В знак времени, уверь,
что человек всегда убыток терпит
и на краю погибели стоит,
помимо тех, кто верует,
заповедает истину меж братьев
и к терпеливой стойкости зовет.
(Коран, сура 103 аль-гАср)

Надо, господа, дело делать. Надо дело делать!
(А. Чехов «Дядя Ваня»)

«ДРЕВО СФИРОТ», НЕ ПО КАББАЛЕ, А ПО ЖИЗНИ

Три надежных вектора в системе координат достойной человеческой жизни хорошо известны: Вера - Надежда - Любовь. У ныне живущих и еще не ушедших поколений этот генетический код, позволяющий различать людей от нелюдей, отпечатан в матрице подсознания в виде народного предрассудка. Так же ли у идущих на смену молодых, судить затруднительно – сами лучше расскажут или видно будет по результатам. «Генная инженерия», конечно, постаралась, но ресурсы сопротивляемости человеческого организма противоестественному злу до конца еще не познаны, а Господь милостив.

Вершиной в этой системе жизненных координат (не на плоскости, а в трехмерном объеме) являлась до сих пор Мудрость – София. Вершина вполне доступная, примерно после 40 лет, любому из живущих, при условии правильного усвоения накопленных знаний и жизненного опыта, то есть пищи насущной – «чын аш». Кротость же, превозмогающая даже житейскую Мудрость, судя по нынешним обстоятельствам, доступна пока только немногим избранным. И даже им – не во всей полноте, а только отчасти.

Возможно, именно Кротость станет отличительным качеством Новых Хозяев, которые придут на смену нынешним «господам» в результате разразившегося цивилизационного и антропологического кризиса. На эконом-жаргоне это отличительное качество можно было бы назвать «конкурентным преимуществом». Но люди новой формации, выжившие и сформировавшиеся в глобальной «катали-клизме» (активизируемый финансовым кризисом, как катализатором, пакет катаклизмов – природных, техногенных, антропогенных и т.д.), вряд ли будут между собой не то что конкурировать, но даже соревноваться.

Скорее всего, они найдут способ задействовать те творческие и кооперативные силы согласованной жизнедеятельности, которые пока бьются и разбиваются о низкий потолок и капитализма, и казарменно-бюрократического социализма. В основе же соревнования и конкуренции отнюдь не творческие силы. Соревнование – это «ревность» к успехам других, если не зависть.

Зависть – отличительная черта «грубого уравнительного коммунизма» (исторически пройденного нами социализма), что было отмечено еще Марксом. В своих ранних работах он называл эту ступень «обществом всеобщей зависти». Судите сами, насколько классик был прав, если эта коренная черта госсоциализма не только сохранилась, но и укоренилась как основа нынешнего «госкапитализма».

7382.jpg

В латинских же и англо-саксонских корнях конкуренции тоже еще надо разобраться: не слишком ли это связано с лошадиными скачками. Вот, нынешние «господа» пока конкурируют в тщетной гонке за профитом «экономикой знаний», путаясь в упряжи и пытаясь поставить старую экономическую телегу впереди горячего необъезженного коня…

Так это или нет – мы можем только догадываться, а доподлинно знает лишь Всевышний. Зато, благодаря многократному опыту, людям известно, что необходимой основой жизненной системы координат является Доверие. Именно оно утрачено сегодня в экономике и политике, со всеми вытекающими последствиями.

Итак, Доверие - Вера - Надежда - Любовь – вершина Мудрости – взыскуемая с Надеждой Кротость… Примерно так может выглядеть Родовое Древо народов, населяющих нашу страну. Запомним, на всякий случай, чтобы потом не путать с другими, в том числе генно-модифицированными саженцами, которые неизбежно попадут на благодатные российские земли в ходе очередного разрушения Храма и миграционного рассеяния народов.

ВЕРТИКАЛЬ И ГОРИЗОНТАЛЬ БЕЗВЛАСТИЯ

Куда же делось государство? Ведь почти все мы еще живем с ощущением, что оно, хоть и заблудилось и гуляет налево не первый десяток лет, но все же хотя бы приходит ночевать, что оно где-то рядом, за углом… И по инерции сознания именно государству адресуем свои безутешные заботы и чаяния…

Так, что же мешает заглянуть за угол и удостовериться, что давно уже живем в системе, где безвластна не только вертикаль, но и горизонталь? Где эта самая народная горизонталь ни за что не приложит руки к «кормилу», даже если ей преподнести формы прямого народовластия на блюдечке с голубой каемочкой.

И не прав ли был Николай Бердяев, унаследовавший от тюркских предков ген бесстрашного искателя истины, когда он в начале прошлого века говорил о «вечно бабьем в русском духе»? Потому что и сегодня массовое сознание россиян, оставшееся, как говорится «без царя в голове», своим двусмысленным положением напоминает то ли вдову, то ли обманутую, но не разведенную жену…

Но тогда те, которые еще совсем недавно так эмоционально реагировали по поводу развода президента с первой леди, должны крепко задуматься о своем собственном «незамужнем», т.е. «безгосударственном» положении. Тем более что кризис не утихает, а, напротив, чем дальше, тем больше демонстрирует признаки нешуточной финансовой войны, с локальными горячими конфликтами и цветными революциями в придачу.

А переживать войну и кризис одновременно, да еще в отсутствие реального, а не декоративного государства, нынешний социум не обучен… Поэтому рано или поздно возникнет острый социальный запрос на подлинного героя нашего времени. Нового Хозяина, который своей силой и волей управит и хозяйство, и государство.

В ПОИСКАХ НОВОГО ХОЗЯИНА

В каком образе он появится на сей раз – пока не вполне ясно. Среди потенциально возможных светлых ликов и мерзких харь (маска, харизма и т.п.) выступает, например, образ Левши, гениально угаданный и изображенный Николаем Лесковым, который, говорят, нынче исключен из школьной программы по литературе.

Но в наше время для героических дел одного физического Левши будет недостаточно. Потребуется класс-Левша или, точнее, надклассовая социальная сила мастеров-когнитариев, способных выстроить экономику знаний для людей, а не генно-модифицированных киборгов... Для начала хотя бы Артель Новых Хозяев (АНХ) – реперная точка сетевой экономики. Но это отдельная тема, которая раскрывается и приобретает практический смысл только после фазового перехода в массовом сознании. А сознание пока застряло в иллюзии государственности…

Кто в детстве лазил по деревьям (в том числе Родовым, вроде сказочного дуба, описанного Пушкиным в Лукоморье), а не по книжным страницам, тому не надо долго объяснять сегодняшние обстоятельства. Если повсеместно исчезло Доверие (оно чудом и милостью Божией сохраняется только в каждой четвертой-пятой статистической семье), то нечего искать и полноценного государства.

Уходит сила и авторитет власти, во всем утрачивается и иссякает отцовское-мужское начало, беспризорные граждане начинают запоздало различать Отечество (государство) и Родину-мать и т.п. То есть проявляются все симптомы детских болезней, происходящих от разводящихся родителей. При этом все декорации остаются и даже иногда обновляются и перекрашиваются, как сейчас… Но все они картонные.

Для книжников же – а их в нынешней цивилизации большинство – требуются аргументы, признаки, симптомы, доказательства и т.п. Как же так, мол, не может быть, чтоб государства не было, нужны аргументы и доказательства отсутствия. Без них они не могут делать свои умозаключения и выводы относительно быстротекущей жизни, в которой они плывут или барахтаются сами. И которая смотрит на них в упор и время от времени напоминает: «Эй, парень! Ты глаза-то разуй – государство твое, на котором ты плыл как на плоту, давно уже рассыпалось по бревнышку. А ты все с кем-то разговариваешь, судишься и артачишься…Ты, хоть, плавать-то умеешь?»

Но, из уважения к мнению умного, т.е. книжного большинства, рассмотрим необходимые признаки государства. Рассмотрим не в порядке важности – бесполезные споры возникают у нас обычно по поводу важности и значимости. Этим чаще всего и заканчивается…

«СРЕДНИЙ КЛАСС» – РАЗДЕЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И «БИЗНЕСМЕНОВ»

Из уважения к выдающейся роли юристов в системе вертикали следует начать с Закона. Государственная власть, если она есть, опирается на силу и волю передового восходящего класса. При этом власть как минимум должна быть законной, легальной.

А где он – восходящий класс, который своей передовой идеологией обеспечивает социальное единство и ведет всех остальных к благосостоянию и расцвету? Олигархов и чиновников у нас вспоминают через раз, как последние ругательства. Может, «средний класс»? Но ведь их послушать – они самые страдающие.

И по объективной логике развития, как «первоначального накопления», так и «окончательного кризиса», они и есть самый «страдающий класс», т.е. постоянно экспроприируемый, лишаемый собственности. Таким был ранний пролетариат на заре индустриальной эпохи. От прежних пролетариев этих «средних» отличает только то, что им есть что терять, кроме своих цепей. Но идет ли это в плюс или в минус общественно-полезной активности «среднего класса» – большой вопрос. Поэтому о призраке «правового государства», опирающегося на «средний класс», лучше забыть для трезвости сознания в смутное время. Оно стало юридической химерой, едва родившись.

Скорее всего, в этой среде еще должно произойти принципиальное размежевание. Разделение на хозяев-когнитариев, которые, понуждаемые общекризисными, административными, коммунальными и своими бизнес-обстоятельствами, пойдут нехожеными предпринимательскими тропами к новым хозяйственным укладам. И горемычных бизнесменов, выталкиваемых в ряды люмпенов в результате монопольного давления олигархата, коррумпированной бюрократии и цивилизаторской активности местных администраций.

Первые с неизбежными потерями сумеют вырваться за красные флажки управленческих стереотипов и постылых бизнес-моделей. Вторые будут до последнего держаться в привычной бизнес-колее, пока их не смоет очередной волной.

Конечно, степень кризисных конфликтов, масштабы потерь и скорость структурных преобразований трудно предугадать. Они будут задаваться переменчивыми внешними обстоятельствами. К тому же пульт управления ЦУПа находится явно не на нашей территории, и даже названия кнопок не переведены на русский язык.

Поэтому на высоту и направленность очередной волны может повлиять какое-нибудь очередное «смягчение ликвидности» (так пока и не перевели!), активизированное Биг-Бен-Федрезервом. И как оно скажется (на год или на пять лет), попробуй угадать! Ведь толковый управленец и предприниматель знают из опыта, что и в мирной экономической среде иногда год идет за три, а иные 10 лет – коту под хвост… Важнее другое – о чем думает в это время предприниматель и думает ли о чем-то «бизнесмен»?

КУДА ЖЕ ДЕЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

Итак, энергии (силы и воли) восходящего или, на худой конец, консервативно-охранительного класса в нашем обществе не наблюдается. Это и объясняет фактическое безвластие и вертикали, и горизонтали.

Тогда как называется безвластие, опирающееся на Закон? Легальное безвластие? Политологи пока не придумали. Но это точно не государство. И не с этого ли пункта начинается у нас то самое вольное толкование Закона, которое, в конечном счете, сводит его на нет?

Как показывает исторический опыт, более прочным основанием государства является легитимность. Она опирается не только на Закон, но прежде всего на доверие народа. А Доверие у нас… – смотри начало про «древо сфирот».

Еще один признак современного государства – наличие просвещенной и высоконравственной элиты. Элита – это слово теперь стоит поперек восприятия трезвого и неиспорченного человека. Но надо понимать, что это последняя элита деклассированная и самоедская. Символом ее стал Уроборос – змея, пожирающая собственный хвост.

Что еще? Ответственность аппарата управления. Достаточно вспомнить недавние отчеты правительства, министров, «Газпрома» и других госкорпораций. «ВАМИН» даже вспоминать не хочется, а ведь это фактически республиканский хозяйственный комплекс. Комментарии излишни.

Наконец, неотъемлемая часть государственного механизма – аппарат принуждения, силовые структуры. Обывателю кажется, что их наличие, независимо от качества, является уже достаточным аргументом в пользу сохранения государства. Ан нет, если сила превращается в свою противоположность. Каждый волен придерживаться своей кочки зрения.

Но для свежего взгляда на ситуацию достаточно поразмыслить над некоторыми фактами. Например, не являются ли современные ОПГ (не только в России) альтернативной силовой структурой? Не является ли современная регулярная армия такой военизированной структурой, руководство которой в случае войны с перспективами больших потерь, как правило, первой сдает своего главнокомандующего противнику? (Надо просто вспомнить итоги недавних войн и локальных конфликтов 90-х и 00-х.) Офицерская честь, при всем уважении… А также глобальная смычка силовых структур и спецслужб. Впрочем, оставим эту тему специалистам. Тут и без спецдеталей ясно, что силовые структуры остались, но государство куда-то ушло.

Добавим только последний штрих – уничтожение суверенитетов национальных государств глобализованными и конфликтующими не на жизнь, а на смерть финансовыми кланами. Оно происходит как в мирных (Евросоюз, Греция, Кипр), так и в немирных формах (Югославия, Ливия, Сирия и т.д.).

Что же остается вместо государства? Остается «тьма кромешная», т.е. в переводе с церковно-славянского предельная, маржинальная. Тьма на самой крайней кромке жизни. Толпа обывателей-потребителей мечется, так как в подсознании зреют гроздья страха перед этим концом – «мрак на мрак». Но это мрак беспросветного существования, предуготовленный «князьями мира» для самих себя. Обыватель тоже может стать жертвой своего самосбывающегося пророчества, но это его собственный выбор.

АРТЕЛЬНАЯ СОДИДАРНОСТЬ КОГНИТАРИАТА

Так, что же делать? Да дело надо делать, как всегда! Только для верного дела надо занять правильную рабочую позицию. Даже если для этого придется покинуть комфортную кочку зрения. И тут остается только повторить развернутый лозунг момента, который был опубликован в блоге еще в конце января 2012 года. Прошло полтора года. Ситуация не стала лучше – она стала острее. И яснее одновременно. А что еще нужно для творческой предпринимательской работы?

Нам истерические и апокалиптические порывы не нужны!

Нам нужен поэтапный мирный апгрейт страны артельными усилиями когнитариата!

Мы за народовластие в экономике и политике – против парламентской болтовни и предательства!

За солидарную ответственность всех поколений многонационального народа за прошлое, настоящее и будущее Отца-Отечества и Матери-Родины.

Не мешайте нашим солидарным усилиям созидать достойную жизнь там, где мы родились!

Мы намерены проделать очистительную работу по-хорошему. Солидарно возьмем на поруки и под опеку даже нравственно больных и проворовавшихся (своих не бросаем!), чтобы исцелить небезнадежных человечностью и трудотерапией. Но кто не спрятался за бугром и/или упорствует в своем лицемерии… – мы не виноваты.

Россия, алга! То есть на Восток, где встает новое Ярило, освещая и освящая контуры рабочей площадки обновленной России!

Алга, с весельем и отвагой!

Не зря говорят: «Глаза боятся, а руки делают». Где виделся тупик, там обнаруживается выход. Где казалась непреодолимая чуждая воля, там возникает источник собственных сил. Вот тут-то и зреют семена погибели олигархата. Дело в том, что, будучи антиобщественной паразитической группой, олигархат не способен ни к классовой, ни к деловой (бизнес-) солидарности. Более того, своим идейным и деловым (бизнес-) воздействием он подавляет все позывы к солидарности со стороны других классов и групп, которые хотя бы в малейшей степени (экономически, политически и т.п.) зависят от господствующего олигархата.

Поэтому выход из образовавшейся полит-экономической безысходности не в бессмысленно-беспощадной «революции» и не в классовой диктатуре, а в диктатуре профессиональной ответственности и артельной солидарности когнитариата.

Рустам Курчаков

Читайте также:

Что делать, когда «верхи не могут, а низы не хотят»? Часть 1-я

Что делать, когда «верхи не могут, а низы не хотят»? Часть 2-я

Что делать, когда революция – в смыслах? Часть 3-я

Что делать? Революция внутри элиты – раскол или мягкая сортировка? Часть 4-я

Что делать? Революции хозяйственные и мелкобуржуазные. Часть 5-я

Верховная власть от Бога. А вертикаль? Часть 6-я

Управленческая немочь «эффективного менеджмента». Часть 7-я