112.jpg

КОГДА ДЕНЬГИ ПОЯВЛЯЮТСЯ, ИСПОЛКОМ РАССЧИТЫВАЕТСЯ С ДОЛГАМИ

В Набережных Челнах вчера прошла 23-я сессия депутатов горсовета. Вопреки сложившейся традиции обошлась она без скандалов. При этом обсуждение вопросов в рамках регламента на содержании сессии сказалось только положительным образом – по крайней мере, все высказались и все были услышаны. Подобная контактность, а также общее признание городского бюджета в этом году тощим активизировали работу депутатов в теме доходов и расходов города. Вчерашняя сессия горсовета показала, что народные избранники намерены культивировать цепкость и упрямство в вопросах распределения средств. Эти качества проявились, когда заместитель руководителя исполкома Альфинур Галиакберова сообщила об увеличении доходной части бюджета на 390,7 млн. рублей. Прибыток возник благодаря субсидиям из фонда ЖКХ и бюджета РТ на 339 млн. рублей, а также за счет увеличения неналоговых доходов на сумму 51,5 млн. рублей.

Именно этот 51 млн. неналоговых доходов встрепенул депутатов, которые восприняли деньги как дополнительные доходы, по которым в Челнах уже успели соскучиться. Депутат от КПРФ Ильдус Камалов немедленно напомнил о трех возможностях потратить часть этих средств – построить на городские деньги первую внутриквартальную парковку в качестве пилотной, решить вопрос транспортировки диализных больных к месту их лечения и увеличить объем финансирования летних перевозок горожан в садовые общества.

Галиакберова, однако, уточнила, что полста миллионов – вовсе не допдоходы, а остатки на начало года, которые «садятся в дефицит». Они как бы есть, но их все-таки нет, а будут они только к концу года. Кроме того, этот дефицит уже был распределен на депутатской комиссии.

111.jpg

Последнее замечание Галиакберовой вызвало протест депутата Владимира Васева, который отметил, что обсуждение-то было, но настолько бурное, что собственно проголосовать за распределение денег забыли: «И вообще, я наблюдаю такую схему: нам говорят, что в бюджете денег нет, если хотите что-то сделать, ждите допдоходов. Когда дополнительные средства появляются, исполком покрывает ими розданные гарантии и кредиты. Фактически распределение допдоходов исполком не согласовывает с депутатским корпусом. Давайте об этом задумаемся».

Галиакберова возразила, что это обманчивое впечатление, ни рубля без согласования депутатов не распределяется – просто они, депутаты, видимо, забывают о том, что и когда обсуждалось.

НА РЕКЛАМНЫХ ЩИТАХ ДЕНЬГИ ДЕЛАЮТ ИЗ ВОЗДУХА И НЕ ДЕЛЯТСЯ

Как это обычно и бывает, самые интересные вопросы на сессии прозвучали среди дополнительных и в числе высказываний с места. Два депутата – Сергей Еретнов и Юрий Шеин – подняли проблему регламента установки рекламных щитов в городе. В настоящее время для половины из 600 городских рекламных щитов истек срок договоров аренды на землю. Еретнов поднял вопрос о проведении аукционов на аренду земли под рекламные конструкции, а Шеин предложил вынести это проблему в повестку дня депутатских комиссий. Мэр города Василь Шайхразиев депутатов поддержал и со своей стороны предложил создать рабочую группу по контролю исполнения регламента.

– Команда сконцентрироваться на соответствии законодательству в работе с рекламными щитами уже дана, – сообщил Шайхразиев. – Предоставление участков будет осуществляться строго через аукцион. Сейчас речь идет о 300 щитах, и с остальными, по мере завершения действия договоров, будет то же самое. Кроме того, надо понимать, что в свое время эти рекламные щиты были установлены с нарушениями, и сегодня многие конструкции не могут пройти согласование в ГИБДД. Поэтому количество рекламных щитов в Челнах скоро существенно снизится. Кстати, по-моему, первые полтора десятка протестов о несоответствии регламенту руководитель исполкома от прокурора города уже получил, эти щиты уже выставляются на аукцион. Я думаю, тут обсуждать особо нечего, это вопрос качества контроля.

Суть проблемы раскрыли для газеты «БИЗНЕС Online» депутаты Еретнов и Максим Федоров, которые поднимали этот вопрос еще в 2011 году. В частности, Еретнов даже составлял и распространял среди депутатов информационную справку, в которой проблема сборов с рекламных щитов именовалась не иначе как «делом Полухина».

– Закон о рекламе с изменениями от 2008 года обязывает муниципалитет выделять землю под размещение конструкций, определив прежде их количество и составив полный реестр участков, – пояснил Федоров. – А не так, что кому-то разрешили, кому-то отказали, иначе налицо коррупциогенный фактор. Я еще в первом созыве поднимал этот вопрос. Предприниматели должны через аукцион выкупать участки в пользу бюджета города. И по хорошим суммам, как показывает пример Казани.

113.jpg

А на деле мы имеем совсем другую схему: МУП «Управление территориального планирования, рекламы и городского дизайна» и его директор Александр Полухин собирают деньги – непонятно, на каком основании и в какой фонд. Деньги делаются буквально из воздуха – бизнесмены платят не за землю, а за 18 "квадратов" рекламной поверхности. Сколько других форм наружной рекламы – да вот хоть на домах, за них же плата не собирается! Потому что за сами рекламные конструкции по федеральному закону платится только госпошлина – за согласование их размещения. Это 5 тысяч за пять лет, и никаких других платежей не предусмотрено. Всеми нарушениями в сфере рекламы занимается ФАС. Но проблема в том, что в Челнах у ФАС отдела нет.

МУП С ХОРОШЕЙ ПРИБЫЛЬЮ И НУЛЕВЫМ БАЛАНСОМ

Если в городе нет отдела ФАС, то это не значит, что функции антимонопольной службы может выполнять кто-то другой, как сейчас делает МУП Полухина, – говорит Еретнов. – Его МУП собирает порядка миллиона долларов в год, из которых 17 миллионов рублей – на рекламных конструкциях. В ответ на депутатский запрос Полухин просто отказался предоставлять документы на том основании, что у него, видите ли, в уставе записано, что МУП не обязан отчитываться перед депутатами. Тогда наша комиссия привлекла Контрольно-счетную палату, но палата смогла проверить только отчетность за 9 месяцев. В течение пяти лет ежегодно этот МУП закрывается и снова создается под тем же названием, а баланс при этом подчищается. Но проверка за 9 месяцев однозначно установила, что никаких денег в бюджете не видели, поступило ноль рублей. Где деньги? Сама деятельность этого МУП в контексте наружной рекламы в принципе не подтверждена законодательными нормативами. Кроме того, в МУПах ежегодно должна проводиться аудиторская проверка – у Полухина таковой не бывает и в помине. МУП ведь создается для того, чтобы городу деньги зарабатывать, он 30 процентов должен отдавать в бюджет. А управление рекламы ничего не платит.

Если сейчас, когда истек срок договоров на аренду половины городских щитов, мы не проконтролируем проведение аукционов, их аренду просто продлят – кто проверять-то будет?

Инициатор вынесения проблемы на комиссии депутатов Шеин, который, вероятно, войдет и в рабочую группу по контролю за аукционами, сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что депутаты разберутся с тем, как грамотнее реализовать аренду щитов. Ориентироваться рабочая группа намерена на опыт Казани, где муниципальные аукционы по наружной рекламе помогли пополнить городской бюджет на 1 млрд. рублей.

ПОЧЕМУ БЫ ГИБДД НЕ ОБЪЯСНИТЬ ПРИНЦИП РАССТАНОВКИ ВИДЕОФИКСАТОРОВ?

Решили депутаты взять под контроль и ГИБДД в деле размещения автоматических фиксаторов скорости на дорогах. К необходимости вмешаться в работу дорожной инспекции участники заседания пришли, оттолкнувшись от высказывания депутата Михаила Золотухина, который привлек общее внимание к проблеме аварийности на пешеходных переходах.

Шеин предложил переместить фиксаторы скорости к зебрам и расставить на дорогах возле школ, на что председатель заседания Шайхразиев ответил, что инспекторов вообще нужно пригласить на депутатские комиссии с картой, чтобы показали, где они ставят фиксаторы и по какому принципу: «Должен же быть какой-то договор с муниципалитетом, раз ставят фиксаторы на муниципальное имущество. У меня, например, никто разрешения не спрашивал… А в итоге на зебрах пешеходов действительно не пропускают – я сам постоянно с этим сталкиваюсь. Надо менять менталитет, а то привыкли, что пешеход должен в восхищении стоять и ждать, пока все проедут, и мечтать о своей машине».

К присутствовавшему на сессии заместителю начальника УВД Рустаму Сабирову тут же возник вопрос о том, существуют ли в принципе нормативы размещения видеофиксаторов. Сабиров насчет нормативов ничего не сказал, но заверил, что места размещения аппаратуры определяются в результате постоянного анализа дорожных участков на предмет аварийности.

– Мы хотим переставить фиксаторы к зебрам и школам, чтобы водитель заранее сосредотачивался на этих участках, – пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Шеин. – Сейчас приборы ставятся на прямых участках дороги, где есть разделительные ограждения между сторонами движения. Там они фиксируют нарушения скоростного режима, но это же не самое страшное преступление. Самое страшное – это наезды. Поэтому мы настаиваем на установке фиксаторов в пределах особо опасных участков, потому что повышенная аварийность избранных инспекторами участков вызывает у нас сомнения. Не могу сказать, что фиксаторы ставятся в «хлебных» местах, где собирается больше штрафов, но подозрение такое есть, и надо его развеять. Это первый вопрос. А второй – это деньги, которые собираются с нарушителей, но не попадают в бюджет города. Инициативу о переводе штрафов в городской бюджет тоже надо реанимировать.

В ГИБДД претензии депутатов газете «БИЗНЕС Online» прокомментировала начальник отделения пропаганды Лилия Пожарская: «У нас по городу работают 20 таких приборов, и они устанавливаются исходя из анализа оперативной обстановки. Упрощая, скажем, что сегодня «Крисы» стоят там, где наблюдалась повышенная аварийность вчера или позавчера, хотя перемещаются они даже в течение дня, есть ведь и конкретные часы повышенной аварийности. В городе более 90 точек, на которых время от времени появляются приборы. А у пешеходных переходов у нас стоят инспекторы».

ВАСИЛЬ ГАЯЗОВИЧ, ДАЙТЕ 50 МИЛЛИОНОВ!

Среди прочих актуальных для города вопросов прозвучали протесты от фракции КПРФ против повышения платы за детские сады и против расформирования главной библиотеки города – камазовской. КАМАЗ в очередной раз решил избавиться от непрофильного актива в виде библиотеки, предложив ее сначала городу в обмен на другое здание, затем республике, но так и не получил положительного ответа. Теперь часть книжного фонда разойдется по маленьким библиотекам, а здание будет закрыто.

– Даже в 90-е годы мы отстояли библиотеку, – напомнил Камалов. – А сегодня что, будем повторять культурную революцию Китая? Это наш позор. Богатейшая библиотека, в которой около 500 периодических изданий, научные журналы, которых не найдешь в интернете, неужели мы не можем ее сохранить? Василь Гаязович, вы же любите работать на публику, вас потом и президентом могут избрать! Внесите вы свои 50 миллионов в фонд библиотеки, это же для вас карманные деньги…

Такого оборота аудитория не ожидала даже от старожила Камалова, известного своей настойчивостью в непопулярных темах. Смех не утихал около минуты, даже быстрый на ответы Шайхразиев не сразу собрался с мыслями.

– Спасибо большое, коллеги, за то, что посчитали деньги – и личные, и бюджетные, – наконец сказал он. – Но шутки шутками, а мы в online. Мне что теперь, опровергать эти 50 миллионов? Но самое главное – я президентом не хочу быть. Я хочу работать в Набережных Челнах.

Сам мэр тоже внес на рассмотрение депутатов один дополнительный вопрос – по его словам, челнинцы просят мэрию присвоить одной из городских улиц или скверов имя убитой школьницы Василисы Галициной. По этому поводу возражений не последовало.