- Как была создана ваша компания? Почему вообще решили заняться разработкой игр и приложений?
- Я уже очень давно занимаюсь гейм-индустрией, первую игрушку «Азартные гонки» запустил еще в 2004 году с партнером из Казани, когда мне было 15 лет. Несколько раз о нашем проекте писал портал e-kazan, тогда порталом руководил нынешний министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров.
Я был президентом школьной бизнес-компании. Николай тогда ездил с моей компанией на Всероссийский слет школьных бизнес-компаний, где моя компания вошла в пятерку победителей и была приглашена в резиденцию американского посла Александра Вершбоу (сейчас он является помощником министра обороны США). Таким образом, мы занимались бизнесом еще со школы.
Тогда была создана одна из топовых браузерных игрушек, и я задумался о создании компании, развитии в этой индустрии. В Казани я получил два высших образования в КХТИ, и третье – в Москве, в Высшей школе экономики. Также я ездил на год учиться по правительственному гранту Республики Татарстан. В Москве я отучился по гранту с отличием, далее, вернувшись в Казань, защитил оба диплома. После этого я вновь вернулся в Москву и поступил в ГУ ВШЭ на факультет бизнес-информатики по специальности «Электронный бизнес», закончил вышку с красным дипломом в позапрошлом году. Когда я ездил в столицу учиться по гранту, в Казани у меня была своя компания по разработке и продвижению сайтов, то есть приходилось все это совмещать. Ну, а потом решил остаться в Москве.
Гейм-индустрией я начал заниматься с 2004 года, а компания Immo Games появилась в 2011 году. За два года компания, которую никто не знал и которой не было на рынке, стала рыночной компанией номер один с кучей приложений, игр и так далее. В Москву я переехал в 2007 году, поэтому и местоположение компании Immo Games – Москва.
- С каким багажом была создана компания?
- Компания создавалась с помощью моих партнеров, которые выступали в качестве инвесторов, - «Информ-Мобил», которая занималась мобильным направлением, и решила заняться играми. У нас есть общий вектор, общие цели, и мы по сей день совместно развиваемся. Я как управляющий партнер отвечаю за игровое направление и направление приложений. У нас были приложения, которые за три недели набирали по 4,5 миллиона пользователей без рубля, потраченного на рекламу, то есть мы понимаем, как это делать. Если вы зайдете в соцсеть «ВКонтакте», то, так или иначе, увидите наши приложения – «Фотостатус», «Магический шар», «Я ВКонтакте». Почти 80 процентов всех топовых приложений этой соцсети принадлежат Immo Games и моему партнеру Ваге Еремяну (Dominant Studio), где мы контролируем большую часть сегмента приложений.
«Каждая игра может выстрелить или не выстрелить, - все зависит от реализации, интереса» |
- Сколько составил стартовый капитал компании Immo Games?
- На самом деле, это не принципиально важно. Можно начать с первых 10 долларов. Вопрос только в ресурсах, связях, команде, креативе. Чтобы начать дело с большими деньгами, много ума не надо. Можно начинать с маленького и развивать компанию.
В моей команде, в основном, московские ребята. Кто-то был из Высшей школы экономики, кого-то я собрал из регионов, например, из Санкт-Петербурга. Собрать хорошую команду очень нелегко.
- Некоторые из ваших игр попадали в Топ русского магазина приложений для устройств Apple - App Store, это так?
- Да, это действительно так. Одна из наших первых игр попала в App Store на первую позицию в России во всех категориях, а также в категории бесплатных игр.
- Как можно попасть в американский Топ App Store?
- Я обязательно расскажу вам об этом, когда туда попаду.
- Вы сказали, что входите в рейтинг в Топ-10 по миру. Расскажите подробнее, что это за рейтинг?
- Это рейтинг по количеству пользователей, которые скачивают игры и приложения.
- Есть ли в этом рейтинге другие российские компании? Насколько вообще российские разработчики активны на рынке?
- Российские компании очень хорошо представлены в таких рейтингах. Есть крупные компании – Social Quantum, Progrestar, Plarium, Game Insight которые, скорее, сконцентрированы только на играх, а мы – на приложениях. Что касается игр, то по этому направлению мы работали по модели издательства, и пока похвастаться чем-то эпическим сложно. Все, что касалось другого, внутреннего производства, приложений, рекламных компаний, то явно можно утверждать, что мы входим в число лидеров рынка.
ИНТЕГРАЦИЯ С БРЕНДАМИ
- Как в работе вашей компании распределяются по долям игры и приложения?
- 80 процентов - приложения и 20 процентов - игры. Мы пробовали запустить игрушку, называется Hipo hop, в рамках Immo Games, и, считаю, этот проект хорошо выстрелил, на него больше 500 отзывов в App Store. Мы провисели неделю в топе под номером один по всей России в категории «Бесплатные игры», и на первом месте вне категории. Одно дело – находиться в App Store на первом месте в категории «Игры», и другое дело в общей категории общего рейтинга. Это о многом говорит, поэтому, я думаю, что первая игра показала позитивные результаты и мы удачно вышли на рынок.
- Почему ваши игры выходят только для iOS? Будут ли версии для ОС Android?
- Пока это просто проба пера, и в ближайшее время мы хотим запустить игрушку, в том числе под Android. На iOS мы, как говорится, решили откатать технологию. Развиваться именно в такой последовательности перспективно. Все остальное – мелочь и не особо интересно. Все зависит от дальнейшего развития компании Immo Games. Пока у нас идет стадия обдумывания дальнейших действий.
- Сколько всего игр и приложений вы выпустили за годы существования компании?
- Мы выпустили порядка пятнадцати продуктов. Самые известные из них – приложение «Фотостатус», например, уникальная разработка, которая позволяет размещать на своей страничке и на страничке друга в социальной сети вместо четырех отдельных фотографий единую картинку фотостатуса. «Фотостатус» набрал порядка 12 миллионов пользователей. Или есть приложение «Темы», которое за четыре недели набрало порядка 4,5 миллионов пользователей без рубля, потраченного на рекламу. Это о многом говорит. Есть также партнерское приложение «Гости и поклонники» компании Dominant Studio, которое набрало порядка 16 - 17 миллионов. Оно, кстати, вообще номер один по посещаемости в соцсети «ВКонтакте» в целом, порядка 500 тысяч юзеров заходят в него ежедневно.
Есть у нас также приложения для соцсетей «Одноклассники», «Мой мир», но «ВКонтакте» наиболее высокая концентрация. До недавнего времени «ВКонтакте» можно было рекламировать сторонние продукты в рамках интеграции в наших приложениях, учитывая, что у нас большой бэкгрануд массовой аудитории. Наверное, мы провели наибольшее количество больших рекламных интеграций product placement в наших приложениях, например, с брендами «Ношпа», МТС, Puma, Philips и т.д. Всего мы провели порядка 20 - 30 интеграций с крупными брендами. Мы сконцентрировались на «ВКонтакте», потому что в «Одноклассниках» и «Моем мире» интеграция и реклама в приложениях запрещена.
«Есть у нас также приложения для соцсетей «Одноклассники», «Мой мир», но «ВКонтакте» наиболее высокая концентрация» |
- Есть ли у вас статистика по странам, где больше всего скачивают ваши приложения и игры?
- Мы были Топ-1 в России в App Store. Есть еще рынки Англии, Германии, США. Америка, конечно, самый крупный рынок. Если попасть в Топ-1 США, то это будет очень большой успех, потому что там очень большое количество iOS-устройств.
- Кого вы считаете своими конкурентами на российском и мировом рынке?
- Рынок игр и приложений довольно плотный и занятый. Как я уже сказал, есть очень много других хороших компаний, которые делают большие игрушки. Из тех, компаний, которые пользуются уважением на рынке, могу назвать Rocket Jump, Progrestar, Social Quantum, Plarium. Это четыре компании, которые действительно прочно стоят на ногах и занимают хорошие позиции.
- Назовите три самые популярные игры и приложения, выпущенные вашей компанией.
- Самые популярные игры: «Битва империи», «Банзай» и «Робомания». Игрушка Hipo hop – это как раз та, которая попала на первое место в русском App Store. Наиболее успешные приложения – «Фотостатус», «Я ВКонтакте», «Магический шар».
- Сколько человек работает в вашей компании?
- Общее количество сотрудников – около 30 человек.
РОССИЙСКИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ДОРОСЛИ ДО ПОКУПОК В ИНТЕРНЕТЕ
- Как началось сотрудничество с соцсетью «ВКонтакте»? Как удалось предложить свои приложения?
- Платформа «ВКонтакте» открытая, и никакого естественного отбора проходить не нужно. Каждый разработчик, каждый бизнесмен может попробовать себя в рамках создателя приложений и игр, и сделает это либо успешно, либо неуспешно. Мы, как и многие другие, начали с маленьких продуктов, а затем начали развиваться. То есть Immo Games была создана с нуля, а сейчас к ней есть уважение со стороны игроков рынка,
- Надо ли платить соцсети «ВКонтакте» за то, чтобы разместить в ней свои приложения?
- Нет, платить не надо. Если же ваше приложение зарабатывает, то доход делится. Если речь идет об играх, то «ВКонтакте» забирает себе 45 процентов дохода, если о приложениях – в зависимости от рекламы, ее местонахождения.
«Магический шар» – одно из успешных приложений» |
- Многим компаниям удается стать успешными, создавая приложения для соцсети «ВКонтакте»?
- Сейчас это уже тяжело. Когда мы начинали, мы не были первыми на рынке, рынок существовал два-три года, и уже тогда было нелегко. Безусловно, появляются какие-то уникальные продукты. Нет предела совершенству, если кто-то придумает классное приложение, то, конечно, может выстрелить и принести своему создателю миллионы. Надо мыслить креативно, нестандартно, и все получится.
- Как придумываются сюжеты для игр?
- Есть разные игры – стратегии, игры вроде «Фермы» (создание в игре своего участка, сбор урожая, забота о нем). Вообще, идеи придумываются командой дизайнеров, сценаристов, и уже потом реализовывается командой разработчиков.
- Какие игры больше всего интересны пользователям?
- Такого понятия нет. Стрельнуть может любая игра, и никаких гарантий на приобретение популярности у пользователей нет. Все зависит от конкретного продукта.
- Расскажите подробнее, как происходит интеграция брендов компаний в приложения?
- Пользователи приложений получают уникальную возможность вступить в закрытую группу бренда. Например, в приложении «Фотостатус» можно было получить доступ к уникальному разделу «Фотоколлаж», для этого нужно было вступить в брендированную группу «Блендамеда». Эта интеграция была рассчитана под женскую аудиторию, и все прошло настолько удачно, что клиент решил продлить договор еще на две недели сверх установленного срока.
В приложении «Магический шар» также было множество интеграций, например, «Киндер Сюрприза» или Nivea.
- Как вы находили компании, бренды, с которыми сотрудничаете?
- Кого-то я находил сам, кто-то выходил на нас. У нашей компании открытые рейтинги, и она достаточно известна, поэтому с узнаваемостью и клиентами проблем нет.
- Все ваши приложения бесплатные?
- Это условно-бесплатная модель – free to play. То есть по умолчанию оно бесплатное, но есть какие-то дополнительные опции за дополнительную плату. То есть в приложении «Магический шар» можешь получать предсказания бесплатно, но если хочешь получать какие-то бонусы, новые шары, то ты их покупаешь. Приложение «Фотостатус» полностью бесплатное. В основном, все приложения зарабатывают не на внутренней монетизации, а на рекламе.
- А российские пользователи доросли до того, чтобы покупать игры, приложения, дополнительные опции?
- Конечно, доросли. Покупают и тратят при этом много денег.
- Каково соотношение дохода от рекламы и внутренней монетизации игр и приложений?
- Все по-разному, то есть если мы говорим о приложениях, то 90 процентов дохода идет от рекламы, и 10 процентов от монетизации. Если же речь об играх, то, скорее всего, 95 процентов от монетизации и 5 процентов - от рекламы. Как правило, игры вообще не нуждаются в какой-то рекламе и зарабатывают только на монетизации.
- Сколько составляет оборот вашей компании?
- Мы не раскрываем финансовые показатели.
- Чем вы занимаетесь помимо разработки игр и приложений?
- У меня несколько компаний, одна из них занимается разработкой сайтов и их комплексным продвижением: поисковым продвижением, созданием крупных порталов, сайтов, веб-магазинов, промо-сайтов. Оказанием услуг по комплексной разработке сайтов занимается моя казанская команда.
Второе направление – это компания Immo Games, которая занимается мобильными социальными играми, приложениями. По Immo Games мы сейчас насчитываем более 65 миллионов пользователей. Мы номер один «ВКонтакте» по количеству юзеров. Наша компания – номер 6 в России среди подобных компаний и входим в десятку рейтинг-компаний по количеству пользователей в мире. Ежедневно в наши приложения и игры заходят около миллиона пользователей. На данный момент я планирую далее двигаться самостоятельно открывая новые бизнес направления.
«Мы номер один «ВКонтакте» по количеству юзеров. Ежедневно в наши приложения и игры заходят около миллиона пользователей» |
- Активен ли рынок продвижения? Еще год-полтора года назад на различных конференциях эксперты говорили, что этот рынок умирает.
- У клиентов интерес есть всегда, если есть хорошее качество. Интерес к рынку падает только тогда, когда страдает качество. С хорошими характеристиками к тебе всегда будут обращаться за помощью, приводить новых клиентов.
РОССИЙСКИЙ СЕГМЕНТ – НЕ САМЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
- Как оцениваете мировой и российский рынки игр и приложений?
- Точными данными никто не располагает, здесь все очень субъективно. Российский сегмент – не самый перспективный и интересный в плане заработка. Скорее, это некий плацдарм для развития, а именно развитие интересно на Западе. Я сделал для себя выводы, что сейчас наиболее интересно развиваться в рамках мобильного направления, и лично я в дальнейшем собираюсь развиваться самостоятельно именно по направлению игр и приложений. Речь идет о создании больших игрушек мирового класса на разных языках, с локализацией в разных странах. Я считаю, что за этим направлением будущее, и оно очень перспективно.
- Вы имеете в виду сотрудничество с компаниями-гигантами международного уровня для выхода на зарубежные рынки?
- Нет, я сам хочу создать компанию-гиганта. Планируется создать внутреннюю разработку, внутреннюю команду. Модель Immo Games была моделью издательства, то есть у нас были пользователи, ресурсы, понимание, где и что упаковать и развить. Мы помогали развивать продукты приходившим к нам разработчикам и сталкивались с такими проблемами, что не всегда удаленная разработка приводит к каким-то позитивным показателям. Если нет чего-то внутри, то это, как правило, заканчивается не лучшим образом. Если старт внутри, то он контролируется, выделяется какой-то вектор, и процессы, и все остальное уже работают более эффективно. Поэтому командам я бы не советовал работать по модели удаленной разработки, а советовал бы работать над своим Indoor производством, контролем, только тогда компания сможет стать крупной и интересной на рынке.
- Что нужно сделать разработчику, чтобы попасть в App Store?
- Нужно завести аккаунт разработчика и, собственно, все. App Store открыт для публикации новых приложений. Можно запускать бесплатные или платные и зарабатывать за подписку.
- Объясните технологию доступа пользователей в App Store к свежеопубликованному приложению разработчика. Ведь приложение появляется в топе и в поиске не мгновенно.
- Какие-то приложения появляются в разделе «Новинки». В двух словах не расскажешь: есть свои секреты, как покупать трафик, как переманивать пользователей. Есть целая наука о том, как это сделать и как вывести свой продукт в топ. Попадание в топы – это уже позитивная история, которая дается очень немногим из миллионов загружаемых приложений.
- Какой совет вы бы дали разработчикам? Как найти свою нишу?
- За свою немалую карьеру в этой области я понял, что очень много фантазеров, сценаристов, которые пишут большие сценарии, тратят много времени своей жизни на бесполезный путь к неясной цели. Я бы посоветовал, прежде чем что-то придумать, написать, надо проанализировать рынок, тренды, пообщаться с профессионалами и 10 раз задать себе вопрос, почему твоя идея и продукт, которые кажутся тебе гениальными, будут зарабатывать много денег.
- И какие же сегодня тренды на российском, мировом рынках?
- Трендов как таковых особо и нет. Каждая ниша, игра может выстрелить или не выстрелить, - все зависит от реализации, интереса.
«Я бы посоветовал, прежде чем что-то придумать, написать, надо проанализировать рынок, тренды, пообщаться с профессионалами и 10 раз задать себе вопрос, почему твоя идея и продукт, которые кажутся тебе гениальными, будут зарабатывать много денег» |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ НИКОМУ НЕ НУЖЕН
- Ограничены ли возможности развития мобильного сегмента в России в связи с небольшим количеством iOS-устройств, в отличие от США?
- Нет. Это даже хорошо, Россия является неким плацдармом для анализа механик. Сначала ты запускаешь игру, анализируешь показатели, что нравится и не нравится юзерам. Лишь потом уже можно выходить на более интересные рынки.
- PriceWaterHouseCoopers недавно опубликовало отчет, в котором говорится, что сегмент мобильных игр впервые превзойдет компьютерные игры по выручке в России в 2015 году. Можно ли сказать, что интерес к компьютерным играм действительно постепенно падает?
- Безусловно, с каждым годом мобильные технологии развиваются все сильнее, и, запуская продукты, запускаешь их и в мобильном сегменте. Поэтому я согласен с исследованием, и считаю, что не к 2015 году, но в ближайшую пятилетку все будет постепенно переходить в мобильные устройства. С мобильным устройством, в отличие от стационарного компьютера, человек находится почти 24 часа в сутки, поэтому такое предположение PriceWaterHouseCoopers логично.
- Что вы думаете о так называемом буме IT-стартапов в России в последние несколько лет? Некоторые эксперты считают, что этот бум искусственно создан, потому что инвесторам скучно, но интересных разработок и идей на самом деле нет.
- Не могу согласиться с таким мнением. Во-первых, стартап стартапу рознь. Я считаю, что мало по-настоящему квалифицированных специалистов, то есть, как правило, люди много говорят и мало делают. Приходят к потенциальному инвестору, вещают много воды, говорят, что сделают мегакрутую игру, в них вкладывают деньги, но потом ничего успешного не получается. Такое бывает: большой пузырь, который рано или поздно может лопнуть. А стоящих специалистов на рынке немного, поэтому складывается ощущение, что это не очень интересное и перспективное направление.
Плюс к этому – в России не сильно развит инвестиционный блок. Очень сложно найти адекватного инвестора, который будет понимать идею, не будет заниматься бюрократией и ставить палки в колеса. В России этот рынок очень слабо развит, хотя инвесторов много. Бизнесмены и разработчики неохотно соглашаются на то, чтобы отчитываться о каждом своем чихе. Обычно вся инициатива, горящие глаза разбиваются именно об это.
- В России инвесторы часто вкладываются в стартапы с играми?
- IT-сегмент очень развит в России, и игры находятся на лидирующих позициях по вложению денег. Но я все-таки считаю, что большая часть инвестиций – это пузырь, который бесполезно тратится. Хотя такая ситуация есть и в играх, и в e-commerce.
Я готов инвестировать в интересные команды и проекты. Самое главное, чтобы у человека горели глаза, он был замотивирован на успех, у него был необходимый опыт и компетенции. Сама идея сегодня уже играет второстепенную роль, важен человеческий ресурс, сила и большие планы. Если человек хочет делать региональный продукт и на нем заработать, то это неинтересно, а если в планах – создание мировой компании, это интересно.
Региональный продукт – это не то, о чем стоит говорить. Надо всегда ставить большие цели и идти к ним. Бизнес должен быть масштабируемый. Неинтересно делать какой-то региональный местечковый бизнес, который будет приносить смешные деньги, но при этом требовать больших трудозатрат, как эмоциональных, так и человеческих.
- Вы сами уже инвестировали средства в какие-то проекты?
- Да, но пока это секрет. Какие-то проекты уже профинансированы, какие-то – на стадии рассмотрения. Это не только игровое направление, а IT в целом. Инвестиции осуществляются в размере примерно миллиона долларов.
- Что думаете об IT-проектах, реализуемых в Татарстане – IT-парк, Иннополис?
- Я уже давно не был в Казани. В свое время, когда еще жил в Казани, сотрудничал с технопарком «Идея», меня приглашали провести несколько конференций. Казанское IT-направление очень развито, есть хорошие специалисты. Татарстан всегда славился своими IT-специалистами.
Об Иннополисе я не слышал. Учитывая, что Казань – третья столица России, принимала Универсиаду, думаю, что IT-специалисты, возможно, и переедут в город-спутник. Если их замотивируют какой-либо позитивной историей, зарплатами, то, наверное, переедут.
- Если говорить об уровне сегодняшних IT-специалистов, что вы думаете об образовании в данной сфере?
- Есть, по крайней мере, один очень хороший вуз в Москве – Высшая школа экономики. Почти все выпускники этого вуза работают в топовых компаниях. В Казани хороший вуз – КГТУ им. Кирова, где я получил, кстати, свое первое образование, качественное и специализированное.
«Я готов инвестировать в интересные команды и проекты. Самое главное – чтобы у человека горели глаза, он был замотивирован на успех» |
«НУЖНО ДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ БЫЛО ДО ТЕБЯ»
- Расскажите о себе.
- Я учился в КГТУ им. Кирова, первая специальность – управление и автоматизация, если полностью – автоматизированные системы обработки, сбора информации и управление, вторая специальность – менеджмент. Третье образование – электронный бизнес в Высшей школе экономики. Я всегда работал только на себя.
У меня еще в школе была оnline-игра и школьная бизнес-компания. Параллельно учился в музыкальной и художественной школах, и тогда же начал получать опыт экономического характера, и до сих пор активно его применяю.
- Какие у вас есть увлечения, хобби?
- Помимо работы я коллекционирую монеты, занимаюсь фитнесом. В последнее время на себя остается очень мало времени, потому что у компании много направлений для работы.
- Как планируете развиваться дальше?
- Я планирую развиваться в рамках своей самостоятельной компании. Хочу создать компанию мирового масштаба, которая в перспективе будет работать не только на российский рынок, но и входить в мировой топ рейтинга разработчиков игр и приложений.
- Назовите три секрета успеха в бизнесе.
- Самое главное – это мыслить нестандартно. Когда ты мыслишь нестандартно, ты не идешь по проторенной дорожке. Идешь своей дорогой, присутствует больше рисков, но шансов, что достигнешь успеха, гораздо больше. Второе – если есть какой-либо продукт или идея, нужно проанализировать, почему и каким образом твой продукт станет лучше, какие потребности потребителей он будет решать лучше. Нужно всегда делать что-то лучше, чем это было до тебя. Третье – это контроль. Я не говорю о бюрократии. Речь об умении объединения хорошей команды. Важна командоориентированность и сила товарищеских ресурсов.
Напоследок хочу рассказать несколько очень близких мне строк, которые, наверное, отражают мой взгляд на мир и заодно отвечают на ваш вопрос: «Жизнь выбрала тебя, но ты вправе отвергнуть вызов. Каким был бы мир без дикого винограда и осенних дождей? Чем станет дорога без пыли и сталь без ржавчины? Чем станешь ты без людей? Собой!
Нас не спросили, хотим ли мы жить. Но только нам дано выбирать путь. Пойми свою дорогу, поймай свой ветер. Пусть мир останется равниной – тебе предназначено быть скалой. Пока есть свет, ты можешь отбросить тень. Пока есть солнце и воздух, всегда будет ветер. И хорошо, что он порой бьет в лицо...
Я расскажу о себе, но это будет твоя история. Ты вправе переписать ее заново. Научись писать на опавших листьях и струях горной реки. Я начинаю. А ты поставишь точку – там, где сочтешь нужным».
Фото: Владимир Шахиджанян
Визитная карточка компании ООО Immo Games Основана в 2011 году. Количество сотрудников – около 30 человек. Визитная карточка руководителя Илья Флакс – генеральный директор. Родился в 1987 году в Казани. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.