Торговали – веселились, посчитали – прослезились.
– Русская поговорка
ГЕРМАНИЯ
В настоящий момент все внутренние (да и многие внешние) действия Германии подчинены одной крайне важной вещи – сентябрьским выборам в бундестаг. Следует понимать, что по сложившейся традиции парламентские выборы в Германии представляют из себя, по сути, мини-референдум граждан по актуальным вопросам немецкой политики.
А вопросы ныне перед Германией стоят следующие:
- отношение к перспективам единой Европы;
- отношение к «пакту стабильности» Меркель-Саркози;
- отношение к самой проблеме размывания национальной германской идентичности и к перспективам мультикультурализма, последнее время явно захромавшего в немецком обществе;
- оценка места и задач Германии в современном мире;
- отношение к социальной политике, принятой в стране
- отношение к привычным международным обязательствам Германии, к её «атлантизму» и вообще вопрос о внешней политике в целом.
Эти выборы обещают быть судьбоносными по еще одной причине. В кои-то веки в Германии изменился внутриполитический ландшафт, в этом смысле Германия пошла по примеру Италии, где было создано альтернативное для всех иных партий и течений "Движение пяти звезд". В середине апреля в Германии была образована новая партия, названная "Альтернатива для Германии" (Alternative für Deutschland). Ключевая установка "Альтернативы" - приоритет внутренних германских интересов и, прежде всего, экономических, над внешними обязательствами Германии. Главный предвыборный лозунг набирающей силу германской партии евроскептиков – вернуть стране национальную валюту.
При этом надо отметить, что у этой партии вполне наличествуют перспективы. Так, по данным апрельского опроса, при достаточно высоком уровне поддержки евро в 69%, уже 27% респондентов высказываются за возвращение вместо евро германской марки. Поддержка же самой партии также достаточно существенна: согласно рейтингу, подсчитанному в том же апреле, АДГ на выборах, пройди они в тот момент, получает 19,2% голосов немецких избирателей.
С экономической точки зрения ситуация в Германии никак не является приемлемой, ушли в прошлое счастливые времена начальной фазы нынешнего кризиса, когда немецкая экономика во втором квартале 2010 года выросла на 2,2% за квартал (9% в год) на фоне снижения курса евро, эти темпы роста были максимальны за 20 лет. Окончательный рост за первый квартал 2013 года – 0,1%, что никак не компенсирует спада четвертого квартала 2012 года в 0,7%. Фактически, немецкая экономика чудом избежала рецессии, определяемой как спад два квартала подряд (не будем касаться вопроса вероятных фальсификаций статистики, этого национального спорта всех стран мира), если бы это случилось – это было бы еще одним ударом по ЕС.
Прочие экономические показатели страны также не внушают оптимизма. Безработица растет четвертый месяц подряд, при этом рост числа безработных вчетверо превзошел показания аналитиков, текущий уровень безработицы составляет 6,9% – впрочем, эта цифра на фоне прочих стран ЕС (да и самого ЕС) выглядит еще очень неплохо, но тенденция внушает беспокойство. Отдельно стоит отметить, что в Германии проявляются признаки формирующегося пузыря на рынке недвижимости. Стоимость жилья в крупнейших городах Германии растет максимальными темпами со времени объединения Германии в 1990 году. Причину этого стоит искать в том, что в Германию нарастает поток состоятельных граждан, переезжающих из кризисных южных стран Европы; люди обоснованно опасаются за свою собственность, свои капиталы и свое здоровье.
Другой вероятной проблемой Германии является состояние крупнейшего банка страны и одного из крупнейших банков еврозоны – Deutsche Bank. Он имеет незащищенные позиции в токсичных деривативах на $72 трлн., что больше, чем вся мировая экономика. Эта бомба вполне способна рвануть, похоронив под собой много чего.
Также отдельно следует отметить, что в настоящее время в решающую фазу вошло судебное разбирательство, проводимое Конституционным судом ФРГ по вопросу, не нарушил ли ЕЦБ свой мандат с созданием Европейского стабилизационного механизма (ESM). Иск об этом был подан группой профессоров и депутатов, позже к нему присоединились еще 37 тыс. граждан Германии. Ключевым вопросом станет правомерность программы неограниченной покупки государственных облигаций проблемных стран еврозоны, объявленная ЕЦБ в сентябре 2012 года. Нарушение мандата здесь может состоять в том, что ЕЦБ «целенаправленно скупает облигации государств с низкой кредитоспособностью» и тем самым идет на неоправданный риск. В случае, если этот иск будет удовлетворен, вероятен выход Германии из ESM с фактическим его разрушением и непредсказуемыми последствиями для Европы.
ФРАНЦИЯ
Что касается Франции, то ситуация в экономике и политике этой страны напоминает попытку гальванизации трупа. Вроде бы дергается, но жизни в этом объекте уже нет. Дело здесь уже не в экономических показателях, не в рецессии и не в дефиците бюджета. Дело в том, что именно во Франции сама концепция европейского социализма достигла вершины своих негативных черт – наплодив бездельников всех мастей и абсолютно неработоспособную и заплывшую жиром систему управления, оторванную от реальных нужд населения. Собственно, примером последнего можно считать недавние манифестации против легализации гей-браков во Франции; на улицы в Париже вышло, по усредненным оценкам, около миллиона человек. Неприятие обществом этого закона было известно – тем не менее он был принят и подписан. Сами же манифестации изрядно напугали местные власти – президент Франции Олланд сбежал на это время аж в Африку, каковое поведение навевает ассоциации с сидением Горбачева в Форосе во время известных событий 1991 года в Москве. Этот миллион, который, вообще говоря, остановить нельзя ничем, повел себя достаточно мирно – поорал лозунги и разбрелся по домам, жандармы задержали лишь 96 человек.
Экономика страны находится сейчас в ускоряющейся рецессии, нулевой рост в третьем квартале 2012 года сменился спадом в четвертом квартале на 0,3% и продолжил падение на 0,4% в первом квартале 2013 года. Безработица растет уже два года подряд, составив 10,3%, что уже совсем близко к историческим пикам 1997 года. Безработица среди молодежи (до 25 лет) составляет 23% - цифра уже опасная, если вспомнить качество этой молодежи, а именно то, что изрядную ее часть составляют потомки арабских эмигрантов с соответствующим уровнем образования и перспектив.
На политическом поле присутствует заметная стагнация, дефицит ярких партий, людей и, хуже того, идей; во Франции начинает распространяться своего рода культ Жака Ширака, который был главой страны с 1995 по 2007 год – дело здесь, понятно, в том, что его имя ассоциируется с недавним "золотым веком" страны, с ростом и достатком, омраченном лишь, фактически, погромами в пригородах Парижа в 2005 году. Даже глава Национального фронта, националистически-консервативной партии, Марин Ле Пен, являющаяся, пожалуй, наиболее адекватным лицом среди французских политиков, не меняет свою риторику, традиционно призывая к выходу из ЕС и защите национального рынка. Проблема, однако, в том, что эти требования уже неактуальны ситуации – сейчас выход из ЕС будет для Франции аналогичен отключению аппарата искусственного дыхания.
Хуже всего здесь то, что долги Франции не исчерпываются "обычным" долгом, составляющим на сегодня 1 833 млрд. евро. У Франции есть еще и существенный объем внебюджетных обязательств. Сюда входят, к примеру, финансовые гарантии банкам по статье "защита сбережений вкладчиков", обязательства Франции по спасению евро, обещания денег уволенным госслужащим и так далее. Этот объем утроился с 2005 года, составляя в настоящее время 3 090 млрд. евро. К этим цифрам надо прибавить еще и долги "социальных касс". Точных цифр здесь нет, но по оценкам – они сравнимы. Иными словами, долговая нагрузка Франции крайне велика и очень опасна, и, в отличие от токсичных деривативов Deutsche Bank, она впрямую связана с социумом в целом, не будучи локализованной в банковской системе, хотя, конечно же, проблемы в банковской системе влияют на социум, мир это видел неоднократно даже в недавнем прошлом – от сворачивания механизма платежей в Аргентине в 2002 году, после масштабнейшего дефолта в $132 млрд. до недавних too big to fail в США в 2008 году.
ПЕРИФЕРИЯ
В прочих странах ЕС ситуация также являет собой разные градусы проблем. В Словении под ударом находится банковская система. В Италии, с горем пополам наконец-то сформировавшей правительство, безработица достигла исторического максимума в 12%, безработица среди молодёжи выросла до 40,5%. Продолжает рости внешний долг, вплотную приблизившись к 130% от ВВП, рейтинговое агентство Moody's снижает рейтинги четырех регионов Италии – Кампании, Лацио, Пьемонта и Сицилии, спад ВВП в первом квартале превысил прогнозы и составил 0,6%, кроме того, в стране сильно пострадал сектор промышленного производства - в апреле текущего года объем промпроизводства упал на 0,3%. Кризис коснулся и сферы искусства – всемирно известный оперный театр La Scala в Милане в новом сезоне даст только 10 опер вместо привычных 13, и из 16 балетных и оперных постановок только 8 будет новых.
Не прекращаются проблемы в Греции. Хотя кое-какие подвижки там есть, к примеру, некоторым корпорациям удалось разместить корпоративные бонды, что было немыслимо ещё полгода назад – но это, вообще говоря, является свидетельством того, что мировая финансовая система пухнет от не находящей себе выгодного применения ликвидности, отсюда же идет и рост выкупов собственных акций (buy-back) и выплат дивидендов. На сей раз сообщают о значительном количестве просроченных кредитов в греческих банках, доля таковых уже приблизилась к 28%, что соответствует 64 млрд. евро или же 35% от ВВП Греции; для сравнения, до кризиса их число не превышало 5%. По предварительным подсчетам, греческим банкам может понадобиться еще 8-10 млрд. евро дополнительного капитала. Наиболее взрывоопасно выглядит положение дел в сегментах потребительского кредитования и кредитных карт. В отрасли существует мнение, что там уже не возвращается в срок почти 50% кредитов. В сегменте ипотечного кредитования доля токсичных займов достигает примерно 20%, и это при том, что в ходе кризиса около 800 тыс. заемщиков уже договорились с банками об отсрочке выплат и снижении процентных ставок. И улучшения ситуации в ближайшее время не предвидится. При этом безработица в стране продолжает оставаться высокой – среди молодёжи работы не имеют почти две трети, общий же показатель безработицы составляет 27%. Тем временем греческое статистическое агентство сообщило, что экономика страны в первом квартале 2013 года сократилась на 5,3% по сравнению с предыдущим годом, это уже 19-й квартал снижения подряд.
Аналогична ситуация в Испании. Тамошние банки, как выяснила инспекция Банка Испании, скрывают проблемные кредиты посредством рефинансирования таковых, не желая прознавать проблем – и, сообщая это urbi et orbi, ухудшать таким образом состояние банка. С учетом такой информации средняя доля необслуживаемых кредитов в розничном секторе составляет 6,5%, а не 4,1%, как свидетельствуют официальные данные; что радует, эти показатели всё же далеки от греческих. С другой стороны, ситуация в этом году может несколько улучшиться за счёт туризма. Дело в том, что проведенное группой Ipsos-Europe Assistance исследование показало, что только 54% граждан ЕС собираются поехать в отпуск за границу, да и те к своим еще более бедным соседям из Южной Европы. Это стало самым низким показателем за последние 10 лет. Продолжительность отпусков также изменилась — вместо двух недель европейцы ограничились 10-дневным отдыхом. Около 71% европейцев собираются сэкономить на услугах турфирм и организовать свой отдых самостоятельно. Даже те, кто сумел накопить на заграничную поездку, далеко не улетят — 81% останется в пределах Европы, и именно страны южной Европы будут самым популярным направлением в этом году. Но пока этого стимула ещё нет, и в Испании закрываются ночные заведения, дискотеки и клубы, не выдержав усиления налогового пресса, вызванного повышением НДС. При этом заведения такого рода дают рабочие места именно что молодёжи, безработица среди которой в Испании составляет почти 50%.
Проблемы и в Великобритании. Падает спрос на услуги банковской системы этой страны, местные банки активно сокращают персонал. Общее число сотрудников банков Royal Bank of Scotland (RBS) Group, HSBC Holdings, Lloyds Banking Group и Barclays Bank во всем мире к концу 2013 г. составит 606 тыс. Это значение на 24% ниже пикового значения 2008 г. в 795 тыс. и является минимальным с 2004 г., когда количество сотрудников крупнейших банков Британии составило 594 тыс. Объем доходов "большой британской четверки" по итогам прошлого года составил £108 млрд. ($164 млрд), что на 13% хуже результатов 2008 г., в то же время доля расходов за это время значительно увеличилась. Кроме того, существуют риски вероятной девальвации фунта в попытке таким образом простимулировать вялую экономику страны.
Европа идет вразнос. Евросоюзу в нынешней его конфигурации – не жить. Регион ждет либо консолидация с образованием жестких вертикалей власти, либо превращение в малоосмысленное лоскутное одеяло.
Александр Виноградов
Читайте также:
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.