ОБМУДСМЕН БЕЗ АППАРАТА И БЕЗ ЗАКОНА

В начале встречи с небольшим и довольно скучным докладом выступил уполномоченный по правам предпринимателей в РТ Тимур Нагуманов, который впервые был приглашен на заседание координационного совета, но далеко не в первый раз встречался с предпринимательским сообществом. Ничего нового с последней встречи с ним корреспондента «БИЗНЕС Online» не прозвучало.

Нагуманов признался, что в его аппарате пока два человека, включая его самого («хотелось бы больше!»). Что уполномоченный с нетерпением ждет принятия республиканского закона о себе любимом (федеральный закон уже принят). И… пока вообще неясно, насколько весома будет его должность.

В ответ Павел Сигал – председатель КС, вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» – в свою очередь выразил надежду, что в конечном счете Нагуманов по рангу будет равен вице-премьеру («как это есть в Ульяновске»), «а не какому-нибудь заместителю министра экономики».

А с января, когда он заступил на пост, омбудсмен успел рассмотреть 70 обращений, и 46 из них взял в работу (при этом по 30 из них вынесено положительное решение).

Под конец Нагуманов пожаловался на то, что как только в РТ появляется структура, посвященная защите прав бизнеса, туда в первую очередь начинают обращаться «ходоки», то есть те, кто уже пять лет безрезультатно (и, видимо, неспроста) ходит по всевозможным ассоциациям и общественным советам, да все без толку. Соответственно, признался Нагуманов, и он пока их вопросы решить не смог.

МАМАКОВ ПРОДОЛЖАЕТ БИТЬ В БАРАБАН

Видимо, как раз в рубрику «ходоки» пора заносить гендиректора ООО «Неон-Арт» Алексея Мамакова, который все еще надеется получить рекламные щиты по заниженной стоимости в обход уже состоявшегося осенью аукциона. Вот и на этот раз он выступил с речью о том, что казанский исполком не сделал ни шагу для того, чтобы сохранить его бизнес в условиях конкуренции с крупными игроками.

- Мы за то, чтобы на этом рынке были конкурсы, которые учитывали бы не только финансовую сторону дела, а не аукционы, которые учитывают только деньги! Нам заявляли, что у конкурсов большая коррупционная емкость. Мы с этим не согласны, – заявил он.

Напомним, газета «БИЗНЕС Online» провела большой круглый стол, чтобы дать возможность высказаться всем сторонам конфликта (часть 1, часть 2). Вот и на этот раз представлявший управление рекламы Аскар Багаутдинов ответил, что концентрация рынка – процесс объективный, он идет по всей России. Кроме того, треть конструкций сегодня все еще принадлежат казанским компаниям, пусть и не из числа малых. Повлиять на ситуацию городские власти не в силах – закон есть закон.

«Были торги. К нам поступали разные предложения, сводившиеся к тому, что мы должны были выделить квоту для МСБ. Вплоть до выделения 40 процентов площадок для МСБ и проведения для них закрытого аукциона. Нам ФАС категорически запретил это. Прокуратура сразу коррупционную составляющую находит. Точка уже поставлена», – заявил Багаутдинов.

В том же духе ответил и Нагуманов. Он признался, что изучал этот вопрос и лично встречался и с президентом РТ, и с мэром Казани, и с Александром Груничевым (глава УФАС по РТ). Оказалось, что именно ФАС и лично Груничев категорически настаивают на том, чтобы ни в коем случае никаких конкурсов не было, а были аукционы.

«И президент РТ, и мэр Казани не могут прыгнуть выше ФАС. Ну, проведут они конкурс – его отменят. Я не защищаю здесь Казань, исполком, наверное, не сделал все, что мог. Но не сделал не потому, что не захотел. А потому, что есть объективные предпосылки. В торговле тоже самое: приходят сетевики и МСБ умирает. Все возмущаются. При этом все говорят о том, чтобы была конкуренция. УФАС всегда занимает определенную позицию: «Мы за здоровую конкуренцию». Но в «здоровой конкуренции» МСБ часто не выживает. МСБ же сам говорит, что не готов конкурировать с крупными компаниями («мы слабые, мы неквалифицированные, у нас денег нет»)», – объяснил Нагуманов позицию властей РТ и Казани, заявив, что «это проблема не регионального, а федерального значения».

Кроме того, по его словам, ТНК легко могут обойти ограничения или преференции: зарегистрировав новые юридические лица, подпадающие под понятие МСБ, или купив структуры МСБ и «зарубив всю идею».

17219.jpg
Алексей Мамаков

Другой известный защитник малого бизнеса Александр Сергеев – гендиректор ООО «УК «Александр ЛТД» – тоже считает, что время малого бизнеса в наружке ушло:

- Щитовая реклама в Казани умрет однозначно. И бесполезно ее реанимировать, к сожалению. Потому что еще пять лет назад Sony размещалась, скажем, во Франции на щитах за 3 тысячи евро, а в Казани щит тогда стоил 17 тысяч рублей. Поэтому они все равно придут и «съедят»: Sony без разницы, сколько платить за щиты, – отметил он.

КАК «СЫТЫЙ ПАПА» БЬЕТСЯ О ВЫВЕСКУ

В то время как Мамаков ведет арьергардные бои, в теме наружки раскручивается другой скандал. По поводу него Сигал эмоционально выступил сам и призвал себе в союзницы гендиректора ООО «Майдан» (сеть ресторанов «Сытый папа») Марию Горшунову.

Основная претензия: почему бизнесу так долго (как выразился Сигал, «годами!») приходится согласовывать с управлением архитектуры и градостроительства вывески на стенах казанских зданий?

«Почему так получается, что разрешение на строительство получаешь 256 дней, разрешение на рекламную конструкцию – полгода, а согласованный паспорт на вывеску – четыре месяца? Да я за это время ресторан могу построить и открыть, – негодовала Горшунова, со смаком описывая круги чиновничьего ада. – Приходят менеджеры по рекламе или дизайнеры с эскизами в исполком. Если прийти просто в 606 комнату – можно получить одобрение сидящих там девочек, но это ничего не даст. Все становятся в очередь к Жанне Белицкой (начальник отдела рассмотрения проектов и городского дизайна - авт.). Принимает она с 14 до 16 часов два раза в неделю. Очереди бешеные! Белицкая проект одобряет. Верстает паспорт, он отдается на согласование. Регламент – 21 день. А в итоге получаешь на руки перечеркнутый рукой начальника Рената Мустафина паспорт без объяснений, что не понравилось. И все заново!»

Тут предпринимательница направила убийственный взгляд на замруководителя управления архитектуры и градостроительства. Мустафин выдержал его стоически. Тем более что ему на выручку пришел никто иной, как Мамаков, до этого ругавший исполком по другому поводу. По мнению предпринимателя, «как раз Ренат Марсович – первый человек, который выступает в ведомстве «за хорошее».

Мустафин объяснил, что очереди возникли из-за настоящего вала обращений.

Если к маю прошлого года их было 150, то с начала этого года через Мустафина прошли уже 2,5 тыс. эскизов и дизайн-проектов! При этом в отделе дизайна по-прежнему работают всего четыре человека.

Откуда такой вал проектов? Из-за Универсиады и возникших в связи с ней требований к оформлению зданий. Теперь в управление потянулись и те бизнесмены, которые ранее вешали вывески, наплевав на согласование, самовольно. И те, кто, получив согласованный дизайн-проект, вешал на здание, мягко говоря, нечто совсем отличное от согласованного...

«Поймите, все эти тысячи дизайн-проектов и возникшие очереди – от того, что предприниматели решили узаконить свои рекламные конструкции!», – объяснил Мустафин и добавил, что управление пыталось разрулить ситуацию, внедрив нужное ПО на компьютеры, однако из-за жалобы на это самое ПО одного из казанских же предпринимателей (здесь Мустафин укоризненно посмотрел на собравшихся) в ФАС антимонопольщики использовать чудо-программу запретили!

ПОСЛАБЛЕНИЙ НЕТ НИ ХАЙРУЛЛИНУ, НИ COCA-COLA

Чтобы сократить количество ненужных телодвижений, Мустафин предложил бизнесменам активнее изучать архитектурно-художественный регламент Казани, принятый в конце прошлого года. Вместе с ним на сайте kzn.ru выложили требования и необходимые документы. Если бы все обращающиеся заранее выполняли все требования, процесс шел бы быстрее.

Сигала такие объяснения не устроили:

- Это не проблемы бизнеса, что ваше ПО не пропускает ФАС, или что вы принимаете какие-то концепции, или что вы не успеваете, и отсюда очереди! – гневно заявил он.

Мустафин пошел в контратаку:

- А вы знаете, откуда очереди на самом деле? Среди тех, кто приносит к нам дизайн-проекты и паспорта на согласования – 90 процентов посредников! Ходоки! Чьи проекты невозможно рассмотреть и утвердить – они просто непрофессиональны или же вообще не разбираются в дизайне! Прошел такой человек какие-то месячные курсы и уже считает себя профессиональным дизайнером! Я, говорит, нарисовал замечательный дизайн-проект. Проект в итоге ужасен! Разумеется, я такие проекты ни за что согласовывать не буду.

Один из предпринимателей в ответ заявил, что однажды пришел согласовывать проект, увидел длиннющую очередь и… нанял посредника, чтобы тот в очереди сидел за него («Мне же надо как-то работать, семью кормить, а не в очередях сидеть!»)

Тут Мустафин развел руками:

- Ну, вот вам, пожалуйста! Вы не хотите с нами общаться, присылаете посредников, а другие потом жалуются на очереди, в которых эти посредники и виноваты.

Он дал понять, что работа по наведению порядка с внешним оформлением зданий будет продолжена, причем исключения не делаются никому: ни братьям Хайруллиным, которые уже переделали рекламное оформление ТЦ «Кольцо», ни международным брендам:

- Когда здание полностью облеплено разношерстной конструкцией, я не думаю, что это красиво. В Самаре, например, как была ситуация с рекламой, такой и осталась. Все возможные плоскости облепливаются «Кока-Колой». «Кока-Кола» в Казань тоже пыталась с крупными вещами залезть, но мы договорились с ними, чтобы было эстетично, и они не навязывались с красным цветом, – привел пример Мустафин.

В итоге Нагуманов пообещал провести, подробный анализ проблемы.

- Думаю, что исполком Казани предоставит в аппарат президента РТ (в него пока входит омбудсмен РТ – авт.) свои регламенты и правила. Запрос я направлю в мэрию Казани на имя Песошина. Возможно, придется создать рабочую группу по решению проблемы из 4 - 5 человек. Мы же все люди, нам кажется, что мы все правильно сделали. А люди недовольны. Может, регламент нужно поправить?