Рамиль-Гарифуллин-Рё-его-адвокаты_-Василий-Савенков-Рё-Р‘Р

Рамиль Гарифуллин и его адвокаты Василий Савенков и Борис Бородин

СВИДЕТЕЛЬНИЦА ПОКИНУЛА СУД ИЗ-ЗА СТРАХА ПЕРЕД ПОДСУДИМЫМ

Вчера в Набережных Челнах после месячного перерыва состоялось третье заседание суда по делу народного целителя Рамиля Гарифуллина. В течение двух часов суд заслушивал показания новых свидетелей. Если на первых заседаниях информацией делились бывшие пациенты Гарифуллина, то теперь суд дал слово бывшим работникам «чудо-доктора». Они рассказали несколько любопытных историй о медцентре Гарифуллина и шоу-постановках с подставными участниками для жаждущих гипноза пациентов.

Новые лица появились на процессе не только в пределах свидетельской скамьи. Полномочия гособвинителя Фаиса Кадырова принял на себя старший помощник прокурора города Наиль Юнусов. Как выяснилось из комментария Юнусова газете «БИЗНЕС Online», замена гособвинителя носит временный характер: «У Кадырова вышла накладка, он участвует в другом процессе и сейчас находится на нем. Через неделю гособвинитель вернется на процесс Гарифуллина». Впрочем, через неделю нужды в этом может и не быть, поскольку судья Ильдар Адгамов еще на прошлом заседании выразил надежду закончить процесс к 5 сентября.

Надо отметить, что состав участников процесса со стороны обвинения обновился почти полностью. Пострадавшие Валентина Нурмухаметова (бывший пресс-секретарь мэра Челнов) и Хатира Волкова, потерявшие больных раком дочерей, и Гульназира Аитова, сына которой Гарифуллин не смог за 62 тыс. рублей избавить от проблем со зрением, не пришли на процесс, дав свои показания ранее. Таким образом, от первого состава группы пострадавших осталась только адвокат Нурмухаметовой Наталья Федяева.

Из четверых пришедших свидетелей, приглашенных государственным обвинителем, суду удалось заслушать троих. Четвертая свидетельница, как выяснилось из ответа секретаря судье Адгамову, перед заседанием ретировалась, объяснив свое поведение страхом перед подсудимым.

40739.jpg
Медицинский центр «Надежда», открытый Рамилем Гарифуллиным

КАК ГАРИФУЛЛИН ЧИТАЛ ПИСЬМА В ЗАКРЫТЫХ КОНВЕРТАХ

Наиболее интригующими оказались показания 35-летнего массажиста Марата Мухтарова. В 2007 году Мухтаров пришел в медцентр «Надежда» работать по специальности, имея на руках кроме диплома фельдшера сертификат массажиста. Сегодня Марат работает в спортклубе «Оранж Фитнес». Гарифуллин устроил его охранником, объясняя, что пока у центра нет лицензии, в трудовой придется записать должность «старшего сторожа», но зарплата будет соответствовать реальным обязанностям. На деле за полтора месяца ожидания лучшей жизни Мухтаров успел поработать и массажистом, и администратором гостиницы, и банщиком за зарплату сторожа. Такая универсальность позволила Мухтарову разглядеть деятельность «народного целителя» с разных сторон.

Свои свидетельские истории Мухтаров после заседания пересказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» с некоторыми дополнительными подробностями.

– К Гарифуллину в сопровождении мамы приехала девушка с тугоухостью, – вспоминает массажист. – Тот определил пациентку на сеансы массового гипноза. На второй-третий день она стала слышать, но не окружающих, а голоса в голове, после чего они с мамой вынуждены были уехать. Впоследствии мама звонила Гарифуллину, и как-то раз я, будучи администратором гостиницы, взял трубку. Мать девушки рассказала, что ее дочь оказалась после «Надежды» в психиатрической лечебнице, и что Гарифуллин знать их больше не хочет, а за докучающие звонки угрожал расправой. Психоз стал следствием того, что Гарифуллин не посмотрел историю болезни этой девушки. При некоторых диагнозах гипноз противопоказан.

Иллюстрируя визионерские таланты Гарифуллина, Мухтаров описал простые и эффективные механизмы групповой «терапии». Они действительно стоят денег, но не больших, чем стоит билет в цирк.

– Было в заводе этакое «шоу с конвертами», – рассказал Мухтаров. – Собиралась аудитория пациентов, и пятерым из них Гарифуллин раздавал пронумерованные конверты, в которые нужно было вложить свои записанные пожелания. В первый конверт всегда писал свой человек, в остальные 4 – настоящие пациенты. Собрав конверты, Гарифуллин «прочитывал» пожелания, не открывая их. Делалось это так: он брал конверт номер 2 и рассказывал, что написано в первом конверте. Он сидел в центре зала. Люди вокруг, вдоль стен, они не видели номеров. Рассказав, что написано подставным лицом, Гарифуллин открывал второй конверт, который в это время держал в руках, просматривал чье-то пожелание и говорил, что все так, как он и изложил. Затем брал третий конверт, называл его вторым, и рассказывал только что прочтенное. И так далее, в последнюю очередь он поднимал «липовый» первый конверт и прочитывал его как пятый.

Были, по словам Мухтарова, и постановки с «массовым гипнозом», в которых каждый раз, с каждой новой группой пациентов участвовали одни и те же подставные лица, приезжающие вместе с Гарифуллиным. Якобы под действием гипноза они изображали роли «ночных бабочек», «Борьки-бабника» и других персонажей, давая аудитории повод поверить в способности «чудо-доктора».

Как специалист по массажу, Мухтаров рассказал в суде, что данная услуга в центре предоставлялась формально. В комплекс услуг, оплачиваемый единовременно по прейскуранту, входил 5 - 10-минутный массаж эбонитовой палочкой, единственный эффект от которого заключался в покраснении кожи из-за усиления кровотока. Также за отдельную плату Гарифуллин предлагал аппаратный вакуумный массаж. Сертифицированного физиотерапевта при аппарате не было – им оперировали столь же универсальные сотрудники, как и сам Мухтаров. БАДы же, по словам свидетеля, Гарифуллин получал из Москвы просроченными. Перед продажей «чудо-доктор» сдирал с упаковок наклейки или пересыпал травы в другие коробки.

ЗАЩИТА УСТАЛА ОТ СВИДЕТЕЛЕЙ

Пенсионерка Салия Мардиева полтора года, в 2006 - 2008 годах, проработала в центре «Надежда» завхозом, оформляя также клиентов в регистратуре. Мардиева показала, что Гарифуллин принимал группы по 40 - 50 человек не реже одного раза в месяц, иногда чаще. Выздоровлений за полтора года она не заметила, зато отметила, что Гарифуллин торговал БАДами, запершись с клиентом в кабинете, хотя оплата услуг проходила через регистратуру. По ее словам, кассы в медцентре не было в принципе.

Третья свидетельница, Зульфия Таипова, проработала у Гарифуллина 2 месяца в 2007 году. Она устроилась в клинику по специальности – психотерапевтом, по факту же сидела на ресепшене в гостинице, принимала клиентов, заваривала фито-чаи и включала аппарат в физиотерапевтическом отделении, о котором может сообщить лишь, что он нужен для массажа. По ее мнению, Гарифуллин однозначно владеет техникой гипноза, каковой и является основой его метода лечения.

На суде все трое опрошенных подтвердили, что от онкологических больных, инфарктников, алкоголиков и инвалидов Гарифуллин отказывался. По словам Мардиевой, к тому времени все в клинике говорили о случае с Нурмухаметовой, чем экс-завхоз и объясняет данное ограничение.

Не все приглашенные свидетели смогли прибыть на заседание. Судья Адгамов предлагал зачитать показания отсутствующих, данные в процессе следствия, однако адвокаты Гарифуллина выразили протест, мотивируя его тем, что у следователя и в суде показания разнятся по общему настроению. Однако и в повторных вызовах отсутствующих они необходимости не нашли, озвучив при этом желание не затягивать процесс. Таким образом стало очевидно, что сторона защиты вообще хотела бы обойтись без свидетельских показаний.

ЛИНИЯ ОБВИНЕНИЯ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ

Как поможет опрос бывших работников клиники уличить Гарифуллина в мошенничестве по отношению к истцам, предъявившим претензии на 1,8 млн. рублей, газете «БИЗНЕС Online» прокомментировал гособвинитель Юнусов.

– Линия обвинения не изменилась, – заявил Юнусов. – Вообще, вызов свидетелей планируется заранее, и на первых заседаниях прошли свидетели из числа пациентов Гарифуллина, а сегодня – из числа его бывших работников.

Сегодняшнее заседание, конечно, добавило очков стороне обвинения – свидетели дали хорошие показания, хотя эти показания не по основной сути иска. Обвинение конкретное: люди умерли, доверившись подсудимому, он их не лечил и обогатился на них – ему вменяется мошенничество. Но свидетельства о том, что у него сотрудники работали не по должности, что какие-то услуги не проводились через кассу – они все равно нужны. В УПК есть положение о всестороннем рассмотрении дела. Все факты деятельности подсудимого рассматриваются судом для принятия так называемого внутреннего убеждения.

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием громкого дела.