Этот текст я пишу в день предвыборной тишины. Кампания закончилась, а результатов ещё нет. Самое время малость подумать.

Демократические  выборы — это тот же рынок. Принципиальной разницы нет. Продавать шампунь, автомобиль или мебель — то же самое, что продавать политика. Имеется покупатель или избиратель, которому надо объяснить, что он позарез нуждается именно в данном шампуне, автомобиле или политике, и что никакой другой шампунь, автомобиль или политик его счастливым не сделает. А вот этот — сделает. Его самого, его жену, детей, родителей и даже окружающих. 

По современному российскому закону выборы в Государственную Думу и региональные  законодательные собрания — партийные (нынешние 50% мажоритарщиков — это рудимент прошлой системы). Это значит, что выбирают идеологию, а не людей. Потому что партия — это организационно-идеологическая машина, механизм для превращения идеологии в действие. Если у этой машины нет идеологии, она перестаёт быть партией. Такая беда приключилась не так давно с КПСС: её  идеология постепенно размылась — не без воздействия мировых информационных ветров, — партия потеряла ориентиры, запуталась в направлениях движения, и СССР развалился. Сейчас то же самое грозит и США. Определить идеологию нынешних Демократической и Республиканской партий крайне сложно — хотя когда-то это действительно были партии, — но сейчас это всего лишь машины охмурения избирателей перед выборами, механизмы производства предвыборных шоу для демонстрации по ТВ, чтобы впарить публике какого-нибудь, прости Господи, Обаму. Удивляться возникновению в таких условиях системного кризиса не приходится: он должен был прийти — вот и пришёл. 

У хозяев США, которые поставили у власти Обаму и его команду, — а это в основном люди Билла Клинтона, включая даже его жену, — никакой идеологии (кроме идеологии наживы) тоже нет, потому что это те самые люди, которые контролируют политическую систему США и поставили мир и свою собственную страну на грань краха. Единственное, на что они способны, — так это заставлять Обаму петь песенки в стиле кота Леопольда ("Ребята, давайте жить дружно") и печатать сотнями миллиардов свои "грязные зелёные бумажки" в надежде как-нибудь выпутаться.  

Но если идеология имеется, её ещё надо суметь продать. Когда-то это замечательно делали российские революционеры. Незабвенный Ильич уместил всю партийную идеологию в одной гениальной фразе: "Землю — крестьянам, фабрики — рабочим, мир — народам". Какое отношение всё это имеет к действительности — вопрос другой. Это же маркетинг, реклама, PR; правда — это последнее, что можно от маркетинга требовать. Его задача другая — впарить товар, будь это крем от морщин или партийная идеология.

Глянем на маркетинг наших партий. Скандал, который устроила ЛДПР в Думе, протестуя против помех в избирательной  кампании, принимать во внимание не будем. Это всё равно как если бы Ленин оправдывался в своих неудачах тем, что ему "мешало царское правительство". Хотя скандал — это тоже элемент маркетинга, часто и успешно используемый политиками и людьми из шоу-бизнеса (а Жириновский — это то и другое сразу). Но скандал — это другая тема. Здесь нет идеологии, которую надо продать. Посмотрим, как агитируют за себя наши партии и кандидаты в реальных условиях, как это выглядит для простого избирателя, вроде меня, который политикой не интересуется и предвыборных материалов не ищет — ждёт, что они сами к нему придут. Что он будет знать о выборах, партиях, идеологии? 

Оказывается, почти ничего. В былые времена город перед выборами был сплошь заклеен листовками и плакатами — не хочешь, так увидишь; не желаешь — так узнаешь. Сейчас этого нет. Только недавно появились билборды партий. В своём почтовом ящике — в нынешние времена, когда газет не читают, главном инструменте политтехнолога после телевизора, — я нашёл один-единственный предвыборный материал, и тот не агитационный: меня пригласили на избирательный участок проголосовать за кого-нибудь. Бумага серая, буквы красные. Такая непривлекательная бумажка. Ладно, спишем на кризис.

Агитаторы своим вниманием меня тоже обошли. Может, меня дома не было? Но, если бы они и ходили по квартирам в моём доме, то уж в почтовые-то ящики чего-нибудь бы да положили. Значит, не ходили. Или халтурили. Тоже показатель: за настоящую партию люди сами идут агитировать, им и платить не надо. Были такие времена ещё лет 15 тому назад. Сейчас бесплатных агитаторов — раз, два и обчёлся. Всем остальным платить надо. А тут кризис...

Вообще-то, кризис — это просто подарок судьбы для настоящей партии. Это же дракон, которому можно публично отрубить головы, предъявить героя-рыцаря! Посмотрим   на наших рыцарей.

Вот билборд Антона Сайфутдинова. Приятное, волевое лицо — такими в голливудских фильмах любят изображать положительных бизнесменов. Кто таков? Неизвестно. К какой партии принадлежит, какую идеологию исповедует? Неведомо. Ничего, кроме написанного на билборде, я об Антоне Сайфутдинове не знаю. А написано там — "Вместе прорвёмся!" Вариант знаменитого "Без булдырабыз!" Куда прорвёмся, за чем прорвёмся, что мы с этого будем иметь, — об этом на билборде не сказано. Об этом могло — и должно было — сказать изображение на плакате, но всю его оставшуюся от надписи и лица г‑на Сайфутдинова площадь занимает в высшей степени невзрачный городской пейзаж — такой в каждом городе можно найти. Может быть, г‑н Сайфутдинов  собирается набрать войско и взять штурмом неведомый город? Но нам-то до этого какое дело?

Другие не лучше. На билборде Альберта Кашафовича Шигабутдинова есть некие признаки идеологии: "Сильная экономика. Единство и стабильность. Благополучие каждого человека" — написано на нём. И ещё слоган: "Сила во благо". Тоже неплохо. Беда в том, что о "сильной экономике" и прочих "благих силах" мы слышим каждый день много лет подряд, а результаты наблюдаем непосредственно. Поэтому эти красивые и приятные слова как в одно ухо влетят, так из другого тотчас же и вылетят. Без мощного подкрепления тотальной кампанией — когда на каждом углу, на каждом телеканале, в каждой газете и каждом почтовом ящике, набитом листовками, плюс живые агитаторы, которые гражданам проходу не дают, разъясняются эти самые "сильные экономики" и "благие силы", — всё это деньги на ветер.

Реальный избирательный приём "Единой России" — это лидеры Татарстана во главе партийного списка. Точно так же действуют Жириновский, Миронов и Зюганов. На идеологию даже КПРФ не очень-то полагается. Цена этой идеологии всем известна, а затёртые слова, которыми она транслируется, давно всем надоели, потому что за ними не стоит никаких действий. 

Вывод: к партийным выборам — то есть выборам партийных идеологий — ни политики, ни политтехнологи не готовы. Одни не знают, какую идеологию избирателю предложить, другие не умеют её клиенту-избирателю продать, даже если она в какой-то форме есть. Так что настоящей партийной демократии нам ещё долго предстоит учиться. 

В таких условиях выделиться может лишь что-то неидеологическое, но яркое и оригинальное. Слоган  "За любовь! За правду! За Разногорскую!" — единственный из тех, что я видел, который привлекает внимание. Принципиально важные для нас понятия "любви" и "правды" здесь намертво связаны с фамилией кандидатки. Очень хороший приём. К тому же здесь имеется некий любовный намёк и политический пафос. Или наоборот: политический намёк и любовный пафос. При полном отсутствии идеологии. Зачем симпатичной девушке идеология? 

За этот билборд политтехнологам Разногорской (или, может, ей самой; неважно) — твёрдая "четвёрка". Обо всём остальном — словами короля политтехнологов: "Учиться, учиться и учиться!"