ОСАННА «ВАМИНУ» И «РАЦИНУ». КОЕ-КТО «НЕ ОПРАВДАЛ ВОЗЛОЖЕННЫХ НАДЕЖД...»
Не прошло и двух недель, как мы в газете «БИЗНЕС Online» рассказывали о разногласиях, возникших между «Татспиртпромом» и его крупным поставщиком – казанской компанией «ЕвроКап». История получила неожиданное развитие. Напомним, что, как стало известно со слов представителей последней компании, они, потратив на одобренный Гиоргием Куприяновым проект более 8 млн. евро (это случилось осенью 2010 года), неожиданно столкнулись с нежеланием «Татспиртпрома» выполнять договоренности. Чтобы напомнить алкогольному гиганту о ранее достигнутых договоренностях, поставщику водочных пробок пришлось обратиться за помощью к бизнес-омбудсмену Тимуру Нагуманову. Но недопонимание между партнерами достигло такого уровня, что веса омбудсмена не хватило на это дело, и вмешаться в ситуацию пришлось лично президенту Татарстана Рустаму Минниханову, который, разобравшись, вроде как дал поручение руководству «Татспиртпрома» закупать продукцию на территории республики.
Казалось бы, в этой истории была поставлена точка, но, как выяснилось, решение президента РТ оказалось лишь запятой. На официальном сайте ОАО «Татспиртпром» под заголовком «Стратегическое партнерство» (надо отдать должное тонкой иронии подчиненных господина Куприянова) на минувшей неделе был опубликован пресс-релиз о сотрудничестве с деловыми партнерами. В частности, в нем говорится, что в компании «Татспиртпром» процесс создания или обновления продукта осуществлялся по принципу использования самых качественных, уникальных комплектующих, и, что немаловажно, предпочтение всегда отдается компаниям нашего региона.
ОАО «Татспиртпром» затратил на реализацию проекта более 8 млн. евро (фото: tatarstan.ru) |
Также в сообщении сказано: «Именно местные, стратегические партнеры позволяют поддерживать «Татспиртпрому» неизменно высокий уровень качества продукции. Лучшее продовольственное зерно для производства чистейшего пищевого спирта, этикетки, колпаки и упаковка, изготовленные по самым современным технологиям, – все это заслуга татарстанских компаний, таких так «Татагролизинг», «ВАМИН», «Рацин», «ТАФЛЕКС», «Элодея», «КПК-Принт», Набережночелнинский КБК. Успех работы «Татспиртпрома» с «ТАФЛЕКСом» символизируют и награды международных выставок и конкурсов, в том числе «ПРОДЭКСПО» – крупнейшего форума производителей пищевой продукции. «ТАФЛЕКС» неоднократно получал высокие награды в номинации «Этикетка», а компания «Татспиртпром» традиционно завоевывает золотые медали и гран-при. Награды – это не только показатель оценки конечного продукта, но и результат плодотворного сотрудничества с поставщиками, чего не скажешь о, казалось бы, поставщике по умолчанию – компании «ЕвроКап». Последняя не оправдала возложенных надежд по выпуску комплектующих требуемого качества и чуть было не сорвала планы ОАО «Татспиртпром» по выпуску алкогольной продукции популярных марок».
«МЫ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ СОГЛАСНЫ!»
Пресс-релиз удивителен тем, что в наших пенатах не принято устраивать такие громкие демарши, когда дело попало на контроль первых лиц.
Для тех, кто хоть немного в курсе конфликта, очевидно, что ТСП сообщил «городу и миру», что омбудсмен Нагуманов, соглашения трехлетней давности, инвестиции в миллионы евро партнеров, ну и в конце концов тот факт, что дело на контроле местного Кремля, – все это, как говорится, по боку! Компания «ЕвроКап», как говорится, «не оправдала возложенных надежд по выпуску комплектующих требуемого качества и чуть было не сорвала планы ОАО «Татспиртпром» по выпуску алкогольной продукции популярных марок».
Ни капли желания найти компромисс, хотя бы для политеса. На репутации «ЕвроКапа» камня на камне не оставлено, остальные, кто вмешивался в эту историю, как говорится, не в теме…
Очевидно, что конфликт вышел за рамки бизнеса и стал иметь некую политическую составляющую. О ней – немного ниже. А пока мы попросили прокомментировать ситуацию, так сказать, «виновника».
Представитель компании «ЕвроКап» Юлия Голенева, с которой связался наш корреспондент, поделилась, что после выхода публикации в газете «БИЗНЕС Online», а точнее 15 июля, руководство «Татспиртпрома» пригласило их принять участие в совещании по дальнейшему взаимодействию двух компаний.
– Хорошо, что это совещание состоялось, – сказала Голенева, – потому что до тех пор, пока не вмешался сам президент Рустам Минниханов, проблема потихоньку заходила в тупик. Но по итогам совещания мы сделали для себя два вывода. Первый: мы хоть и договорились, что результатом совещания станет подписание согласованного обеими сторонами текста протокола, на следующий день на официальном сайте ТСП появился пресс-релиз, содержание которого дает понять, что на «ЕвроКап» хотят повесить ярлык «поставщика, не оправдавшего надежды». Мы с этим категорически не согласны.
Голенева напомнила, что компания «ЕвроКап» закупала оборудование с учетом того, что выпускаемая продукция будет поставляться в «Татспиртпром». Поэтому любая просьба, с которой обращались специалисты и руководство ТСП, выполнялась без промедления. Захотели, чтобы на пробке «Граф Ледофф» было покрытие софт-тач (специальное лаковое покрытие, дающее эффект мягкости), тут же было заказано оборудование на сумму 1 млн. евро (без НДС, таможенных пошлин и доставки) и оплачен аванс в размере 500 тыс. евро. Однако затем «Татспиртпром» решил отказаться от пробки с таким покрытием, хотя ранее позиционировал ее как показатель качественности и определения высокого ценового сегмента для пробки. В итоге оборудование оказалось невостребованным. Затем «Татспиртпром» изъявил желание использовать колпак максимально возможной высоты для уменьшения визуального зазора между пробкой и венцом бутылки, и «ЕвроКап» заказал оборудование с учетом пожелания клиента. И это оборудование тоже не используется, потому что сразу после его приобретения «Татспиртпром» поменял форму бутылки, и высота пробки «ЕвроКап» стала «лишней».
– Даже тогда, когда из-за поставки фольги с просроченным сроком годности в процессе производства колпаков начал получаться брак – произошло ее отслоение от изделия, мы тут же известили об этом ТСП и сделали все, чтобы не подвести их. Мы ежедневно хоть и небольшими партиями поставляли пробку необходимого качества, которую буквально перебирали вручную. Так можно ли после этого считать нас «поставщиком, не оправдавшим надежды», я не знаю? – удивляется Голенева.
«МОЖНО ЛИ СОЗДАВАТЬ С ГОСУДАРСТВОМ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ, ИСПОЛЬЗУЯ ТОЛЬКО СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ?»
– Второй вывод нас и порадовал, и огорчил, – продолжила Голенева. – Порадовал потому, что, проводя широкомасштабный рестайлинг всей производимой продукции, ТСП удалось создать очень хорошие продукты. Так обновленная «Старая Казань» стала чисто европейским продуктом, от старого образца ничего не осталось. А рестайлинг и новая форма бутылки «Граф Ледофф», которую ТСП собирается запустить в продажу уже в ноябре 2013 года, будет еще более выигрышной по сравнению с имеющейся. И это нас радует, потому что, конечно же, отразится на интересе конечного потребителя к продукции ТСП, и мы надеемся, что это станет следствием роста продаж.
Огорчило же представителей компании «ЕвроКап» то, что проводимый рестайлинг принципиально меняет саму бутылку, ее форму и, самое главное, размер ее горла, что полностью исключает возможность поставки их пробок «Татспиртпрому», поскольку «ЕвроКап» просто не производит изделия таких форм и размеров. Одним словом, все складывается так, что как не было возможности у компании «ЕвроКап» поставлять пробку в промышленных объемах в «Татспиртпром», так и не будет. А это означает лишь одно – единственным поставщиком пробок такого типа была и остается компания «Алкопак», базирующаяся в Беларуси.
– Предложение «Татспиртпрома» поставлять пробку в объеме от 10 до 20 тысяч штук в месяц против 1,5 - 2 миллионов в месяц пробок «Алкопака» на другие торговые марки, где используется старый размер горла, еще больше усугубляет ситуацию, так как специфика производства такова, что переход на другой цвет требует больших материальных затрат. Так, со слов руководства «Татспиртпрома», они планируют провести рестайлинг абсолютно всей выпускаемой продукции. И если он будет сделан без учета интересов татарстанской компании, которая, заключив договор, напомню, с государственным предприятием, приобрела дорогостоящее оборудование, то мы просто останемся не у дел со своими проблемами наедине. Для нас и для всех других предпринимателей это станет хорошим уроком в плане того, можно ли в следующий раз верить государству и входить с ним в совместный проект, используя только собственные деньги, – сказала Голенева.
Правда, в компании «ЕвроКап» не унывают. Здесь говорят, что их компания по многим параметрам превосходит крупных и именитых конкурентов на этом рынке благодаря наличию собственной дизайн-студии и конструкторского бюро, которое разработало и запатентовало пробку с абсолютно новыми потребительскими качествами.
– Мы много знаем про рекламу и продажи, у нас неплохие отношения со многими стекольными заводами, что позволяет нам сделать бутылку под нас и предложить производителю водочной продукции пакетное предложение: новую бутылку, инновационную пробку, новую этикетку, новый образ. Так что мы планируем и в дальнейшем предлагать как «Татспиртпрому», так и другим производителям алкогольной продукции новые инновационные образцы бутылок с пробкой, которая на данный момент производится в компании «ЕвроКап». Мы и для «Граф Ледофф» намерены произвести новую инновационную бутылку, соответствующую современным модным тенденциям – такую, в какой хотел бы видеть свою продукцию ТСП. Естественно, на этой бутылке будет использоваться наша пробка. Надеемся, что эти предложения заинтересуют руководство ТСП, – поделилась Голенева.
«ЕСТЬ ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА, СРОК ИСПОЛНЕНИЯ НА ДНЯХ ИСТЕКАЕТ»
Газета «БИЗНЕС Online» предложила руководству «Татспиртпрома» высказать свою позицию, исходя из вновь открывшихся обстоятельств, однако генеральный директор Куприянов никаких комментариев давать не стал, посчитав, видимо, что в пресс-релизе все сказано.
Отказался от каких-либо комментариев и генеральный директор компании «Алкопак» (Беларусь) Николай Бирюков, до которого мы дозвонились. Редакция тем не менее всегда готова опубликовать их точку зрения на коллизию, если они того пожелают.
Некоторое удивление, если не сказать жестче, во всей этой истории вызывает тот факт, что ТСП, будучи государственной компанией, председателем совета директоров которой является премьер-министр РТ Ильдар Халиков, так странно отнесся к выполнению распоряжения Минниханова. Газета «БИЗНЕС Online» попросила оценить ситуацию уполномоченного по защите прав предпринимателей в РТ Нагуманова.
– Действительно, по пресс-релизу «Татспиртпрома» следует вывод, что все партнеры и поставщики у них хороши, один «ЕвроКап» плохо работает. Насколько мне известно, встреча сторон закончилась ничем, вопросы остались без ответов. Я так понимаю, что со стороны руководства «Татспиртпрома» как не было, так и нет желания вести конструктивный диалог. Но есть поручение президента РТ, есть срок ответа, который на днях истекает. В курсе проблемы и премьер-министр. Однако руководство «Татспиртпрома» еще не сформулировало свой ответ на поручение президента. Исходя из пресс-релиза «Татспиртпрома», можно сделать косвенный вывод, что они все-таки не собираются сотрудничать с компанией «ЕвроКап», то есть выполнять поручение президента. Но чтобы делать окончательные выводы, нужно все же дождаться официального ответа. Либо их доводы по нежеланию сотрудничать будут учтены президентом, если они докажут, что сотрудничество с «ЕвроКап» им невыгодно по объективным обстоятельствам. Или же получится, что они просто не хотят исполнять поручение, и тогда возникают другие вопросы, – сказал Нагуманов.
ТЕНЬ ВОДОЧНОГО КОРОЛЯ
Во всей этой истории можно было бы поставить точку, хотя бы на время. В крупных компаниях, тем более госкомпаниях, они случаются сплошь и рядом. Борьба за право быть поставщиком Двора Его Величества ведется всеми правдами и неправдами, видимо, слишком высока цена приза…
Но те, кто следит за перипетиями вокруг «Татспиртпрома» и отвык от скандалов за последние несколько лет на нем (после ухода в отставку несменяемого Рашита Шайхутдинова), согласятся, что в «пробочном деле» впервые проявилась властная, скажем так, самостоятельность шефа ТСП Куприянова.
Он с момента назначения всегда держался в тени, практически никогда не выступал с какими-либо публичными заявлениями и в целом производил впечатление топ-менеждера, четко играющего по правилам системы, его назначившей. И на этом фоне его нынешний демарш (а как еще назовешь желание доказать свое вопреки и позиции омбудсмена, и сигналам из Кремля работать с местными поставщиками) вызывает понятный вопрос: насколько самостоятельный теперь игрок Куприянов?
Алкогольный рынок и сам «Татспиртпром» – это настолько закрытая сфера, что публично рассуждать мало кто хочет. Чтобы найти на него ответ, газета «БИЗНЕС Online» вспомнила, как развивалась карьера Куприянова.
Он родился 28 марта 1956 года в деревне Верхние Юшады Мензелинского района. Интересно, что высшее образование он получил лишь в 2007 году, закончив, уже будучи главой Мензелинского района РТ, Институт экономики, управления и права по специальности «юрист». Трудовую деятельность начал в 1977 году после службы в армии прорабом в «Камгэсэнергострое». С 1979 по 1992 годы работал в мензелинском ПМК «Татсельхозмонтаж», где прошел путь от мастера до начальника участка.
В 1992 году Куприянов становится директором Мензелинского ликероводочного завода. Видимо, в это время произошло его сближение с ныне покойным, а на тот момент всесильным водочным королем, генеральным директором спиртзавода «Петровский» Салимханом Ахметхановым (депутат Верховного Совета РФ (1991 - 1993 годы), депутат Госсовета РТ (1995 - 2000 годы), в декабре 1999 года был избран депутатом Госдумы РФ по избирательному округу №24 (Набережные Челны). В 90-х годах водочный бизнес был, мягко говоря, опасным для жизни – им могли заниматься только такие противоречивые личности, как Ахметханов, вхожий в самые высокие кабинеты и не чуравшийся знакомств и с авторитетными личностями. По-видимому, благодаря совместной работе с Ахметхановым Куприянов оброс полезными связями в республиканской деловой и властной элите.
С 1995 по 2002 годы Куприянов работал начальником Мензелинской ПМК «Татсельхозмонтаж», а в 2002 году был назначен первым заместителем главы администрации Мензелинского района РТ. С 2006 года и до назначения в 2010 году генеральным директором ОАО «Татспиртпром» занимал кресло главы Мензелинского района. Из этого периоды карьеры Куприянова можно выделить два интересных момента. Первый – со знаком минус, второй – со знаком плюс.
«БИЗНЕС ПО-МЕНЗЕЛИНСКИ»
В 2007 году издание на татарском языке «Безнен гэжит» («Наша газета») опубликовало статью «Минзэлечэ бизнес» («Бизнес по-мензелински»), рассказывающую о конфликте местного предпринимателя, гендиректора компаний «Тан» и «Агроремонтсервис» Наиля Хабирова и Куприянова. Последний, приехав на территорию «Агроремонтсервиса», пытался увезти трубы предприятия на строительство кемпинга «Пугачевский вал», расположенного на федеральной трассе Москва – Уфа. Хабиров не дал увезти трубы, и тогда между ним и Куприяновым состоялся разговор на повышенных тонах, в ходе которого, как пишет «Безнен гэжит», глава даже угрожал бизнесмену физической расправой. Правда, впоследствие на жизнь и здоровье последнего никто не покушался, Хабиров и сегодня ведет бизнес в Мензелинске, но тогда он попал в немилость Куприянова, и все у предпринимателя пошло наперекосяк.
Так, в 2003 году Хабиров, в соответствии с принятыми тогда в районе негласными правилами, вынужден был взять в банке кредит на сумму 300 тыс. рублей и передать эти деньги в долг по договору займа СПК «50 лет Татарии» для проведения хозяйством уборочной страды (на закупку ГСМ). Все это было сделано по просьбе тогдашнего руководства района – такие же кредиты взяли и другие предприниматели. Хозяйство обещало расплатиться с кредиторами после окончания уборки зерном и мясом. Так бы оно и случилось, но когда к власти в районе пришел Куприянов, якобы поступило негласное указание не расплачиваться с Хабировым.
Конфликт между предпринимателем и Куприянов разросся так сильно, что Хабиров вынужден был обратиться к президенту России. Вот выдержка из его письма: «По просьбе администрации Мензелинского района ООО «Агроремонтсервис» произвело строительные работы на 8 миллионов рублей в совхозе «50 лет Татарии» (деревня Коноваловка). Хозяйство не смогло своевременно с нами рассчитаться, так как в это время началась ликвидация колхозов и совхозов. Совхоз переименовали в СПК. В связи с тем, что СПК также не смог рассчитаться с нашей организацией, договорились передать часть основных средств за счет долга. Но основные средства на сумму 8 миллионов были переданы только на бумаге – сейчас их просто растаскивают, несмотря на то что право собственности на данные основные средства закреплено за ООО «Агроремонтсервис» решением райсуда и определением Верховного суда РТ от 24.09.2007 г. Из-за бездействия судебных приставов мы не получили 7 855 275 рублей. Нечем платить зарплату рабочим, у которых семьи. Между тем ликвидационная комиссия СПК «50 лет Татарии» отчиталась перед судебными приставами в том, что якобы основные средства переданы в ООО «Агроремонтсервис», что является фикцией».
КУПРИЯНОВ ПРОВЕЛ СВОЮ «УНИВЕРСИАДУ» ЕЩЕ В 2010 ГОДУ
А вот в 2010 году в Мензелинске происходили примерно такие же события, что и в Казани перед Универсиадой, конечно же, с поправкой на масштаб. Дело в том, что три года назад там прошел чемпионат мира по парашютному спорту, в ходе подготовки к которому город преобразился до неузнаваемости. Точкой роста города Куприянов выбрал мензелинский аэроклуб, который является одним из самых крупных в Европе.
В 2008 году администрация Мензелинского района по согласованию с президентом РТ подала заявку на проведение чемпионата мира. В 2009 году был проведен чемпионат России, на котором присутствовали представители международной федерации авиационных видов спорта, и на пленарном заседании в Швеции делегаты из 38 стран проголосовали за проведение чемпионата мира 2010 года в Мензелинске. К слову, победа была одержана в споре с американским штатом Аризона, который отстал всего на несколько голосов. На чемпионат мира приехали 445 спортсменов из 23 стран.
На подготовку к международным соревнованиям правительство Татарстана выделило около 200 млн. рублей, которые были израсходованы на масштабные (по местным меркам) работы по благоустройству города. Отремонтировали городские школы, общежития, детсады, обновили фасады зданий в центре города, капитально отремонтировали дороги. На одной из центральных улиц Мензелинска возвели местный Арбат. На ней выложили брусчатку, установили скамейки, разбили цветники, появились фонтан, теневой навес и даже маленький ручеек. Центральный стадион города для проведения церемоний открытия и закрытия чемпионата тоже привели в порядок, кроме того, здесь установили 2 тыс. пластиковых сидений. Чтобы разместить судей, на территории аэроклуба построили 24 бунгало, а неподалеку – еще и гостиницу на 200 мест.
В общем, как видим, в лице Куприянова ТСП получил бывалого игрока, который прошел огонь, воду и даже медные трубы (если брать мензелинский масштаб).
РОЗЛИВ РАСКРУЧЕННЫХ БРЕНДОВ ПОЗВОЛИЛ «ТАТСПИРТПРОМУ» СОВЕРШИТЬ СУЩЕСТВЕННЫЙ РЫВОК
Стоит справедливо отметить, что с приходом новой команды во главе с Куприяновым (еще раз заметим, что председателем совета директоров ТСП является Халиков, то есть лобби у госкомпании то еще) дела у «Татспиртпрома» пошли в гору.
За прошлый год «Татспиртпром» перечислил в бюджеты всех уровней 9 128 млн. рублей налогов и сборов, в том числе 79% составил акциз – 7 255 млн. рублей. Темп роста перечислений в бюджеты всех уровней по отношению к аналогичным показателям 2011 года составил 134%. В консолидированный бюджет РТ за 2012 год поступило 3 211 млн. рублей, из них акциз – 2 914 млн. рублей. Чистая прибыль за 2012 год составила 464 млн. рублей по сравнению с 54 млн. рублей за 2011 год.
Согласно опубликованной бухотчетности, крупнейший производитель алкогольной продукции Татарстана в прошлом году увеличил выручку на 36,4% – с 3,68 млрд. рублей в 2011 году до 5,01 млрд. рублей в 2012 году. И хотя производство спирта в натуральном выражении на предприятии выросло всего на 4% – до 2,254 млн. дал, алкогольной продукции, 91% которой приходится на водку, завод в прошлом году выпустил в полтора раза больше, чем годом ранее. Если в 2011 году ТСП произвел 4,687 млн. дал алкогольной продукции, то в 2012 году – уже 7,071 млн. дал.
К такому в целом весьма неплохому результату привела ставка ТСП на сотрудничество со сторонними игроками, точнее говоря, схемы по розливу раскрученных брендов позволили ТСП совершить существенный рывок. Достаточно сказать, что в 2012 году на так называемую «контрактную» водку приходилось около 40% выпуска. Это, в частности, «Беленькая», контракт на производство которой с ТСП заключила компания «Синергия».
Кроме того, в 2012 году Крымская водочная компания (Украина) и ТСП начали на базе казанского ЛВЗ (КЛВЗ) производство продукции марок Medoff, «На березовых бруньках», «Мърная» – вся продукция этих брендов реализуется за пределами Татарстана.
Одним словом, успехи команды Куприянова налицо, их было бы нелепо не замечать. А раз есть успехи, есть поддержка, то, сидя в кресле гендиректора одной из ключевых компаний РТ, невозможно не начать рано или поздно собственную игру. Яркий пример этого – предшественник Куприянова Шайхутдинов, который, по сути, в последние годы внимал лишь словам из правительства РТ.
Правда, и закончил карьеру громкой отставкой, не сумев вовремя оценить смену обстановки в республике.
Чем закончится «пробковое дело» – пока большой вопрос. Но что-то подсказывает, что после демарша ТСП с пресс-релизом на минувшей неделе очевидно одно: рубикон пройден. Либо в лице Куприянова бизнес-сообщество получит мощного игрока, сопоставимого по силе где-то с Шайхутдиновым, либо произошел какой-то сбой и… ТСП ждут трансформации, в том числе кадровые.
«ЭТО ВОПИЮЩЕЕ БЕЗОБРАЗИЕ!»
Что же касается бизнес-составляющей конфликта, то эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают, что вновь созданным компаниям, чтобы попасть на алкогольный рынок, теоретически нужно, участвуя в тендерах, предлагать более выгодные условия сотрудничества, но проведением конкурсов, по условиям которых может выиграть одна-единственная компания, грешат не только игроки алкогольного рынка, а все подряд.
Вадим Дробиз – директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя («ЦИФРРА»):
– В последнее время на российском алкогольном рынке новые игроки появляются очень редко. Фактически происходит наоборот: с 2008 года на рынке практически шло только сокращение производителей. По сравнению с началом 2010 года на сегодня у нас в два раза стало меньше производителей, дистрибьюторов, импортеров. Поэтому появление новых производителей на алкогольном рынке России – это редчайший случай. Что касается поставщиков, то буквально на днях читал информацию, что в Белгороде обанкротился суперновый стекольный завод, производивший бутылки для розлива водки. Его построили год назад с расчетом на рост рынка, но дело в том, что легальный рынок крепкого алкоголя и пива загибается. По данным Росстата, легальное производство водки в России падает: в январе-июне отставание по объемам выпуска достигло 28,3 процента от уровня 2012 года. Производство пива сократилось на 7,3 процента.
Анна Галимова – председатель алкогольной ассоциации РТ:
– Для того, чтобы объективно оценить ситуацию, необходимо изучить документы и выяснить, на каких условиях «Татспиртпром» работает с «Алкопаком» и что предлагает «ЕвроКап». Чтобы вновь созданной компании попасть на алкогольный рынок, завоевать себе место под солнцем, теоретически нужно, участвуя в тендерах, предлагать более выгодные условия сотрудничества. Ведь любому производителю хочется экономить на комплектующих и за счет этого увеличить прибыль. Если качество комплектующих – бутылки, пробки, этикетки – одинаковое, а производитель закупает все равно более дорогие, то вывод напрашивается сам собой. Но если руководство «Татспиртпрома», даже несмотря на поручение президента, говорит о том, что их не устраивают комплектующие компании «ЕвроКап», то наверняка они технологически просто не подходят. Я не думаю, что руководство «Татспиртпрома» пошло бы на открытую конфронтацию с руководством Татарстана.
Что касается тендеров, то известно, что проведением конкурсов, по условиям которых может выиграть одна-единственная компания, грешат не только игроки алкогольного рынка, а все подряд. Если в тендере все время участвует и выигрывает только одна компания, то это безусловная причина для вмешательства государства. Я считаю, что это вопиющее безобразие! Я вообще стою на той позиции, что для крупного холдинга с 100-процентным участием государства недопустимы прямые контракты. Поэтому мне было бы интересно узнать, сколько было участников конкурса, после которого был заключен контракт с компанией «Алкопак». Если их было много и компания из Беларуси действительно предложила лучшие условия, то Бога ради. Но если он был один, и есть один, и, видимо, будет один в дальнейшем, то тогда возникает куча вопросов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.