Проверка на «ВАМИНе» выявила, что в предбанкротный период родственникам и аффилированным лицам руководства агрохолдинга из оборота предприятия было выведено 0,3 млрд. рублей |
ВСЕ ОТДАТЬ
На минувшей неделе дело банкротящегося агрохолдинга «ВАМИН-Татарстан» подошло к логической развязке. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», банки-кредиторы и арбитражный управляющий молочной империей близки к тому, чтобы возвратить в конкурсную массу недвижимое имущество «ВАМИНа» стоимостью свыше 11 млрд. рублей, переданное семьей Вагиза Мингазова в ООО «Казан». Об этом сообщил представитель ОАО «Ак Барс Холдинг» Дмитрий Наумов на рассмотрении его иска к ОАО «ВАМИН-Татарстан» по оспариванию решения совета директоров агрохолдинга.
Напомним, речь идет об «историческом» заседании, на котором была одобрена сделка по выводу большей части недвижимого имущества «ВАМИНа», включая 7 молочных заводов, в ООО «Казан». Последним владеют ближайшие родственники акционеров молочной империи. Наумов просил отложить рассмотрение иска. «В настоящее время у нас идут переговоры о примирении сторон. Они разрешатся после 10 июня», – сообщил он о причине требующейся отсрочки. Представитель «Ак Барс Холдинга» сказал, что параллельно этому заявлению акционера в рамках дела о банкротстве ОАО «ВАМИН-Татарстан» подано заявление конкурсного управляющего агрохолдинга Сергея Кондратьева о признании сделок по передаче имущества недействительными. Но уже по другим основаниям – в связи с нарушением закона «О банкротстве». Оно назначено к рассмотрению по существу на 10 июня. «Если дело будет рассмотрено – а там вероятно признание иска ответчиком, то у нас есть намерение прекратить это дело», – сообщил Наумов.
Вагиз Мингазов оставил попытки вернуть себе контроль над «ВАМИНом» |
По данным газеты «БИЗНЕС Online», по сути, речь идет о добровольном возврате ООО «Казан» переданного недвижимого имущества ОАО «ВАМИН-Татарстан». Судя по всему, в этом случае «Ак Барс Холдинг» откажется и от других своих исков – по оспариванию самих сделок, которые также находятся в производстве Арбитражного суда РТ. Сейчас в их рамках назначена экспертиза по определению рыночной стоимости имущества.
АТАКИ И ОТСТУПЛЕНИЯ
Естественно, это только самый краешек верхушки огромного айсберга, коим является затянувшаяся битва за «ВАМИН». Суд лишь зафиксирует результат огромной работы самых разных сил – от премьера Ильдара Халикова и местного МВД до команды экс-главы «Татмедиа» Марата Муратова, отправленного разруливать ситуацию на «ВАМИНе» лишь в январе этого года. Последнему и его людям удалось вернуть республике контроль над крупнейшей агроимперией с годовой выручкой свыше 20 млрд. рублей. Понятно, что отдавать «нажитое» Мингазовы без боя были не намерены. Интересно вспомнить, как это было.
Разруливать ситуацию на «ВАМИНе» пришлось всем - от премьера Ильдара Халикова до команды экс-главы «Татмедиа» Марата Муратова |
Готовясь к худшему, осенью 2011 года Мингазов «выхлопотал» себе кресло сенатора, заменив в нем представителя Госсовета РТ Алексея Пахомова. Что интересно, против переезда Мингазова к Валентине Матвиенко высказались тогда 15 из 100 депутатов татарстанского парламента, а сам новоиспеченный сенатор дипломатично признался газете «БИЗНЕС Online», что эта работа для него новая. Спустя более чем полтора года можно констатировать, что за это время мы не услышали ни об одной полезной для Татарстана инициативе Мингазова. Впрочем, одна его инициатива была – вместе с основателем агрохолдинга «КВ Агро» Айратом Хайруллиным он предложил Владимиру Путину списать аграриям их долги.
Эта тема весьма для «ВАМИНа» животрепещущая. По иронии судьбы, спустя буквально две недели после того, как Мингазов озвучил инициативу по списанию долгов, стало известно о том, что принято решение назначить в его агроимперию «наместников» – представителей пяти крупнейших банков-кредиторов «ВАМИНа» в совете директоров холдинга (Россельхозбанка, Сбербанка, «АК БАРС» Банка, Татфондбанка и банка «Зенит»). Это событие сразу было воспринято наблюдателями как тревожный звоночек для семьи сенатора, который к этому моменту успел покинуть пост гендиректора материнской компании холдинга и переписать на ближайших родственников свою долю в компании. Худшие опасения широкой общественности подтвердились после того, как были опубликованы результаты работы аналитического центра «БИЗНЕС Online». Из отчета «ВАМИНа» за 2011 год следовало, что ее акционеры вывели 2 млрд. рублей прибыли, сократив собственные средства на 90%.
Казанскому Кремлю удалось развязать гордиев узел, в котором сплелись интересы республики и семьи основателя агрохолдинга «ВАМИН» Вагиза Мингазова |
Пока банки осваивались в роли «смотрящих», ситуация вокруг «молочной империи» ухудшалась. Да так, что в сентябре минувшего года татарстанское МВД распространило заявление о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ОАО «ВАМИН-Татарстан», подозреваемых в мошенничестве на 11 млрд. рублей в результате перерегистрации в ООО «Казан» 7 молокозаводов, предоставлении ложных сведений о финансово-хозяйственном положении холдинга и о залоговом имуществе. Именно этот эпизод затянувшей битвы за «ВАМИН» стал точкой отсчета последних дней существования «империи», атаку на которую первым предпринял близкий первым лицам республики холдинг «Ак Барс».
Для понимания ситуации уточним, что вывод имущества в «Казан» на 11 млрд. рублей – это сленг банкиров и МВД. А вот сам Мингазов, как рассказывают наши источники, в узком кругу считал, что это справедливые отступные за работу на благо республики. Мол, раз отбираете «ВАМИН», то часть активов мне тоже должна достаться… Так сказать, «золотой парашют». И на него можно было согласиться, если бы тем временем совокупные долговые обязательства «ВАМИНа» не превысили астрономические 20 млрд. рублей. Агрохолдинг задолжал крупные суммы целому ряду банков: Россельхозбанку, Сбербанку, «АК БАРС» Банку, Татфондбанку, «Зениту», «ЮниКредиту» и ВТБ.
О степени накала противостояния вокруг «ВАМИНа» (а ситуация накалилась после прихода туда в качестве антикризисного менеджера Марата Муратова, первого зама руководителя аппарата президента РТ) иллюстрирует отчаянная контратака семьи Мингазова в феврале 2013 года. Сенатор, рискуя мандатом, лично явился на заседание совета директоров агрохолдинга, предъявив топ-менеджменту требование акционеров об их замене на членов семьи (!) Мингазова. Кто-то, наверное, счел поведение владельцев неслыханной дерзостью (татарстанские коммунисты попытались было потребовать отозвать сенатора из Совета Федерации, правда, как-то без огонька, да и неудачно), но им самим, очевидно, так не показалось. В своем письме президенту Путину Зулайха Хусаенова прямо обвинила правительство Татарстана чуть ли не в рейдерском захвате «успешной» компании, построенной кровью и потом на руинах советского наследия АПК. Впрочем, команде Муратова удалось нейтрализовать «вражеские силы», отстранив владельцев от управления пикирующей в бездну компанией через объявление конкурсного производства.
НЕУГОМОННЫЙ РОЗЫСК
Тем временем на спасение «ВАМИНа» были брошены мощные силы. Знакомые с ситуацией источники «БИЗНЕС Online» говорят, что ситуация вокруг агрохолдинга постоянно на контроле у президента РТ Рустама Минниханова. По поручению президента работу команды Муратова курирует премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Вместе с собой Муратов забрал в агрохолдинг бывшего главу казанского УВД и следственного управления МВД по РТ Алексея Селивановского, назначив его замгендиректора по безопасности и правовым вопросам. Кому как не главному сыщику из команды Асгата Сафарова было бы по плечу распутать клубок финансовых проблем, оставленных в наследство «эффективными топ-менеджерами» из окружения Мингазова?
В распоряжении газеты «БИЗНЕС Online» из источников, близких к МВД, оказались некоторые результаты огромной оперативно-розыскной работы, проведенной Селивановским и его сыщиками на «ВАМИНе». Из документов следует, что Мингазовы построили кредитную пирамиду беспрецедентного для Татарстана масштаба – на десятки миллиардов рублей. Путем разнообразных махинаций с документами «ВАМИН» предоставлял банкам в обеспечение по кредитам уже заложенное имущество и остатки на складах, которых не было и в помине. То же самое касается документов для получения господдержки – ради казенного рубля менеджмент агрохолдинга шел на подделку документов и печатей (!) банков, которым якобы уплачивались процентные платежи по кредитам.
Проверка на «ВАМИНе» выявила, что в предбанкротный период родственникам и аффилированным лицам руководства агрохолдинга из оборота предприятия было выведено 0,3 млрд. рублей напрямую – через «нарисованные» договоры займов – и еще свыше 5 млрд.(!) рублей – через отгрузку продукции фирмам-однодневкам. Тем временем свыше 6 тыс. работников «ВАМИНа» получали зарплату продукцией или не получали ее вовсе – по 8 (!) месяцев…
Кроме того, выяснилось, что в период с 2009 по 2011 годы налоговая оптимизация в ОАО «ВАМИН-Татарстан» по НДС и по налогу на прибыль составила сотни миллионов рублей…
У Марата Ахметова сложное положение, с одной стороны, переживает за вверенный ему АПК республики, а с другой – связан многолетними товарищескими узами с Мингазовым |
ПРОСТО МОЛОКО
В общем, собранных доказательств не сильно рачительного управления агроимперией, от которой зависит продовольственная безопасность Татарстана, хватило для того, чтобы Мингазов согласился оставить попытки вернуть себе контроль над «ВАМИНом».
Как сообщают источники «БИЗНЕС Online», это произошло буквально на днях на закрытой встрече у президента. Нетрудно представить, какие диалоги могли быть между сторонами, особенно учитывая агрессивный характер Муратова, политический бэкграунд Мингазова или сложное положение министра сельского хозяйства РТ Марата Ахметова, который, с одной стороны, переживает за вверенный ему АПК республики, а с другой – связан многолетними товарищескими узами с сенатором. Как бы то ни было, белый флаг был выброшен, 11-миллиардное имущество «Казана» возвращается обратно в «ВАМИН»…
Как рассказывают наши информированные источники, при этом сенатору не придется пойти по миру – ему и его семье останутся некоторые активы, например, Арский молокозавод, Рыбацкая деревня и кое-что другое. Судя по косвенным данным, это менее чем 5% активах агрохолдинга. Не будем забывать, что речь идет о человеке, который на протяжении последних 15 лет пользовался безграничным доверием высших властей и во многом определял ситуацию в сельском хозяйстве Татарстана…
Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями к Муратову, но он отказался отвечать на вопросы нашего издания. Мингазов также не доступен для комментариев. Тем временем «ВАМИН», как известно, канет в лету. И Муратову предстоит еще жаркая битва за огромный бизнес обремененного гигантскими долгами агрохолдинга в рамках проекта «Просто молоко».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 72
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.