ИНТЕРНЕТА НЕ БУДЕТ
На ключевой секции второго дня форума RIW-2013 эксперты позволили себе пофантазировать на тему будущего. Неслучайно было выбрано и название дискуссии – «The age of platform. Каким интернет будет завтра». В последние годы крупные интернет-компании стремятся предложить пользователю полный набор услуг, чтобы не возникало желания уходить на другой ресурс. В 2011 году вышла книга Фила Саймона The Age оf Platform, в которой он описал путь Google, Amazon, Apple и Facebook, которые избрали для себя именно такую линию поведения, что еще можно назвать «одним окном», где человек может получить все что угодно: от почтового сервиса, прогноза погоды до интернет-магазина. Во время секции экспертам была предоставлена возможность обсудить российские тенденции, а также сможет ли какая-то отечественная компания стать мегаплатформой.
«Это футуристка, это вопросы рассмотрения социотехнических экосистем. Тема очень важна для понимания будущего», – обозначил важность вопроса советник министра связи РФ Дмитрий Сатин. И тут же обратился к пришедшим экспертам с вопросом: «Кому принадлежит будущее: роботам или людям?»
Директор по маркетингу сервисов «Яндекс» Андрей Себрант уверен, что вскоре слово «интернет» люди перестанут употреблять. Такое заявление вызвало некое недоумение у аудитории. Себрант пояснил, что никто не спрашивает, откуда берешь воду, а слово «водопровод» употребляют редко. «Истории про интернет – это истории, которые на протяжении долгого времени использовали два синонима: интернет и веб. Вся история развития поисковых систем, традиционных... – это истории про интенсирование трафика. Оба слова, я очень надеюсь, станут маргинальными», – объяснил свою позицию Себрант.
Он не раз повторил, что интернет все больше становится частью повседневной жизни. В качестве примера он привел эксперимент, когда молодежи «с какими-то девайсами» задавали вопрос: пользуетесь интернетом? На что они отвечали: нет. Затем выяснилось, что опрашиваемые пользуются «ВКонтакте», почтой и прочим. «Он запускает какое-то приложение, он не думает, что там есть интернет. И это правда», – добавил Себрант.
Эксперт обратился к специалистам из Microsoft, которые, по его мнению, создав Internet Explorer, «вбили в голову пользователей, что интернет надо искать через веб». «Интернет будущего – это не сайты и страницы, которые, конечно, останутся где-то на периферии, как сейчас библиотеки. Интернет будущего – это взаимодействующие в реальном времени интерфейсы умных вещей. И одна такая вещь всегда с нами, которая рассказывает, как упростить жизнь», – определил Себрант. За этим и будущее, полагает эксперт. Что касается временных рамок, то Себрант уверен, что слово «интернет» перестанет так называться, когда не будет ассоциироваться с браузером, а для этого, прогнозирует эксперт, потребуется всего несколько лет.
ИНТЕРНЕТ АКТИВНО «КУШАЕТ» ТЕЛЕВИДЕНИЕ
С Себрантом не согласился гендиректор RU-CENTER Александр Панов. Он, напротив, уверен, что слово «интернет» будет «крепко и прочно жить» еще лет 30, не меньше. «Никуда оно не денется… Все будет жить», – сказал он. Панов также отметил, по его мнению, интересную тенденцию, когда интернет сначала постепенно начал «кушать» телефонию и в конце концов ее съел, а сейчас уже приступил к телевидению. «Интернет у нас сейчас активно кушает телевидение. Наверно, еще лет 6 - 7, и он его докушает полностью», – заметил он. При этом эксперт совсем не хотел бы застать то время, когда подставка для яиц будет напоминать, что нужно купить еще этих самых яиц, потому что «это уже будет реальный фильм «Матрица». «Слава Богу, что этого не происходит», – с облегчением сказал он.
В то же время Панов убежден, что надо следить за тенденциями, однако не забывать, что каждая имеет как положительную, так и отрицательную сторону. «Все информационные, все транспортные потоки сольются в необходимый набор приложений, который должен облегчать жизнь», – сделал прогноз эксперт и добавил, что через три-четыре года многие технологии, как SEO-оптимизация и создание доменов, исчезнут из нашей жизни. Кроме того, телевидение уйдет в сеть, а в «докушанную» телефонию останется только добавить видео, что сейчас делает Skype. Также, по предположениям Панова, начнут между собой конкурировать различные приложения. «Будущее за теми приложениями, которые должны нам помогать, а не выкачивать из нас деньги», – ожидает эксперт.
ПЛАТФОРМЫ ЗАМЕНЯТ ИНТЕРНЕТ
Руководитель проекта Games.Mail.ru Александр Кузьменко начал свое выступление с того, что в играх, которыми он занимается, существует большая конкуренция за пользователя. «Каждый пользователь уникален. Существует даже такое понятие, которое называется «цена подключения одного пользователя». При этом, если раньше эта цена измерялась в центах, то теперь в некоторых проектах она измеряется в долларах. «Именно поэтому в игровой среде сейчас принято такое понятие, как платформа. Платформа – это некий субстант, интернет для интернета, который не отпускает пользователя никуда далеко за пределы самой себя», – пояснил Кузьменко. Поэтому, учитывая современные тенденции, отметил эксперт, каждый крупный разработчик, оператор или компания пытаются так или иначе говорить и собственной платформе. Таким образом, они не хотят выпускать пользователя за свои пределы. «С одной стороны, это замыкает развитие платформы внутри самой себя, но с другой – это дает некий систематизированный вектор развития», – считает Кузьменко.
Платформы, по его мнению, должны заменить интернет вообще, то есть привычные действия, как, например, просматривать почту, они будут доступны даже в случае отключения интернета провайдером. «Все текущее состояние платформ – это исключительно борьба за пользователей. Она важна. Но тем не менее я ожидаю, что через год-два вся эта стандартизация приведет к тому, что у нас просто будет несколько платформ, например, Mac, PC, Linux. Все эти платформы будут предлагать одни и те же сервисы и наверняка рано или поздно будут друг с другом вместе», – ожидает Кузьменко.
Себрант решил поспорить с докладчиком. Он заметил, что слово «платформа» достаточно новое, поэтому каждый вкладывает в него свой смысл. «Платформа на самом деле не полная монополизация интернета, наоборот, такая же оптимизация, которая сейчас в цифровом ТV происходит, когда каналов масса, но они используют единую инфраструктуру. То же самое будет в интернете. Просто вместо того, чтобы ваять сайты, будут делать что-то полезное», – изложил свою позицию Себрант.
В спор вмешался Сатин. Он считает, что побеждать будет та платформа, которая свои сервисы сможет лучше интегрировать с теми инструментами, которыми пользуются чаще всего. Например, если человек выстраивает свою работу в календаре, ему приходит приглашение на какое-то мероприятие с указанием адреса. В таком случае будет удобнее не открывать картографический сервис, а попросту ткнуть в приглашение и узнать, где это находится. «Тот, кто интегрируется, тот и начнет захватывать», – сделал вывод Сатин.
«В ВЫИГРЫШЕ ОКАЖЕМСЯ ВСЕ МЫ КАК ПОЛЬЗОВАТЕЛИ»
Михаил Черномордиков из компании Microsoft предположил, что, следуя логике развития, сейчас идет очередная волна, и как все будет дальше развиваться и называться, пока неясно. Что касается платформ, то Черномордиков провел аналогию с торговыми сетями. Например, существует сеть «Магнит», там есть сыр такого сорта, другого сорта и еще третьего. При этом есть магазины премиум-сегмента, есть обычные. Принципиальной разницы нет. «Если вы хотите продавать свой сыр, вам надо прийти в магазин и договориться, чтобы он появился на этой полке. Если вы пишете приложение, то вам надо прийти в AppStore, Google Play или Windows Store и поставить его на полку… Мне кажется, online и offline уже давно живут по одним законам», – сказал он.
При этом ключевыми словами ближайшего времени Черномордиков назвал экосистему, устройство, сервисы и платформы. «На самом деле все это пересекается между собой», – добавил эксперт. Однако он отметил, что в Microsoft будущее представляют так: разные устройства на всем теле человека и разные сервисы, которыми хочется пользоваться на этих устройствах.
«Что такое Skype? Это сервис? Сервис. Это приложение? Это приложение. Это экосистема? Это экосистема. Это платформа? Это платформа», – рассуждал Черномордиков. Аналогичный пример он привел с Angry Birds. «Все в итоге трансформируется. И кто в итоге окажется в выигрыше? В выигрыше окажемся все мы как пользователи. В выигрыше окажутся участники экосистемы, которые покажут пользователю, что хорошо быть участником экосистемы», – заключил эксперт.
Себрант добавил, что если даже платформы будут развиваться, то никакая одна не сможет вытеснить все. По его ожиданиям, таких платформ будут если не сотни, то десятки точно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.