IMG_0063.jpg
 

УЧЕНИК НИКОЛАЯ ФЕШИНА

Александр Родченко прожил в Казани полтора десятка лет. Правда, родился он в 1891 году в Санкт-Петербурге, но в 1902 году семья переехала в Казань. Очевидно, интерес к изобразительному искусству передался Родченко от отца – он был бутафором.

Тем не менее Родченко поступил в казанскую художественную школу и попал на обучение к молодому, но уже очень почитаемому поклонниками изящных искусств Николаю Фешину. И хотя позже Родченко продолжил обучение в Строгановском училище, основы смелости, широты мысли с нестандартных решений, можно предположить, были заложены именно Фешиным.

Интересная деталь: годы пребывания в художественной школе Родченко совпадают с годами пребывания в ней Баки Урманче. Именно в художественной школе Родченко встретил любовь всей своей жизни Варвару Степанову – тоже художницу, музу и верного товарища.

IMG_0046.jpg
 

Родченко повезло: перебравшись в Москву, он оказался в эпицентре новых художественных веяний. Татлин, Малевич – вот его московский круг, где художественные идеи генерировали с утра до вечера.

Пройдя естественный период увлечения живописью и графикой, традиционный для художников, Родченко отдал дань конструктивизму, что соответствовало духу времени, и в 1924 году неожиданно увлекся фотографией. Новый взгляд на предмет, абсолютно новый подход и ракурс – вот что подготовило прорыв Родченко. Искусствоведы полагают, что новаторство Родченко в фотографии сродни тому, что сделал Сергей Эйзенштейн в кино своим «Броненосцем «Потемкиным».

IMG_0043.jpg
 

Впрочем, был у Родченко и еще один аспект: он занялся, как бы сейчас сказали, промышленным дизайном и рекламой. Что касается рекламы, то здесь у него появился мощный соавтор – к художественным идеям Родченко прилагались хлесткие строки Владимира Маяковского.

«МЫ ТОЛЬКО ОПЛАТИЛИ ПЕРЕВОЗКУ И СТРАХОВКУ»

Выставка «В круге Родченко. Стильные люди», экспозиция которой приехала в Казань из московского дома фотографии, конечно же, явление уникальное. Ничего подобного казанцы доселе не видели. Утомленные цветными фото, которые сейчас не делает только ленивый, люди предпочитают рассматривать снимки, которые можно отнести к произведениям изобразительного искусства

- Я узнала об этой выставке из интернета, но она все время путешествовала по миру, и интерес к ней был огромный. Я написала письмо Ольге Свибловой – директору московского дома фотографии. Она любезно ответила и пообещала привезти выставку в Казань, – рассказывает предысторию организации выставки директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева.

IMG_0038.jpg
 

Свиблова, конечно, подвижница, и для нее важнее приобщить россиян к искусству фотографии, чем заработать деньги. Поэтому с казанцев за демонстрацию выставки она не взяла ни копейки, музей оплатил доставку и страховку.

- Мы редко обращаем внимание на то, во что одеты знаменитые художники, писатели, музыканты. Вспоминаем их лица, ситуации, события. А между тем любой человек – носитель своего стиля, в том числе и стиля одежды. Особенно актуальным становится демонстрация стиля поведения, разговора, внешности и одежды в моменты резкого слома, смены художественных направлений. Поэтому снимки, выполненные великим фотографом и художником Александром Родченко, а также его друзьями и коллегами в период с 1924 по 1940-е годы, подчеркивают, что революционная эстетика была не модой, не стилем, а самой жизнью. Люди кино одеты с налетом военизированного техницизма, с сочетанием некоторой нарочитости и рациональности. Фоторепортеры одеты скромнее: они не должны выделяться, их задача – наблюдение. Писатели выглядят более домашними. Лишь Владимир Маяковский в костюме с иголочки кажется только что вернувшимся с очередного диспута. Безупречность костюма, не допускающая неряшливости во время публичных выступлений, – такое же его оружие, как и острое слово, – полагает Свиблова.

IMG_0059.jpg
 

«ЭТО МАСТЕР-КЛАСС»

80 работ Родченко и его коллег, которые снимали самого мастера, потрясают. Ни грана позы, все просто, естественно и необычайно точно психологически. В экспозиции практически только портреты. Портреты символов эпохи. Главные герои – Маяковский и Лиля Брик. Много фотографий и верной подруги, поддерживающей все начинания Родченко, – Степановой.

- Как вы видите, все снимки, естественно, черно-белые, возможно, они не такие четкие, как хотелось бы и, наверное, фоторедактору с ними сейчас было бы трудно работать, но они максимально отражают эпоху, – заметил на открытии выставки художник Григорий Эйдинов.

IMG_0044.jpg
 

Эпоха середины 20-х годов и последующего десятилетия отражена и в костюмах, и в прическах, в каком-то мимолетном настроении персонажей. Брутальный Маяковский, стильный, кажется, что благополучный, но с какой-то все-таки тоской в глазах. Кстати, Родченко и Степанова еще при жизни поэта весьма необычно, с помощью коллажей (а Родченко вообще можно считать основоположником этого жанра), проиллюстрировали его поэму «Про это».

Брик – вальяжная, продуманная до мелочей, со стервозной улыбкой победительницы. Она то предстает в черном прозрачном платье, под которым видно нагое тело, то в строгом твидовом костюме. Свободная женщина – лицо эпохи.

Степанова, напротив, естественна до предела. Ее лицо, если обратиться к канонам красоты, далеко не совершенно, но с какой любовью снимает ее муж, как она светится от непосредственности и радости бытия. Такие девушки были главными героинями парадов на Красной площади и вступали в ОСОВИАХИМ.

IMG_0053.jpg
 

- Сейчас много людей с фотоаппаратами. Спросишь у такого: ты кто? Отвечает: я фотограф. Но фотограф – это далеко не тот, кто просто нажимает на кнопку фотоаппарата. Я всегда говорю своим ученикам: снимите предмет с десяти ракурсов, и тогда у вас найдется тот единственный, что окажется хорошим. Так, кстати, делал Родченко, – полагает известный казанский фотограф Георгий Козлов.

Вообще же присутствующие на выставке, проходящей совсем неподалеку от здания художественной казанской школы, единодушно решили: в Казань приехала не просто выставка – Родченко дает мастер-класс по фотографии в городе, в котором он начинал как художник.