Сегодня в ходе трехчасовой интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» генеральный директор агентства по госзаказу Яков Геллер поделился своим мнением по поводу грядущих изменений в системе госзаказа, которые регламентирует ФЗ-44 «О Федеральной контрактной системе».

Ярый сторонник ФЗ-94 (отметим – часто критикуемого) Геллер отметил его положительные моменты, которым в ФКС места не нашлось: «94-й закон обеспечил равный доступ к заказам всем участникам рынка. Но электронные аукционы стали мешать недобросовестным участникам торгов, потому что нарушились так называемые устойчивые пары (когда заказчик заранее все знает, поставщик заранее все знает, и при возникновении необходимости они замыкают свои интересы). Закон нужно было менять, совершенствовать, но не отменять. Я говорил и буду говорить, что любой способ проведения торгов, кроме электронного аукциона, несет в себе субъективную оценочную составляющую», – эмоционально высказался гость редакции. Ограничение электронного аукциона, по мнению Геллера, – одно из основных упущений ФКС.

Система готовилась два года и за это время претерпела значительные изменения. Первый вариант ФКС, как неоднократно высказывался Геллер, ему был противен: «В разгар лоббирования первоначальной редакции ФКС мне очень хотелось сесть и написать письмо Путину. Я даже знал, как начну письмо: «Уважаемый Владимир Владимирович, из книг мне известно, что письма Иосифу Виссарионовичу до него доходили, может, и это письмо дойдет до вас…» У меня была такая мысль, и я даже обсуждал это с коллегами. Я хотел ему пожаловаться на государственную измену, поскольку считаю, что за этими красивыми словами («планирование» и прочее) в первоначальном варианте ФКС скрывалось несколько заданных трендов». И Геллер перечислил, каких: «Первое. Отменить итоги отбора электронных площадок, сделать новый отбор. И этот тренд продвигали те люди, которые проиграли этот отбор. Второе. Ввести обязательное обучение заказчиков. И этот тренд продвигали те люди, которые зарабатывают деньги на обучении. Третье. Вывести из-под электронных торгов стройку и другие «вкусные» вещи, и это двигало строительное лобби. Я успокоился тогда, когда в ФКС предусмотрели, что регионы сами могут определять перечень того, что закупать на электронных торгах. И я надеюсь на разумность руководителей регионов».

IMG_9620.jpg
По словам Геллера, в минувшую субботу вопрос ФКС обсуждался у президента РТ, и сегодня уже идет интенсивная работа с министерством экономики РТ по формированию плана мероприятий

ОТВЕТ НА ВЫЗОВ БЛОГЕРОВ

Гость редакции также рассказал, в чем отличие ФЗ-44 от ФЗ-94: «Во-первых, вводятся общественные обсуждения – обсуждение норм, планов, способов закупки, результатов торгов. Это ответ на вызов блогеров, ведь не только блогерам обсуждать, кто и почем купил, это дело гражданского общества. Второе: в ФКС появляется 11 способов размещения заказов, в том числе такие, на мой взгляд, экзотические, как конкурентные переговоры и запрос предложений».

Что интересно, в России решили обкатать ФКС на 7 регионах за полгода до ее официального введения. Одной из пилотных площадок стал Татарстан. По словам Геллера, в минувшую субботу этот вопрос обсуждался у президента РТ Рустама Минниханова, и сегодня уже идет интенсивная работа с министерством экономики РТ по формированию плана мероприятий. Предполагается, что вход в ФКС в Татарстане произойдет 15 июня.

«Необходимо определить министерства и ведомства, адаптировать нормы, ранее разработанные ЦЭСИ, попробовать составить план закупок на второе полугодие, реанимировать АИС-госзказ, где будет обсуждение, форумы, издать хотя бы минимальный пакет нормативно-правовых актов правительства республики. Вот, собственно, и все, что мы должны сделать», – подытожил Геллер.

Подробнее о том, чем отличается ФКС США от российской системы, на какой площадке будет работать ФКС, какие инструменты будут предложены гражданам, чтобы они могли мониторить торги, а также что от федеральной контрактной системы выиграют госзаказчики и бизнес, газета «БИЗНЕС Online» расскажет в стенограмме встречи.