ПОЛНОМОЧИЙ У КАПО ПОУБАВИТСЯ

Официальная, так скажем, презентация перемен все откладывается. По данным газеты «БИЗНЕС Online», рассказать о ближайшем будущем коллективам ОАО «КАПО им. Горбунова» и казанского филиала ОАО «Туполев» должны были еще в середине февраля. Теперь в плане президентской пресс-службы значится 28 февраля. В этот день при участии президента РТ Рустама Минниханова должны состояться общее собрание коллективов обоих предприятий и встреча президента РТ с президентом ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Михаилом Погосяном. Но, по сведениям газеты «БИЗНЕС Online», собрание перенесено на несколько дней – на 1 - 3 марта. Впрочем, сути это не меняет.

О чем будет говориться на мероприятии, не сообщается, – на КАПО и «Туполеве», похоже, включен режим повышенной секретности, в ОАК четко дали понять, что будут готовы говорить о переменах, только когда они произойдут. Но очевидно, что речь на собрании пойдет о давно ожидающейся смене руководства КАПО, а также об интеграции казанского авиазавода с туполевской фирмой.

О некоторых подробностях газете «БИЗНЕС Online» рассказал источник в авиаотрасли. Кадровые перестановки будут отражать новые отношения КАПО, «Туполева» и его казанского филиала. Реорганизация должна завершиться в течение года, но пока никто не может понять, что это будет – слияние, поглощение или что-то еще. «Погосян подписал план-график по реорганизации «Туполева» и КАПО, - сообщил источник. – Документ на 11 листах, но ясности, в какой форме КАПО присоединяется, пока все равно нет. То ли это будет такой же филиал, как казанский филиал «Туполева», то ли структурное подразделение?.. Комиссия по этому вопросу создана, но она, по-моему, окончательно ничего не решила». Тем не менее уже ясно, что функций у КАПО поубавится: «Все принципиальные вопросы будут решаться на филиале, за ним отныне все, связанное с конструкторскими делами. У завода будут чисто производственные функции». О новой схеме руководства пока говорят как о временной. Но, вспоминая известную поговорку, нет ничего более постоянного, чем временное…

Нынешний генеральный директор КАПО Васил Каюмов покидает свой пост. Руководить заводом будет его нынешний первый заместитель и исполнительный директор КАПО Зуфар Миргалимов. Туполевским филиалом продолжит управлять его нынешний директор Эдуард Соркин. По словам источника, его предполагали сделать и руководителем КАПО, но он, что называется, «уперся»: «Соркин изначально отказывался. И правильно. Ему это неподъемно: завод на сегодня – огромная гиря, и если Соркин ее возьмет, он потонет. Он неплохой парень, но ему дай Бог со своим хозяйством управиться».

ПРЕЗИДЕНТ ИЗ СЛЕСАРЕЙ-СБОРЩИКОВ

Соркин и Миргалимов получат должности вице-президентов «Туполева», а руководить ими будет нынешний президент фирмы и председатель совета директоров КАПО – Александр Бобрышев. Источник указал на кадровый кризис «туполей», на то, что, по сути, выбора у Бобрышева нет: «Пока, думаю, Бобрышев закатает рукава и будет сам управлять всем конгломератом. Хотя он и говорил, что кого-то поставит, но, считаю, у него единственный вариант самому всем заниматься. Кстати, на днях он был в Казани. Людей собирал, по заводу ходил, чуть ли не принимал производство. Парадокс – при действующем директоре, который никем еще не убран». Есть данные, что Бобрышев будет работать в Казани два дня в неделю.

Миргалимов (родился в 1970 году) - из команды, которая пришла на КАПО вместе с Каюмовым в 2007 году. Он выпускник Камского политехнического института. По окончании вуза пошел на ОАО «Завод микролитражных автомобилей» (ЗМА), где прошел почти по всем ступеням служебной лестницы до ведущего инженера, а потом - директора по производству. На КАПО первоначально стал заместителем генерального директора по управлению персоналом, в январе 2008 года стал директором по производству, а в 2012-м – исполнительным директором. Его характеризуют как толкового «технаря» и называют идеологом внедрения на КАПО системы бережливого производства.

Соркин (родился в Гайсине Винницкой области Украинской ССР 30 июля 1952 года) – «коренной» авиатор. Закончил (1975 год) КАИ. Прошел в филиале последовательно все ступени служебного роста – от конструктора 3-й категории до директора (с 1990 года) филиала. На его директорство пришлись самые трудные годы работы филиала.

Бобрышев (родился 8 января 1949 года в Новокузнецке) начал трудовую карьеру слесарем-сборщиком на Новосибирском авиазаводе им. Чкалова (НАПО). В 1978 году закончил самолетостроительный факультет Новосибирского электротехнического института по специальности «инженер-механик». До 2006 года последовательно занимал должности инженера-технолога, начальника технологического бюро, заместителя начальника цеха, начальника цеха, начальника отдела труда и заработной платы, заместителя директора по производству, заместителя генерального директора авиационного завода, генерального директора НАПО. В мае 2006 года назначен членом Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. В сентябре 2009-го советом директоров ОАО «Туполев» назначен президентом ОАО «Туполев». Бобрышев считается «человеком Погосяна». Кое-что о его взглядах можно понять из интервью, которое Бобрышев дал газете «БИЗНЕС Online» год назад.

«…ЕЩЕ ОДНА ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА КОМАНДЫ КАМАЗА»

Что касается Каюмова, то, по данным источника, он будет советником Погосяна. В таком случае вокруг президента ОАК формируется настоящая камазовская команда. Напомним, что недавно советником Погосяна по вопросам образования стал бывший и.о. ректора КНИТУ-КАИ Николай Абруков. Он рассказал газете «БИЗНЕС Online», что, в частности, курирует все авиационные и вообще технические вузы, продолжает работать с КАИ в рамках проектов ОАК и надеется на проекты и с КНИТУ (КХТИ)… Каково будущее других членов камазовской команды, пришедшей на КАПО с Каюмовым, пока не известно.

Напомним, Каюмов был представлен коллективу КАПО 16 октября 2007 года. К авиации до этого отношения не имел. Будучи уроженцем поселка Нижний Уфалей, что в Челябинской области, он закончил (1981) Карагандинский политехнический институт и дальнейшую жизнь связал с КАМАЗом. Прошел путь до заместителя директора по планированию и обеспечению, директора центра продаж автомобилей департамента ресурсов, генерального директора ОАО «Завод микролитражных автомобилей» (ЗМА), первого заместителя генерального директора - исполнительного директора КАМАЗа. Напутствуя Каюмова в авиастроители, генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин призвал руководство челнинского предприятия оказывать ему всю посильную помощь. Каюмов в ответ заметил: «То, что нам доверено столь ответственное дело, - еще одна высокая оценка нашей команды, нашего КАМАЗа».

Предшественник Каюмова на посту руководителя КАПО – Наиль Хайруллин, возглавлявший завод с 1996 года, покинул предприятие «на основании личного заявления». «В кулуарах» говорили, что Хайруллина убрали потому, что КАПО почти перестал выпускать самолеты – вместо планировавшихся пяти бортов завод в 2007 году сдал только один. Представляя Каюмова, Минниханов выразил надежду, что новый руководитель сможет вывести завод на качественно новый уровень. Мэр Казани Ильсур Метшин отметил, что Каюмов - один из лучших кризисных менеджеров, при участии которого ежегодный выпуск автомобилей на КАМАЗе увеличился с 24 до 50 тысяч. Тогдашний президент ОАК Алексей Федоров напомнил, что КАПО войдет в ОАК, и Каюмову вместе с орденоносным коллективом КАПО предстоит пройти тяжелейший путь по восстановлению мощностей и объемов производства.

ДИРЕКТОРОВ ЛИШИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Очевидно, что ничего из заявленного не реализовано. «Мог ли Каюмов сделать больше, чем сделал? Однозначно нет, - считает другой источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли. - При Федорове заводы, которые входят в состав ОАК, какую-то самостоятельность еще имели, сами заключали контракты, сейчас же контракты идут только через головную структуру. Директоров лишили вообще какой-либо самостоятельности. Разместит ОАК заказ, значит, будет работа, будут деньги, не разместит – нет. Директор - только исполнитель: дали поручение – исполнил, не исполнил – потерял должность. Вот и все». Видимо, учитывая эту формулировку, и надо оценивать веховые события «пятилетки» Каюмова на заводе. Что можно вспомнить?

  • Передача 29 апреля 2008 года ВВС крайнего на сегодня Ту-160. Самолет, получивший имя «Виталий Копылов», был заложен еще до 1992 года. Предположительно на КАПО находятся еще два «фюзеляжа» из заделов того же времени.
  • Вхождение КАПО в ОАК (ноябрь 2009 года). Пошло это КАПО на пользу или нет, оценить не представляется возможным.
  • В 2009 году началась передача управлению делами президента России специальных Ту-214. На сегодня специальный летный отряд «Россия» (СЛО) получил два самолета-ретранслятора, два пункта управления, два салона-узла связи. В конце 2012 года стало известно, что КАПО закажут еще три ретранслятора на 8,8 млрд. рублей.
  • В апреле 2010 года ОАК приняла решение больше не строить на базе Ту-214 коммерческих самолетов. Причина – большая стоимость платформы. Так закончилась (во всяком случае, на сегодня) попытка Казани выпускать пассажирские Ту-214. Всего было выпущено 9 таких лайнеров, которые эксплуатировали компании «Дальавиа», «Аэростарз», «КрасЭйр», а сегодня три машины – в парке «Трансаэро».
  • В августе 2010 года правительство РТ, ОАК и ее «дочка» - ЗАО «АэроКомпозит» - подписали соглашение «по вопросу организации производства изделий из композиционных конструкций» на территории КАПО. Здесь будут производиться закрылки, рули высоты и направления для SukhoiSuperJet и МС-21, а также продукция для Boeing и Airbus. Обещано, что производство стартует в первом квартале 2013 года.
  • 9 июня 2012 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил, что на базе КАПО будет развернуто производство военно-транспортного самолета Ан-70. Будет ли реализован этот проект, до сих пор неизвестно.
  • В начале декабря 2012 года была закончена реконструкция взлетно-посадочной полосы и аэродромной базы КАПО. По специальной ФЦП на это было выделено 3,5 млрд. рублей.

«КОПЫЛОВСКИЙ ЗАДЕЛ КОРМИЛ ВСЕХ ОЧЕНЬ ДОЛГО»

«Говорить о том, справился ли Каюмов с возложенными на него задачами, тяжело, - рассказал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко, - по той причине, что, в отличие от других авиационных серийных заводов, КАПО находится, пожалуй, в наиболее сложной финансово-экономической ситуации. В любом случае, не от нового или от старого директора зависит судьба предприятия, она прежде всего зависит от стабильности финансирования в рамках государственного оборонного заказа, это главное».

«Сегодня не очень много зависит от тех людей, которые есть на авиазаводах, - оценил для газеты «БИЗНЕС Online» руководство Каюмова советник премьер-министра РТ Назир Киреев. - Хотя авиация - это такое дело, где всегда нужно делать только то, что необходимо, а не то, что зачастую диктуют обстоятельства, и только сильные люди могут что-то сделать в авиации. Вообще-то говоря, вопрос сегодня стоит так: мы знаем, на что мы идем, и будем делать так, как надо, и ни в коем случае не по-другому, потому что все остальное однозначно ведет к тому, что не будет летательных аппаратов… Не скажу, что Каюмов не пытался этого сделать - он оказался более системным, более грамотным в том, что называется производством и его организацией, чем два предыдущих директора, хотя прямые сравнения здесь вряд ли уместны. Если говорить, что было сделано, то, вообще-то говоря, мало наберется: почти все - это еще копыловский задел, который кормил всех очень долго. Но с приходом Каюмова картина на заводе стала представляться именно так, какой она была. Он не пытался что-то скрывать, порядочный и работал честно. Но обстоятельства, которые сегодня есть в России, и таких людей переламывают».