…И ИХ ОСТАЛОСЬ ДВОЕ
27 февраля в КНИТУ-КАИ прошло заседание ученого совета (примерно 80 человек). Главным вопросом было представление кандидатур на должность ректора университета, согласованных с аттестационной комиссией министерства образования и науки РФ. Если проще, то профессуре официально объявили о том, что до выборов допущены двое. Это и.о. ректора и экс-министр образования РТ Альберт Гильмутдинов и директор нижнекамского филиала КНИТУ-КАИ Ильгиз Гафиятов. Заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов (КиПЛА), профессор Владимир Гайнутдинов без объяснения причин отстранен от предвыборной гонки.
Напомним, процедура выборов была запущена 20 декабря 2012 года, а 21 января - утверждены кандидатуры. Гильмутдинова выдвинули 8 подразделений главной структуры КАИ – института авиации, наземного транспорта и энергетики, Гафиятова - нижнекамский филиал. Гайнутдинов – самовыдвиженец, его поддержали подписями более 200 человек (минимум по процедуре - 100) из профессорско-преподавательского состава. И это понятно – двое других кандидатов имеют к КАИ весьма опосредованное отношение. Отметим, что выдвижение кандидатур сопровождалось странностями. Так, имевшие, по всеобщему мнению, немалые шансы на успех профессоры Сергей Михайлов и Станислав Тарасевич вдруг передумали выдвигаться. Эмоции, в том числе и на страницах «БИЗНЕС Online», в комментариях читателей били через край.
«В кулуарах» высказывалось мнение, что тройку сформировали исключительно для показательного эффекта, а выберут все равно кого надо. Но при этом Гайнутдинова вряд ли просто возьмут и вычеркнут из списка – это означало бы поставить КАИ в нелепое положение, а все сделают на финальном этапе - проведут работу с участниками тайного голосования. Как бы то ни было, кандидатуры согласовали с властными структурами РТ и советом ректоров вузов РТ. Оставалось утверждение аттестационной комиссией минобрнауки РФ.
Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Гайнутдинов, 20 февраля все трое в сопровождении министра образования РТ Энгеля Фаттахова приехали в Москву. Но в кабинет аттестационной комиссии вызвали только троих спутников Гайнутдинова, а его самого так и не пригласили. Объяснений – никаких.
У КОГО-ТО НЕ ВЫДЕРЖАЛИ НЕРВЫ
Обсуждать новость в КАИ начали еще в конце прошлой недели, а 27 февраля состоялся ученый совет, где обо всем объявили официально. Впрочем, и здесь объяснений не последовало. Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за разъяснениями в КНИТУ-КАИ, надеясь в том числе получить и комментарии Гильмутдинова и Гафиятова. В пресс-службе нам ответили следующее: «Вчера на ученом совете при озвучивании решения аттестационной комиссии было сказано, что решение о согласовании принимается голосованием членов аттестационной комиссии и не комментируется. Формулировки в выписке решения комиссии относительно кандидатов: «согласовать кандидатуру» и «отказать в согласовании». Это официальная позиция избирательной комиссии университета. Поскольку оба кандидата являются сотрудниками университета, думаем, они будут ей следовать». В минобразе РФ нам посоветовали обратиться в департамент подготовки и аттестации научно-педагогических работников, а там, в свою очередь, порекомендовали задать вопросы руководству КНИТУ-КАИ – таким образом, круг замкнулся.
Гайнутдинов был более разговорчив и эмоционален.
- Владимир Григорьевич, вы были на ученом совете?
- Нет. А зачем?
- Известно, какова была реакция членов совета?
- Если вы о том, что кто-то возмутился, то ничего такого не было. Народ у нас послушный, поэтому совет прошел очень спокойно. Может, и правильно. Считают: пришел человек с опытом, и с ним можно воз с места сдвинуть, а тут придет Гайнутдинов – черт его знает, что он сделает…
Задали вопрос председателю комиссии, он ответил, что аттестационная комиссия комментариев не дает – не прошел кандидат, и все на этом. Председатель аттестационной комиссии говорит, что технических ошибок быть не должно - все документы сформировали и отправили вовремя. Есть процедура, я все процедурные вопросы сделал.
- Вы ведь предполагали, что так оно и обернется…
- Прекрасно знал, что меня отодвинут на каком-то моменте. Правда, когда в Москву поехали, подумал: неужто пропустили?! Я просто пытался спасти репутацию КАИ: такой институт, и ни одного выдвиженца из собственных подразделений. И на совете еще в январе сказал: хоть на внешнем уровне лицо сохранили, показали, что мы тут еще не совсем… Репутация университета зарабатывается десятилетиями, а в процессе выборов можно ее напрочь потерять. Если нет своих кандидатов, это означает, что либо все уже перегрызли друг друга сто раз, либо никто ничего из себя не представляет.
- Как бы все повернулось, дойди дело до тайного голосования?
- У моих соперников была возможность просто честно выиграть. Я давно говорил: наберу в лучшем случае процентов 40, если, так сказать, зажгу массы, а вы спокойно выиграете, и народ успокоится. Но, видимо, у кого не выдержали нервы под конец… Ребята, похоже, не шибко умные, раз так сделали…
- Вы остаетесь в КАИ?
- Если вы об увольнении, то никто меня не выгоняет.
«ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ ЭТО НЕПРАВИЛЬНО»
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», предварительно выборы назначены на 18 марта. Как только будет утвержден этот срок, начнутся предвыборные собрания в разных зданиях КАИ – кандидаты расскажут о себе и ответят на вопросы. Итог будет подведен тайным голосованием на конференции трудового коллектива (ученый совет + представители подразделений и студенчества) – около 230 человек. А пока своим видением проблемы с нами поделились ученые и общественники.
Геннадий Дегтярев – советник и.о. ректора КНИТУ-КАИ, заведующий кафедрой автоматики и управления, экс-ректор и президент КАИ:
- Что тут можно сказать?.. В соответствии с существующим положением, аттестационная комиссия не обязана отвечать на вопрос, почему она снимает с дистанции того или иного кандидата. Решили – и все. Конечно, хочется знать почему. Там какие-то предпосылки были. Помимо того, что кандидат должен быть доктором, профессором, иметь опыт научно-педагогической работы, придумали кучу каких-то требований. Например, прохождение повышения квалификации – допустим, повышение квалификации по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Управление проектами». И тут у Владимира Григорьевича две только позиции было, а не четыре, как надо. По-человечески это неправильно, не надо было так делать. Для меня, по крайней мере, есть главные квалификационные показатели, и есть - второстепенные. Главное у Гайнутдинова все есть. И то, что министр говорит: «Ректор должен быть ориентирован на бизнес-процессы», - у Гайнутдинова это тоже есть! По крайней мере, в авиационном институте он проектирует летательные аппараты, действительно делом занимается… Теперь профессура может свое мнение выразить только при голосовании.
Наиль Валеев - экс-министр образования РТ:
- Совершенно не знаю отсеянного кандидата Владимира Гайнутдинова, но считаю, что именно профессор КАИ, доморощенный человек должен возглавлять этот университет. Однако его убрали, поскольку это реальный претендент на должность ректора, который бы прошел при обычном стечении обстоятельств. Он бы, что называется, «болел» за КАИ. Однако победит Гильмутдинов. Гафиятов не пройдет - неравноценная кандидатура, и все это понимают… Сложно и даже почти невозможно совершенно новому человеку врабатываться в университет со своей школой, многолетними традициями. Это основная проблема. В чужой монастырь со своим уставом не лезут. У КАИ и Гильмутдинова – совершенно разные направления. Он физик, кабинетный ученый, а КАИ – огромный национальный исследовательский университет, ставящий перед собой суперзадачи… Хотелось бы верить, что я ошибаюсь. Посмотрим, как в дальнейшем будет складываться ситуация. Жизнь умнее нас, как-нибудь сориентирует.
Александр Салагаев - заведующий кафедрой конфликтологии факультета социальных и гуманитарных технологий КГТУ (КХТИ):
- Ученый совет принял новость о ситуации с кандидатами безропотно, поскольку люди в целом разочаровались в выборах. Они убеждены, что это зависит не от них. Проблемы КАИ системные, и их также нужно решать системно. Должен быть руководитель, которому доверяет коллектив, имею в виду довольно значительный потенциал доверия. Без него будет достаточно сложно реорганизовать всю работу авиационного университета… Не думаю, что в КАИ будут какие-то улучшения после смены власти. Скорее, наоборот. А авиационная промышленность и без того в подвешенном состоянии. КАМАЗ, чтобы выжить, пытается сотрудничать с Daimler и, вероятно, станет более конкурентоспособным. В этом случаи в КАИ будет, конечно, необходимость, но в большей степени он будет «как на подхвате».
Рафаэль Хакимов - вице-президент академии наук РТ:
- На мой взгляд, ученый совет, деканы, руководители кафедр не желают открыто выступать по поводу сложившейся ситуации в связи с тем, что они ответственны за коллективы, которые возглавляют, а значит, в случае чего от их голоса пострадают другие люди. Полагаю, что может быть так: почти все проголосуют против всех, и выборы не состоятся, поскольку нет кандидатуры, которая удовлетворяла бы «каистов». Ильгиза Гафиятова почти никто не знает. Альберт Гильмутдинов, будучи министром образования, показал себя с плохой стороны. К нему явно будут относится настороженно… Причина сложившейся ситуации кроется в давлении властей. Еще с советских времен всех чиновников, уходивших в отставку, трудоустраивали на теплые места. Это достаточно порочная практика - если чиновник не справился на одном месте, это отнюдь не значит, что он справится на другом. А поставить «своего человека» в КАИ означает продавить целый коллектив со своими традициями и корпоративным духом. Это прежде всего конфликт интересов.
«ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ МНЕНИЮ»
Кстати, к обсуждению ситуации в КНИТУ-КАИ решили подключиться региональные отделения политических партий «Республиканская партия России - Партия Народной Свободы» и «Яблоко». Их руководство передало газете «БИЗНЕС Online» свое обращение, где среди прочего говорится: «В членах наших партий немало выпускников КАИ и других вузов РТ. Мы считаем этот безобразный инцидент пощечиной общественному мнению республики, всем выпускникам казанских вузов, сотрудникам КАИ, которые своими подписями поддержали выдвижение Владимира Гайнутдинова. Власть в очередной раз показывает, что, вопреки своим лицемерным заявлениям, не собирается считаться ни с обществом, ни с избирателями, ни со своими же законами и правилами, навязанными стране. В этой ситуации мы призываем сотрудников, членов выборной комиссии КАИ объявить бойкот выборам ректора, коллективу и студентам - выразить свой протест против снятия кандидатуры Гайнутдинова и потребовать вернуть его в число претендентов. Оставшихся кандидатов, если у них остались чувства чести и достоинства, снять свои кандидатуры, чтобы не допустить беззакония!»
Вчера это обращение было обнародовано на встрече представителей правых сил РТ с известным российским «правым», ныне директором по развитию сотрудничества фонда инфраструктурных и образовательных программ ОАО «Роснано» Леонидом Гозманом, который находился в Казани в связи с проведением программы «Роснано».
Газета «БИЗНЕС Online» продолжает наблюдать за развитием ситуации вокруг выборов в вузе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 271
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.