ВОДА – НАША РОДИНА
Как и большинство из вас, я тоже сухопутный человек. В турфирме не работал, родню в речном флоте не имею, официальных бумаг о речных делах не держал. Но в эти дни августа 2013 года, когда ежедневно смотришь репортажи с судебного процесса в связи гибелью 122 пассажиров дизель-электрохода «Булгария», невозможно писать и думать о чем-либо другом, кроме как о речных путешествиях. Тем более, когда почти каждый казанец и гость столицы Татарстана мечтает сплавать куда-нибудь по Волге, совершить хотя бы прогулки по реке. Мысли обычного «обывателя» могут оказаться важными и ценными для потенциальных туристов и пассажиров, а так же всех заинтересованных кругов. Особенно в нынешней ситуации, которую можно назвать критической и судьбоносной.
Какой, в конце концов, будет «третья столица» России и как будет развиваться речной туризм в ведущей республике РФ, по которой течет великая река? Неужели широкая и богатая Волга, всегда считавшаяся сильной транспортной артерией, здравницей и кормилицей, может приносить людям только беды и уносить человеческие жизни? И как нам научиться жить рядом с ней, как жили предки в течение многих веков? Ведь не случайно народы всегда селились вдоль больших и малых рек…
Думая о притяжении воды, невольно вспоминаешь происхождение человека из воды. В соответствии с теорией эволюции человека, созданной волею Аллаха английским ученым Чарльзом Дарвиным, все живые существа вышли из воды. Потом, спустя тысячелетия, наши водоплавающие предшественники оказались на суше, где пришлось обрастать ножками, ручками и крыльями, а уже потом им довелось спуститься на землю, научиться вертикально ходить.
В соответствии со своей генетической памятью человек всегда тянется к воде, к небу и огню. Кстати, и сейчас он первые недели и месяцы своего существования проводит в материнской утробной «воде». Не удивительно, плавая в воде, ощущаешь свою невесомость и свободу движения, испытываешь блаженство, напоминающее чувство полета и те времена, когда мы были птицами…
СТРАСТЬ К ВОДНЫМ ПУТЕШЕСТВИЯМ КАК МОТОР «РЕЧНОГО» БИЗНЕСА
Да, вода всегда манит человека к себе, поглощает и излучает энергию. А как же иначе объяснить тягу к рекам, озерам, бассейнам, водным путешествиям, недешевым и затяжным походам на борту многоэтажных лайнеров, предпочитая их самолетам, доставляющим вас до пункта назначения в считанные часы? Самыми роскошными и экзотичными считаются конференция, форум или фестиваль, проходящие на борту судна, как и юбилейное и свадебное путешествие. Как хорошо проводить день или хотя бы час, не спеша, наслаждаясь жизнью, разглядывая пейзаж за бортом, слушая шум волн, успокаивающий, как и треск пламени на костре, расслабляющий, как и покачивание корабля.
Неудивительно, что в советские годы, когда практически не было иностранного туризма, главным видом отдыха для большинства были круизы. Трудящиеся по профсоюзным путевкам плавали так же часто, как лечились в санаториях и ведомственных курортах. И сейчас, несмотря на повышение цен и нехватку денег, нередко случающиеся морские и речные катастрофы, любители круизов не бросают свое увлечение.
После трагедии 2011 года речники Татарстана испытали обвал пассажирских перевозок. Но все равно они в прошлом перевозили по 500 тысяч пассажиров, что лишь на 300 тысяч меньше, чем в предшествующие годы. А в Москве, Петербурге и других известных речных портах сотни судов с миллионами пассажиров отправляются в круизы. Ни износ судов, ни тревожные вести о кораблекрушениях и пиратах, ни удорожание сервиса не останавливает людей. Их притягивает вода даже сильнее, чем красота прибрежных городов, перед ней отступает ощущение естественного страха.
ВСЕ РАВНО ПЛЫВЕМ!
И в Казани, как и везде в мире пассажирский флот (да и грузовой тоже!) весьма востребован, круизы привлекательны, как и бизнес туроператоров и турагентств. В этом можно убедиться, открыв, например, сайт компании «Инфофлот», а в Казани – «Волжские путешествия», и отправиться вдаль, запросив путевку на любой маршрут по России или по мировым океанам, рекам, озерам зарубежных стран. Каюта на любой запрос, маршруты за разные цены, теплоходы на всякие вкусы – двухпалубные, четырехпалубные. И заплатив за путевку в разы больше, чем стоит билет на поезд или самолет. В чем же тогда дело?
Когда есть спрос и предложение, корабли и матросы, туроператоры и путешественники, круизный бизнес и пассажирские перевозки должны процветать. Но почему же тогда теплоход «Кабаргин» два раза за уходящее лето прервал плавание, высадив пассажиров на берег в самых неожиданных местах? Владельцы судна «Капитан Пушкарев», как можно узнать из круизных сайтов, прекратил перевозки пассажиров через фирму «Волжские путешествия» в середине горячего сезона, хотя с выплатами не было катастрофического положения, при желании можно было проявить гибкость, сманеврировать с учетом интересов клиентов. Но нет, отношения партнеров «по реке» стали настолько нервозными и сумбурными, что ничего не стоит «кинуть» партнера, расстаться с ним, позабыв об интересах потребителей. То же самарское судно «Кабаргин», 7 августа вставшее на прикол в Самаре из-за неукомплектованности экипажа, еще в начале сезона прервало плавание из-за якобы сломанного локатора, хотя исправить или купить оборудование, если есть «карманные» деньги, никто не мешает.
В результате в таких случаях наносится ущерб авторитету турфирм и речников. Иногда по случайным и нелепым причинам отменяются рейсы, пассажиры оказываются на берегу или в автобусе, а то и посреди волн без спасательных шлюпок и жилетов, как это случилось 10 июля 2011 года. В чем же причина таких казусных ситуаций, от которых нужно было избавиться, учитывая уроки речных трагедий? Кто же виноват и какие извлечены уроки?
БУЛГАРИЯ АБСОЛЮТНО НЕ ВИНОВНА!
Сначала исключим из черного списка тех, кто незаслуженно оказался в нем. Для этого надо уточнить смысл термина «Булгария». Так же, как «Титаник», «Курск», «Адмирал Нахимов», это слово означает затонувшее судно и гибель большого количества пассажиров. Первичному смыслу имени титанического сооружения, а в другом случае российского города, где происходило знаменитое танковое сражение, или же имени великого российского полководца Нахимова, наносится немалый ущерб. Прошедшие десятилетия несколько сгладили трагический след речных катастроф. Но рана, нанесенная гибелью дизель-электрохода «Булгария» кровоточит и сейчас. Проклятия людей, потерявших близких, показания свидетелей, нелегкая миссия судьи и других участников процесса не дают покоя. Каждый день, каждый час так и слышишь это слово, а поисковик компьютерной программы выдает из интернета десятки тысяч ответов со словом «Булгария», «Булгария», будь она трижды проклята!
Но, господа, стоп машина! Что за явление, что за чертовщина это – Булгария? Причем тут Булгария – цивилизованное средневековое государство, разрушенное захватчиками 600 лет назад? Как раз в последнее время древний Болгар возрождается, как Феникс, созывая гостей, чтобы познакомить их с булгарской цивилизацией. Что общего между задрипанным, скособоченным суденышком, переполненным фекалиями и перезагруженным неучтенными пассажирами, а с другой стороны – древним государством, привлекавшим 1000 лет назад путешественников из разных краев, благополучно приплывающих и уплывающих на лодках с парусами?
На самом деле Волжская Булгария – название древней страны, не имеющей ничего общего с неухоженным судном, на ремонт которого алчные владельцы пожалели денег, но не побоялись отдать в аренду туроператорам, не вполне готовым эксплуатировать речную рухлядь. Ничего! Названием «Булгария» пермская судоходная компания прикрыла прежнее название «Украина», чтобы забыть связанные с ним неприятности и завлекать пассажиров красивым именем древней страны, как бы обещая познакомить с древним Болгаром. Ни у кого не спросив разрешения, хотя Волжская Булгария – историческая реликвия, признанная высшей универсальной ценностью, сокровищем мирового значения. У этого государства – миллионы наследников. Неужели существующие законы позволяют украсть память о нем в угоду дельцов, готовых использовать ее ради получения денег? Собственно, может быть, потому и нужно включать такие реликвии в список федерального и мирового наследия, чтобы не покушались на их доброе имя и не нарушать целостности восприятия их образа?
Слава Богу, город Болгар, как и государство Волжская Булгария, не утонул, никого с собой не утопил, он ни в чем виноват! И склонять это святое для многих понятие в контексте современного бардака – кощунственно, так как на долю Болгара и так выпали такие несчастья, из которых он выбирается сейчас с великими трудами. Его безупречная деловая и культурная репутация – богатство нашего народа и всей России.
Если же вещи называть своими именами, вспоминая о несчастье, случившемся на устье Камы и Волги 10 июля 2013 года, надо иметь в виду изношенное судно, которое, к сожалению, утонуло вместе с пассажирами из-за ненадлежащей эксплуатации. Которое жадными хозяевами переименовано в корыстных целях «Булгарией».
БАРДАК И АЛЧНОСТЬ НЕПОДСУДНЫ?
Цена этого ужасного несчастья – 2 - 3 миллиона рублей арендной платы, ради которых Пермский речной олигарх Антонов и другие господа подсунули это корыто женщине, которая теперь отсиживает за всех партнеров вместе с чиновниками, которые оказались причастными к вечной российской драме «Авось, пронесет!»
Несправедливо и опасно то, что судят растерявшуюся, склонную к неоправданному риску женщину и не проявивших бдительности чиновников. Потому что извечные шайтаны российских бед – халатность, деловой бардак, корыстная разболтанность и мошенничество – гуляют на свободе вдоль по Волге, катаются на теплоходах. Любопытно, что представители пермского судовладельца Антонова, завладевшего в свое время старыми судами, участвуют в суде в качестве… потерпевших! Как же, они же, несчастные, судно потеряли.
Даже турагентство «ИнтурВолга», продававшее путевки на обреченное судно, нахваливая его и маршрут, не стали привлекать к ответственности, будто его работники не знали, на КАКОЙ обреченный корабль они сажают пассажиров. Если хозяин самолета отдает старый, не совсем годный самолет в аренду авиакомпании, вряд ли на него без проверки сажают пассажиров, расхваливая летательный аппарат. Авиакомпании имеют соответствующую техническую базу, кадры, и то ни за что не возьмут самолет, готовый развалиться. А на реке, оказывается, такое возможно…
Наверное, все ломают голову: почему случилось так, что крайними оказались организаторы туристических круизов в полном одиночестве? Потому что весь (полностью!) речной пассажирский флот присвоен и эксплуатируется с разным успехом, но в частный карман. Законы, нормативные акты аккуратно берегут интересы судовладельцев. Ведь исполнительная и законодательная власть РФ утвердили и сохраняют порядок, при котором арендатор и туроператор за свой счет должен набирать экипаж во главе с капитаном, ремонтировать судно и обеспечивать безопасность, оплачивая из тех же наших туристических денег и портовое обслуживание, и налоги, и топливо, и зарплату персонала. Потому и балансируют туроператоры в своем рискованном бизнесе, как настоящие канатоходцы. Они догадываются о вероятности своего падения, но, как и судовладельцы и продавцы путевок, понимают, что идут по скользкому пути, что их могут остановить или «кинуть». И сами партнеры могут при случае могут «кинуть»…
Наконец, это случилось потому, государство умыло руки и отстранилось от речных хлопот. У российского государства нет своего речного судоходства, поэтому никто не строит корабли, а у туроператоров не хватает даже на ремонт кораблей. Не знаю, как там обстоит с морскими судами, а на речном флоте картина примерно такая.
РЕКА ПРОЗРАЧНА, КАК И ТУРБИЗНЕС
Вы неизбежно спросите – откуда я все не знаю? И догадаетесь сами – вся история речной эпопеи происходит прямо на глазах. Я тоже плаваю иногда на пригородных судах, встречаю или провожаю знакомых и друзей, плавающих на больших судах. Сам принимал участие на плавучих форумах журналистов, днях татарской молодежи. По настроению и глазам речников видно, что здесь происходит. Не трудно с ним и поговорить, подбирая путевку или маршрут. Плюс пресса и интернет, который делает прозрачным весь клубок речных проблем. Вода на речных просторах ровная, там все видно хорошо и издалека.
Когда случилась беда под Камским Устьем (не поворачивается язык называть ее именем древнего государства), на борту теплохода «Фредерик Жюлио Кюри» состоялась пресс-конфренция о перспективах речного туризма. Руководитель туркомпании «Волжские путешествия» Вячеслав Самолин и заместитель министра по делам молодежи, спорта и туризма Сергей Иванов говорили об угрозе обвала отрасли в связи с трагедией. Они дали точную и деловитую информацию, которая раскрывала возможные пути дальнейшей жизни речной отрасли. Нельзя было допустить разрушения рынка и системы сервиса, тем более в других городах и портах гибель наших пассажиров не повлиял на развитие туризма. А речной туризм Татарстана захромал… Но, слава богу, не упал. Неисправимые любители водных путешествий все равно плавают по реке. Им продаются путевки, их сажают на теплоходы. Хотя и казанцы у себя дома не главные игроки…
ОСЕНЬ ПАТРИАРХА
Чтобы узнать причины нынешнего положения дел, на днях я заглянул в офис туркампании «Волжские путешествия» к его руководителю – патриарху туризма и речных круизов Вячеславу Самолину. Вот уже 30 лет он работает в этой сфере, тянул это направление в республиканском ведомстве, и в городском комитете спорта и туризма. О проблемах отрасли он всегда высказывается нелицерприятно, болея за интересы туризма в Татарстане. Что же он думает о причинах проколов этого сезона?
О бесславном финише круиза Казань-Ростов пассажиров теплохода «Кабаргин» Вячеслав Андреевич не стал выражаться, сдерживая себя от крепких слов. Дал мобильный телефон владельца «Кабаргина» Дмитрия Воропаева. А что мне скажет самарский предприниматель, от чьего корабля разбежалась команда? Почему он не удержал четырех членов экипажа? Если судить по отраслевым сайтам и мнению бывалых профессионалов, остановка «Кабаргина» из-за нештатных ситуаций - вовсе не признак строго отношения к безопасности и требовательности надзорных служб. Еще 5 августа у владельца «Кабаргина» была аннулирована лицензия по финансовым причинам, экипаж раньше всех узнает, куда дело катится. То есть, самарское судно «Кабаргин» никак не мог доплыть до Ростова и не собиралось добираться. Воропаеву самому была нужен повод для остановки рейса в связи с дефектами недочетами, так как без лицензии, команды и денег он не мог выполнить рейс.
«Кидалово», авантюристский азарт, расчет на «авось» и чудо, неадекватные запросы партнеров друг-другу – обычная практика в на реке. Теплоход «Ф.Жюлио Кюри», арендованный В.Самолиным («Волжские путешествия») в 2011 году сгорел после завершения сезона в Пермском в доке его владельца - пермского судовладельца Антонова. Теперь пермяки хотят, чтобы арендатор восстановил их корабль, сгоревший у них самих в доке, на сумму 47 миллионов рублей. Придется защищаться через арбитраж.
Самого Вячеслава Андреевича я застал за составлением прощального обращения партнерам и клиентам о том, что «Волжские путешествия» теперь прекращают свою деятельность как туроператоров и будут заниматься только продажей путевок в своем прекрасном офисе на ул. Достоевского, 74. Частные судовладельцы, частные туроператоры и турагенты без серьезного государственного регулирования и гарантов (и грантов!) бесконечно «кидают» друг друга, не заботясь об интересах пассажиров. Старые профессионалы так не могут и не хотят так поступить. Компания «Волжские путешествия» за все годы существования обслужила 600 000 пассажиров, благодарит их и коллег, партнеров и сворачивает это направления, помогая клиентам найти своей корабль и купить путевки.
Вячеслав Самолин все еще надеется, что минспорт республики и руководство Татарстана обратят внимание на проблемы отрасли. Раньше он предлагал организовать кластер для речного флота республики, подготовить лизинговые программы.
КАЗАНЬ КАК ЖЕРТВА КОЛОНИАЛЬНОЙ РЕЧНОЙ ПОЛИТИКИ
Вот и пришло время сказать главное, ради чего пишется эта статья. В прошлый четверг, в номере газеты «Республика Татарстан» за14 августа 2013 года опубликована статья «На якоре застарелых проблем» о состоянии речного транспорта РТ. Оказывается, в минтрансе РТ состоялось важно совещание по этому поводу. Приводятся очень правильные, интересные оценки. Министр транспорта Линар Сафин считает, что этой отрасли нужна такая же поддержка, как в авиаперевозках. И правда, государство субсидирует покупку самолетов, строительство наземного оборудования. А в речном транспорте этого и близко нет.
Как уже было сказано, государственного пассажирского судоходства в российских реках нет, и потому влияние государства ничтожно. Чем федеральное агентство морского и речного флота – неизвестно. Статья в республиканской газете вселяет некоторую надежду – может действительно начнут вникать в речные дела? Известно, что перевозки по воде многократно дешевле, а для пассажиров – речной транспорт привлекательнее.
Но в этой статье и на совещании, вероятно, стыдливо промолчали о том, что в Казани, в Татарстане просто нет пассажирского флота. Нет ни одного корабля! Имеющиеся малые суда занимаются лишь пригородными перевозками. На них можно доплыть до дачи, пригородных поселков. Их не хватает для разгрузки всех маршрутов, например, недавно вышел скандал с перевозкой людей из Свияжска.
Предприятие «Татфлот» - слишком громкое название. Из больших кораблей – лишь бывший плавучий магазин «Адмирал» и теплоход «Павел Миронов». Они уже пассажиров не возят. С казанского порта отдыхающих увозят суда из Перми, Нижнего Новгорода, Самары, Ростова, Астрахани и других великих «речных» держав.
Что интересно, трехпалубных и четырехпалубных судов у «Татфлота» никогда не было. Пассажирский флот еще в советское время был приписан в тех самых городах, относя Казань, видимо, к сухопутным городам. Поэтому казанские туроператоры могут только арендовать пермские, нижегородские, самарские суда.
Заметьте: именно одно из них затонуло в позапрошлом году, оставив Казани и Татарстану всю горечь, боль и позор. Судовладельцы затонувшего «корыта» ушли от ответственности, так же самарский «Кабаргин» хладнокровно расстался с казанским туроператором. В Казани можно еще продавать путевки на «чужие» рейсы.
В любом случае основная масса наших денег в виде доходов и налогов уплывает в поволжские города, которые в соответствии с колониальной «речной» политикой с давних времен отнесены к «первосортным». Не знаю, как терпят такое положение речники, экономисты и руководители республики. Здесь можно передать пламенный привет и недоумение федеральным чиновникам и депутатам, в чьей компетенции судьба российского речного транспорта. Полтора десятка татарстанских парламентариев в федеральном собрании могли бы напомнить, что они представляют волжско-камский регион и казанский «порт пяти морей», как пели в прежние годы.
Куда уж федеральная водная политика, даже в масштабе Казани не решена проблема прогулочной лодки по озеру Кабан. В старорежимные времена пароходики с самоварами плыли даже по Булаку…
Более ста лет назад по Волге ходили частные пароходы, обслуживая публику с разными вкусами. Решающие события пьесы Островского «Бесприданница» происходили на борту волжского парохода «Ласточка». В 1905 году на борту нижегородского парохода состоялся первый съезд российских мусульман и татарской партии «Иттифак». И сейчас речные суда остаются площадками важных общественных и культурных событий. Мы живем в продвинутой республике, которая по неизвестной причине осталась на задворках колониальной речной политики. После событий 2011 года появилась необходимость раздела ответственности и реформ в речных делах. Она становится все более очевидной.
Чувствуете, что пришло время перемен? Давно пришло!
О причинах и уроках существования Казани без своего круизного флота (в других поволжских портах десятки больших кораблей!) поговорим позже. Сначала надо осмыслить изложенное выше. Уж слишком лихая, сложная фактура набралась даже на «посторонний» глаз.
Римзиль Валеев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.