Роман Гордеев с опытным образцом |
ИДЕЯ ЛЕЖАЛА НА ПОВЕРХНОСТИ
- Роман, Тимур, фирм, занимающихся БПЛА, сегодня немало. Допустим, я заказчик. Из каких соображений я должен был бы кинуться покупать ваши разработки. Что в них особенного?
Роман: Мы разрабатываем сам летательный аппарат, систему автоматизированного управления (САУ) и систему стабилизации полезной нагрузки. Для чего нужен летательный аппарат – очевидно: система автоматизированного управления (САУ) необходима для управления самолетом в режиме беспилотного аппарата, система стабилизации полезной нагрузки (полезной нагрузкой БПЛА обычно является видеокамера, фотокамера или тепловизор) или «подвес» – устройство, позволяющее сохранить стабильное положение видеокамеры при постоянных рысканьях и колебаниях летательного аппарата, чем-то напоминающее систему фотоаппарата, которая компенсирует дрожание рук фотографа.
Тимур: Роман сделал простое и эффективное предложение. Суть его в том, чтобы при разработке САУ и подвеса использовать не специализированные авиационные, а массовые и доступные электронные компоненты. Например, те, что применяются в планшетниках iPad. Алгоритм прост – ставка на серию. Недорогие компоненты – недорогой продукт, недорогой продукт – массовый спрос, серийное производство – низкая себестоимость.
Расчетная себестоимость нашего беспилотника – порядка 350 тысяч рублей, расчетная коммерческая цена – 500 тысяч.
Роман: Мы заменили специализированные компоненты массовыми датчиками (гироскопы, акселерометры, магнитометры и так далее). Более высокую погрешность этих датчиков компенсировали алгоритмом управления. Для вычислительного ядра САУ используются массово производящиеся процессоры AVR. Вот это решение и позволило добиться значительного снижения расчетной себестоимости.
- Какого класса БПЛА касается ваше ноу-хау?
Роман: Класса микро- и мини-беспилотников ближнего радиуса действия (подвес-контейнер для фото, видео и так далее). БПЛА может иметь необычайно широкий круг применения.
- Сколько стоят «традиционные» беспилотники данного класса?
Тимур: БПЛА «ZALA 421-08» – 2 миллиона рублей, «Элерон» – 2 - 2,5 миллиона, «ИРКУТ 2М» – 3 миллиона, «БРАТ» – 2 - 3 миллиона. Как видите, создать доступный беспилотник реально.
РЕМОНТИРОВАТЬ МОЖНО ПРЯМО В ПОЛЕ
- А что интересного вы придумали в отношении самого планера?
Тимур: Обычно при производстве носителя используется стеклопластик. Мы применили экструзионный полипропилен. То есть наш самолет практически не боится ударов (экструзионный полипропилен ведет себя как резина, не тонет в воде), и ремонтировать его можно прямо в поле. Беспилотники часто падают, жестко садятся, и такие «приземления» для них нередко бывают фатальными. Купить аппарат за 2 - 3 миллиона и разбить его на пятый-десятый вылет – обычная практика.
Вот такие птички скоро должны подняться в небо |
Вес нашего планера небольшой – 4 килограмма, трудозатраты при его изготовлении незначительны. При этом планер «тащит» до 1 килограмма груза, летает 90 минут на расстояние до 80 километров со скоростью от 30 до 90 километров в час.
Роман: Мы хотели создать неприхотливую, но функционально очень дееспособную «лошадку». Что немаловажно, чтобы приземлиться, нашему беспилотнику не нужны специализированные средства – подушки, парашюты, демпферы и тому подобные приспособления. Надеемся, что автоматизированная система посадки сможет сажать БПЛА достаточно безопасно даже на неподготовленную площадку.
- Трудно управлять вашей «птичкой»?
Тимур: Мы изначально планировали сделать так, чтобы «рулить» беспилотником мог даже ребенок.
Роман: В ручном режиме управление «завязано» через модуль автопилота. Человек просто задает направление, как в автомобиле, – левее, правее и так далее. Ну разве что еще можно подниматься вверх-вниз. Задачу по стабилизации планера в воздухе решает САУ. Но обычно аппарат будет летать без участия оператора. Сам поднялся в воздух, выдвинулся в заданный район, сделал фото и видеосъемку и вернулся обратно.
- Где можно использовать ваши БПЛА?
Тимур: Область применения обширна. Беспилотник может быть полезен МЧС, ГИБДД, нефтяникам, министерствам экологии, лесного, сельского хозяйства и так далее. БПЛА интересен охранным предприятиям, иногда периметр охраняемого объекта может составлять многие километры, и в таких случаях очень эффективно совершать регулярные облеты.
Роман: Это незаменимый помощник, например, при лесном картографировании, мониторинге объектов нефтяной и газовой промышленности, наблюдении за сельскохозяйственными культурами, аэрофотосъемке автомобильных и железных дорог, контроле дорожной обстановки.
Альтернативы недорогим, надежным и функциональным беспилотникам нет. Сейчас использование БПЛА сдерживается из-за дороговизны и сложности существующих аппаратов. В копеечку влетает и эксплуатация классической авиации. Коммерческая стоимость одного часа полета вертолетов Ми-8, Robinson или самолета Ан-2 – десятки тысяч рублей.
- На какой стадии находится реализация проекта?
Тимур: Пока изготовлены опытные образцы, на которых «обкатываем» идеи.
Роман: На данный момент это несколько носителей с разными силовыми установками, вариантами САУ. Осталось провести еще ряд НИОКР и большое количество всесторонних доводочных испытаний. Если все получится, думаю, в следующем году будет готов аппарат, который можно рекомендовать в серию.
ЕСЛИ НЕТ СВОЕГО БИЗНЕСА, НАЙТИ 1 - 2 МИЛЛИОНА НА НИОКР СТАНОВИТСЯ ПРОБЛЕМОЙ
- Как возникла идея заняться БПЛА и в какой мере вам помогло сотрудничество с ИВФ?
Тимур: Сколько себя помним, увлекались авиамоделями. Просто на определенном этапе стало понятно, что увлечение из разряда хобби можно перевести в коммерцию.
Тимур Макаров верит в светлое будущее своих беспилотников |
Роман: По авиационной тематике мы плотно сотрудничали с ребятами из КАИ. Они нам и подсказали, что можно обратиться в венчурный фонд с заявкой на грант. Это же вечная проблема: интересных идей полно, а денег на их реализацию нет. В общем, ИВФ поддержал нашу идею.
Тимур: Если говорить детально, проект финансируется на паритетных началах двумя организациями – фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и ИФВ. За счет средств венчурного фонда мы выполняем работы по САУ и собственно самим летательным аппаратам. Но все, конечно, сдвинулось с подачи ИВФ.
- Жить стало веселее?
Тимур: Если нет собственного бизнеса, из которого можно «изъять» 1 - 2 миллиона на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, то о тематике наподобие беспилотной можно забыть или искать другие источники. У нас они, к счастью, есть.
Роман: Без поддержки ИВФ мы однозначно не смогли бы начать реализовывать свои идеи.
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.