11.jpg
Рустем Минниханов и Михаил Погосян приехали на казанский авиазавод, чтобы объявить об объединении ОАО «КАПО» и ОАО «Туполев»

«…И ПАХАТЬ, И ПАХАТЬ»

Большое собрание коллективов КАПО и «Туполева» прошло 2 марта на КАПО. Газета «БИЗНЕС Online» была единственным местным изданием, которое на мероприятие не пустили. На КАПО и в кабмине РТ посетовали, что такое решение приняла ОАК, в корпорации это отрицают, указывая на «казанских товарищей»… Авиастроителей якобы обидели наш диагноз дел на КАПО и прогнозы по смене его руководства, которые на 100% сбылись. Как бы то ни было, мы все равно не могли… не посетить давно ожидавшегося собрания (как мы это сделали – это наш секрет), а несколько штрихов добавил наш источник в авиаотрасли.

Во-первых, как было объяснено объединение ОАО «КАПО» и ОАО «Туполев»?

Консолидированная выручка «Туполева» и его главного завода – КАПО – в 2012 году составила 7,5 млрд. рублей. По словам генерального директора ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Михаила Погосяна, это не соответствует «целям и задачам, которые перед нами стоят». Чтобы обеспечить устойчивое развитие дальней и специализированной авиации, надо существенно увеличить объемы производства. И в 2013 году консолидированная выручка должна составить 17,5 млрд., а в 2015-м - 20 млрд. рублей. Достичь этих показателей, а главное, качественно перестроить предприятие, можно только изменив организацию. Аналогичные преобразования уже прошли на ОАО «Компания «Сухой», ОАО «РСК «МиГ». Интеграция «Туполева» и КАПО объединит ресурсы разработчиков и производителей, сократит время принятия решений.

Если брать шире, то в 2012 году объем производства ОАК составил 180 млрд. рублей, чтобы обеспечить устойчивое развитие, поставлена задача – в 2015-м выйти на 350 миллиардов. «Чтобы двигаться такими темпами, мы должны сокращать все интерфейсы, взаимосвязи, объединять людей на достижении конечной цели, - заявил Погосян. - Так объединяется авиастроение во всем мире. Невозможно создать эффективное предприятие, не объединив конструкторов и тех, кто занимается непосредственно производством».

Президент ОАО «Туполев» и новоиспеченный гендиректор КАПО Александр Бобрышев чуть «приземлил» разговор. Призвав к коллективизму, он подчеркнул, что слияние – не формальность: «Мы должны найти в себе силы перейти к такой жизни, когда нам будет хотеться идти на работу, хорошо работать, а вечером с удовлетворением идти домой». Его поддержал теперь уже бывший гендиректор завода Васил Каюмов. Припомнив, что интеграцию он обсуждал с Бобрышевым еще в 2009 году, когда того назначили президентом «Туполева», Каюмов обратился к «туполям» и «каповцам»: «Вы должны встать, подтянуться, застегнуться и пахать, и пахать».

Президент РТ Рустам Минниханов, подчеркнув, что тоже несет ответственность за происходившее на заводе, отметил, что «пережили много» и «не все у нас получалось», но сейчас неуместно рассуждать о том, кто что не сделал. КАПО он назвал нереализованным огромным резервом, значительно большим по потенциалу, чем вертолетный завод с выручкой в $1 миллиард. «Наверное, у кого-то есть мысли: опять начальники пришли, соединяют, объединяют, - предположил Минниханов. - Нет, совершенно не так!» Теперь, по его словам, в Казани появится «мощный научно-производственный центр».

33.jpg
Михаил Погосян (справа): «В 2013 году консолидированная выручка «Туполева» и КАПО должна составить около 17,5 млрд. рублей. В 2015 году мы должны выйти на объемы более 20 млрд. рублей»

И, видимо, руководство РТ все-таки нервирует такое «вторжение» москвичей на КАПО: «Михаил Асланович, я это, конечно, и Бобрышеву говорил, что центр - в Казани, - напомнил Минниханов. - Может, если есть необходимость, филиал - в Москве, но не филиал в Казани… Республика – не наблюдатель, она четко должна в этом процессе участвовать». Погосян обозначил полное понимание: «Казань будет центром интегрирования структуры КАПО и «Туполева».

«Мы вместе с вами переживаем все те неудачи, которые у нас есть, - обратился к авиастроителям Минниханов. - Когда я иду сюда, у меня есть некая тяжесть, что мы пока не сумели сделать все, что должны были… Если мы сделаем разработки, будем конкурентны, если будет у нас серийная машина, а ее у нас пока нет... – сделал паузу президент. - Нам нужно современное производство. Мы с Михаилом Аслановичем вроде бы нашли путь, и у нас уже разработан дизайн-проект, работа идет», - интригующе заявил глава РТ.

НА КАПО ПРИДЕТ ТО, ЧТО ПРИДУМАЮТ ПОСЛЕ МС-21

Серийной машины не только нет, но и, судя по всему, не предвидится. Во всяком случае, о ней в субботу не было сказано ни слова. С какими проектами связывают будущее «Туполева»-КАПО?

Во-первых, это ремонт и модернизация бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22МЗ и Ту-160. Погосян отметил, что «есть ряд вопросов, касающихся ремонта и модернизации самолетов дальней авиации». Источники газеты «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли утверждают, что во время недавнего визита в Казань министр обороны Сергей Шойгу учинил большой разнос за срыв этих программ. По итогам поездки министра пресс-служба минобороны сообщила о поручении в кратчайшие сроки развернуть полномасштабные работы по обслуживанию, ремонту и модернизации самолетов ракетоносцев. «Времени на раскачку у нас уже нет, - заявил в субботу Бобрышев. - Затянувшееся решение вопроса, например, по 45-му изделию (Ту-22М3авт.) на сегодня уже есть». И решение означает повышенные обязательства, подчеркнул гендиректор КАПО. «Руководством страны сегодня приняты решения, которые существенно повышают нашу ответственность», - заявил о работах КАПО по боевой авиации Погосян.

22.jpg
Чего ждать от нового гендиректора КАПО Александра Бобрышева (слева), пока никто не знает...

Во-вторых, остается финальная сборка специализированных авиационных комплексов на базе Ту-214. На сегодня их главные заказчики – управделами президента РФ и военные. Видимо, достигнуты некие договоренности по Ту-214, относительно которых КАПО несколько повздорило с военными. «Приняты соответствующие решения руководством министерства обороны по комплексам специальной авиации, над которыми мы работаем, - предупредил Погосян. - Думаю, мы должны успешно справиться со сдачей тех объемов, которые должны были быть сданы несколько ранее». Напомним, в конце января президент ассоциации предприятий и предпринимателей РТ рассказал газете «БИЗНЕС Online» о том, что возможен «тираж» Ту-214 в разведывательном варианте… Тем не менее, как считает источник газеты «БИЗНЕС Online», спецсамолеты для КАПО - тупиковый путь: «Без серии спецсамолеты в итоге изживут себя».

В-третьих, по словам Погосяна, ОАК «рассматривает КАПО как серьезного участника «Туполева» в программах, связанных с созданием современного семейства военно-транспортных самолетов». Что это за семейство да еще со ссылкой на «Туполева»? «Скорее всего, имелся в виду только Ил-476, - считает наш источник. - В стране больше ничего нет по военно-транспортной авиации. Если только вновь поднимут тему Ту-330. Но этот проект в зачаточном состоянии». Кстати, месяц назад «Военно-промышленный курьер» писал: «Еще остается надежда на то, что министерство обороны изменит свое близорукое отношение к среднему транспортнику Ту-330»… Кроме того, по словам Погосяна, прорабатывается возможность более тесного участия КАПО в российско-индийском проекте многоцелевого транспортного самолета – МТС. Его первый полет намечен на 2016 год. До 2025-го планируется произвести 140 МТС.

А что же с Ан-70? «Решение по этой программе будет приниматься министерством обороны после того, как завершатся испытания, после того, как нами будет получена документация от наших украинских коллег, - рассказал Погосян. - Не хотелось бы забегать вперед, поскольку не все находится в нашей компетенции». Кстати, на днях в Казани побывал главком ВВС Виктор Бондарев, и корреспондент «БИЗНЕС Online» задал ему вопрос по многострадальному украино-российскому транспортнику. Генерал несколько раздраженно ответил в духе «о чем вы говорите?!», дескать, пока не решен вопрос ни о передаче России документации, ни о ее оцифровке. По данным нашего источника, программа Ан-70 приостановлена. Вот тебе и мегапроект.

Что касается Ил-476, то на КАПО предполагается делать хвостовое оперение для этого транспортника, который будут собирать на ульяновском «Авиастаре». Более того, по данным источника, «сейчас Ульяновск чуть ли не крыло хочет Казани отдать». Учитывая то, что КАПО назначено производителем крыльев для «Суперджета» и МС-21, не такой уже и несбыточный вариант, и солидный объем работы.

Вообще же, и это, в-четвертых, чувствуется, что будущее КАПО все же связывают не с финальной сборкой, а с производством компонентов и агрегатов – оперения, механизации, крыльев. Погосян сообщил, что в этом году на КАПО будет введено в строй долгожданное композитное производство. Оно должно было заработать еще в 2012-м, потом срок перенесли на первый квартал 2013-го, сейчас – на второй. Но источник «БИЗНЕС Online» придерживается иного мнения: «Не будет композитного производства к концу года, надо реально смотреть на вещи. А называющиеся сроки… У нас любят срок обозначить, а потом потихоньку его сдвигать».

Ни слова не было сказано о проектах, которые уже традиционно связывают с КАПО, – перспективном авиационном комплексе Дальней авиации и Ту-334. Зато Погосян намекнул на некий совершенно новый проект: «Сегодня работаем и над следующим проектом, который будет реализовываться после того, как мы пройдем основные этапы МС-21. И здесь мы рассчитываем на потенциал КАПО и «Туполева». Это в-пятых.

ТЕХНОПАРК И АЭРОПОРТ ДЕЛОВОЙ АВИАЦИИ В ЧЕРТЕ ГОРОДА

Особые надежды почему-то связываются с созданием на КАПО технопарка, но говорилось о нем очень обтекаемо.

«Мы должны начать первый этап реализации решений по созданию технопарка на базе КАПО, - заявил Погосян. - Это создание новой структуры предприятий вокруг тех больших задач, над которыми нам предстоит работать. Это создание малых предприятий, которые будут обеспечивать высокую эффективность по отдельным направлениям деятельности. По вопросам создания технопарка мы будем тесно взаимодействовать и с КАИ, и с ... как он называется? Какие-то новые названия (по всей видимости, президент корпорации забыл аббревиатуры «КНИТУ (КХТИ)» и «КФУ»авт.)... и с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, которые находятся в Казани». Минниханов сообщил о необходимости привлечения малого и среднего бизнеса и создании площадки по производству компонентов. Он привел в пример камский индустриальный парк «Мастер» с выручкой в $1 миллиард. «Огромное количество поставщиков компонентов готово прийти к производителю и разработчику, - считает Минниханов.

По всей видимости, речь идет и о параллельном создании некоего научно-технического центра, наподобие НТЦ КАМАЗа или научно-технологического центра «Нижнекамскнефтехима». Причем кадры для него должны приехать и из Москвы. «Это непростая задача – перевести сюда основные силы, - отметил в связи с этим Минниханов. - Но это еще и мы должны быть готовы принять этих людей, обеспечить работой. В принципе, из Москвы все не поедут. Но я уверен, что в Казани образовательный потенциал, потенциал молодежи достаточен. Наличие такого центра разработок позволит нам вовлечь в объединенную компанию огромное количество молодежи».

«Чтобы объяснить про технопарк, надо представлять себе географию КАПО, - рассказал источник «БИЗНЕС Online». – Но если в общем, то освобождена часть площадей в главном корпусе. Перспектива – сделать технопарк наподобие «КИП «Мастер», засунуть туда малые предприятия и под этой эгидой изготавливать детали, в том числе и для самолетов. Идея не новая, в свое время специалисты КАПО даже ездили на КАМАЗ перенимать опыт. Но когда на все посмотрели, сказали, что КАПО это не подходит, потому что на авиазаводе обязательна приемка качества, приемка военных, сертификация особая должна быть. А малые предприятия сегодня неспособны все это пройти. В общем, от этой идеи тогда отказались, но, видимо, чем-то же надо заниматься, поэтому ее снова вытащили».

Были сделаны очередные намеки и на другой, не первый год обсуждающийся инфраструктурный проект создания на базе КАПО аэропорта деловой авиации. «Надо использовать географию аэропортового комплекса завода, чтобы какие-то смежные бизнесы запустить», - посоветовал Минниханов. «В прошлом году мы реализовали крупный проект по обновлению взлетно-посадочной полосы, - напомнил Погосян. - Думаю, это дает возможность инфраструктурного развития и КАПО, и Казани. Считаю, у нас здесь есть взаимный интерес и объединение целей».

44.jpg
В знак признания заслуг прежней руководящей команды КАПО Рустам Минниханов вручил Василу Каюмову медаль «За доблестный труд»

«Эту тему и раньше обсуждали, - напомнил источник «БИЗНЕС Online». - Аэропорт деловой авиации предполагалось сделать там, где старая взлетка была, но на это ведь деньги нужны. Эти площади, по сути, пустуют. Копылов, задумав строительство жилья, в свое время завез на старую полосу очень много железобетонных изделий из Москвы. Но сколько уже времени прошло! Все это лежало под открытым небом, да и идеология, и технология строительства совсем другими стали… А площадь там неплохая, и если грамотные проектировщики возьмутся… В свое время речь шла даже о перетягивании на КАПО аэродрома из Куркачей. Муратов тогда КАПО сильно прессовал, но завод отбился, выстоял. Потом была идея вертолетный аэродром на КАПО перенести, но тоже отбились… А по деловой авиации, в принципе, реально. Это была бы отдельная структурная единица, вроде авиакомпании «Волга-Днепр» на аэродроме в Ульяновске, небольшой терминал со своими стоянками, а полоса – общая. Скорее всего, это будет предприятие, несвязанное с КАПО, поскольку вряд ли кто-то станет вкладывать в предприятие, которое все в долгах… Первоначально – аэропорт деловой авиации, а в перспективе – и малой. Тем более недавно в Казани совещание прошло по развитию авиации общего назначения. А для деловых людей аэропорт в черте города - это просто идеальный вариант».

«ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ НОВОГО ГЕНДИРЕКТОРА, ПОКА НИКТО НЕ ЗНАЕТ»

Естественно, говорили и о прежнем руководстве КАПО. Новая должность Каюмова не называется. Сообщается только, что в ОАК он будет курировать вопросы реструктуризации непрофильных активов корпорации и создания технопарка на базе КАПО. Однако, по данным источника «БИЗНЕС Online», 2 марта Каюмов назначен советником Погосяна.

«Хотел бы сказать слова благодарности Василу Кадымовичу Каюмову, - отметил в своей речи президент ОАК. - Хотя мы его далеко не провожаем, он продолжает заниматься вопросами, которые будут решаться, в том числе и на КАПО. Хотел бы поблагодарить и команду, которая с ним работала и продолжит работу на предприятии, за то, что сделано в части реструктуризации производственных активов, повышения уровня управляемости предприятия… Руководство завода приложило много усилий для того, чтобы модернизировать систему управления, оптимизировать издержки». «Васил Кадымович – человек с огромным опытом, - напомнил Минниханов. - Мы помним, как завод малолитражных автомобилей мы с ним... Думаю, ваш опыт будет востребован и в целом в масштабах ОАК, но нацелиться надо на то, чтобы создать инновационную площадку в части для малого и среднего бизнеса».

Где будет работать бывший гендиректор – в Москве или в Казани? «Каюмова пока, вроде, при заводе оставляют, - говорит наш источник, - чуть ли не кабинет приготовили. И команда, насколько понимаю, остается. Как к этому относятся в коллективе? Скажу так: слишком большого оптимизма это не вызывает. Вопрос еще и в том, как себя Бобрышев поведет в данной ситуации. Чего ждать от нового гендиректора, пока никто не знает».

Среди прочего, Погосян дал понять, что заводу потребуется немало рабочих и инженеров, а вот будущее ряда других работников под вопросом. «При таких небольших объемах производства, которые мы имеем сегодня, есть определенный перекос – избыток управленческого и вспомогательного персонала и недостаток рабочих и инженерных кадров», - констатировал президент ОАК. По данным газеты «БИЗНЕС Online», ряд сотрудников КАПО попросили написать заявления об увольнении – им предстоит переаттестация и, если они ее пройдут, - вновь зачисление в штат КАПО.

Отметим, что сам Каюмов, выступая на собрании, вопреки обыкновению ощутимо волновался. Он поблагодарил коллектив за то, что в эти непростые 5,5 лет был ему поддержкой, и повеселил народ шуткой: «Операция по внедрению автомобилистов в авиастроение прошла успешно» (шутка явно перекликалась с фразой, сказанной Путиным на заре его карьеры в правительстве на собрании по случаю Дня чекиста: «Я хочу доложить, что группа сотрудников ФСБ, направленная в командировку для работы под прикрытием в правительство, на первом этапе со своими задачами справляется»).

Впрочем, такая ли уж это шутка, если учесть, что бывший камазовец Николай Абруков, «внедренный» сначала на пост и.о. ректора КНИТУ-КАИ, тоже стал советником Погосяна?.. «В авиации нельзя просто работать, без горения, ею надо болеть», - подводя итог, красиво сформулировал Каюмов свой идеал работника авиаотрасли. Теперь есть шанс распространить его в масштабах корпорации.

Газета «БИЗНЕС Online» будет следить за новостями с КАПО и «Туполева».