Форум «кирпичников» в Верхнеуслонском районе, прошедший на минувшей неделе, собрал основных игроков рынка керамики – это компания «Победа ЛСР», Рябовский завод (Санкт-Петербург), Норский керамический завод (Ярославская область), «Винербергер Кирпич» и другие. Всего набралось более 30 участников, в том числе иностранных – приехали представители испанской компании «Тальерес Фелипе Вердес», производящих оборудование для кирпичных заводов.
По оценкам Альмира Салахова – известного ученого, одного из ведущих в Татарстане экспертов по керамике, форум впервые собирает на заводской площадке не только технологов и производственников, но и ученых, и бизнесменов. Сейчас объем производства керамики, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны производителей других материалов, нарастает как в России, так и в Татарстане. Но отрасли есть куда расти – несмотря на то что 23 завода в Татарстане в 2012 году выпустили более 416 млн. штук условного кирпича (и каждый десятый кирпич – на заводе «Ключищинская керамика»), сохраняется и определенная доля кирпича, ввозимого в республику.
- Достаточно длительное время мы завозили кирпич в республику – до 200 миллионов штук в год, – оценил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» объемы поставок Салахов. – Сейчас таких объемов, естественно, нет – для строительства кирпич почти не везут. Однако если, к примеру, взять клинкерный кирпич, его завозят из Польши и Германии. Пока такой кирпич мы не выпускаем, но ведутся опытные и экспериментальные работы на базе федерального и строительного университетов.
В целом перед учеными сейчас стоит задача снижения энергоемкости керамического производства, расширение ассортимента выпуска, ведь из керамики можно построить полностью весь дом. Кирпичные стены и черепичная крыша, керамические трубы и плитка при разнообразии цветовой гаммы современной керамики – не проблема. Главное, что удалось сделать, – это решить вопрос с энергоэффективностью строительной керамики.
- В СССР достаточно мало уделяли внимания проблемам энергосбережения, было такое представление о «бесплатной энергии», – добавил Салахов. – Мы сегодня умеем делать эффективные теплоизоляционные материалы, обходясь без каких-либо других, ведь керамика обладает и прочностными, и теплосберегающими характеристиками одновременно.
Генеральный директор компании «Фон» Анатолий Ливада |
Напомним, что весной за разработку стеновых керамических энергоэффективных изделий, инновационных технологий и широкое внедрение их в практику массового строительства коллективу ученых и предпринимателей была присуждена государственная премия РФ. И четыре автора этого коллектива – Салахов, директор ассоциации производителей керамических стеновых материалов (АПКСМ) Владислав Геращенко, генеральный директор компании «Фон» Анатолий Ливада и генеральный директор ВНИИСТРОМ им. Будникова Геннадий Ашмарин – стали участниками форума.
РЫНОК РАСТЕТ – ПРОИЗВОДИТЕЛИ НЕ УСПЕВАЮТ ЗА СПРОСОМ
Как оказалось, в прошлом году рынок производства керамического кирпича вырос, и рост этот продолжается.
- По 2012 году был рост – достаточно приятный – 9,7 процента, это радует, – отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Геращенко. – 2013 год на сегодняшний день – первое полугодие чуть выше аналогичного периода прошлого года. Заводы порой не успевают производить кирпичи – начался строительный сезон, и стройфирмы выстроились в очередь у отделов продаж.
Конкуренция на рынке достаточно серьезная, но, по оценкам Геращенко, керамический кирпич всегда найдет покупателя, ценящего надежность собственного дома.
- «Мы стары телом, как Софи Лорен, но молоды лицом, как Мадонна», – сказал как-то один из моих коллег, – продолжает Геращенко. - Кирпич веками зарекомендовал себя как материал для комфортного проживания, ни один другой материал не изучен и не предсказуем так, как керамика. И мы сегодня не стоим на месте – друзья-партнеры, двигающиеся «по стене», не дают расслабляться. Мы ищем и новые формы – «раскрутились» крупноформатные блоки. Появилась широчайшая цветовая гамма лицевого кирпича – тут вам и «шоколад», и «гляссе», и «солома», и «персик», и «терракот»…
Поделился он и впечатлениями о Казани – керамика в столице Татарстана стала применяться довольно широко, и, допустим, та же Деревня Универсиады сложена из кирпича, произведенного в том числе на заводе «Ключищинская керамика».
- В общем, Казань – керамическая держава, – подытожил Геращенко. – Мне очень понравились те изменения, которые происходят в Казани, – процветает город, такое внимание спорту, культуре, театрам, школам, университетам. Есть прогресс, есть будущее.
Своими впечатлениями о столице Татарстана поделилась и Лилианна Иванкина – представитель Норского кирпичного завода из Ярославской области: «Меня поразила красота Казанского Кремля и Казани в целом, видно, что город активно развивается. Конечно, в период масштабного строительства перед Универсиадой многие здания пока скрыты от глаз, но уже скоро город предстанет во всей своей красе».
Директор ассоциации производителей керамических стеновых материалов Владислав Геращенко |
«МЫ СЕГОДНЯ ЖАЛЕЕМ, ЧТО НЕ ПОСТРОИЛИ ЗАВОД БОЛЬШЕЙ МОЩНОСТИ…»
Складская территория «Ключищинской керамики» оказалась практически полупустой. Завод работает, выпекая кирпичи, которые расхватывают не хуже, чем горячие пирожки в базарный день. Ливада даже пожалел, что построил завод недостаточно большой мощности – производство оказалось очень рентабельным.
- Мы сегодня жалеем, что построили его производительностью 60 миллион единиц кирпича в год. Надо было – 90 миллионов, – поделился бизнесмен с корреспондентом «БИЗНЕС Online». – 40 процентов кирпича уходит на стройплощадки группы компании «Фон». Строим и высотные дома, и коттеджи до трех этажей. Наша задача – не производить кирпич, а производить дома. Экологически чистые, с хорошими показателями, и именно дома. Мы не видим кирпич как производство – мы видим жилье, построенное из него. Кирпич – это средство, а цель – дома для жизни. Все, наконец, понимают, что навесные фасады – это обман, ведь частник как строил из кирпича, так и продолжает строить. Мы не применяем трехслойных конструкций – только кирпич. Это прочно, надежно, экологично и экономично за счет того, что эти дома получаются с высокой эффективностью энергосбережения.
Любой дом дышит, и чистота его дыхания зависит от применяемых материалов. Дерево и керамика – это экологическая чистота любого дома. Эти материалы охраняют человека от развития большого числа заболеваний, от астмы и аллергии до раковых болезней, отметил Ливада. И сегодня стоит вопрос о выделении госгарантий для строительства по всей России от 5 до 10 заводов, подобных «Ключищинской керамике», потому что татарстанской науке и производственникам на государственном уровне удалось доказать экологичность, энергоэффективность и экономичность строительства из кирпича.
Рядом с существующим корпусом завода группа компаний «Фон» намерена построить еще один завод – на 30 млн. штук условного кирпича – благо что глины предприятию хватит на ближайшие лет 60. Кирпич продается в основном в Татарстане, но среди клиентов – Чувашия, Марий Эл, Мордовия, Ульяновск, Самара и даже Москва, Сочи. В Татарстане два десятка заводов по производству керамического кирпича, однако они не мешают друг другу – рынок способен поглотить куда больший объем. Согласно исследованиям, четверть рынка в России закрывается импортными поставками – в основном это Китай, Корея, Беларусь, но есть и немецкий, финский кирпич. И зачастую товар из Западной Европы – клинкерный кирпич премиум-класса, который предстоит освоить и нашим кирпичникам.
- Если посмотреть спектр мирового производства – он огромен, – добавил Ливада. – Сегодня российская промышленность делает лишь 5 - 7 процентов от того, что можно делать из глины. Мы практически ничего не делаем – на уровне первобытном, сделали хороший кирпич и все. Но перспективы огромны: черепица, трубы, плитка – все, что нужно для стройки, можно делать здесь.
ХВОСТЫ КАЛЬМАРОВ И КЛЮЧИЩИНСКИЙ РАЗРЕЗ
Кирпичное производство далеко от химии и нанотехнологий, но очень зависимо от сырья. Привыкшие к красному цвету обожженной глины покупатели порой удивляются тому широкому предложению, которое сегодня делают керамические заводы.
Цвет лицевого кирпича формирует прежде всего глина. Оттенки – от светло-соломенного до персиково-красного.
- Светложгущуюся глину мы используем по совету ученых, – увлеченно рассказывал участникам форума начальник карьера предприятия Жамиль Шайхутдинов. – Она очень пластичная, содержание глинистых частиц в ней вдвое выше, улучшаются обжиговые свойства, кирпич не трескается. А самое главное – надежно держит марку М-150. И цвет вот эти карбонаты дают нам нежный персиковый либо светло-соломенный, что нравится покупателям. Да вы посмотрите, – выгребая из карманов какие-то острые, отливающие перламутром и похожие на пули предметы, с жаром продолжает Шайхутдинов. – Возьмите на память! Это же меловый период, 150 миллионов лет назад – здесь было море, и окаменелые хвосты вот тех кальмаров, которые когда-то были позвоночными, мы до сих пор находим в толще глин!
В лаборатории предприятия участникам форума показали завод в миниатюре – специалисты здесь обжигают брусочки-кирпичики, подвергая их различным анализам. И затем выдают заключение – годится ли партия сырья для производства кирпича, какой марки он получится (завод выпускает марки М-125 – М-150) и получился ли в итоге тот кирпич, какой запланировали технологи.
КОМПАНИЯ «ФОН» – ПЕРВАЯ «ЛАСТОЧКА» ДЛЯ ИСПАНЦЕВ В ТАТАРСТАНЕ
Оборудование для строительства завода, в части глиноподготовки, поставляла испанская компания Talleres Felipe Verdes – в России уже около двух десятков заводов, построенных этой компанией. В Ключищи представители фирмы приехали, чтобы проконтролировать, как работает оборудование, оценить потребность в запчастях и дать рекомендации по эксплуатации.
- Компания «Фон» – «первая ласточка» в Татарстане, сейчас мы ведем строительство 60-миллионного мамадышского кирпичного завода, – рассказал генеральный директор компании Карлос Горчис (Carlos Gorchs). – Мы сейчас наблюдаем бум активности заказчиков из России – есть достаточно много инвесторов, никогда не занимавшихся кирпичом, либо компаний, модернизирующих свое производство. На самом деле сейчас мы видим в России перспективный рынок на ближайшие пять лет.
Директор завода «Ключищинская керамика» Ильгиз Вагизов (справа) |
Директор завода «Ключищинская керамика» Ильгиз Вагизов подтвердил надежность сотрудничества с испанской фирмой.
- Как представитель завода, который много лет работает с компанией, хочу отметить надежность партнерских отношений, – заявил Вагизов. – Компания всегда выполняет договорные обязательства, с пониманием относится к возникающим проблемам и быстро принимает все меры к устранению любых поломок оборудования. Вне всякого сомнения, это та фирма, через которую мы прорубили окно в Европу, – добавил директор, намекая на европейское качество производимого кирпича.
СДЕЛАТЬ ГОРОД ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЖИВЫМ
Опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» участники конференции отметили, что сегодня керамический кирпич для строительства жилья по-прежнему остается престижным материалом. Это своего рода VIP-стройматериал, позволяющий добиться архитектурной красоты объекта в сочетании с долговечностью, надежностью и экономичной эксплуатацией.
Генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» Петер Хенниг отметил, что производимый в Татарстане продукт будет и далее очень востребованным.
- Сохранение аутентичного облика города невозможно без кирпичного продукта, – рассказал Хенниг. – Есть и интерес со стороны правительства республики, рынок в Татарстане можно оценить как перспективный.
Оценивая конкуренцию, Хенниг отметил, что позиции керамического кирпича в последние годы показывают устойчивый рост. Специфика «Винербергер» – производство крупноформатных поризованных блоков, мощность завода в Куркачах – до 160 млн. условного кирпича в год, до 2/3 продукции реализуется в Татарстане.
- Наличие конкуренции не говорит о том, что другой материал хуже или лучше: так и должно быть на рынке, – объяснил он. – Бетон, силикат, другие стройматериалы тоже занимают определенную нишу на рынке. Но в последние годы керамика, скажем, не только сохранила свои позиции, но и слегка увеличила. А если мы увеличили, значит кто-то «пострадал».
- На мой взгляд, необходимо на уровне городских властей запретить применение каких бы то ни было других стройматериалов в центре города, – с ходу заявил Виталий Логинов, руководитель проектной мастерской «ВЕЛП». – У нас в ходу вентфасады, но тот же керамогранит не обладает антивандальной устойчивостью, фасад теряет защитные свойства. Кирпич же дает архитектору свободу творчества – пластика фасадов должна быть, а не квадраты 60 на 60 сантиметров! Сандрики, выделение балконов, дверных и оконных проемов, фигурная кладка – все это может сделать центр города по-настоящему живым.
Ну а там, где нет возможности применить лицевой кирпич, можно использовать штукатурку, традиционно применявшуюся в строительстве старинных улиц Казани.
- Самое главное – пластика фасадов, иначе мы не сможем показать всему миру индивидуальность своего города, – подчеркнул Логинов. – Тем более что нам любой оттенок могут сделать на этом заводе – любой! А то, что мы строим из нанотехнологий, – это же, по сути, реклама. В России, да и во всем мире веками строят из кирпича. И богатые люди недаром разбирают старые здания, выкладывая себе из этого старинного кирпича камины, внутренние перегородки дома… Это же неспроста.
Как считает архитектор, нет ничего плохого в том, что экс-министр строительства РТ Марат Хуснуллин запретил в свое время применение силикатного кирпича в центре Казани. Точно такая же участь должна постигнуть и другие материалы – пусть они останутся в других районах города, но исторический центр Казани должен быть историческим во всем.
Справка Завод «Ключищинская керамика» (филиал ЗАО «Фон») открылся 25 ноября 2008 года в Верхнеуслонском районе Татарстана. Автоматизация техпроцессов позволяет выпускать до 60 млн. штук условного кирпича в год. Изделия применяются как в многоэтажном, так и в индивидуальном жилищном строительстве, кирпич имеет точные геометрические размеры и улучшенный внешний вид. В 2012 году каждый десятый кирпич, произведенный в Татарстане, выпущен этой компанией. Цветовая гамма представлена тремя наиболее востребованными оттенками – желтый («солома»), коричневый («шоколад»), и красный («персик»). |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.