С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ВОПРОСАМИ ОБРАЩАЙТЕСЬ В ФАС 

Полемика, которая разгорелась вчера на деловом обеде в Набережных Челнах, была инициирована Еленой Угольниковой – директором челнинского муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа». Угольникова поставила перед предпринимателями простой вопрос: отчего бизнес не хочет участвовать в муниципальных аукционах? И получила несколько любопытных ответов, не считая встречных щекотливых вопросов.

Занимаясь подведением годовых итогов муниципальных торгов в Челнах, в ведомстве Угольниковой обнаружили любопытную статистику: если в 2010 году количество участников в торгах примерно равнялось 800 предприятиям, то в отчетном 2012 году оно снизилось до 300. Понять, почему бизнес не идет на электронную площадку биться за заказ, в дирекции не смогли, и директор адресовала вопрос напрямую бизнесменам, заодно подсказав вариант лояльного ответа: «Бывают проблемы из-за низкой квалификации специалистов на предприятиях. Наверное, они не могут пробиться через некоторые барьеры».

У потенциальных участников аукционов версии оказались другие. Например, такие: игра на торгах ведется нечестно. Даешь свою цену, ее перебивают на один рубль, и торги сразу закрываются. Или такие: торги ты выиграешь, но тебе укажут компанию, у которой ты будешь товар покупать для последующей продажи заказчику.

– По закону, если участник размещения заказа сделал предложение, после него дается еще 10 минут на встречное предложение, – напомнила Угольникова. – Поэтому в случае с моментальным закрытием торгов речь идет, вероятно, о коммерческих площадках, на которых возможны некорректные шаги операторов и нечеткий регламент. Второй вопрос – он, наверное, больше эмоциональный… Могу лишь сказать, что любые действия операторов, независимо от формы собственности площадки, можно обжаловать в антимонопольной службе.

– Если честно, – поделилась Угольникова собственным видением проблемы, – вот внедрили электронный аукцион – это открытая, удобная процедура… Но многие участники не хотят открывать свои капиталы, и они ушли. Другие не знают, как правильно работать с электронной площадкой. Такое складывается мнение, потому что на открытые аукционы прежде выходило намного больше участников, чем сейчас на электронные торги.

ugolnikova.jpg
Елена Угольникова: "Растет количество несостоявшихся торгов – теряется экономия бюджетных средств"

При этом особых проблем с поставками исполком не испытывает. Как рассказала Угольникова, был дефицит с организацией питания, но остался в прошлом, когда количество участников увеличилось до двух, а в перспективе маячат и другие. В настоящее время ни одного конкурента только у «ВАМИНа» по поставкам молока. 

НА ВИТРИНЕ ТОЛЬКО «ЖИГУЛИ» 

Обсуждение коснулось не только закупок для нужд исполкома, но и реализации муниципального имущества. Свою точку зрения на эту сторону торгов высказал Михаил Надеждин - владелец юридической компании «Надеждин и партнеры».

Как практикующий юрист, я заметил, что торги на продажу тоже сократились в объеме. По-моему, это случилось после одного из выступлений президента РТ на заседании кабмина, где он сказал, что до 90 процентов участников торгов – это фирмы-однодневки. Фирмы, которые дискредитируют саму идею муниципальных аукционов. Они работают на понижение цен, забирая лакомые куски. Исчезли ли они?

Кроме того, посмотрите, что сейчас реализуется? Муниципалитет Набережных Челнов продает два автомобиля – «ВАЗ-семерку» и «Волгу» 1980 года выпуска. А все ценное уходит мимо торгов по договорам аренды. Я как раз сейчас участвую в судебном процессе – депутат судится с предпринимателем из-за земельного участка. Этот участок был отдан по договору аренды, минуя аукцион. Судебным решением его реализация была отменена, и надеюсь, скоро участок появится на торгах.

Суть ситуации со спорной землей Надеждин пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Этот участок был в долгосрочной аренде у одного предпринимателя, но постановлением главы администрации он был передан другому предпринимателю, без аукциона. Бывшего арендатора вынудили отказаться от земли, пообещав ему передачу участка в собственность. Когда тот отказался от участка в надежде стать его собственником, землю сразу передали другому лицу. Возможно, в этих действиях и не было злого умысла, просто не хватает грамотных специалистов, чиновники по инерции работают старыми схемами. И суд первой инстанции встал на сторону исполкома, только суды второй и третьей инстанций указали исполкому на недопустимость подобных действий. Однако я подозреваю, что история на этом не закончится. Постановление исполкома отменено, однако истец до сих пор не заявил о возврате ему земли. Участок как бы повис в воздухе. Наверняка появятся и другие претенденты на него – для таких ситуаций и нужны муниципальные торги».

На поставленный вопрос Угольникова ответила ссылкой на новое законодательство, вступившее в силу с этого года: теперь земельные участки могут реализовываться исключительно посредством торгов. «Однако продажа муниципального имущества – само по себе явление очень редкое, – отметила она. – Его не так много».

ЧТО ТАКОЕ ОДНОДНЕВКА? 

На отсутствие профессиональных брокеров, из-за которого имущество города до сих пор может реализовываться вне торгов, Надеждин обратил внимание и в общей дискуссии: «В челнинских вузах я не встречал курсов профессиональной работы на бирже. Все специалисты-брокеры работают как раз в фирмах-однодневках».

С недостатком информированности бизнеса Угольникова согласилось легко, известив о планах по размещению информации о торгах и их механизмах не только на федеральном сайте, но и на городском. Кроме того, сейчас, по ее словам, стоит вопрос о необходимости обосновывать цену лота в документации, в связи с чем дирекция мунзаказа уже занимается рассылкой коммерческих предложений потенциальным участникам в целях мониторинга цен.

По вузовскому обучению биржевым специальностям, кстати, Надеждину тоже ответили – из зала. Как выяснилось, перечень специальностей определяет минобразования, и специальности «брокер» в списке нет. Проводить же эти курсы в рамках допобразования сложно. Сейчас в вузах есть, в частности, такое направление, как «оценка бизнеса». Однако на запрос в министерство приходит настолько размытый ответ, что просто непонятно: имеет вуз право вести такую подготовку или не имеет. То же самое и с подготовкой брокеров. Предприниматели же вкладывать собственные средства в повышение квалификации сотрудников не готовы.

Протест директора муниципального учреждения вызвало понятие «фирмы-однодневки».

– Что это такое – «фирмы-однодневки»? – потребовала Угольникова конкретики. – Я за четыре года работы в этой сфере ни одной такой фирмы не выявила – объясните, как это сделать? Мы рассматриваем все документы – и учредительные, и справку из налоговой инспекции, но как определить, собирается ли фирма работать, или она хочет только забрать один заказ? Как доказать? И если она качественно выполняет заказ, то почему ей нельзя участвовать в торгах?

– Что такое «фирма-однодневка», показывает как минимум последний грандиозный скандал в Казани, – напомнил Надеждин, – Тот, где предприятие выиграло тендер на уборку федеральный трассы от снега, после чего выяснилось, что у нее даже нет спецтехники. Вот вам фирма-однодневка, созданная для получения денег из бюджета. 

НЕ ХОЧУ ДЕЛАТЬ БРАК ЗАДЕШЕВО 

В комментарии корреспонденту «БИЗНЕС Online» Угольникова подчеркнула, что беспокоит устроителей торгов не столько количество предложений от бизнеса, сколько его участие в последней стадии процедур – собственно аукционах.

– Объем муниципальных заказов сам по себе сократился, – сказала она. – К примеру, поставки по линии здравоохранения ушли из нашей юрисдикции в республику, а с ними – практически 45 процентов заказов. Соответственно, уменьшилось и число участников торгов. Непонятно другое: почему предприниматели заявки подают, а на аукционы в итоге «не являются» – виртуально, конечно. В итоге на торги выходит только один участник, и они считаются несостоявшимися. Растет количество несостоявшихся торгов – теряется экономия бюджетных средств. Вообще, это происходит по всей России, не только у нас.

Владельцы бизнесов рассказали газете «БИЗНЕС Online», почему они, попробовав раз или два, отказались в итоге от участия в государственных торгах. Производитель спецфургонов, гендиректор ООО «Атермал» Александр Кислин поделился таким опытом:

– Я заявку подавал, и не один раз, был близок к тому, чтобы получить муниципальный заказ. Но в итоге в торгах не участвовал. Были такие случаи, что за сам факт участия нужно было внести энную сумму, а я не привык платить за кота в мешке. В общем, устоялось мнение, что лучше туда не лезть. Кроме того, главный критерий отбора в муниципальном заказе – это цена, но не качество. У меня продукция не дешевая, и я не хочу производить дешевую. На этом поле воюют, как правило, за срочность изготовления и за объем предоплаты. Я не всегда могу работать без предоплаты.

Словом, нет на торгах никакой здоровой конкуренции. Они вроде и призваны обеспечить страну качественной продукцией, но на самом деле дают возможность заработать только тем, кто уже заработал, а остальным хода к мунзаказу нет.

Был случай, когда я и по цене выигрывал. Разговаривал с потребителем конечной продукции – он был за мою машину обеими руками, но выиграла другая компания, даже не производитель, а посредник. Мы с партнерами питерскими тогда подняли шум, до сведения Путина довели ситуацию – и результаты торгов отменили. А через полмесяца они повторились и с тем же самым результатом, все равно заказ получил тот посредник. Машина у него была дороже и хуже, ну и чего там участвовать? Просто мой конкурент-посредник представлял крупную фирму с хорошим оборотом и знал, кому сколько «отстегивать». Вот вы подойдете, так у вас не возьмут: «Что вы-что вы, мы не такие». Потому что там не участвуют, а работают.

Каусар Сабиров – гендиректор ООО «Жалюзи от Каусара», в целом придерживается того же мнения:

– Я в такие игры не играю, потому что все равно буду в проигрыше. Причина проста – я делаю качественный и дорогой товар, а заказчик хочет дешевый. В госзаказах участвуют фирмы, которые сегодня есть, а завтра нет.

Но я один раз тоже принимал участие, когда еще окнами занимался. Проиграл торги. На следующий день ко мне пришел победитель, чтобы у меня же эти окна заказать. Я его дальше послал искать.

Госзаказ – это ерунда, договариваться с заказчиком надо напрямую. Я же лично отвечаю за качество своих окон и жалюзи, а со стороны заказчика кто лично отвечает? Это все несерьезно, и политика должна быть другой – направленной на качество, а не дешевизну поставки.

ВНЕ КАЗАНИ БИЗНЕСА ВООБЩЕ НЕТ

Раскрыть вопрос увеличения объема несостоявшихся торгов корреспондент газеты «БИЗНЕС Online» попросил и гендиректора ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Якова Геллера.

– Причин отказов от аукционов много. Мы делали соцопрос на эту тему и подобрали 8 возможных причин. Но, на мой взгляд, главная причина одна – у нас просто нет бизнеса в достаточном объеме. Дело тут не в торгах. Ваша одежда, предметы у вас в руках – чьего они производства? Это главное, а косвенная причина в том, что предприниматели боятся играть с государством в «азартные игры».

На нашей площадке «Заказ РФ» на сегодняшний день аккредитовано более 80 тысяч участников. В прошлом году прошло 44 тысячи торгов – это довольно большое количество. И все же производителей очень мало. Конечно, заявки подаются, но примерно 38 процентов торгов заключаются с единственным пришедшим заявителем. Аукцион не проводится, контракт заключается с одним участником, безальтернативно. Бывают и устойчивые пары, которые приходят на торги, заранее договорившись о том, кто из них выиграет и с какой ценой. Есть, конечно, разные прецеденты – например, торг, который сейчас идет на поставку простыней для деревни Универсиады, там аж 21 участник. Но мне, например, непонятно, почему торги на сельхозпродукцию – ту же картошку, морковку, молоко – не собирают участников. Фермеры же есть. Пусть у «ВАМИНа» конкуренции нет, но в каждой деревне есть коровы. Значит, бизнес неконкурентоспособен. Это касается и мунзаказа, и федерального – без разницы.

У нас половина районов республики на выставке-продаже ЭТИСа не способна представить ни одной позиции производства. 80 процентов бизнеса сосредоточено в Казани. Это проблема не ЭТИСа, это проблема глав муниципалитетов, у которых бизнеса нет. Инвестиционные ниши, которые мы предлагаем, – продукция, которая пользуется спросом на территории республики, у нас не производится. Та же керамическая плитка, проволока, арматурная сетка – пустых ниш много. И это задача главы муниципалитета – заполнить нишу, локализовать бизнес у себя. Эти торги как градусник. Если вам не нравится температура, которую он показывает, его можно разбить, а можно лечить болезнь. Вот этот градусник и показывает, что бизнес не хочет с государством играть. У государства всего два способа помогать бизнесу: во-первых, корзина льгот и преференций, во-вторых, обеспечение доступа к заказам. Электронные площадки обеспечили доступ с условиями прозрачными, равнодоступными, а пользоваться ими все равно некому.

Я понимаю Набережные Челны – там есть огромный КАМАЗ, он приносит налоги в бюджет, а сколько надо создать малых предприятий для участия в мунзаказе, чтобы КАМАЗу их противопоставить?

Потери бюджетов из-за того, что никто не участвует в торгах, мы высчитываем. Нормальные торги в конкурентной среде обычно приносят 10 - 12 процентов выгоды. С одним участником торгов никакой выгоды нет. То есть потери любого бюджета – что федерального, что городского, составляют без торгов примерно 10 процентов. Для страны это миллиарды.

Если говорить о фирмах, которые не в состоянии выполнить полученный заказ, то тут просто речь идет о мошенничестве, уголовном преступлении. Закон о закупках не может действовать в отрыве от Уголовного кодекса. Если фирма не выполнила госконтракт, ее руководитель должен быть осужден, а фирма – разорена. Пока жестких карательных мер не будет, ситуация не исправится. У нас государство отстало в силовой практике от практики госзаказа. Потому что практика электронного госзаказа России многими экспертами признана самой передовой, но жуликов она наказывать не может, это дело правоохранительных органов.