3.jpg
 

МИНИСТР В ПОИСКАХ «ДЛИННЫХ» ДЕНЕГ

Основной темой вчерашней коллегии минстроя стало обсуждение вопросов ЖКХ. Оно и понятно: глобальные стройки завершились, а жилищно-коммунальные проблемы остались. Свой доклад глава ведомства Ирек Файзуллин делал в присутствии премьер-министра РТ Ильдара Халикова и генерального директора госкорпорации фонда содействия реформированию ЖКХ Константина Цицина.

Для начала Файзуллин поблагодарил руководителя фонда за поддержку, сообщив, что республика получила за период работы с госкорпорацией 11 млрд. рублей, напомнил, сколько домов было отремонтировано по программе капремонта, сколько людей переселено по программе ликвидации аварийного жилья. От слов благодарности за прошлое сотрудничество министр перешел к нынешним реалиям. До 2017 года предстоит расселить граждан, чье жилье было признано аварийным до 1 января 2012 года, а это 1 688 домов (или 420 тыс. кв. метров). Помимо этого, в Татарстане во время обследований были обнаружены 1 039 домов, капремонт которых признан нецелесообразным, а еще имеется 25 млн. кв. м жилья крупнопанельного домостроения, которое было построено в 1970-х годах. «Срок эксплуатации этих домов будет завершаться, в 2020 - 2030 годах придется принимать определенные решения», – оценил перспективу министр.

Далее он сообщил, что в модернизацию жилищного фонда в этом году инвестировано 9,4 млрд. рублей. Вроде бы внушительная цифра, но все же она ничто по сравнению с тем, сколько необходимо вложить, чтобы довести до ума всю коммунальную инфраструктуру, которая, как известно, существенно изношена. «В республике нуждаются в замене 5 тысяч километров сетей водоснабжения, по водоотведению – более тысячи километров, по теплоснабжению – столько же. Для подведения сетей к строящимся домам, поддержания безаварийного состояния коммуникаций требуются бюджетные инвестиции примерно в 100 миллиардов рублей», – назвал Файзуллин требуемую сумму и добавил, что за счет инвесторов решить этот вопрос невозможно. Поэтому министерство подало заявку в фонд на участие в программе модернизации сетей, хотя сама программа, по мнению Файзуллина, не совсем отвечает реалиям: «По программе предусматривается только компенсация процентной ставки, что, конечно, недостаточно при таком объеме работ. Действующие подходы сегодня не оправдывают себя, и необходимо перевести на прямое бюджетное субсидирование строительство инженерной инфраструктуры либо находить «длинные» деньги», – обратился министр к Цицину.

С тем, что нужно находить «длинные» деньги, Цицин согласился. Но сначала выразил восхищение тем, как в РТ поставлена работа с возглавляемым им фондом: «Про Татарстан столько хороших слов сказано. Что даже если в правительстве говоришь: «Вот, Татарстан!» – а мне отвечают: «Не надо говорить, мы все знаем!» Но надо говорить! Потому что у нас, к сожалению, таких опытов не так много. При всем уважении к другим регионам проблемы у всех одни и те же, но почему-то в Татарстане они могут решаться, а в других регионах они решаются не так хорошо».

2.jpg
 

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В РТ НА УРОВНЕ, А ИНФОРМАЦИЯ НЕ РАСКРЫВАЕТСЯ

Однако гендиректор фонда все-таки нашел «узкие места», за которые и попенял руководству министерства: «Прозвучала цифра – 100 миллиардов рублей необходимо для модернизации сетей. И давайте, чтобы федеральный центр опять поучаствовал в процессе! Сегодня существует такая возможность. Но, к сожалению, Татарстан ею не воспользовался. Эта возможность – только по субсидированию процентной ставки по кредитам на модернизацию коммунальной инфраструктуры. Плохо это или хорошо? Скажем так, 100 миллиардов мы не найдем, и федеральный бюджет не найдет. Есть проекты, которые можно представить в фонд и получить соответствующие компенсации, поэтому я вас к этому призываю. Что касается прямых субсидий на это дело, считаю, что на это необходимы дешевые кредитные ресурсы, и, я вас уверяю, над этим вопросом правительство, и мы в том числе, работает».

Еще один момент, который не ускользнул от внимания гостя, – отсутствие стопроцентной раскрываемости информации обслуживающих организаций: «Высоко информатизированная республика не может добиться того, чтобы 100 процентов управляющих компаний и ТСЖ раскрывали информацию. Я не знаю, что еще надо для этого сделать! Объясните мне! Информатизация республики на уровне, а информация полностью не раскрывается… Что нам надо сделать, подскажите, Ирек Анварович?» Впрочем, причину отсутствия полной отчетности о расходах УК и ТСЖ Цицин назвал сам: «Конечно, я понимаю, что есть проблемы в законодательстве, а управляющие компании живут по своим законам».

Также глава фонда вынес на обсуждение весьма рискованное предложение – переселять жителей аварийного жилья в арендное (разумеется, с их согласия). Причина такого решения – недостаток средств на реализацию программы: «Здесь надо сочетать не только бюджетные источники, но и внебюджетные, искать новые формы, новые подходы. Давайте подумаем о переселении из аварийного жилья в арендное с согласия граждан», – предложил Цицин. Но, как он отметил, дома, в которые въедут потенциальные арендаторы, должны быть максимально энергоэффективны, чтобы содержание их было недорогим.

1.jpg
 

ЕСЛИ ПЛАТИТЕ ЗА КОЛБАСУ, ТО ПОЧЕМУ НЕ ПЛАТИТЕ ЗА ВОДУ?

Под занавес своего выступления генеральный директор госкорпорации вручил Халикову «платежку» на первый транш в 500 млн. рублей из 1,8 млрд., что выделяются республике из фонда на 2014 год. В свою очередь, Халиков, подводя итоги коллегии, заострил внимание на проблемах низкой собираемости платежей за ЖКУ, причем, как отметил премьер, «в республике появились районы, которые стабильно обеспечивают низкую собираемость». При среднем показателе – 98% – некоторые «умудряются» серьезно портить статистику, демонстрируя цифру в 93% собираемости платежей.  Второе, что особенно возмущает премьера, – это накапливание долгов обслуживающих организаций перед организациями ресурсоснабжающими. По мнению Халикова, в таком случае должен действовать жесткий регламент: вам не заплатили – подавайте иск в суд, не надо ждать, что долги сами рассосутся: «У нас есть пример, когда одно из ТСЖ за 12 месяцев – вы можете это представить?! – ни разу не заплатило за тепло! Я всегда привожу пример: разве может человек зайти в магазин, взять буханку хлеба, килограмм колбасы и уйти, не расплатившись? Не может! А чем отличаются вода, электричество и тепло? Ничем», – завершил свой спич премьер, закрывая коллегию.