном месте можно будет отслеживать деятельность общины. Но я не сторонник такого подхода. Я считаю, что надо было избавляться от членов этой группировки, но менее радикальными способами: не закрывать мечеть, а поменять имама.
Надо знать и юридическую сторону. Возможно, здание не было закреплено, - тогда это другой вопрос.
Община открыто причисляет себя к "Хизб ут-Тахрир", и тогда, естественно, нужно ее оттуда убирать. Другое дело – знать, насколько агрессивны их планы, хотят ли захватить власть, пойти против закона и так далее. Если посмотреть на общемировую тенденцию, то с 2003 года они поменяли тактику и стали более конфликтны. По всему миру стратегией теперь является максимальное попадание в СМИ. Они специально устраивают провокации, проводят митинги, ходят с флагами, чтобы их сфотографировали. Стратегией стал пиар, и любое упоминание в СМИ идет им на благо. Как говорится, кроме некролога – все реклама.
Для них стало нормой сесть в тюрьму, они этим словно гордятся. От этого становятся еще более радикальными. Пока у нас не выработали эффективную стратегию по работе с этой общиной.
22 декабря на Горьковском шоссе Казани «тахрировцы» устроили автопробег в честь освобождения одного из своих соратников, осужденного за экстремизм |
Ильдар хазрат Баязитов - имам прихода «Сулейман» казанского мухтасибата ДУМ РТ:
- Вероятно, выселение из мечети имеет целью приведения в порядок дел с точки зрения законодательства. Было понятно, что в последнее время поступали тревожные сигналы.
Есть опасения, что в данной общине есть много приверженцев организации «Хизб ут-Тахрир». Видимо, деятельность общины мечети – протестная, пикетная и прочая – не была согласована с духовенством и негативно отражалась на имидже ислама.
Есть опасения, что община уйдет в подполье. Многие сейчас ломают голову над тем, как решить эту проблему. Я считаю, что необходима созидательная работа с молодежью. Прихожане, те, кто были на проповедях, - не все заблудшие. Уверен, что со многими можно вести и дальше конструктивную работу. Конечно, ожидалось и прогнозировалось, что будет подобное решение.
«КТО-ТО ЦЕНОЙ ЖИЗНИ СТРОИЛ ЭТУ МЕЧЕТЬ»
Ахат Ахунов - доцент Института востоковедения и международных отношений КФУ:
- Мечеть «Аль-Ихлас» с самого начала была проблемной. С большим трудом местным бабаям удалось отвоевать бывшую котельную и приспособить ее под мечеть. Еще при первом имаме, покойном Миргазиян хазрате Салаватове, шла война с чиновниками за подключение к коммуникациям, за перенос помойки, которая примыкает к стенам мечети. Большинство этих проблем удалось решить предыдущему имаму, в том числе и за счет своего здоровья. Обо всем этом говорится в книге, которая несколько лет назад вышла в издательстве «Иман».
Понятно, что пристальный интерес властей к этой мечети возник в связи с оппозиционной деятельностью нынешнего имама Рустема Сафина и его прихожан. История постсоветского ислама в Татарстане полна примерами силового захвата мечетей. В данном случае мы видим желание властей решить проблему, опираясь на букву закона. В любом случае, оба варианта на руку имаму «Аль-Ихласа», поскольку это даст ему возможность выступать с заявлениями о притеснениях мусульман в Татарстане.
Мечеть в этом районе нужна, и закрывать ее нельзя. Другое дело, что с нее надо снять ореол очага экстремизма. На мой взгляд, это можно сделать или путем назначения нового имама, или совместного управления, используя энергию того же Рустема Сафина в мирных целях.
Рафаэль Хакимов - директор института истории Академии наук РТ:
- Я вообще очень критически отношусь к религиозным организациям. Я слишком много с ними работал и знаю, что нормальных общин не так много. Поэтому думаю, что у городских властей есть основания для такого решения. Это такая сфера, к которой подходят очень тонко. Без особых мотивов стараются их не трогать.
"Хизб ут-Тахрир" – действительно радикальная организация. Влияние идет извне. Если община теперь и уйдет в подполье, то это уже вопрос деятельности соответствующих органов. Думаю, что в этом вопросе не стоит искать компромиссов. Есть организации, с которыми можно найти общий язык, но есть и настолько радикальные, которые считают: если ты не с нами, то ты враг. Для Татарстана такие организации вне культуры. В России нет идеологии, чего мы хотим, идей, поэтому такие организации и прорываются на нашу почву, пользуясь либеральными законами. Весь мир же к подобным организациям относится достаточно жестко в законодательном плане.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 59
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.