Сегодня в КФУ состоялась открытая лекция генконсула Турции в Казани Сабри Тунч Ангылы. Студентам юридического факультета университета консул рассказал о внешней политике Турции и международном праве. Говорил консул по-турецки, лекция шла с переводом.

В начале лекции он отметил, что не только слабые, но и сильные страны не могут нарушать право. «Даже если как будто бы с вами ничего в результате нарушения норм международного права не происходит, последствия могут быть немалыми. Выполнение норм определяет легитимность государства», - заявил консул.

В настоящий момент, по его словам, многие страны, от России до США, исповедуют принцип soft power - «мягкой силы» (форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жесткой силы», которая подразумевает принуждение - ред.). После Первой мировой войны, считает генконсул Турции в Казани, «война перестала быть орудием в дипломатии и стала незаконной мерой».

В начале своей лекции Ангылы также остановился на истории образования Турции и объяснил почему. Республика была основана на обломках Османской империи в 1920-х годах и добилась признания своей легитимности только после того, как отказалась от территориальных претензий (как известно, после Первой мировой войны и распада Османской империи Турция потеряла более 80% своих территорий - ред.).

Генконсул многозначительно заметил, что на тот момент (к моменту образования Турции в сегодняшних границах государства в 1923 году) «территориальные претензии были модными среди многих стран, а Турция не подчинилась моде». Именно это позволило стране не вмешиваться во Вторую мировую войну, оставаясь нейтральной, считает генконсул.

2.jpg
Студентам юридического факультета КФУ консул рассказал о внешней политики Турции и международном праве

«МОРОЗИЛЬНИК» «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Однако после окончания Второй мировой войны Турции пришлось выбирать между появившимися силами в мире – США и СССР, и Турция, чуть ли не с сожалением заметил генконсул, выбрала Америку. Началась холодная война, и Турция «была вынуждена перейти на какую-либо сторону и в результате оказалась ориентирована на западный лагерь», - так объяснил неприятный россиянам выбор Турции казанским студентам генконсул.

Однако добавил, что вместе с тем от развития с восточными соседями его государство отнюдь не отказывалось. «Тогда, - объяснил генконсул, - главная точка напряженности мировой политики была не на Ближнем Востоке, как сейчас, а в Европе. Из-за постоянного риска войны «маленькие проблемы» были заморожены в «морозильнике» «холодной войны». После ее окончания Турция была вынуждена выработать новые принципы внешней политики, так как стала граничить сразу с несколькими новыми государствами с кучей проблем: Арменией, Азербайджаном, Грузией. Напряженности во внешней политике добавил и распад в Югославии. Казалось бы, причем тут Турция? Как объяснил в своей лекции Ангылы, через страны бывшей Югославии проходит множество транспортных потоков, соединяющих Турцию с европейскими странами: иными словами, экономика страны в свое время напрямую зависела от югославских проблем.

Так, постепенно консул перешел к наиболее интересной части своей лекции и попытался объяснить студентам и корреспонденту «БИЗНЕС Online» те или иные шаги в новейшей истории 2000 - 2013 годов, которые Турция была вынуждена делать по тому или иному поводу. А поводов было, как известно, предостаточно. Во-первых, генконсул объяснил, что современные принципы внешней политики Турции объясняются тем, что эта страна считает, что легитимность должна определяться избирательным правом и избранием лидера того или иного государства народными массами.

Во-вторых, не мог генконсул, как, собственно, и Турция, пройти мимо влияния социальных медиа на внешнюю политику государств (так дипломатично Ангылы прокомментировал «Facebook-революции» последних лет) и объяснил влияние прозрачностью происходящего, в результате чего молодой человек 18 лет может в прямом эфире видеть происходящее на площади Тахрир в Египте. Оказалось, что обычные люди, общественные организации и международные сообщества, не будучи государственными игроками, способны влиять на международную ситуацию.

В-третьих, если в период холодной войны две мировые державы – СССР и США – основную часть своего влияния акцентировали на Европе, почему именно там и была главная «точка напряженности» мировой политики, то сегодня напряженность сконцентрировалась на территории Ближнего Востока и Северной Африки, то есть в соседних с Турцией регионах. Именно этим объясняется, заявил генконсул, то внимание, какое она вынуждена уделять внешней политике.

«РАЗВИТИЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ИРАНУ»

Очень любопытной оказалась часть лекции, посвященная вопросам студентов. К сожалению, времени у генконсула оказалось немного, и он смог ответить только на пять вопросов, два из которых успел задать и корреспондент «БИЗНЕС Online». В частности, мы поинтересовались у Ангылы отношением Турции к изоляционистской политике Ирана. Генконсул отвечал на вопрос весьма дипломатичным языком и не стал комментировать слово «изоляционистская». В начале ответа он заявил о том, что Турция и Иран - это две страны, которые дольше всего «были соседями в нынешнем виде», границы Турции с Ираном не менялись на протяжении 300 лет. Именно этим генконсул объяснил достаточно тесные отношения с Ираном (как известно, нынешним изгоем для западных стран – из-за позиции Ирана по ядерному вопросу - прим.ред.). Он заметил, что Турция неоднократно высказывала свою позицию по ядерной теме Ирана в мировом сообществе, и еще раз подчеркнул, что «Турция против распространения ядерного оружия». Однако, несмотря на это и то, что Турция участвует в соглашении против распространения ядерного оружия, она «признает, что развитие атомной энергетики может принести полезные плоды обществу Ирана», сказал генконсул. «К тому же Турция - сторонник решения проблем в формате диалога и всегда старается этому диалогу помочь. Из пяти заседаний Совета Безопасности ООН Турция участвовала в проведении диалогов на двух. И если какая-либо просьба поступит к нам, Турция готова содействовать переговорам с Ираном», - отметил он.

«ЕСЛИ КТО-ТО ЧИХНЕТ В СИРИИ, ЭТО ТУТ ЖЕ ОТРАЗИТСЯ НА ТУРЦИИ»

На вопрос же корреспондента «БИЗНЕС Online» об отношении Турции к событиям в Сирии генконсул отвечал более развернуто и пространно.

Чувствуется, сирийские проблемы для Турции не в какой-то абстрактной мировой повестке, а в буквальном смысле – проблемы ближайшего соседа. Это объясняется и тем, что с Сирией у Турции самая длинная сухопутная граница – 970 км, как образно выразился консул: «Если кто-то чихнет в Сирии, это тут же отразится на Турции». Интересно, что, как признал генконсул, в 1990-х годах к Турции даже были претензии со стороны западных стран («В особенности со стороны США», - заметил лектор) по поводу ее тесных отношений с Сирией.

- До 1995 году у нас с Сирией были проблемные отношения. Тогда, как мы считаем, сирийский режим способствовал террористическим действиям и террористам (речь идет о курдской проблеме - ред.). Однако в 1998 году было подписано так называемое «соглашение Аданы», когда турецко-сирийские отношения начали развиваться, - сделал экскурс в новейшую историю Ангылы.

Напомним, именно «соглашение Аданы» - это пакт о взаимном военно-техническом сотрудничестве, статья 1 которого гласит: «Сирия, на основе принципа взаимности, не позволит любой деятельности, которая исходит с ее территории, быть направленной на создание угрозы безопасности и стабильности Турции». Основываясь на этой статье, Анкара еще в прошлом году считала, что турецкое военное вмешательство в Сирию является законным. Наблюдатели полагали: то, что соглашение было предложено средствам массовой информации, подтверждает, что Анкара хочет обеспечить правовые обоснования для потенциального турецкого военного движения через границу в Сирию. Как известно, Турция разорвала все отношения с Сирией и продолжает принимать беженцев с сирийской стороны. Начиная с октября 2012 года, когда в результате сирийского обстрела погибли несколько турецких граждан, Анкара сразу нанесла ответный удар. Всего несколько дней назад Турция нанесла удар по одному из участков приграничной территории Сирии, огонь был открыт в ответ на упавшую в лесном массиве в провинции Хатай мину, выпущенную со стороны Сирии (впрочем, не сообщается, кто произвел выстрел в сторону турецкой границы - правительственные войска или повстанцы). Вчера же стало известно, что натовские зенитно-ракетные комплексы Patriot приступили к боевому дежурству в Турции на границе с Сирией.

3.jpg
 

«СОГЛАШЕНИЯ АДАНЫ» ИЛИ 100 ТЫС. «ТЕРРОРИСТОВ»

- После «соглашений Аданы» мы получали даже критические замечания со стороны Запада, в первую очередь США. Они спрашивали нас: почему у вас такие близкие отношения с Сирией? И Турция тогда отвечала, ссылаясь на самую большую сухопутную границу, и говорила о том, что не развиваться турецко-сирийские отношения не могут. И чем больше сирийская экономика будет интегрирована в мировую, тем менее радикальным будет сирийский режим, - рассказал генкосул корреспонденту «БИЗНЕС Online». – И действительно, экономические отношения развивались, и Турция стала первым внешнеторговым партнером Сирии. Многие турецкие фирмы развивали бизнес в Сирии, были даже отменены визы, появилось немало туристов как из Сирии в Турцию, так из Турции в Сирию. И две страны развивали такие отношения, какие не наблюдались до сих пор в истории наших взаимоотношений.

После ностальгических воспоминаний о теплых отношениях с Сирией Ангылы заметил: «И вдруг в Тунисе сжигает себя молодой человек, протестуя против безработицы! И ситуация волной распространяется по всему Ближнему Востоку. Сначала свергается правительство в Тунисе. Затем уходит египетское правительство Мубарака, а ведь казалось, что он никоим образом не мог быть когда-нибудь удален от власти! После чего в Ливии с участием внешних сил также было свергнута власть. Проблемы появились в Йемене, Байхрейне. Сирия не думала, что ситуация может дойти и до нее, и не принимала никаких мер по защите. Однако ситуация развивалась неожиданным образом».

По мнению генкосула, отреагировало сирийское правительство на эту «ситуацию» неоправданно жесткими мерами. Несмотря на это, Турция направила представителя своего премьера встретиться с Асадом (после чего в Сирию вылетел и министр иностранных дел) и пыталась уговорить сирийское правительство «изменить Конституцию, чтобы в стране был более благоприятный режим, однако Сирия пренебрегла предложениями и помощью Турции, думая, что самостоятельно решит проблему». Ангылы, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», объяснил охлаждение турецко-сирийских отношений тем, что в результате сирийского конфликта на границе с Турцией скопилось порядка 100 тыс. сирийских беженцев, а «с точки зрения Сирии эти беженцы – террористы»: «Что делать? Или мы решаем, что они террористы, и не принимаем их. Или же не считаем их террористами и открываем свои двери им. Турция выбрала второй вариант, но она и не могла выбрать другой, иначе бы это противоречила ее ценностям».

К сожалению, на вторую часть вопроса газеты «БИЗНЕС Online» - не опасается ли Турция похожего сирийского сценария и «у себя дома» - генконсул предпочел не отвечать…