ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ – ЭТО, ТАК СКАЗАТЬ, НАПИТЬСЯ
Я человек уже в возрасте. Но очень люблю танцевать и считаю, что музыка – самый эмоционально сильный по воздействию на человека вид искусства. Поэтому не чужд того, чтобы в свободный вечер, особенно перед праздниками или когда гости приехали, сходить вечерком куда-нибудь потанцевать. В ночной клуб, в ресторан, в хорошее кафе… Но в последние лет пять я начал замечать, что в Казани почти не стало мест, куда можно сходить и просто весело, уж не говоря интересно, провести время. Под весело я понимаю нормальную музыку, с мелодией, с ритмом, желательно даже, чтобы и текст был со смыслом, если на русском языке. Да и на английском, знаете ли, мы немножко можем понять… Но настоящих танцевальных клубов в столице Татарстана нет…
Ко мне недавно приехали по делам астраханцы – что вечером делать командировочному человеку? Только куда-нибудь сходить. Но сходить некуда! Я имею в виду взрослых людей за 30 - 40 лет, которые все-таки предпочитают мелодичную музыку, достаточно проверенные хиты и шедевры эстрадной музыки. Оказалось, что такую музыку нигде не крутят… Не услышишь даже какие-то новые интересные группы. А вроде бы они есть – на «Эхе Москвы» иногда бывают неплохие песни, и со смыслом, и мелодичные, и красивые.
Я раз в месяц хожу по ночным клубам, и могу сделать примерный анализ ночного развлекательного шоу-бизнеса в Казани. Первая категория – это, так сказать, напиться. То есть люди или снимают стресс, или без горячительного вообще не могут. Это «Ферзь», «Топ-бар», бар «Гадкий койот», куча маленьких баров, где удобные диваны, столики за занавесками… И где люди в красивой обстановке – ну, не алкоголики же! – тупо снимают стресс, напиваются.
Но вот я, человек малопьющий, раз в месяц бутылку красного вина разопьем в компании, с женой для здоровья, и все. Для активных людей, которые спортом занимаются, танцевать любят, и вдруг сидеть и тупо пить под «ты меня уважаешь» или «какие все сволочи» - абсолютно неинтересно. Раньше на кухне пили, сейчас в баре, где за столик надо заплатить 10 тысяч. Вы представляете?! Там вроде половина суммы – депозит, на 5 тысяч набираешь всяких напитков… по цене, конечно, раз в пять дороже, чем в магазине. И типа культурно проводишь отдых.
То есть первая категория – заведения для напиваловки. Там звучит музыка, как правило, громкая, и люди пьют.
КИЧАТСЯ ТЕМ, ЧТО МОГУТ ПОТРАТИТЬ ЗА ОДИН ВЕЧЕР 10 - 20 ТЫС. РУБЛЕЙ
Вторая категория – это пафосные, напыщенные клубы, часто созданные при участии московского капитала. Здесь звучит молодежная музыка. Я ее называю мазохистской, потому что это музыка, которая истязает человека. Ладно, - айн, цвай, трай, полицай, дум, дум, дум… Это еще можно перенести. Но когда эту психоделику включат – душу выворачивает.
Понимаю, что у подростков есть период, когда чем больше страданий, тем им кажется лучше. Но мы-то люди нормальные! Достаточно хорошо живем, хотим красоты, веселья, интересности… Знакомства с новыми хорошими музыкальные вещами, песнями.
Сейчас есть такая проблема – некому проанализировать, отобрать и порекомендовать – какие хорошие книги почитать, какие хорошие песни послушать. А вот клубы могли бы выполнят эту экспертную функцию в области эстрадной развлекательной музыки. Но...
Клубы с «молодежной» музыкой сегодня – это «Легенда», где ты должен заплатить за вход тысячу рублей. «Тратория», «Ферзь», где забронировать столик или ложу стоит 10 - 20 тысяч рублей, где золотая молодежь и люди, которые, как сказал один мой товарищ, деньги не зарабатывающие, но от недостатка ума кичащиеся тем, что могут потратить за один вечер 30 - 50 тысяч рублей, сняв столик и угостив девочек. Есть неплохие заведения, скажем, «Эрмитаж», но которые специализируются на молодежной, ничего не дающей ни уму, ни сердцу, музыке. Все-таки песня - это гармоничное соединение берущего за душу текста и хорошей музыки.
ИЗВИНИТЕ, ТАНЦЕВАТЬ ПОД «ДВА КУСОЧКА КОЛБАСКИ»…
Третья категория – это рестораны, которые приглашают проверенных, недорогих звезд эстрады, иногда уже отцветших, но соглашающихся петь в ресторанах. Они неплохо поют, я вот с удовольствием сходил на Юрия Лозу в «Максимилианс». Но там главный упор не на потанцевать, а на то, чтобы получить с клиента побольше денег, чтобы он побольше поел. Ну не ем я, извините меня, в 11 - 12 часов ночи! А у них там 15 минут – выступление артиста, полчаса – перерыв, чтобы народ покушал. Да, кто-то выходит, танцует, ничего не скажу. Но это все-таки немножко отсталое, прошлое десятилетие… Эта категория заведений приближается к народным потребностям, почему и пользуется популярностью, но тоже не чисто танцевальная, а с упором на то, чтобы сделать деньги.
И четвертая категория – это так называемые дискотеки 80-х, это «Корстон», OutHall в "Сафар-отеле" и другие. Но я заметил, что они за последние годы резко сдали в качестве. Там крутят иногда действительно неплохие вещи, но примерно половина песен – уж явно не хиты и не шедевры танцевальной музыки. Извините, танцевать под «два кусочка колбаски», или «Ксюша, Ксюша, Ксюша, юбочка из плюша», или под «Твоя вишневая девятка меня совсем с ума свела» для человека с высшим образованием… Да, ритмично, но, как говорится, слишком уж пошло… 90-е годы – немножко «гопнический» репертуар. Правда, вот в Доме Аксенова, где «Перекресток джаза», неплохая музыка появилась…
В последнее время в погоне за прибылью – ну, жадность обыкновенная – действуют по принципу: главное, плати за входной билет, а дальше делай что хочешь. И даже нет элементарного фейс-контроля. Ну, не нужно пускать на танцпол человека в тренировочном костюме или пьяного… Иначе нормальные люди просто уйдут – им неприятно танцевать с не совсем опрятными… Будь добр, пусть не брюки, но хотя бы джинсы надень, а не в пляжных трусах по колено и в шлепках приходи на танцпол.
Начинаются дискотеки поздно, ближе к полуночи, может быть, потому, что туда уже приезжают люди выпившие – оторваться, найти кого-то и вместе уехать, сексом заняться. Кстати, в Казани на дискотеках 80-х и в ресторанах идет, как говорится, «съем обыкновенный»: находят друг друга богатые папики и глупые девочки, которые думают, что главное в жизни счастье – выйти за богатого…
СЮДА И МИХАИЛ ПРОХОРОВ ХОДИТ ТАНЦЕВАТЬ
Вот что есть на казанском рынке. Когда я бываю в Москве, порой командировочному вечером, действительно, делать нечего, хожу на дискотеки 80-х. Прежде всего, хочу сказать, что они начинаются не как у нас в 11 - 12 ночи, когда спать уже пора, мы, извините, рабочие люди, а нормально, в 9 часов вечера. До 12-ти, до полпервого оттанцевали три часа – у них там все к метро привязано, которое в час закрывается, – и расходятся. Но там действительно непрерывно идут хиты и шедевры танцевальной музыки. Невозможно остановиться! Могу оценить - я неплохо танцую. И все идет с хорошим сопровождением ведущего – а вот шедевр такого-то певца, или вот под что танцевали наши мамы… Правда, маловато медленных танцев. Все-таки дискотеки и клубы выполняют еще и социальную роль – знакомство мужчин и женщин, не надо об этом забывать, это нормально…
Кстати, на таких дискотеках есть помост. И те, кто классно танцует, запрыгивают туда прямо из толпы, зажигают публику…
Вообще на московском рынке большое разнообразие танцевальных клубов. Есть молодежные напыщенные, куда Михаил Прохоров ходит, – имеет право! Есть те самые дискотеки 80-х, где ты танцуешь, не останавливаясь, три-четыре часа, и потом спишь, как убитый.
А У НАС ВАЛЬС НИГДЕ ВООБЩЕ НЕЛЬЗЯ ПОТАНЦЕВАТЬ
Что мы видим за рубежом? Я был в Испании, в Италии, в Германии, в Англии, в Америке… Там каждый вечер, особенно летом, все рестораны забиты публикой. То есть народ не сидит дома по вечерам. И у меня сложилось впечатление, что все могут танцевать национальные танцы. Я видел, как седовласые американцы вместе со своими дамами отплясывают рок-н-ролл… В Испании вообще встают, когда начинают петь «Вива, Испания», и хором поют свои национальные песни. А у нас кроме первых двух строчек «Ой, мороз-мороз» кто что знает и поет? То есть у нас теряется традиционная культура. Она еще немного сохранилась в деревне – и татарской, и русской, там могут и спеть народные песни, и станцевать народные танцы, знаю это по своей родне…
В Париже вечером в выходной день весь берег Сены превращается в цепочку танцевальных площадок. Разная музыка, люди разного возраста – танцуют все! И все - танго, вальс, быстрые танцы… А у нас вальс нигде вообще нельзя потанцевать, разве что на рождественском вечере в оперном театре.
Я около месяца жил в Кельне, там каждый день то парад трубочистов, то парад швей, то еще чего-то… Люди набиваются в кафе и рестораны, весело хохочут, поют, танцуют, в том числе народное…
В 10 РАЗ РОСТ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ – КУДА ЭТО ГОДИТСЯ?
И цены там не такие сумасшедшие, как у нас. Ведь 20 тысяч за вечер – это бешеные деньги, честно говоря. За пять лет цены в наших казанских ресторанах безумно подскочили. Раньше можно было за 500 рублей поужинать вдвоем, за тысячу рублей – уже с бокалом вина. А сейчас надо тысяч пять точно, а вообще 10, если взять бутылку хорошего вина на двоих. В 10 раз рост за пять лет – куда это годится? 300 долларов – это уже и для Запада ого-го!
Вот в Германии, по моим наблюдениям, не такие высокие цены, и нет такого разброса цен, как у нас. Куда ни зайди поужинать, у меня всегда выходило не больше 50 марок, это 30 долларов. В Америке тоже, куда ни зайди пообедать, – не больше 10 долларов. Как будто государственный ценник! Потому что конкуренция настолько жесткая, что если у тебя выйдет за 50 марок, к тебе больше никто не пойдет… Конечно, я имею в виду среднего уровня кафе, может, где-нибудь в «Максиме», в элитных ресторанах - дороже. Я человек небогатый, много себе позволить не могу...
ЛЮДЕЙ ПОСМОТРЕТЬ, СЕБЯ ПОКАЗАТЬ
Итак, на Западе есть желание у публики спеть хором и потанцевать всем вместе, в том числе народные танцы. И рестораны предоставляют эту возможность – в любом ресторане есть небольшой танцпол, ставят музыку или оркестрик играет, так что можно выйти и потанцевать. Чего нам в Казани очень не хватает. Почему такой популярностью пользуются вечера и всевозможные церемонии типа «Человек года» в Торгово-промышленной палате, в «Корстоне»?.. Потому что там можно пообщаться, встретиться со знакомыми, потанцевать.
На кухнях сейчас мало кто собирается, на дачах тоже не очень пообщаешься. А хочется же встретиться со знакомыми, людей посмотреть, себя показать, узнать, кто как выглядит и кто чем дышит, посплетничать, в конце концов… Это я замечаю, например, в ТПП, где часто бываю, на новогодних вечерах, на всевозможных презентациях… Вот Виталий Сидоренков, пока в Москву не уехал, здорово танцевал в ТПП, мы с ним там зажигали…
Человек – существо сложное, женщина хочет видеть, что ей восхищаются, мужчина – что его уважают, любому важно знать, что он нужен, он интересен… И есть потребность у человека потанцевать, подвигаться. От многих слышал – пойти некуда, дома включаю музыку и танцую. И я так делаю у себя в Васильево, когда семьи дома нет, не мешаешь ей…
ПОД УСЛОВНЫМ НАЗВАНИЕМ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДИСКОТЕКА»
Констатирую еще раз проблему: в Казани не хватает клуба для среднего класса и среднего возраста с классической танцевальной музыкой. Такой бизнес-проект у меня родился еще лет пять назад, под условным названием «интеллектуальная дискотека». Такая, где будет не только весело, но и интересно, ведь сейчас во многих наших казанских заведениях даже и не весело! Дискотека, где будут крутиться шедевры и хиты эстрадной и танцевальной музыки, начиная от «Джамайки» Муслима Магомаева, «Эти глаза напротив» Валерия Ободзинского, Бони М, Глории Гейнор… И заканчивая, что желательно, новыми песнями, которые создаются сегодня. У нас талантливый народ, надо просто отыскать такие новые песни… Возможен и живой голос талантливых местных исполнителей. Думаю, что даже Дина Гарипова согласилась бы спеть на "интеллектуальной дискотеке"... В России в начале XX века многие - впоследствии известные - певцы начинали выступать с ресторанов. Это нормально, если сегодня тебя одобряет живая публика, значит, можно выступать и в больших залах, можно диски записывать…
Думаю, если это будет весело и интересно, не жалко и 500 рублей, и даже тысячу рублей за вход заплатить. Может быть, стоит сделать достаточно высокую цену на входной билет, для женщин поменьше, для мужчин побольше, – чтобы, кроме фейс-контроля, можно было такими ценами отсекать не совсем интеллектуальную публику.
В таком клубе можно будет начинать прямо с 7-8 вечера, скажем, с вальсов, это для тех, кто постарше. С 9 - 10 подобрать репертуар для среднего возраста. Ну а после двух ночи можно ставить и более молодежную музыку…
Еще раз скажу – на "интеллектуальной дискотеке" должно быть интересно! Может, пусть ведущий даже рассказывает политические анекдоты, это только оживит вечер. Но надо хорошо готовиться… Можно поставить и какой-нибудь хит интернета, скажем, песню Газманова про то, как пилят кремлевскую стену, – эта песня имела большой социально-политический резонанс. Короче, тут нужен элемент творчества, а за это мы готовы платить.
Я знаю ребят, которые пытаются создать такую дискотеку. Сейчас они нашли «Форсаж» на улице Даурской. Посмотрим, что получится…
Марсель Шамсутдинов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.