IMG_0990.jpg

«ДЕНЬГИ НА «ФАУСТА» ДАЛ ПУТИН»

Александр Сокуров вошел в зрительный зал кинотеатра «Родина» как-то незаметно, в это время публика еще рассаживалась по своим местам. Большую часть составляли люди молодые и продвинутые, хотя были замечены и представители творческой интеллигенции Казани. Не чуждались общением с режиссером и VIP-персоны.

За два часа до показа «Фауста» с Сокуровым встретился президент РТ Рустам Минниханов, который после обсуждения дел в российском кинематографе пригласил Александра Николаевича стать гостем Универсиады, и приглашение было принято. А в зрительном зале «Родины» можно было видеть вице-премьера РТ Асгата Сафарова, который, когда фильм закончился, начал аплодировать одним из первых.

Войдя в зал, Сокуров сразу же подошел к микрофону и сделал небольшое вступление.

- Мой «Фауст» – это не экранизация Гете, хотя некоторые элементы сюжета вы узнаете. Этот фильм завершает тетралогию, которую я задумал еще в 1981 году, а в нее вошли «Молох», «Телец», «Солнце» и фильм, который вы сейчас будете смотреть. В фильме участвовали актеры из 40 стран мира. У этой моей ленты самый большой бюджет из всех фильмов, которые я снимал. В бюджетном финансировании мне было отказано, но деньги дал президент РФ Владимир Путин. Почему он это сделал, я не знаю, он мне не говорил, хотя разговаривать мне с ним приходилось, и за эту помощь я ему благодарен, – рассказал режиссер.

IMG_0961.jpg

Дальше началась демонстрация фильма, который идет почти три часа. Тот, кто смотрит фильмы Сокурова, наверное, был в выигрышной ситуации, потому что язык ленты нельзя назвать простым. Вечные вопросы жизни и смерти, Бога и Его противоположности, бессмертной души и того, что есть истина, – вот, если очень лапидарно, о чем последняя часть тетралогии. Позже Сокуров скажет, что построена она по кольцевому признаку и что смотреть ее можно с любой части, ведь все в один момент может вернуться на круги своя – и фашизм, и тоталитарное государство.

Проводить параллели с поэмой Гете невозможно и не нужно – Сокуров берет несколько сюжетных линий и вставляет их в свой контекст. Он исследует характер Фауста, ищет душу в своем герое так же, как его герой искал ее в первых кадрах фильма. Сокуров творит своего доктора Фауста, делая его более жестким, даже жестоким, чем видел его Гете. Как и всегда, у Сокурова идеально выстроен видеоряд, где при перенасыщенности деталями нет ни одно лишней и случайной.

460.jpg

«ХОЧУ, ЧТОБЫ ПРОЧЛИ ГЕТЕ»

Когда фильм завершился, а надо сказать, что во время его демонстрации никто из зрителей не покинул зал, к микрофону вновь подошел режиссер.

- Если кто-то после просмотра моего фильма придет домой и возьмет томик Гете, я буду считать, что моя задача выполнена, – просто сказал он аплодирующей публике.

По словам режиссера, его тетралогия берет начало в 1981 году, но тогда не было ни экономической, ни политической возможности снимать подобные ленты. Замысел фильмов Сокуров изложил в дневниках, он вел подробные дневники еще с восьмого класса. Но в какой-то момент начались неприятности с КГБ, дома у него были обыски, и он, не желая, чтобы его сокровенное попало в чужие руки, сжег большую часть дневников. Но замыслы в голове остались.

СЃРѕРєСѓСЂРѕРІ.jpg

В истории есть знаковые фигуры – это Гитлер, Ленин, Хирохито. Так или иначе, они повлияли на жизнь миллионов людей. Фауст – это немного иное. Слово «фауст» переводится с немецкого как «кулак». Это большая сила, концентрация. Куда эта сила будет направлена – внутрь себя, на самоусовершенствование или вне – на разрушение? Если вспомнить три первые части его тетралогии, в них в подтексте речь идет об этом же.

- Когда я снял «Молох», мне говорили, что у меня будут проблемы с израильской разведкой «Моссад», им не понравится такое изображение Гитлера, но нет, не было неприятностей, я потом даже побывал в Израиле, – пошутил Сокуров.

Он раскрыл некоторые секреты съемок «Фауста», рассказав, что в павильонах были построены целые города, а на натурные съемки группа выезжала в Исландию.

«ПОСЛЕДНИМ ПОСЛОМ БЫЛ СОЛЖЕНИЦЫН»

Зрители передавали микрофон из рук в руки, и вопросы режиссеру часто были не только и не столько о кино. Например, один из присутствующих поинтересовался мнением Сокурова о том, куда идет современная цивилизация.

- Пути есть два. Это «посольский путь» и путь «абы куда». Были такие люди, которых я называю «послы», к ним можно причислить Гете, Толстого, Бунина, Томаса Манна. Им было дано заглянуть в будущее, и они имели ответственность рассказать нам, что нас ждет, как мы будем эволюционировать. Сейчас «послов» больше нет, последним был Солженицын. Функцию взяли на себя другие люди, например, такие как Стив Джобс. Но они не знают, к чему приведет эволюция, к чему приведет, например, такой ресурс, как интернет, дающий неограниченные возможности. Наука не может найти ограничение человеческим намерениям. Религия не может сказать: стоп, ты не знаешь, что получится из твоей идеи. Зная об опасностях атомной бомбы, не остановились ни Курчатов, ни даже Сахаров. Также и политики не остановятся. А это путь «абы куда», туда, где вкуснее пахнет, но не надо идти туда, куда не знаешь, мы ведь всего лишь люди, – под аплодисменты высказался Сокуров явно о наболевшем.

- Что вы думаете о душе? – прозвучал вопрос из зала.

- Душа не каждому дана, она или дарится, или зарабатывается. У миллионов людей нет души. И такие люди, на мой взгляд, не должны иметь детей, им нечего дать детям, у них нет личности. Дети у таких людей несчастные, они пополняют ряды преступников и людей бесперспективных, – ответил Сокуров убежденно и довольно-таки жестко.

Были вопросы, касающийся современного кино.

- Недавно я был на конференции в Швейцарии и выступил там с предложением. Я предложил ряду картин делать маркировку «визуальный товар», и пусть зрители это видят перед началом фильма. И пусть идет надпись: «Визуальный товар, авторы ленты не несут ответственности за ваше физическое и психическое здоровье». Увы, меня мало кто поддержал. Сразу в головах начали мелькать цифры, делаться просчеты. На мой взгляд, визуальный товар – он пострашнее наркотиков, – поделился своими опасениями Александр Николаевич.

IMG_1007.jpg

На вопрос, не хотел ли бы Сокуров возглавить гибнущий «Ленфильм», режиссер ответил, что давно уже не работает на этой киностудии, дистанцировался от нее и более чем уверен, что такое предложение ему никогда не поступит. Возможно, что режиссер, снявший 50 фильмов и завоевавший на международных фестивалях 26 высших наград, до сих пор в некоторых кинематографических группировках России считается «персоной нон грата».

В финале, как всегда, был вопрос о творческих планах. Сокуров рассказал, что планирует снять фильм в Италии на итальянском языке. Предполагается, что одним из инвесторов выступит Ватикан.