2.jpg
 

ВОТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ ПОКАЖУТ, ЛЮДИ И ПОТЯНУТСЯ… 

В камерной обстановке открылся вчера в набережночелнинском выставочном центре «ЭКСПО-КАМА» всероссийский бизнес-форум «Деловые Челны-2013». Громкий территориальный статус остался для участников форума загадкой, поскольку в главном разделе форума – тематических выставках «Кредит-Экспо-2013» и «Фестиваль Рекламы-2013» – приняли участие только местные компании. Посетителей выставки не собрали, за исключением почетного гостя из минэкономики РТ, замначальника департамента поддержки предпринимательства Артема Сироткина. Основными участниками форума стали резиденты двух бизнес-инкубаторов – челнинского и елабужского. Как нетрудно догадаться из тематики выставок, компанию их разбавили представители банковской отрасли и городских СМИ, всего около полусотни стендов. Банкиры, кстати, не только выложили «раздатку» на столах, но и читали на огороженной площадке доклады для 10 - 15 человек, обретших здесь стулья. 

Судя по практически нулевой посещаемости и скучающему виду участников (может быть, корреспондент «БИЗНЕС Online» попал на форум не в самое удачное время), целью выставки явился отчет структур поддержки предпринимательства и бизнес-инкубаторов перед минэкономики. К примеру, по словам владельца юридической компании «Надеждин и партнеры» Михаила Надеждина, сам он оказался здесь со своим столом и раздаточными материалами по настоятельному приглашению. «Мне сказали, ты же состоишь в структуре поддержки предпринимательства в городе, значит, приди, посиди», – поделился Надеждин с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Принадлежностью к названной структуре объяснили свое участие в выставках и некоторые другие презентаторы стендов.

5.jpg
Владелец юридической компании Михаил Надеждин: «Мне сказали, приди, посиди»

Директор выставочного центра «ЭКСПО-КАМА» Сергей Яковлев тем не менее оценивает мероприятие позитивно. 

- Выставки ориентированы на малый бизнес и тех, кто только планирует открываться, – пояснил Яковлев корреспонденту «БИЗНЕС Online». – В рамках форума проходят презентации банковских услуг, рассчитанные на данную целевую аудиторию. А в четверг гвоздем программы станет мастер-класс директора агентства креативных решений Артура Зарипова об использовании технологий франшизы. 

Рассчитывая на увеличение аудитории ко второму дню, Яковлев уповает на телекомпании, приславшие съемочные группы из нескольких близлежащих городов. Но в своих надеждах проявляет умеренность: «Нам не нужно, чтобы здесь был миллион человек, пусть придет тысяча тех, кому действительно нужно знать, как продвигать продукцию и как правильно выстраивать бизнес», – считает Яковлев, хотя открытие показало, что тысяча и миллион в данном случае – перспективы равноудаленные от реальности. Некоторые из опрошенных корреспондентом «БИЗНЕС Online» «неинкубаторских» участников из так называемой «структуры поддержки» прямо высказались, что на второй день оставят за себя молчаливые стенды.

7.jpg
Наталия Кропотова 

ЗА МИР ВО ВСЕМ МИРЕ

Тем временем Сироткин в сопровождении начальника управления экономического развития исполкома Наталии Кропотовой, знакомясь с услугами участников, задержался у стендов промпарка «Развитие», который вплотную подошел к этапу застройки, и камазовского учебного центра РИПТиБ. Представитель РИПТиБ рассказывал гостю о трехлетнем проекте «Набережные Челны – город устойчивого развития». Для проекта было отобрано 12 предприятий и организаций из пяти отраслей городского хозяйства, на которых в настоящее время отрабатываются программы бережливого производства. В список вошли промышленники разных форм собственности, детский сад, школа, муниципальные предприятия и собственно администрация города. Таким образом, поработав с «пилотами», авторы надеются охватить общей системой весь автоград. Как пояснила Сироткину Кропотова, сама программа разработана по поручению президента РТ и курируется минпромторгом. 

Гость выразил надежду на то, что методология бережливости, к примеру, в детском саду отличается от методов КАМАЗа, чьим подразделением является РИПТиБ. «Я знаю, что КАМАЗ, допустим, к аутсорсингу не очень позитивно относится, – покачал головой Сироткин. – А в то же время аутсорсинг – это ведь один из методов бережливого производства. Вы для садика программу сами разрабатываете? На КАМАЗе ведь не все можно взять». Риптибовец заверил замминистра, что специалисты учебного центра регулярно учатся и сами в специализированных российских институтах.

Представители-банков-рассказали-о-своих-предложениях-
Представители банков рассказали о своих предложениях почти пустой аудитории

Ревизор от минэкономики без особого энтузиазма поощрил эту и другие работы, комментируя свои впечатления от выставки газете «БИЗНЕС Online». Заявив на открытии выставок о неких грядущих изменениях в республиканской структуре поддержки бизнеса, в разговоре он обошелся общими фразами. 

- Впечатления позитивные. Понятно, что объемы выставки и представленных проектов маловаты, хотелось бы больше и шире, чтобы больше предпринимателей было вовлечено, – поделился Сироткин. – Вопрос госполитики в области поддержки предпринимательства стоит остро, но мы должны своими руками делать жизнь вокруг себя лучше. То, чего достигли развитые страны, создано благодаря выбору приоритетов самими гражданами. Они получили заряд и видоизменили мир вокруг себя, и мы сейчас по этому пути идем – мир вокруг будет меняться к лучшему. Со всеми участниками мы сегодня разговаривали на уровне предложений. Мы ждем от них предложений в официальном порядке, и, думаю, при детальной проработке программы на будущий год какие-то из них будут учтены. А изменения в структуре поддержки предпринимательства – они не то чтобы ожидаются. Они происходят каждый год. Какие-то этапы завершаются, какие-то инициализируются. Это живой процесс. 

На предложение конкретизировать заявление об изменениях в структуре поддержки Сироткин ответил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что «программа нарисована», но бюджет еще не принят, и больше к этому добавить нечего.

3.jpg
Общение по теме форума было продолжено в ближайшем ресторане

ДЕШЕВО И ЗА СЧЕТ МОСКВЫ

Сильной стороной форума можно смело считать тот факт, что он обошелся устроителям в 700 тыс. рублей – из федерального бюджета. Финансовую основу трехдневной выставки банков и бизнес-инкубаторов прояснил газете «БИЗНЕС Online» директор челнинского бизнес-инкубатора Роман Гирфанов: 

- Мероприятия по обучению и консалтингу резидентов бизнес-инкубаторов, выставочную и другие виды деятельности финансирует федеральный бюджет. Для резидентов эта выставка не стоит нисколько. Аренда выставочных площадей, реклама, вся организация оплачивается федеральным бюджетом. «ЭКСПО-КАМА» выиграла конкурс на проведение этого мероприятия для 16 наших резидентов. Все мероприятие стоит 710 тысяч рублей – выставки, тренинги и семинары. Зная, что эти средства к нам приходят, мы собираем заявки от наших резидентов и по ним формируем программу. На 90 процентов форум организован для наших бизнес инкубаторов – челнинского и елабужского. Мы планируем провести в городе еще две выставки с нашим участием. 

Кропотова, общаясь с журналистами, выразила надежду на то, что усилия по организации выставок все же будут востребованы, поскольку это «попытка собрать все воедино». Ассортимент представленных услуг она назвала «достаточно большим»: «И мы знаем, что предприниматели сюда обязательно придут и найдут для себя что-то новое». 

В комментарии газете «БИЗНЕС Online» Кропотова сообщила, что инициатива организации выставки коллективная: «Поучаствовали и «ЭКСПО-КАМА», и минэкономики, и исполком, и бизнес-инкубатор – это совместное решение».

6.jpg
Венера Иванова интересуется продуктами конкурентов

«ВЫСТАВКОЙ РЕКЛАМЫ ЭТО НАЗВАТЬ СЛОЖНО»

Участники форума, отвечая на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online», попытались взглянуть на ситуацию с позитивной стороны. Руководитель проекта Chelny-biz.ru, оказавшего информационную поддержку организаторам, Денис Марганов считает возможным приток аудитории в эти три дня: «Возможно, наплыв людей еще будет, это ведь только начало форума. Хотя я не знаю, почему выставку рекламы таковой назвали. Наверное, потому, что здесь собрались местные масс-медиа. Откровенно говоря, выставкой рекламы это назвать тяжело. Наверное, отсутствие посетителей – это региональная специфика. Я был три недели назад в Москве. По сравнению с федеральными выставками это, конечно, земля и небо». 

Председатель правления ЗАО «Автоградбанк» Венера Иванова рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что она отчасти получила то, что искала на выставке: «Я пришла, чтобы сравнить экспозицию нашего банка с другими. Мне интересно потестировать конкурентов, как они преподносят свои продукты. Сюда приглашен малый и средний бизнес, на который мы ориентируемся, мы должны знать его потребности. Мы немного изменили визуальную часть своей рекламной кампании, и сегодня я, общаясь с людьми – в основном со знакомыми, выясняю, насколько это заметно и удачно. Первые выводы – мы выбрали правильный путь». 

К полудню основная часть руководителей участвующих компаний и организаторы переместились в ближайший ресторан, чтобы продолжить общение по теме форума в рамках делового обеда. Сироткин решил уехать. Иванова выразила руководству «ЭКСПО-КАМА» пожелание скорректировать организацию форума в будущем, поскольку выступления «банкиров», которые были бы интересны бизнесу, по ее оценке, остались без внимания. Яковлев же, отвечая на эти и другие подобные предложения, сообщил, что на самом деле мероприятие традиционное и что раньше оно собирало аудиторию. В прошлые годы форум назывался «Город», к нему прикреплялась выставка «Стройиндустрия». В этом же году вместо строительных технологий организаторы решили представить всю мощь инфраструктуры поддержки предпринимательства. Вероятно, к этому посылу Яковлев просто постеснялся добавить вывод: «Вот и результат».