свалка2.jpg

ПОЖАР НА ТОГАЕВСКОЙ СВАЛКЕ НАНЕС УЩЕРБ КАМАЗУ НА 10 МЛН. РУБЛЕЙ

Сегодня стало известно о том, что в результате пожара на Тогаевской свалке в Челнах нанесен ущерб ОАО «КАМАЗ». Как рассказал корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, пожар на полигоне начался еще 21 мая. Впрочем, на свалке мусор периодически вспыхивает и затухает уже несколько лет. Однако в воскресенье произошло то, чего никто не ожидал – из-за сильного ветра огонь перекинулся на расположенный рядом камазовский полигон. В результате сгорело несколько единиц техники: дробилки, транспортер… В общей сложности, по оценкам предприятия, ущерб оценивается в сумму более 10 млн. рублей.

«Но самое страшное – в результате пожара мы не можем свой мусор вывозить на наш полигон и вынуждены складировать отходы на нашем предприятии. Это нарушает экологию и пожаробезопасность компании! И если эту проблему не решить, мы (заводы ОАО «КАМАЗ»прим. авт.) просто-напросто в какой-то момент можем остановиться!» – заявил газете «БИЗНЕС Online» Афанасьев.

Сегодня на полигоне работает комиссия, оценивает ущерб. На вопрос, насколько хватит резервов у автогиганта и когда компания может вынужденно прекратить свою работу, он признался, что заводы могут встать в любой момент.

DSCN6877.JPG

При этом на КАМАЗе напоминают, что Тогаевская свалка принадлежит городу и эксплуатируется ООО «Спецэкотранс Челныкоммунхоз» и ООО «ЭкоПодряд». Однако официально она… закрыта с 2007 года. Тем не менее город по-прежнему свозит сюда мусор, собирая с населения деньги. По словам Афанасьева, Тогаевскую свалку тушат до сих пор, но безуспешно: «Пожар там очень глубокого залегания».

«СГОРЕЛО ВСЕ ВТОРИЧНОЕ СЫРЬЕ, ДВА ПРЕССА, ШРЕДЕР…»

Сергей Петров – руководитель Поволжской экологической компании (ПЭК) (подрядчик по вывозу отходов ОАО «КАМАЗ»), подтвердил в интервью газете «БИЗНЕС Online» эту информацию, заявив (что хотя сам камазовский полигон не пострадал – он закрыт землей), что из-за ЧП теперь невозможно перерабатывать отходы автогиганта. Площадь возгорания на камазовском полигоне составила полгектара (общая площадь свалки предприятия составляет 13 гектаров, под полигон отдано 11 гектаров).

DSCN6852.jpg

«Горел склон Тогаевской свалки, выходящий на полигон мусорных отходов ОАО «КАМАЗ». Горящую «вторичку» с Тогаевской свалки ветер перенес через камазовский полигон прямо на промышленную площадку. В результате сгорело все вторичное сырье, два пресса, шредер, погорела техника. Насколько серьезно – сейчас выясняем. Конвейеры сгорели. Полигон ОАО «КАМАЗ» в этот день работал, и мы успели основную технику отогнать в сторону. Но у нас не было ключей от всей техники, и часть ее мы были вынуждены оставить вместе с оборудованием», – рассказал Петров газете «БИЗНЕС Online».

ПОЧЕМУ ГОРИТ ТОГАЕВСКАЯ СВАЛКА?

По его словам, ПЭК продолжает складировать отходы на полигоне. Однако по промышленным отходам компания пока работы приостановила: «Необходимые для этого площадки, как и оборудование для переработки отходов, сгорели». В настоящий момент ОАО «КАМАЗ» ничего не отправляет на полигон, однако работы по восстановлению «необходимого минимума» ведутся.

DSCN6864.jpg

В ПЭК сообщили, что администрация города в курсе произошедшего, и вчера представители мэрии приезжали на место ЧП. Однако акт от пожарных пока не получен. В компании также отмечают, что Тогаевская свалка до сих пор не потушена, при этом пожары там происходят постоянно. По словам Петрова, «там всегда есть какое-то внутреннее горение, она всегда дымит, это непрекращающийся процесс». ПЭК даже предоставила Тогаевской свалке для тушения свой грунт, однако в компании считают, что потушить пожар теми силами, которыми пытаются тушить сейчас, невозможно. Проблема еще и в том, что ПЭК вынуждена периодически закрывать и свой объект: из-за дыма нельзя работать. В компании намерены требовать с «Челныкоммунхоза», эксплуатирующего Тогаевскую свалку, возмещения убытков.

Безимени-2.jpg
Безимени-3.jpg

КАК «СБЛИЗИЛИСЬ» СВАЛКИ КАМАЗА И «ЧЕЛНЫКОММУНХОЗА»

По словам Петрова, сложности в работе компании из-за Тогаевской свалки возникают постоянно. Однако, несмотря на то, что и ПЭК, и КАМАЗ писали письма в прокуратуру, Росприроднадзор, администрацию города, прикладывая фотографии пожаров на Тогаевской свалке, реакции до сих пор никакой не было. По информации газеты «БИЗНЕС Online», впрочем, встреча руководства ПЭК с Василем Шайхразиевым недавно все-таки состоялась, однако какие договоренности были на ней достигнуты, неизвестно.

При этом, если раньше КАМАЗовскую и Тогаевскую свалку хотя бы разделяло какое-то расстояние, на настоящий момент (после того, как свалка раза три-четыре обрушивалась на сторону КАМАЗовского полигона) «расстояние исчезло», и часть мусора с Тогаевской свалки теперь лежит на территории, принадлежащей КАМАЗу. ООО «Спецэкотранс Челныкоммунхоз» пыталось решить проблему, вывозя часть мусора с Тогаевской свалки, однако, как отмечают в ПЭК, такими точечными методами проблему не решишь. При этом, если по официальным документам площадь Тогаевской свалки 6 гектаров, сегодня в результате скопления мусора она занимает 10 гектаров!

460-22.jpg

«Тогаевская свалка официально закрыта, но весь городской мусор ООО «Спецэкотранс Челныкоммунхоз» до сих пор возит туда! Мы и КАМАЗ уже несколько раз писали в администрацию города, сообщали, что КАМАЗовский полигон готов принимать мусор. Но они почему-то сразу начинают говорить про дороговизну нашего тарифа, хотя это и неправда. Дело в том, что тариф считается исходя из количества мусора, заявленного для перевозки за год. Да, сейчас тариф дорогой (с 1 июля тариф составит 171 рубль за кубический метр), потому что на КАМАЗовский полигон доставляют очень мало мусора. Как только сюда станут возить городской мусор – тариф в разы уменьшится. Мы подготовим новую производственную программу – отдадим в Госкомитет РТ по тарифам, он рассмотрит и утвердит новый тариф», – предложил свое решение проблемы Петров.

Олег Афанасьев, который, напомним, является также и депутатом горсовета, отметил в интервью корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online», что деньги ООО «Спецэкотранс Челныкоммунхоз» «берутся не за вывоз мусора, а за обслуживание, но услуга не оказывается»: «Доставка мусора стоит 10 - 15 процентов, остальные средства собираются с населения на утилизацию. Затраты на утилизацию не осуществляют, а это около 10 - 12 миллионов рублей в месяц. Хороший приработок!»

На момент написания материала комментарии в ООО «Спецэкотранс Челныкоммунхоз» и минэкологии РТ газете «БИЗНЕС Online» получить не удалось.

ПРОЕКТ «МЕГАСВАЛКИ» И ПРОТЕСТЫ АКТИВИСТОВ

Напомним, в настоящее время Тогаевская свалка, несмотря на то, что официально она не существует, ежегодно собирает до 950 тыс. куб. м мусора (столько же хоронит). Всего же, по данным минстроя РТ, на Тогаевской свалке накоплено более 15 млн. куб. м отходов. Свалка относится ко второму классу опасности из четырех. Ее высота составляет 60 м, хотя по нормативу она должна быть не выше 35 метров. По прогнозам, в ближайшие 30 лет только из самого автограда на свалку привезут 28,5 млн. куб. м отходов. Полигон КАМАЗ-ПЭК собирает ежегодно 2 млн. куб. м мусора. По прогнозам, в ближайшие 30 лет здесь будет захоронено 7,5 млн. куб. м мусора.

460-1.jpg

Интересно, что в начале марта в Госсовете РТ был презентован новый экологический проект для Закамского региона. На территории с населением почти в 1,2 млн. человек, где ежегодно создается около 300 тыс. т отходов, предполагается создание мощного «мусорного производства». Проект ценой в 2,26 млрд. рублей намерена реализовать Поволжская экологическая компания. В начале мая активисты в Набережных Челнах начали собирать подписи «за отмену мегасвалки строительства под автоградом», которая должна появиться в двух километрах от города.

Тем временем КАМАЗ страдает от пожара не в первый раз. Напомним, 14 апреля 1993 года начался пожар на Заводе двигателей. Он охватил все предприятие, уничтожив основной производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование. Завод двигателей был полностью разрушен. Ущерб автомобильному производству России был огромен, при поддержке правительства Татарстана и Российской Федерации предприятию удалось постепенно восстановить мощности по выпуску 100 тыс. двигателей, а также ввести в эксплуатацию новейшее технологическое оборудование для производства силовых агрегатов. Лишь в декабре 1993 года завод двигателей снова начал выпускать продукцию, вернув к жизни предприятие, от которого зависит благополучие жителей целого города в Татарстане.