ЧТО ДЕЛАЕТ ПРОКУРОР РЕСПУБЛИКИ НА НАШЕЙ КОЛЛЕГИИ?
С самого начала табличка с именем Кафиля Амирова, стоящая на столе президиума, вызвала немалое удивление журналистов. История проведения коллегий минкульта не припомнит выступления на них прокуроров. «Неужели кто-то всерьез проворовался?» - шептались коллеги. Интрига разрешилась на втором часу заседания.
- Когда я вошел в это здание и проходил в зал, то увидел многих знакомых и их удивленные взгляды: «Что делает прокурор республики на нашей коллегии?» - начал свою речь Амиров.
Прокурор, обладающий тонким чувством юмора, сравнил себя с тем самым чеховским ружьем, которое, появившись в первом акте, во втором обязательно должно выстрелить. «Вот наступил второй акт, и я стреляю!» - провозгласил он.
После экскурса в историю, начиная аж со времен Петра I, который при посещении Болгара в 1722 году отдал распоряжение о сохранении средневековых памятников, Амиров вернулся в нашу действительность. Он с сожалением констатировал, что «темпы износа особо ценных объектов недвижимого наследия продолжают отставать от темпов их восстановления». В то же время напомнил, что в силу закона РФ «Об объектах культурного наследия» эти объекты подлежат государственной охране, а их повреждение, разрушение, уничтожение и т.п. влечет за собой административную или даже уголовную ответственность.
- К сожалению, ознакомившись с проектом решения коллеги, я прочитал, что все предусмотрено вроде бы для сохранения памятников, но принципиального отношения к этому вопросу нет, чтобы ставить вопрос об ответственности виновных, должностных лиц, юридических лиц, об этом там, к сожалению, ничего не сказано! – сделал Амиров первый залп мелкой дробью.
«РАБОТНИКИ МИНИСТЕРСТВА - НЕ АНГЕЛЫ…»
Прокурор напомнил, что тяжелая доля по госохране объектов культурного наследия лежит на министерстве культуры РТ и муниципальных властях. Однако, как показывает практика прокурорского надзора, ими «не обеспечиваются в полной мере сохранность и режим содержания объектов культурного наследия».
- Трудно, конечно, устоять работнику министерства культуры перед натиском бизнеса. Здесь уместна татарская поговорка: «Увидев блеск злата, слепнут даже ангелы». Работники министерства - не ангелы, тем более быстро слепнут они, - сделал Амиров «снайперский выстрел» и продолжил. - Когда говорят: «Надо снести этот объект, а вместо него построить шикарный другой объект». Нет, надо стоять насмерть, но пока еще ни одной смерти не зафиксировано!
Далее прокурор перешел к красноречивому языку цифр. По его словам, прокуратурой только в Казани выявлено около 500 фактов нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
В Татарстане, по его данным, на госучете состоят более 6 тыс. объектов культурного наследия. Так вот, около 70% из них нуждаются в принятии неотложных мер по спасению от разрушения в результате физического износа, несанкционированных разборок, обрушений, перестроек и даже пожаров.
- К примеру, в результате пожара в Казани утрачены признанные особо выдающимися по признакам исторической значимости и архитектурной ценности дом профессора Фукса, где останавливался Пушкин, дом, где жила поэтесса Маргарита Алигер, гостиница Дворянского собрания по улице Рахматуллина, где останавливались княгиня Волконская, Пушкин, Шаляпин и другие, - сказал Амиров.
«УТРАЧЕН 21 ОБЪЕКТ, ПОД УГРОЗОЙ РАЗРУШЕНИЯ И ТРЕБУЮТ ОХРАННО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ 25 ОБЪЕКТОВ…»
Далее главный прокурор провел еще серию точечных выстрелов, говоря об отсутствии системы мониторинга состояния объектов культурного наследия, о том, что реестр памятников не отражает их реальное техническое состояние, не закончена инвентаризация всех объектов культурного наследия.
- Утрачен 21 объект, под угрозой разрушения и требуют охранно-спасательных работ 25 объектов, в результате пожаров, несанкционированных разборок, обрушений полностью утрачены 60 памятников и ансамблей, - сказал Амиров.
Прокурор отметил, что в последние два года его ведомство усилило надзор в сфере охраны культурного наследия. В Казани в суды было направлено более 200 исковых заявлений о необходимости заключения и выполнения охранных обязательств при эксплуатации исторических памятников. К дисциплинарной и административной ответственности было привлечено более 100 должностных лиц, 26 материалов направлено в следственные органы для принятия решения об уголовном преследовании виновных.
- Возбуждены уголовные дела по факту разрушения и повреждения таких объектов, как здание гостиницы Дворянского собрания, дом Потехина, номера Банарцева, дом жилой XVIII века, дом Юшкова, - перечислил Амиров.
Он напомнил всем собравшимся, что исполкомом Казани были подписаны соглашения с собственниками 294 исторических зданий по приведению их в надлежащий вид. «А ведь по существу это работа министерства культуры», - бросил он последний вызов.
Завершая свою яркую речь, Амиров, видимо, решил немного смягчить удар и сказал, что пришел не учить, а высказать свои пожелания. И в очередной раз блеснул эрудицией, вспомнив слова древнеримского поэта Овидия о том, что «счастлив, кто имеет мужество защищать то, что любит». «А я думаю, что министерство любит, и для него будет счастьем защищать эти объекты», - заключил Амиров.
РАЗ-ДВА И ОБЧЕЛСЯ
Александр Дембич – заведующий кафедрой градостроительства, кандидат архитектуры, член президиума правления союза архитекторов РТ:
- Сейчас очень много людей озаботились этой проблемой, это уже к лучшему, в том числе и прокуратура в лице прокурора республики, и президент стал заниматься этим вплотную. Но по мановению волшебной палочки у нас все не преобразуется, нужно время. Что касается министерства культуры, здесь два вопроса. С одной стороны, у министерства нет, на мой взгляд, перспективной программы действий, особенно в плане государственно-частного партнерства. Они идут за фактом – появился частный инвестор, они с ним начинают работать. С другой стороны, у них нет ресурсов. Тех людей, которые занимаются охраной памятников, там один-два человека и обчелся. Они не в состоянии охватить всю эту деятельность, она очень разноплановая. Наверное, минкультуры нужно организационные меры внутри себя принимать. Раз город и республика серьезно занялись этим, значит и они должны или внебюджетные средства привлечь, или свои штатные единицы сформировать. Либо заключить договоры с тем же КазГАСу или еще с кем-то, чтобы они помогали. Или добиться, чтобы были выделены гранты на поддержку таких работ: методических, организационных, научных. То есть этим надо, действительно, заниматься, видеть перспективу и уметь организовывать. Я понимаю минкультуры, они обеспокоены тем, чтобы инициативы бизнеса не привели тому, что памятник будет трансформирован и превратится не в памятник вовсе. Они пытаются этот процесс контролировать и сдерживать. Но у них нет нормальной методики работы в условиях государственно-частного партнерства, когда надо не сдерживать инициативы бизнеса, а их поддерживать и правильно направлять.
Олеся Балтусова - помощник президента РТ по вопросам сохранения исторического и культурного наследия РТ:
- Действительно, ситуация далека от стабильной. Однако в ответ на обвинения прокурора можно много сказать, а также много спросить и у него. Работа всех охранников последние года не была эффективной, это правда. Только 12 год стал точкой отсчета нового подхода и большего внимания у проблеме утраты наследия. Вопрос: сколько дел о сносе доведено до суда? Сколько из возбужденных уголовных дел приостановлены, сколько прекращены и по какой причине это произошло?
Обвинения минкульта справедливы только отчасти. За один год наладить работу охранников непросто. Исполком (Казани - ред.) обратился к проблеме не первым, будем справедливы, и вспомним как это произошло. Так что работа идет только в тесной связке, никто не первый и никто не достоин здесь и сейчас ни похвалы, ни обвинения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.