Сегодня, 3 июля, в Верховном суде РТ на заседании квалификационной коллегии судей Татарстана будет рассмотрен вопрос о прекращении полномочий судьи Вахитовского районного суда Казани Рамиса Бурганова. Как сообщила газете «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь Верховного суда РТ Наталья Лосева, Бурганов уходит по собственному желанию.

- Бурганов уходит из судебной системы. По всей видимости, он понял, что это не его призвание, и решил сменить поле деятельности, – сообщила Лосева и опровергла слухи о том, что судью пригласили работать в Верховный суд Татарстана. По словам Лосевой, председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов подчеркнул, что Бурганов «сам подал заявление об уходе».

Впрочем, как нам стало известно из источников в судебной системе, не последнюю роль в отставке Бурганова сыграло дело «Николай Колесов vs «БИЗНЕС Online». Напомним, 21 декабря прошлого года Бурганов провел весьма необычное судебное заседание, на котором заочно, без участия представителей газеты «БИЗНЕС Online», удовлетворил иск о защите чести и достоинства главы госкорпорации «Радиоэлектронные технологии» к изданию и постановил взыскать в пользу бизнесмена 1 млн. рублей.

О том, что в Вахитовском райсуде проходит судебное разбирательство по иску Колесова, редакция «БИЗНЕС Online» узнала только когда со счета бухгалтерии был списан 1 млн. рублей. Оказалось, что Бурганов умудрился рассмотреть иск в рекордные сроки – настолько быстро, что, по всей видимости, суд даже не потрудился известить ответчика. Свой иск Колесов подал 11 декабря прошлого года. День в день, не откладывая в долгий ящик, судья Бурганов принял дело к рассмотрению и назначил первое и оказавшееся единственным заседание на 21 декабря – всего через 8 рабочих дней!

38917.jpg
Ильгиз Гилазов занял жесткую позицию по отношению к служителям Фемиды, нарушающим принципы служебной этики и халатно относящимся к своей работе

По жалобе «БИЗНЕС Online» неправосудное решение было отменено и отправлено на повторное рассмотрение. Сам конфликт вскоре разрешился мировым соглашением, все недоразумения между сторонами были улажены в ходе переговоров. И вот теперь дело приобрело логичный и вместе с тем крайне поучительный эпилог.

НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ СИГНАЛ СУДЕЙСКОМУ КОРПУСУ

Напомним, в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» Гилазов заявил о своей бескомпромиссной позиции по отношению к служителям Фемиды, нарушающим принципы служебной этики и халатно относящимся к работе.

- Выступая перед судьями, я сказал: мы в жесткой форме будем расставаться с теми, кто не желает хорошо работать. За отмену судебных решений спрос тоже очень строгий. «Провинившимся» мы не даем очередной квалификационный класс, а в случае грубых нарушений – выгоняем. Мы не заинтересованы выносить сор из избы, но у нас были случаи, когда судьи не понимали замечаний. И тогда мы их вызывали и говорили: уходи. Спрос с судей жесткий! – заявил Гилазов.

Как видим, эти слова оказались не пустым сотрясением воздуха. В Вахитовском райсуде Казани это уже второй эпизод кадровой перезагрузки. В марте свой пост покинул судья Ильшат Сабирзянов, который 30 ноября прошлого года неожиданно для всех досрочно освободил бывшего спортивного директора ФК «Рубин» Рустама Сайманова, которого осудили за участие в группировке «Севастопольские» и приговорили к 8,5 годам колонии общего режима.

По словам председателя Верховного суда, «провинившиеся» судьи предпочитают уходить по собственному желанию. «Если уволить судью по процедуре, то потом он не сможет уже нигде работать. Все это понимают и уходят добровольно».

«ТАКИЕ СЛУЧАИ БЫВАЮТ РЕДКО»

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у экспертов, видят ли они за уходом одного из ключевых судей Вахитовского райсуда Казани тенденцию, связанную с жесткой кадровой политикой высшестоящей инстанции. Пока что они оценивают случившееся сдержанно.

Эмиль Гатауллин – юрист:

- Чистка рядов должна проводиться публично, по объясненным обществу причинам, почему ушел тот или иной чиновник или судья. Когда это делается кулуарно, это, конечно, не является никакой чисткой рядов. А чем это является, остается только гадать. На моей памяти были добровольные уходы судей, но они были связаны с тем, что судья не справлялся со своими обязанностями. Все председатели Верховного суда РТ работают с кадрами в судах: и тот председатель, который будет после него, и тот, который был до него. Они занимаются кадровыми вопросами. Но кадровую политику, поскольку она ведется кулуарно, невозможно интерпретировать как чистку рядов или освобождение судов от чуждых элементов, или борьбу с коррупцией до тех пор, пока это не будет сделанно публично.

Гилазов сам не может в полной мере определить кадровую политику, он связан с общей кадровой политикой в судах, которая не им определяется, а на уровне политической власти в Москве. Что касается кадровой политики, на мой взгляд, если мы ищем независимого суда, то, по крайней мере, в судьи не должны назначаться работники прокуратуры или те, кто раньше работал в судах, бывшие секретари судебных заседаний.

Лаврентий Сичинава – адвокат:

- Я допускаю, что уход Бурганова с поста связан с чисткой рядов. Может быть, человек действительно не захотел больше работать... Случаи, когда судья добровольно покидает пост, бывают редко, но, тем не менее, они бывают. Суд должен выносить решения на основании закона, я думаю, что персоналии не столько играют роль, это внутреннее дело судейского сообщества. Кадровая политика не мною придумана, она прописана в законе о статусе судей. Имеет значение возраст кандидата, опыт работы. Человек должен иметь высшее юридическое образование и стаж не менее пяти лет. Нужно смотреть, где этот человек в течение пяти лет работал. В любом случае должен быть строго индивидуальный подход. Перед назначением будущие судьи проходят долгую процедуру: во-первых, экзамены надо сдать, потом квалификационная коллегия судей рассматривает каждую кандидатуру. Потом эта кандидатура проходит через сито федерального инспектора. Процесс очень долгий.

***

Так или иначе, последовательный уход двух судей, замешанных в громких публичных скандалах, не может быть случайностью. Газета «БИЗНЕС Online», сама столкнувшаяся с несправедливостью, готова поддержать руководство Верховного суда РТ в борьбе за очищение системы от случаев грубого произвола. Каждый предприниматель, который столкнется с подобной историей, может обратиться в редакцию и будет внимательно выслушан. В конце концов, в эффективном общественном контроле за работой судей заинтересованы все.