КАПО И «ТУПОЛЕВА» ОТПРАВЛЯЮТ В СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ

О грядущей смене руководства КАПО газете «БИЗНЕС Online» сообщили сразу несколько источников – причем как во властной и бизнес-среде Казани, так и в авиастроительной отрасли. В пресс-службе предприятия на наш вопрос ответили, что комментарий может дать лишь генеральный директор Васил Каюмов, но он до 11 февраля в отпуске (что симптоматично)… В пресс-службе ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) информацию источников комментировать не стали: ни да, ни нет.

В коллективе КАПО мнения о возможных причинах смены руководства самые разные. Эксперты авиаотрасли обращают внимание прежде всего на два обстоятельства. Первое – новый виток обсуждения программы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Второе - решенный вопрос о слиянии ОАО «КАПО» и ОАО «Туполев».

26 января вице-премьер Дмитрий Рогозин на общем собрании академии военных наук, говоря о современных разработках, отметил, что большие надежды возлагаются на ПАК ДА: «Сейчас мы переходим к началу планирования ПАК ДА. Самолет будет основан на иных инженерных и технических решениях, что позволит нам возродить рейтинг дальней авиации». КАПО, напомним, несмотря ни на что, считается главным претендентом на выпуск нового стратегического ракетоносца.

На предновогодней пресс-конференции президент ОАК Михаил Погосян рассказал о скором слиянии КАПО и «Туполева» как об уже принятом решении. Отметим, что месяцем ранее возможность такого преобразования тоже проходила по категории «слухи», которые никто из действующих сотрудников КАПО и ОАК комментировать не взялся. Итак, 19 декабря Погосян заявил (полную расшифровку выступления сделал портал Aviation EXplorer): «В области стратегической и специальной авиации одной из ключевых задач по реструктуризации деятельности ОАК в 2013 году будет объединение КБ «Туполев» и КАПО. Интеграция этих двух предприятий позволит, с нашей точки зрения, более эффективно обеспечить взаимодействие между ними по достижению тех целей, которые стоят перед этими предприятиями в области стратегической и специальной авиации».

ПУТИН ПООБЕЩАЛ КАЗАНИ БОМБАРДИРОВЩИК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Данные о программе ПАК ДА отрывочны. Этот комплекс должен заменить сразу и Ту-95, и Ту-22М3, и Ту-160. В первой половине 2012 года должен был быть выполнен аванпроект самолета, а в 2013-м - утвержден проект.

Трехлетний контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА был заключен между минобороны РФ и «Туполевым» в августе 2009 года. Сообщалось, что в числе претендентов были фирмы Сухого и Микояна, но военные говорили прямо: надеемся, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) выполнит КБ Туполева, самолеты и коллектив которого прекрасно себя зарекомендовали. Впрочем, в сентябре 2011 года появились данные о том, что на тему по-прежнему претендует «Сухой», как обладающий большим конструкторским и управленческим потенциалом.

Отметим, что Казань изначально фигурировала в разговорах о новом ракетоносце. В апреле 2008 года на церемонии передачи ВВС крайнего Ту-160 Алексей Федоров, который был в то время президентом ОАК, заявил: «Я почти уверен, что строительство новых стратегических бомбардировщиков будет производиться в цехах КАПО». Это можно было бы счесть церемониальными словами, но в сентябре 2010 года на конференции «Единой России» по стратегии развития Приволжского федерального округа Владимир Путин заявил: «Казанский авиазавод КАПО продолжит модернизацию боевых самолетов дальней авиации - Ту-160 и Ту-22, а затем, конечно, должен будет начать разработку, сборку российского стратегического бомбардировщика нового поколения». Для полноты картины в стратегическом секторе напомним, что 15 октября 2007 года, представляя Каюмова коллективу, Федоров не исключил возможности восстановления производства Ту-160.

Отраслевые эксперты, соглашаясь с тем, что КАПО - претендент №1 на ПАК ДА, который рано или поздно все равно будет создан, отмечают, что вопрос в том, как завод доживет до начала серийного выпуска «стратега».

2013 ГОД: КАЗАНЬ НАЧНЕТ ПОСТАВЛЯТЬ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КОМПОЗИТОВ

Одна из ближайших задач ОАК – запуск на территории КАПО композитного производства, старт запланирован на первый квартал 2013 года. Продукция – изделия для проектов, на которые ОАК сделал главную ставку - SukhoiSuperJet, МС-21 и Ил-476, а также для Boeing и Airbus. Годовые объемы планируются солидные – не менее $100 миллионов.

На упомянутой предновогодней пресс-конференции Погосян также обратил на это внимание: «Мы в этом году проделали большую работу по подготовке к началу производства, основанного на новых технологических процессах агрегатов из композиционных материалов на базе дочерней структуры ОАК – «Аэрокомпозит». Задача 2013 года - открыть два основных завода, которые будут созданы нами. Работа в этом направлении активно велась в 2012 году. Это завод в Казани, который начнет производить навесные агрегаты из КМ, механизацию крыла, оперение, и завод в Ульяновске…»

Источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли считает, что это принципиально важный для Погосяна вопрос, а потому довольно велика вероятность превращения КАПО в поставщика отдельных узлов, то есть в комплектатора: «Комсомольский завод в одиночку никогда не потянет выпуск «Суперджетов»: надо многое раздавать на аутсорсинг, иначе серии не будет, невозможно все делать на одном заводе. Если бы я решал задачу ускорения выпуска «Суперджетов», я бы на головном предприятии сконцентрировал производство важных узлов и финальную сборку, а на другие заводы раздал бы все, что только возможно производить без моего участия. Мощности имеются, но они простаивают, и есть проблема: что за кадры на этих заводах? Умеют ли они работать с современными цифровыми технологиями? Есть ли там современные цифровые станки? Я знаю, как тот же Воронеж делал композитные элементы планера для «Суперджета». И что? 18 комплектов поставили, и все 18 – брак». Также напомним, что КАПО планируется сделать центром компетенций по производству крыльев (в первую очередь для SukhoiSuperJet), заявлялось, что старт производства назначен на 2013 год.

Очевидно, что для Погосяна выполнение этих работ должно быть под особым контролем. А Каюмов – все-таки человек не оаковский, креатура властей РТ. Напомним, что до назначения на КАПО он занимал пост первого заместителя генерального директора - исполнительного директора ОАО «КАМАЗ» (а финансовым директором КАПО стал заместитель генерального директора по управлению персоналом и организационному развитию КАМАЗа Жамиль Тагиров), ранее возглавлял Завод микролитражных автомобилей. На церемонии представления коллективу Каюмов заверил: «Мы будем идти вперед с миннихановским напором, когогинской хваткой и татарстанским девизом «Без булдырабыз!». Каюмов назначался в период становления ОАК и перехода КАПО под крыло корпорации (это произошло в ноябре 2009 года). Сегодня заявлен новый этап в жизни ОАК, а при реструктуризации кадровые изменения достаточно закономерны.

ЗВУЧИТ НЕВЕРОЯТНО, НО ВОЗМОЖЕН ЗАКАЗ НА ТУ-160

Как организационно будет оформлена связка из трех предприятий («Туполев» - казанский филиал «Туполева» - КАПО), пока не ясно, но есть мнение, что управлять местным сектором будет кто-то из руководителей филиала. Собственно, называют только одного человека – директора Эдуарда Соркина. К сожалению, руководство филиала с журналистами не общается, ссылаясь на запрет из Москвы. По нашим данным, на одном из собраний коллектив специально предупредили о нежелательности утечек информации о грядущих преобразованиях. Источники «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли полагают, что сказать что-либо однозначно о возможных изменениях в руководстве КАПО пока невозможно:

- Несомненно, в ОАК сейчас идут некие перемещения, - отметил один из наших собеседников. - Одно назначение уже объявлено - это смена руководителя «Гражданских самолетов Сухого». Да и просто понятно, что после решения финансовых проблем, чем в течение всего прошлого года занимался Погосян (и получил дважды кредиты от ВЭБа, финансирование по госпрограмме развития), можно заняться и вертикалью власти.

Скорее всего, перестановки связаны с новыми задачами КАПО. Фактически завод будет структурой, интегрированной с КБ «Туполева», и будет работать на задачи этой фирмы. Пример есть: с этого года у КБ Сухого, комсомольского и новосибирского авиазаводов – единая акция. Думаю, то же самое будет и с КАПО. И в таком случае, конечно, логично поставить во главе туполевца. При этом не исключаю, что связку «КАПО – Туполев» выведут из состава ОАК. Из заявлений Погосяна следует, что он не знает, что делать с такими предприятиями, как КАПО, ВАСО, – эти активы для ОАК очевидно убыточны, на них долги. И я не исключаю, что ОАК попытается от них избавиться, причем так, чтобы не возникло конкурента. Но, скорее всего, предприятие будет превращено в поставщика отдельных узлов. Но одновременно оно будет работать и на «Туполева», потому что остаются многие стратегические задачи. Стратегическую авиацию все-таки надо поддерживать в боеготовности, и поэтому государство просто не позволит совсем разрушить КАПО, да и «Туполева».

Другой источник «БИЗНЕС Online» указывает на то, что интеграция КАПО и «Туполева» прямо бьет по карману РТ:

- Погосян подписал бумагу, смысл которой сводится к тому, что надо начать подготовительные работы по реорганизации «туполей». Каюмова в такой ситуации могут даже не убрать из формирующейся структуры, а подвинуть на другую должность.

КАПО в составе «Туполева» теряет статус серийного предприятия. Что это означает? «Всего-навсего» то, что у чиновников нет задачи обеспечивать несерийное предприятие серийными заказами. И если КАПО окажется в составе «туполей», куда будут от него идти платежи? По месту основной прописки «Туполева». Там и будут оставаться доходы. Это прямо бьет по карману республики.

Директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко предлагает не хоронить КАПО раньше времени:

- Не хотел бы комментировать кадровые решения, поскольку они всегда сопряжены с известной долей субъективизма в оценках… Безотносительно возможных кадровых переназначений в руководстве КАПО совершенно четко надо понимать, что это единственный завод в России, который способен серийно производить тяжелые и стратегические бомбардировщики. Поэтому альтернативы заводу нет. Вместе с тем надо подумать о реальной производственной загрузке хотя бы гражданскими заказами, потому что с момента принципиального политического решения о начале проектирования ПАК ДА до начала серийного производства пройдет не менее 10 лет, и все эти годы завод должен каким-то образом существовать, платить зарплату, выполнять социальные обязательства перед сотрудниками. Поэтому важно понимать, чем ОАК сможет загрузить завод в эти 10 как минимум, а может, и 15 лет до развертывания серийного производства. Это крайне важно. Но будем исходить из того, что завод имеет стратегическое значение, поэтому будут найдены варианты производственной загрузки. Альтернатив, повторюсь, нет. Потеряв эту площадку, Россия может обречь себя на то, что мы никогда не освоим серийный выпуск стратегических бомбардировщиков нового поколения. И, кстати, не факт, что еще не понадобится в связи с изменением военно-политической ситуации увеличить количество Ту-160, находящихся в строю. При условии, что будут решены задачи воспроизводства двигателей для Ту-160, очевидно, все-таки может быть дозаказ - по мере того как будут списываться Ту-95МС и до момента, когда начнется серийное производство ПАК ДА.