1. СУДЬБА ОБВИНЯЕМЫХ

Уголовное дело по факту убийства Валиуллы Якупова и покушения на муфтия Татарстана Илдуса Файзова новыми фигурантами за год не пополнилось. Следственные органы сообщили: исполнителем убийства Якупова был Роберт Валеев, а идеологом терактов - уроженец Чистополя Раис Мингалеев.

- Преступление фактически раскрыто, все лица, к нему причастные, установлены и находятся в розыске, - рассказал начальник первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Артем Кривоносов. Он добавил, что статус подозреваемых до сих пор не снят с главы компании «Идель-Хадж» Рустэма Гатауллина и жителя Высокогорского района Айрата Шакирова – их первыми задержали в августе прошлого года, но за неимением доказательств отпустили.

В октябре прошлого года на Youtube было опубликовано видеосообщение о внезапной смерти Мингалеева - причиной смерти якобы стала непродолжительная болезнь, возможно, малярия. Но следственные органы говорят, что признают факт смерти, только когда найдут неоспоримые доказательства. Помимо Мингалеева в розыске до сих пор находятся Рафис Гариев и Альберт Исмагилов.

2. КАК ЛИКВИДИРОВАЛИ УБИЙЦУ ВАЛИУЛЛЫ ЯКУПОВА

Осенью из списка разыскиваемых исключили Валеева, которого вместе с пособником ликвидировали 24 октября прошлого года на улице Химиков в результате спецоперации, какой Казани еще не доводилось видеть. В тот день МВД и ФСБ объявили о том, что проводят спецоперацию по захвату вооруженных боевиков. Правоохранительные органы получили информацию о боевиках в рамках расследования дела о терактах. На место прибыл спецназ ФСБ и попытался задержать подозреваемых. Однако спецназовцы встретили сопротивление: один из находившихся в квартире взорвал гранату. После этого силовики начали штурм, и пока из дома экстренно эвакуировали жильцов продолжалась ожесточенная перестрелка.

Спецоперацией на улице Химиков руководил министр внутренних дел РТ Артем Хохорин. Прибыл туда и его предшественник на этом посту, а ныне – вице-премьер РТ Асгат Сафаров. Преступники были блокированы и уничтожены. Под одним из террористов было обнаружено взрывное устройство, похожее на «пояс шахида». ФСБ в ходе спецоперации тоже понесла потери – двое сотрудников были тяжело ранены, один из них скончался в больнице. Первоначально имя погибшего спецназовца не раскрывалось, была лишь информация, что он накрыл собой взрывное устройство. Но позже стало известно, что это был сотрудник управления специальных операций центра специального назначения ФСБ Сергей Ашихмин. 14 декабря президент России присвоил ему звание Героя Российской Федерации, посмертно.

32173.jpg

3. МАССОВЫЕ ЗАДЕРЖАНИЯ

Но действия следствия в первые дни после терактов вызывали много вопросов. Массовые задержания начались буквально на следующий день после терактов. 20 июля в казанском аэропорту задержали председателя совета директоров компании «Идель-хадж» 57-летнего Рустэма Гатауллина. Затем был задержан руководитель прихода «Вакф», житель Казани, 39-летний Мурат Галеев, житель Высокогорского района республики 41-летний Айрат Шакиров и житель Лаишевского района республики 31-летний Азат Гайнутдинов.

Спустя несколько дней официальные представители следственного комитета РФ по РТ перестали сообщать о количестве задержанных по громкому делу.

Цифры постоянно меняются, - объяснял газете «БИЗНЕС Online» бывший старший помощник руководителя управления по связям со СМИ СК РФ по РТ Эдуард Абдуллин. – Условно, вчера задержали 15 человек, сегодня отпустили 10 человек, но задержали 20 новых подозреваемых.

В Арске, по разным, данным было задержано от пяти до 20 человек, в том числе и местный имам Ирек Галиев, в Нижнекамске - 9 задержанных, в Елабуге - двое, в Чистополе - один, в Набережных Челнах - 11. Задержания проходили и в Казани, но точное число людей, попавших под подозрение, до сих пор неизвестно.

С особым вниманием СМИ следили за задержанием спортсмена Артема Калашова, который несколько дней провел в изоляторе временного содержания, пока следователи пытались собрать доказательную базу о его возможной причастности к терактам. Калашов, по словам коллег, готовился в тот момент к чемпионату России по тяжелой атлетике и к Универсиаде.

В итоге, ни один из задержанных не стал обвиняемым по делу. А вот негодование среди прихожан мечетей стало расти.

4. СКАНДАЛЬНЫЙ ПРИХОД «АЛЬ-ИХЛАС»

После массовых задержаний в поле зрения правоохранительных органов все чаще стали попадать прихожане мечети «Аль-Ихлас». Последней каплей стал массовый автопробег – его прихожане скандального прихода устроили 22 декабря, используя при этом флаги с символикой экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир». Эта провокация не осталась незамеченной - первые лица республиканского МВД дали распоряжение найти участников акции. И несколько недель накануне Нового года сотрудники ГИБДД под различными предлогами изымали автомобили участников автопробега.

16 января сотрудники правоохранительных органов закрыли мечеть и постарались провести спецоперацию максимально корректно, сославшись на требование комитета имущественных и земельных отношений горисполкома Казани о расторжении договора о безвозмездном пользовании зданием бывшей котельной. Само здание мечети было передано на баланс Духовного управления мусульман (ДУМ) РТ - сейчас решается вопрос об инвесторе и проведении реконструкции.

Прокурор РТ Кафиль Амиров подал иск, в котором потребовал ликвидировать приход «Аль-Ихлас» как экстремистский и запретить его деятельность в дальнейшем. И 15 мая иск прокурора о ликвидации прихода Верховный суд РТ решил удовлетворить и исключил его из единого реестра юридических лиц. Таким образом, приход был ликвидирован и юридически.

5. ПОПРАВКИ В ЗАКОН

После терактов Госсовет РТ собрался на внеочередное заседание, чтобы внести поправки в закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Первая гласила, что религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ, должны требовать от кандидатов на должность духовного лица наличие религиозного образования, полученного в России или за рубежом, но в последнем случае «диплом должен быть принят в установленном порядке». И, согласно второй поправке, религиозным организациям впредь было предписано заключать трудовые договоры (контракты) с работниками, тогда как ранее это не было обязательной нормой.

Поправки вызвали неоднозначную реакцию. К примеру, прихожане мечети «Нурулла» даже подали в суд коллективный иск к Госсовету РТ и президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Истцы полагали, что поправки дали государству карт-бланш на вмешательство в дела религиозных организаций и противоречит федеральному законодательству.

Заместитель начальника государственно-правового управления президента РТ Наталья Фомина в суде сообщила, что в Конституционный суд был направлен запрос о проверке соответствия федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» Конституции РФ. Дело в том, что республиканские законодатели 3 августа заменили формулировку «вправе заключить» на более категоричное слово «заключают» в статье 27 «Трудовые правоотношения в религиозных организациях». Ранее она гласила: «Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками». А вот в федеральном законе слово «вправе» осталось, и это дало повод истцам говорить о том, что республиканский закон противоречит федеральному. С этой точки зрения заявка в Конституционный суд вполне объяснима – теперь федеральный закон, по всей видимости, будут пытаться задним числом «подстроить» под республиканский.

Судья, в итоге, постановил, что до проверки соответствия федерального закона Конституции РФ производство по иску будет приостановлено, а поправки, внесенные в региональный закон, останутся в силе.

32120.jpg

6. РОКИРОВКИ В КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ

Теракты вызвали и тектонические перестановки в республиканском правительстве. В августе бывший глава «Татмедиа» Марат Муратов был назначен на специально созданный под него пост первого замруководителя аппарата президента Татарстана. Причем ему был поручен крайне ответственный фронт работ - взаимодействие с религиозными объединениями, что свидетельствует о том, что эта тема, после терактов стала весьма острой, ведь сразу после терактов федеральные СМИ захлестнули публикации о разгуле в республике ваххабизма. Причем публикации в московских медиа выходили с такой завидной периодичностью, что руководитель аппарата президента Татарстана Юрий Камалтынов, заявил: «Есть силы, которые пытаются дестабилизировать обстановку в республике».

В президентском аппарате сразу же были произведены структурные изменения, в результате которых Муратов получил мощный инструмент в виде департамента (куда вошли три управления) с широкими полномочиями. Муратов успел отчасти взять под контроль ДУМ РТ, пролоббировав назначение туда руководителем аппарата давнего члена своей команды Айдара Салимгараева, который ранее возглавлял ОАО «Татмедиа». Но в январе Муратов перешел на должность исполнительного директора ОАО «ВАМИН».

Ключевой фигурой в Кремле, отвечающей за внутреннюю политику, является Александр Терентьев, который, в принципе, уже давно работал на этой ниве в должности руководителя департамента президента по вопросам внутренней политики. С января 2013 года, он, сохранив прежнюю должность, получил повышение, став заместителем руководителя аппарата президента.

Сами теракты Терентьев в феврале назвал «вызовом государству и общественности» и перечислил те меры, которые принимаются сейчас для оздоровления ситуации - от законодательных инициатив до аттестации мусульманских преподавателей и переподготовки имамов. Также он отметил, что в обществе возникает феномен, когда обсуждение ситуации лишь усугубляет ее, и привел данные соцопросов: «Почти каждый четвертый житель Татарстана оценивает ситуацию в религиозной сфере как напряженную и опасается за ее ухудшение. Притом 88 процентов татарстанцев видят в салафизме черты религиозно-политического экстремизма. Две трети опрошенных ощущают угрозу личной безопасности и безопасности своих близких. Сегодня в общественном мнении присутствуют две крайности или два опасных заблуждения: то, что идет повальная салафизация или ваххабизация. И второе – то, что ведется притеснение мусульман. Эти две крайности одинаково неприемлемы, так как далеки от истинного положения дел».

Терентьев призвал не впадать в истерику, а вести продуманную и предметную работу.

7. СМЕНА МУФТИЯ

Бурные процессы внутри мусульманской общины, ранение и длительное лечение Файзова закончились тем, что в марте, вернувшись из Турции, бывший муфтий Татарстана подал заявление об отставке по собственному желанию. Интересно, что под предшественником Файзова муфтием Гусманом Исхаковым кресло зашаталось примерно при аналогичных обстоятельствах - после «нурлатских» событий. Напомним, 25 ноября 2010 года в Нурлатском районе Татарстана прошла спецоперация татарстанских силовиков с применением военной техники, вертолета и участием более 500 милиционеров по уничтожению троих радикально настроенных вооруженных жителей Чистополя. Вернувшись с больничного, Исхаков вдруг понял, что ему надо сосредоточиться на развитии центра изучения Корана «Рашида».

Файзова сменил на посту председателя ДУМ РТ 28-летний имам мечети «Тынычлык» в поселке Мирный Камиль Самигуллин. По его словам, Духовному управлению сейчас важно вести работу в русле традиционного ислама, опираясь на труды общепризнанных богословов. «У Татарстана есть свое направление – он всегда отличался своей толерантностью, - объяснил Самигуллин на интернет-конференции газеты «БИЗНЕС Online». - И если кто-то будет упрекать нас в том, что были исключения в виде июльских событий прошлого года, то ни одно исключение не портит правило. Мы должны укрепить единство мусульман, но в рамках ханафитского мазхаба татарского богословского наследия. Объединиться, но не на их условиях, а на наших. Я считаю, что татары - такой народ, что практически любой вопрос могут решить за чашкой чая».

8. КРИТИКА ЗАПАДА

На Западе после терактов в Казани были весьма обеспокоены ситуацией с радикальным исламом в Татарстане – об этом можно судить по ряду материалов, которые в разное время вышли в иностранной прессе. К примеру, влиятельный глобальный экономический журнал The Economist выпустил редакционную статью, в которой утверждалось, что теракты в июле вряд ли будут последним взрывом или последним убийством в Татарстане.

«Вызывает беспокойство, однако, тот факт, что власти Татарстана ответили на июльские атаки новыми законами, принятыми в августе и направленными против общины салафитов, - писало издание. - Эти законы похожи на печально известный 1999 года закон о запрете ваххабизма в Дагестане, который в сочетании с агрессией правоохранительных органов во многом способствовал росту вооруженного подполья… Кремль явно не склонен увидеть, как другое мусульманское большинство региона погрузится в анархическое насилие. 28 августа террорист-смертник в Дагестане убил уважаемого суфийского ученого. Это может стимулировать новый виток насилия в и так уже самых конфликтных республиках России. Убийство произошло в тот же день, когда Владимир Путин - президент России - посетил Татарстан, чтобы показать свою поддержку региональным лидерам. Он заявил, что «преступники никогда не достигнут своих презренных целей».

Западные правозащитные организации выразили свое недовольство в отношении массовых задержаний, произошедших прошлым летом, сочтя это излишней мерой.

32107.jpg

9. КОНВЕЕР СУДЕБНЫХ ДЕЛ

За год в судах Татарстана стартовало сразу несколько громких уголовных дел в отношении боевиков, которые планировали на территории республики диверсии. Из них можно выделить два наиболее значимых. Первое из них сейчас рассматривается в Верховном суде Татарстана. На скамье подсудимых оказались 45-летний Альфред Ахмадуллин и 38-летний Азат Валишин, которых обвиняют в подготовке крупного теракта в Чистополе - они планировали совершить его в 2011 году. Краткую предысторию этого дела можно почерпнуть из обвинительного заключения. В 2006 году Ахмадуллин, увлекшись радикальными учениями ислама, отправился на год в Пакистан, там он примкнул к активистам вооруженного формирования «Джамаат Булгар» и прошел боевую и религиозную подготовку. Вернувшись в Чистополь, Ахмадуллин стал распространять идеологию религиозного объединения «Ат-Такфир Валь-Хиджра», тесно связанного с террористической организацией «Аль-Каида» и создал подпольную ячейку. Самым активным слушателем оказался Валишин, которого интересовали способы ведения джихада.

В 2011 году обвиняемые решили совершить в Чистополе террористический акт, взорвав офис продаж Чистопольского отделения зонального узла электронной связи. По плану, Ахмадуллин под видом посетителя должен был пронести в офис в ручной клади собранное Валишиным взрывное устройство с часовым механизмом и, приведя его в действие, скрыться.

12 мая Ахмадуллин, вооруженный гранатой и пистолетом, пришел на место предполагаемого теракта для изучения обстановки, но был задержан полицией. Выяснилось, что обвиняемые успели даже выкопать в близлежащем лесу тайник, куда заложили продукты питания и другие предметы, необходимые для длительного проживания в полевых условиях. В последующем они планировали взорвать Чистопольский ОВД, а также убивать сотрудников правоохранительных органов.

Второе резонансное дело только еще будет передано в суд – оно касается подельников ликвидированного террориста Рустама Юсупова, который организовал подпольную лабораторию по изготовлению взрывчатых веществ в доме своих родителей в поселке Мемдель Высокогорского района. Следствие нашло 6 пособников Юсупова – вместе они готовили крупный теракт в Казани. Напомним, самого Юсупова убили в ходе спецоперации в январе 2012 года в доме на улице Химиков – в том самом, где спустя почти год будет убит Валеев.

10. «МУЛЛА» НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДМОСТКАХ

Как и любое резонансное событие, теракты в столице Татарстана нашли свое отражение и в искусстве. Художественное осмысление гибель Валиуллы Якупова получила в театре им. Камала благодаря главному режиссеру Фариду Бикчантаеву, поставившему пьесу «Мулла». «Теракты нас подтолкнули к этой пьесе, мы посвящаем ее светлой памяти драматурга Туфана Миннуллина. Но Миннуллин не скрывал, что был атеистом, поэтому пьеса в некоторых местах «плавает», - рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Бикчантаев.

Фабула пьесы отнюдь не банальна: в деревенскую мечеть местный житель, ставший крупным бизнесменом, привозит молодого муллу. Тот, искреннее верующий человек, сталкивается с тем, что понятие веры для многих сельчан - всего лишь проформа, дань традиции. Сам мулла, несмотря на молодость, прошел уже определенный путь. В детстве попал в места не столь отдаленные, как принято говорить, «на малолетку», затем учился в медресе. Жизнь, которая его окружает, он не очень-то и знает. В финале в муллу стреляет один из местных жителей…

По словам режиссера, пьеса «Мулла» - это провидение Миннуллина, предвидение того страшного, что начинает твориться в обществе, когда совершается такое жуткое преступление – поднимается рука на священнослужителя. Ведь убить человека, посвятившего себя служению Богу, - это двойной грех.

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ЕЩЕ НЕ ЗАШЛА ГЛУБОКО, НО…

Рафик Мухаметшин - ректор Российского исламского университета:

- Проблема радикализации стоит довольно остро для российского мусульманского общества, в том числе для Татарстана. Я сторонник мнения, что радикализация еще не слишком глубоко зашла в наше общество. Организованных радикальных групп, считаю, в Татарстане нет. Хотя радикализация как процесс давно идет и может стать со временем довольно значимой проблемой. Пока еще нельзя сказать, что результатом радикализации стало появление каких-то организованных радикальных групп, их нет. Радикализация идет на уровне разночтений с ханафитским мазхабом - в этом плане проблема есть.

Теракт был большим уроком для переосмысления того, что есть. И власть, и мусульманское сообщество думали, что это все далеко, где-то там, это Кавказ, где-то в мусульманских странах могут произойти такие события. А, оказалось, что это может случиться рядом. Мы говорили о радикализации, и оказалось, что она может проявиться в такой форме. Думаю, многие сделали серьезные выводы - и властные структуры, и мусульманское сообщество, и духовное управление. Сейчас ДУМ работает с оглядкой, поскольку надо работать со всеми. Мы не должны работать, пытаясь изолировать по принципу это наше, это не наше.

Мусульмане – это мусульманское сообщество. Не их вина, что они формировались по-другому - так обстоятельства сложились, это объективный фактор. Не их вина, что они куда-то за рубеж выехали, потому что не могли здесь получить образование. Не их вина, что они учились в медресе «Йолдыз» и так далее. Это была проблема общая, поэтому сегодня сказать, что ты ваххабит, и от него отвернуться, тоже неправильно. Есть мусульманское сообщество. Надо найти различные формы работы с ними. Если кого-то изолировать, они просто уйдут в подполье. Это создаст еще больше проблем.