IMG_7341.jpg

НЕТ ПОЭТА – НЕТ ПРОБЛЕМЫ?

Работы на стройплощадке сопровождаются удушливыми выхлопными газами строительной техники, от которых в прямом смысле слова глаза режет. По сравнению с ними поднимаемая здесь вековая пыль – все равно что цветочная пыльца. Но главное – это, конечно, запах вкладываемых в реставрацию денег, которые, по словам Шамиля Юсупова, пока просто невозможно подсчитать. Но ясно же, что это миллионы и миллионы рублей…

Начнем с истории. Дом Константина Юшкова (ул. Дзержинского, 29/1) был построен в 1869 году по проекту инженера Николая Аникина. По распространенной казанской легенде, в 1927 году его посетил поэт Владимир Маяковский (в связи с чем в народе его и окрестили «домом Маяковского»), но мнения экспертов на этот счет расходятся.

В последние годы в здании располагалась стоматологическая поликлиника, однако около трех лет назад здание закрылось – якобы на ремонт, но так и осталось пустовать. В 2010 году прежний собственник дома – ООО «Городская стоматология» (по информации ряда источников, близкое к структурам «Татнефти» - ред.) – пытался лишить дом статуса памятника, воспользовавшись неопределенностью с визитом Маяковского. Мол, не было «поэта революции», нечего и охранять. Ясно, с какой целью это делалось: если бы со здания были сняты охранные обязательства, поступить с ним можно было бы как с десятками подобных особняков с обидным прозвищем «рядовой застройки» – снести и на его месте построить другое здание.

IMG_7459.jpg

КАК СПАСАЛИ ДОМ ЮШКОВА

Вскоре заинтересованные лица начали действовать куда более вероломно: 13 января 2011 года «неизвестные» принялись разбирать крышу дома, были частично разрушены и красивые своды первого этажа здания. В общем, работали по беспроигрышной схеме: памятник - пожар (разрушение) - утеря объекта охраны - новостройка. Параллельно институт «Татинвестгражданпроект» подготовил проект строительства на этом месте четырехэтажного дома с подземной парковкой. Отметим, что он даже отдаленно не напоминал исторические снимки здания.

Но вскоре в дело вмешалась помощник президента РТ Олеся Балтусова, которая заявила, что здание – памятник, и оно может быть только отреставрировано. - На момент отселения стоматологии здание было в удовлетворительном состоянии и требовало только капремонта и реставрации фасадов. Его целенаправленно довели до вида чудовищных руин, - рассказала она тогда газете «БИЗНЕС Online».

Позицию Балтусовой поддержало и министерство культуры РТ, которое отказалось снимать с дома Юшкова статус памятника. К тому же по факту сноса объекта культурного наследия было возбуждено уголовное дело. Правда, «лица» разрушителей так и остались «неустановленными», но это детали. В общем, отстояли здание. А в ноябре 2012 года и вовсе стало известно, что дом на Театральной передан в руки нового инвестора – некоего Юсупова.

IMG_7397.jpg

СТЕНЫ – КИРПИЧНЫЕ, РАСТВОР – ИЗВЕСТКОВЫЙ. ХВАТИТ ЕЩЕ ЛЕТ НА 300

Корреспонденты «БИЗНЕС Online», отметившие, что на стройплощадке наметилось оживление, поспешили на угол Театральной и Дзержинского и по счастливой случайности застали Юсупова на месте. Сам он хранит тайну своего места работы и рода деятельности, а также отказывается давать номер телефона и фотографироваться. О нем широкой общественности известно лишь одно: он предприниматель. База данных «СПАРК» более информативна. Согласно ее данным, казанец по имени Шамиль Юсупов – совладелец четырех компаний, а также бывший владелец еще ряда фирм. Народная молва и вовсе гласит, что предприниматель весьма близок к предыдущему владельцу «дома Маяковского». Здесь отметим, что списка реставрируемых казанских домов с именами инвесторов, который не раз обещало вывесить на своем сайте министерство культуры РТ, так и не появилось…

Так или иначе, Юсупов провел экскурсию по территории и рассказал о том, что сейчас делается «у Юшкова». «Исследования показывают, что здание и фундамент находятся в достаточно хорошем состоянии, чудом, но его удалось сохранить», - сообщил он. По его словам, работы по расчистке начались примерно в ноябре 2012 года, с территории было вывезено чудовищное количество мусора –1,5 тыс. куб. метров. Далее провели противоаварийные работы. Сейчас по разработанному реставратором – «ТатСНРУ» – новому проекту ведется реконструкция здания. Уже восстановлены своды первого этажа, причем из кирпича и на известковом растворе, что было одним из ключевых требований минкультуры РТ. Поэтому непросто было найти даже каменщиков, которые могут работать по «устаревшей» технологии.

- Деревянные балки перекрытий пришли в полную негодность, вместо них устанавливаем металлические, они позволят стянуть здание и закрепить еще лет на 300, - улыбнулся Юсупов.

IMG_7358.jpg

«КРЫША БУДЕТ РАЗВЕ ЧТО ЧУТЬ-ЧУТЬ ВЫШЕ»

Во дворе здания «с нуля» восстанавливается пристрой, который был разрушен еще в советские годы. Место тогда сравняли с землей – на нем стояли гаражи. Но сегодня в процессе работ был обнаружен старинный фундамент, и теперь эта находка позволит несколько расширить полезную площадь здания. Эффективно планируется использовать и чердачное пространство – под крышей исторически двухэтажного здания появится так называемый антресольный (третий) этаж. Инвестор уверяет, что с улицы он будет почти незаметен. По сути, выдадут его только небольшие мансардные окошки и крошечные колонны на крыше. «Крыша будет разве что чуть-чуть выше», - заверил Юсупов. Однако на исторических снимках крыши вообще не видно. Инвестор пояснил, что причина тому – низкая точка съемки. Солидарны с ним и в «ТатСНРУ», где корреспондента газеты заверили, что крыша у исторического здания была такая же – классическая, четырехскатная, покрытая железом. Разве что без окошек и парапетного ограждения, но последнее – современные требования безопасности.

35037.jpg

Будут восстановлены и исторические входы, в том числе со стороны ул. Дзержинского. На эскизном проекте даже видны круглые окошечки, за годы советской власти превратившиеся в примитивные квадраты. На окнах появятся деревянные рамы, а не пластиковые пакеты – это требование минкульта. Также восстановят арку над проездом между основным зданием и флигелем. В целом отреставрированное здание будет максимально повторять исторический облик, обещает инвестор, и в качестве доказательства показывает на небольшой «колпак» на крыше здания: его функциональное назначение неясно, но он будет – историческая деталь.

«Наша задача – к Универсиаде восстановить фасад и завести здание под крышу, - обрисовал программу-минимум Юсупов. - К фасадным работам приступим в течение 10 ближайших дней».

На вопрос о том, для чего ему эта морока, бизнесмен объяснил, что просто понравилось здание и его привлекательное месторасположение, и теперь ему самому интересно, как удастся приспособить старый дом к современным условиям. Для каких целей будут использовать «Юшкова» в будущем – пока загадка. Даже для самого предпринимателя. Он считает, что в доме может быть что угодно, кроме жилья. Назвать сумму инвестиций Юсупов отказался, равно как и сообщить, на каких условиях здание было передано от ООО «Городская стоматология».

IMG_7363.jpg

МИНКУЛЬТ ПРЕТЕНЗИЙ НЕ ИМЕЕТ

Главный архитектор «ТатСНРУ» Рания Раимова рассказала газете «БИЗНЕС Online», что проект реставрации здания был подготовлен после изучения фотографий досоветского периода, архивных материалов, также были сделаны натурные обследования, обмеры. Пока она довольна результатом своего труда. Говорит, особых сложностей с зданием нет. Поначалу заказчик настаивал на строительстве еще одного этажа, но в итоге победил «исторический вариант». Но без компромисса с бизнесом все же не обошлось.

- Этажность сохраняется, просто в кровельном пространстве будет используемый этаж типа мансарды, - рассказала Раимова. - Поначалу были какие-то трения, но мне понравилось, что заказчик не настаивал на том, чтобы максимально увеличить площадь. А то есть определенные люди, которые и всю территорию хотят застроить, и этажность непомерно повысить. Но невозможно выжать из территории какие-то нереальные площади!

11.jpg
12.jpg

Не имеет претензий к новому инвестору и Светлана Персова – курирующий такого рода вопросы замминистра культуры РТ. Она отметила, что строительная документация по дому Юшкова прошла все согласования, а перед этим – историко-культурную экспертизу. Что касается мансарды, она уточнила, что это будет не мансарда, а антресольный этаж. «Эксперты подтвердили правомочность такого решения», - заявила Персова.

- Все, что там происходит, – в соответствии с проектной документацией, согласованиями, разрешениями, то есть под контролем, - уверила замминистра. - На сегодня у нас претензий к строителям нет, а когда будем принимать, тогда можно будет судить о качестве исполнения.

«ЕСЛИ НАПИСАНО, ЧТО ВЕСЬ КОМПЛЕКС ВОШЕЛ В ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ,
ТО КАКИЕ ТАМ, К ЧЕРТУ, МАНСАРДЫ!»

Персова также пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что предметом охраны в доме Юшкова считается все здание (то же самое подтверждает и Раимова). А вот это уже занятно – зафиксируйте этот момент в памяти. О том, что это за хитрая штука такая – «предмет охраны», газете «БИЗНЕС Online» недавно рассказал дал архитектор-градостроитель, краевед Сергей Саначин. Он напомнил, что в советское время охранялся весь памятник целиком. С введением понятия «предмет охраны» охранять стали какую-то часть здания. «Здесь все зависит от того, что наши клерки из министерства культуры написали в охранных обязательствах», - иронизирует он. - Это может быть лестница в подвале, или конек на крыше, или фасад здания, или интерьер. Соответственно, и охраняться будет только подвал или только фасад».

Как считает директор Института истории КФУ Рамиль Хайрутдинов (ранее – директор музея-заповедника «Казанский Кремль»), если предмет охраны – весь дом, то вносить какие-то коррективы, как, например, мансардный или антресольный этаж (называйте, как хотите), недопустимо. «Если написано, что весь комплекс вошел в предмет охраны, то какие там, к черту, мансарды! - удивляется он.

Впрочем, подумав, Хайрутдинов отметил, что в каждом конкретном случае суть кроется в конструкции. Что это – надстройка или приспособление чердачного помещения под мансарду? «Если это не изменит высоту здания, форму крыши, тогда можно отнестись спокойно, но если же это меняет конфигурацию крыши – она из двухскатной превращается в шатровую, или увеличиваются существенно ее размеры и объемы… Есть степень допустимого вмешательства, и в каждом конкретном случае его определят кворум профессионалов». В качестве нелицеприятного примера такого вмешательства Хайрутдинов привел «Номера «Булгар». Разумным компромиссом такую «реставрацию» назвать сложно.

IMG_7372.jpg

«ДА, ВЫ НЕ ПРАВЫ, КОЛЛЕГА!»

Стоит отметить, что Хайрутдинов в свое время как эксперт-историк не поддержал версию о том, что в доме Юшкова бывал Маяковский. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он пояснил свою позицию и заверил, что и сегодня готов подписаться под каждым словом своей экспертизы.

- Мне был четко сформулирован вопрос: действительно ли подтверждено пребывание поэта Владимира Маяковского в этом здании в указанный период? А вовсе не о том, является ли это зданием памятником. Причем я должен был дать оценку заключению Института татарской энциклопедии, а именно заместителя директора Айдара Нугманова, который провел большую архивную и библиографическую работу по выявлению всех материалов, которые так или иначе были связаны с именем поэта. По его исследованию, к большому сожалению, подтвердить подлинность указаний о том, что в этом здании в этот период находился с выступлением поэт, не удалось. Я провел дополнительное исследование, обращался в архив, разговаривал с музейщиками, и также мы не нашли убедительных доказательств пребывания Маяковского. Поэтому на вопрос, который был мне задан как эксперту, я дал четкий ответ, что доказательств прямых нет, но вполне возможно, что они откроются. Я и сейчас могу под каждой строчкой своего заключения расписаться. Но если бы были выявлены убедительные доказательства, опровергающие мнение моих коллег, я бы, наверное, был бы первым, кто бы сказал: «Да, вы не правы, коллега!»

IMG_7453.jpg

В то же время Хайрутдинов сообщил, что как ученый и музейный работник сам всю жизнь стоял на защите памятников и сам для себя считает дом Юшкова памятником.

- С точки зрения архитектурных достоинств здание достаточно типично для того периода (не могу сказать – рядовое, но тем не менее точно не какой-то великий памятник архитектуры). Прежде всего он важен как памятник истории. С ним и без пребывания Маяковского связаны те или иные важные события прежде всего культурной и общественной жизни Казани, - говорит Хайрутдинов.

«ЭТО КРОВЬ ПОТ И СЛЕЗЫ, КАК МЫ ПОБЕЖДАЛИ, НО МЫ ПОБЕДИЛИ»

Свое мнение по поводу реставрации скандально известного дома мы попросили высказать экспертов.

Олеся Балтусова – советник президента РТ:

- Мы победили. Это кровь пот и слезы, как мы побеждали, но мы победили. Сейчас там все делается по проекту «ТатСНРУ», под руководством Рании Раимовой, проект прошел экспертизу в минкульте. Антресольный этаж в доме допустим, его не будет видно, и он не нарушает исторической высоты дома. Нам не столь важно, подо что приспосабливают здание, имеет значение сохранность самого объекта, приспособление остается на усмотрение собственника. В данном случае здание поднимают почти из руин, чему можно только радоваться.

Фарида Забирова - зампредседателя татарстанского регионального отделения ВООПИиК, руководитель архитектурной мастерской «ООО «Забир»:

- Все дело в предмете охраны. Если кровля не записана в предмет охраны, а только ее геометрия, то ничего страшного нет. Если высота позволяет, если геометрия кровли не меняется, то это (устройство антресольного этажаред.) допускается. Не надо здесь ничего искать – делают и делают, главное, что памятником занимаются. Раз эксперты это допустили, министерство культуры согласовало, значит все нормально. Инвесторам ведь тоже нужно какие-то квадратные метры получать, у них ведь и так нет никаких льгот. В таких случаях идут на уступки, у них и так каждый метр золотой. Что касается стоимости реставрации, могу сказать на примере дома Дротоевского (ул. Карла Маркса, 56/11ред.), по укрупненным расценкам она составит 46 миллионов рублей (без интерьеров). Не так уж и много!

Справка


Шамиль Юсупов

По данным СПАРК, Юсупов - совладелец ООО «Илан» (в этой фирме он также является директором), ООО «ТАУ КЕМИКАЛС», ООО «Спайн» (компании принадлежит 1,75% голосующих акций Спурт Банка, из них 25% - лично Юсупову, столько же его брату Наилю Юсупову, данные банка на 28.08.2012ред.) и ООО «ПластКом».

ОАО «ТатСНРУ»

Предшественник ОАО «Татарское научно-реставрационное управление» («ТатСНРУ») был создан постановлением совета министров ТАССР от 17 октября 1950 года. Первыми объектами реставрации были стены и башни Казанского кремля, памятник павшим воинам на р. Казанке, памятники Булгарского городища. Задачей ОАО «ТСНРУ» является производство ремонтно-восстановительных и реставрационных работ на памятниках истории и культуры, разработка проектов реставрации, осуществление научно-технического и авторского надзора при производстве указанных работ. В настоящее время компания является автором ряда проектов реставрации, воссоздания памятников в Казани, также принимает активное участие в восстановлении Болгара и остров-града Свияжск.

Дом Юшкова (ул. Дзержинского, 29/)

Дом богатого землевладельца, активного городского деятеля, коллежского секретаря Константина Юшкова был построен в 1869 году по проекту инженера Николая Аникина, в 1870 году к нему был пристроен флигель. Дом построен в стиле эклектики классицистического направления. После смерти Юшкова дом перешел к купеческому семейству Челышевых (Челышовых). В дворовом флигеле этого дома в 1912 - 1913 жил Алексей Михайлович Васильев (1882 - 1956) – химик, доктор химических наук, профессор Казанского университета, заведующий кафедрой КХТИ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

После революции в здании разместились редакции нескольких газет, в том числе и «Красной Татарии». По легенде, в 1927 году состоялась встреча редакции с поэтом Владимиром Маяковским, но мнения экспертов на этот счет расходятся. Позднее здание было передано стоматологической поликлинике, а после перестройки постепенно начало приходить в упадок.

Постановлением совета министров ТАССР от 30 октября 1959 года дом Юшкова был внесен в список объектов культурного наследия республиканского значения.