С начала сентября на всех 10 станциях казанского метро заработала сеть Wi-Fi с бесплатным пользовательским доступом. Компанией, пожелавшей осуществить этот проект, оказалось ЗАО ИФК «Банкорп», работающее под торговом маркой «Телебит». Генеральный директор «Банкорпа» Андрей Русаков рассказал газете «БИЗНЕС Online», что компания предложила «Метроэлектротрансу» этот проект в июне этого года.

«У нас есть некая цель, в рамках решения которой мы решили обеспечить пассажиров метро доступом в сеть интернет посредством технологии Wi-Fi. Перед Универсиадой «Метроэлектротранс» взял время подумать, а затем, перед приездом в Казань Дмитрия Медведева, нужно было срочно это сделать. А так как никто, кроме нас, не обращался с предложением, нам сказали, что готовы к реализации проекта. Мы выполнили все в срок», – отметил Русаков.

По его словам, доступ в интернет на первых четырех станциях метрополитена был реализован совместно с «Вымпелкомом». «Кроме «Вымпелкома», ни у одного оператора нет 3G в метрополитене, соответственно, у этой компании есть каналы и их излишки. Поэтому мы арендовали у них каналы связи. Вообще, у нас довольно плотное сотрудничество помимо метро: иногда мы делаем для них каналы связи, иногда берем у них в аренду. В рамках существующих договоров взяли у них в четырех местах кабели. Однако это было на первом этапе, а сейчас делаем все на своих каналах», – уточнил собеседник нашего издания. По его словам, всего установлено 20 базовых станций, скорость на каждую точку составляет 10 мегабит. «Это более чем достаточно, потому что, как показывает статистика, количество одновременных подключений в час в пиковое время с 17 до 19 часов составило на всех станциях 149», – поделился Русаков.

Объем инвестиций в проект он не раскрыл, однако уточнил, что сумма составила «чуть менее 3 млн. рублей». На вопрос о дальнейших планах Русаков сообщил, что при дальнейшем строительстве метро будут работать и там. Кроме того, планируется установка базовых станций и в перегонах. «Сейчас будем с администрацией города разговаривать на этот счет. Если мы найдем общий язык, то это возможно реализовать за пару месяцев. Встанет только вопрос инвестиций, потому что имиджевую составляющую мы сделали. Заинтересованность есть и у администрации, и министр связи еще в прошлом году говорил, что хотелось бы иметь Wi-Fi в движущихся вагонах. Порядок инвестиций для перегонов совершенно другой, – рассказал он. – В перегонах также ставятся базовые станции, связываются между собой. Используется немного другая аппаратура управления: она позволяет осуществлять бесшовный роуминг между станциями. Если вы на станции метро пройдете из одного конца зала в другой, сигнал одной точки будет постепенно утухать, но на другую точку телефон автоматически не переключится. А в метро перегоны достаточно большие, и как раз там нужно, чтобы точки переключались автоматически».

Всего количество вышедших в интернет за первую неделю с запуска Wi-Fi в метро составило примерно 18 тыс. человек. Только в один день – 4 сентября – к подземному Wi-Fi подключились 1864 человека.

На вопрос о заработке Русаков ответил, что «это имиджевый проект». «Возможно, попробуем показывать пользователям какую-то рекламу», – не исключил он.

БИЗНЕС КИТАЕВЕДА

Расцвет «Банкорпа» пришелся на конец 90-х – начало 2000-х годов. 15 лет назад эта компания была крупным интернет-провайдером в Казани. Среди ее основателей называют Игоря Сабирова – китаеведа, выпускника восточного факультета Петербургского университета, который сейчас живет в Праге. Известно, что помимо IТ-отрасли Сабиров увлекался коллекционированием книг. Как он рассказывал журналистам, он собрал коллекцию из 60 тыс. книг, посвященную Китаю. В нее вошли практически все издания о Китае на европейских, китайском, японском языках.

Известно, что компания «Банкорп» одной из первых в Казани начала предоставлять услуги широкополосного доступа в сеть интернет по технологии WIMAX.

ИНТЕРНЕТ В МЕТРО ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Асфан Галявов – директор «Метроэлектротранса», уточнил газете «БИЗНЕС Online», что компания сама изъявила желание сотрудничать, поэтому было решено работать вместе. «Они с нас денег не берут, мы с них денег не берем – вот и все условия сотрудничества», – уточнил он. «Конечно, Wi-Fi в метро нужен. В городе очень много студентов, которые в среднем проводят в метро 17 - 20 минут, если едут из одной конечной станции в другую. Они могут за это время и посмотреть почту, и посидеть в интернете. Думаю, что для студентов это очень интересно и выгодно», – сообщил Галявов.

Интересно, что «большая тройка» не стала участвовать в проекте. В «Вымпелкоме» не удалось оперативно получить комментарий.

«Возможно, Wi-Fi-интернет найдет свою аудиторию среди пассажиров казанского метро, прежде всего среди тех, кто проезжает самый дальний маршрут из одного конца города в другой. Организация Wi-Fi-доступа в метрополитене в наши планы пока не входит. На сегодняшний день абонентам «МегаФона» услуги связи и интернета доступны на большинстве станций метро и в перегонах между ними», – сообщили в татарстанском «МегаФоне» нашему изданию.

«МТС заинтересована в развитии Wi-Fi-сети в метрополитене Казани, однако подобные проекты мы рассматриваем прежде всего с точки зрения целесообразности и экономической эффективности», – лаконично ответили на наш вопрос о планах по метро в пресс-службе МТС в Поволжье.

Отметим, что и в Москве сеть Wi-Fi в метро запустил не оператор из «большой тройки», а компания «Максима телеком», выигравшая конкурс метрополитена в июле 2013 года. Как писала газета «Ведомости», проект строительства Wi-Fi-сети в столице рассчитан на 7 лет и обойдется примерно в 1,5 млрд. рублей. «Максима телеком» одним из источников доходов называет рекламные ролики, которые будут транслироваться на экраны мобильных устройств, подключенных по Wi-Fi-каналу.

«ГОТОВЫ ЛИ РЕКЛАМОДАТЕЛИ К ТАКОМУ КАНАЛУ?»

Газета «БИЗНЕС Online» спросила у экспертов, сколько могли составить инвестиции в проект в казанском метрополитене, и есть ли возможность окупить затраты.

Денис Кусков – генеральный директор Telecom Daily:

- По первичным данным, инвестиции могли составить несколько десятков миллионов рублей, если не учитывать строительство магистрали в метрополитене. Скорее всего, компания использовала имеющуюся.

Конечно, уже недостаточно устанавливать базовые станции только на станциях метро. В Москве и Санкт-Петербурге покрыты направленными антеннами и перегоны, что позволяет получать непрерывный сигнал при движении.

Компания может заработать рекламой на станциях метро и других местах общественного транспорта, а также лояльностью администрации города.

Виталий Солонин – руководитель департамента беспроводных технологий ООО «Джейсон энд Партнерс Консалтинг»:

- Сами точки доступа стоят недорого, однако специфика метро может существенно увеличить затраты. Без учета оптических кабелей и затрат на установку инвестиции составили не менее 100 тысяч долларов на все 10 станций метро.

Реализация доступа в тоннелях метро (как это планируется реализовать в Москве) – это принципиально другой, гораздо более высокий уровень затрат, принципиально другие технологии. Поэтому установка точек доступа на станциях – это вынужденная мера, которая оправдана с точки зрения экономики проекта.

В настоящее время нет «рецепта», как окупить Wi-Fi в метро, если он предоставляется бесплатно. Возможно, будет предпринята попытка использовать рекламную модель. Вопрос только в том, готовы ли рекламодатели использовать этот канал? Пока такой уверенности нет, возможно, должно пройти какое-то время, сформироваться целевая аудитория и прочее. Во многих случаях рекламодателем выступает сам провайдер услуг, который, например, размещает свою страницу во время авторизации сервиса. В любом случае это некоммерческий проект, и прямых доходов от проекта ждать не стоит.

Ольга Виноградова — медиа-директор РА Media stars:

- Заработать на Wi-Fi-точках абсолютно реально, но при этом должно соблюдаться одно условие – большой проходной трафик людей со смартфонами/планшетами.

Рекламодатели смогут размещать рекламу по показам по модели CPM (за тысячу показов) или по модели CPC (по кликам). Также при подключении к Wi-Fi-сети возможно открывать сразу сайт рекламодателя.

Интересна такая реклама будет всем, кому нужна имиджевая и продуктовая реклама, также интерес может возникнуть у рекламодателей, которым интересен точный таргетинг, а именно в локации конкретных станций метро – реклама конкретного магазина или торгового центра и тому подобное (конечно, если будет настройка на такой таргетинг).

Справка

ЗАО «ИФК Банкорп» основано в 1995 году.
Генеральный директор – Андрей Русаков.
Учредители – четверо граждан России, один из них – Игорь Сабиров.
Уставный капитал компании (24.12.2009) – 959 тыс. рублей.
Выручка от продажи (на 31.12.2011) – 46,3 млн. рублей.