ПОЧТА ФОРМИРУЕТ МНЕНИЕ О ТОМ, КАК РАБОТАЕТ СТРАНА
Вчера в Казани собрались представители отделений Почты России со всей России – обсуждали, как эффективнее использовать IT-технологии. Семинар назывался «Современные задачи по развитию информационных технологий ФГУП «Почта России». «Это отражение правильного и неизбежного тренда, связанного с повышением производительности труда и переводом массы процессов в автоматизированный режим», – охарактеризовал мероприятие министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов. Он напомнил, что региональные отделения почты начали объединяться в ФГУП «Почта России» в 2005 году, и Татарстан был последним присоединившимся к процессу регионом. По словам Шайхутдинова, Почта России формирует мнение населения о том, как работает страна. «Важный проект, который может быть реализован, – финансовые услуги», – коротко обрисовал возможный драйвер роста предприятия глава минсвязи. По его мнению, также важно развивать инфраструктурные проекты, когда Почта России может стать опорной точкой для ликвидации цифрового неравенства.
Такие перспективы не могут не радовать, ведь, как сообщила директор филиала УФПС «Татарстан почтасы» – филиала ФГУП «Почта России» Регина Кузнецова, в Татарстане у почтовой связи 854 отделения в сельской местности, и 250 – в городах. Для сравнения: у обладателя крупнейшей сети отделений – Сбербанка – в РТ порядка 600 точек.
ЛИКВИДАЦИЯ «ХОТЕЛОК»
«Специальным гостем» семинара стал заместитель генерального директора Почты России Андрей Хоробрых. Для начала он ответил на волнующий многих вопрос о форме собственности предприятия – акционирование произойдет, скорее всего, в 2014 году.
Далее Хоробрых рассказал о методах реализации почтовой IT-стратегии. Она состоит из пяти слоев: бизнес-архитектуры, интеграции приложений, технологической архитектуры, управления IT-поддержкой и управления изменениями и программами. Говоря об управлении IT-поддержкой, спикер отметил, что это сервисная модель и всего на обслуживание (серверы, лицензии и так далее) предусмотрено 9 млрд. рублей из бюджета. «2 миллиарда можно сэкономить. Я уверен, сюда относятся и все почтовые технологии, и что дают в руки клиенту, и какую последовательность кнопок нажимает оператор», – перечислил земгендиректора. «Управление изменениями – это ликвидация неконтролируемых «хотелок», которые не приносят никакого эффекта. После вопроса, какой эффект будет от той или иной новой программы, проекта, 70 процентов «хотелок» отпадает», – уверен Хоробрых.
Он также рассказал о программе до 2018 года. Так, в 2014 - 2015 годах будут реализованы проекты по корпоративной сети передачи данных и вычислительной инфраструктуре, в 2015 - 2016 – финансово-хозяйственный блок, проект управления персоналом, интеграция систем и бизнес-приложений. В 2016 году реализуют проект «Управление рисками», а в 2017 – «Монитор руководителя». Что касается бюджетов по годам, то в 2014 году это 14 млрд. рублей, в 2015 – 15,5 млрд., в 2016 – 8 млрд., в 2017 – 5 млрд. рублей.
Руководитель ДТиТО ФГУП «Почта России» Константин Лобачев рассказал о направлениях работы в 2014 году. Во-первых, это модернизация существующих систем и вывод новых сервисов, это направления для транспортной логистики. Во-вторых, создание клиентоориентированных сервисов, к которым, к примеру, относится реализуемый ныне проект единой системы отделений почтовой связи. Все это, по словам Лобачева, позволит избавиться от изрядно всем надоевших очередей в отделениях Почты России.
«ЧТОБЫ УБИВАТЬ МЕЛКИХ ОПЕРАТОРОВ»
Одним из главных вопросов семинара стали платежные и переводные сервисы. Директор ЦАИТС – ОСП ФГУП «Почта России» Дмитрий Скворцов привел интересные данные. По его словам, люди все меньше пользуются почтовыми переводами. В 2012 году объем почтовых переводов составил менее 100 млн. штук – столь низкий показатель в последний раз наблюдался в 2005 году (в 2009 году было 140 млн. переводов). Скворцов отметил, что по почтовым переводам на рынке в последние годы появились альтернативные игроки: «Например, «Золотая корона» и другие, которые позволяют отправить переводы и по России, и за рубеж по тарифам, гораздо более привлекательным для клиентов. А оперативность расчетов по платежам – три-четыре дня. Это уже перезрели», – посетовал он. Объемы операций по платежам тоже снизились.
Способом решения этих проблем Скворцов назвал создание централизованной федеральной системы по платежно-переводной платформе (работа уже началась), унификацию почтово-финансовых услуг, создание универсального протокола информационного взаимодействия терминальной сети с сервисами единой платформы и поставщиками услуг. Хоробрых отметил, что люди действительно уходят на порталы платить за услуги, и обозначил, что однозначно будет происходить интеграция с порталом госуслуг. «Чтобы убивать мелких и неконкурентоспособных операторов, – объяснил он. – Сейчас обсуждается, что Почта России будет оказывать госуслуги».
Замдиректора УФПС «Татарстан почтасы» Роберт Галимов рассказал об опыте Татарстана по приему платежей. По его словам, количество контрагентов выросло за счет того, что были собраны все мелкие детские сады в районах РТ, были поставлены терминалы для оплаты, которые активно используются и влияют на экономику предприятия. Среди перспектив роста Галимов назвал прием налоговых платежей, прием платежей через карты оплаты, прием других бюджетных платежей (Росреестр РФ, Кадастровая палата).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР
Хоробрых рассказал о ближайших планах предприятия: «Основная цель, которую мы хотим достигнуть, это чтобы клиент понимал, что происходит с его почтовым отправлением, где оно находится, – услуга Track and trace. Второе: мы очень хотим и, думаю, сделаем в течение следующего года, – ускорим обработку, продажу услуг, чтобы клиенту было удобно приходить на почту, оплачивать услуги ЖКХ, получать госуслуги. И третье – переход в интернет в консолидации с порталом госуслуг. Есть различные направления, которые делаются с разной скоростью. Например, система Track and trace будет работать уже с начала 2014 года. Комплексное обновление корпоративной сети, вычислительных мощностей и прочих прикладных программ рассчитано на несколько лет».
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у Хоробрых и Шайхутдинова о других проектах предприятия. Например, в апреле этого года нашему изданию рассказали, что для доставки почты в городах предполагается использовать электромобили, но в июле проект был отменен. «Средняя дальность электромобиля – 150 километров, окупаемость превышает 10 лет, и заправок нет. Не знаю, что это был за проект, – ответил Шайхутдинов. – Возможно, внутри города можно их использовать, внутри огромных складских терминалов». «Это была идея, в рамках которой было закуплено три электромобиля, и идея не показала свою эффективность, – объяснил замгендиректора Почты России. – Частично эти электромобили использовались на Универсиаде и сейчас планируется, что часть электромобилей будет использоваться в Сочи для движения внутри Олимпийской деревни».
Рассказал нашему изданию Шайхутдинов и об амбициозном проекте, который будет реализован в Казани в следующем году (точная дата неизвестна), – международном центре почтовых сообщений. Напомним, наша газета писала, что центр должен открыться 1 октября. Однако глава минсвязи уточнил, что инвестпрограмма пока находится на согласовании, хотя принципиальное решение уже принято, и земельный участок предварительно согласован Татарстаном с ФГУП «Почта России». Создание центра будет способствовать развитию казанского авиатранспортного узла (будет граничить непосредственно с территорией аэропорта). «Проектные мощности пока не раскрываем, – рассказал Шайхутдинов. – Коллеги из Почты России предложили организовать там комбинированный центр – международный центр почтовых сообщений и автоматизированный сортировочный центр. Он будет отвечать за доставку почтовых сообщений, посылок, писем и обслуживать близлежащие приграничные субъекты Федерации. По сути, это Приволжский федеральный округ. В центре будут и международный таможенный пост, и сортировочный, и импорт почтовых сообщений из-за рубежа. Сейчас прорабатываются вопросы с таможенной службой России».
ПОЧТА РАБОТАЕТ НА 30 - 40% ОТ ТРЕБУЕМОГО ТЕМПА ЖИЗНИ
Один из проектов, о котором на днях заявил министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, – получение Почтой России банковской лицензии. Хоробрых объяснил «БИЗНЕС Online», что это означает для населения: «Мы действительно планируем получить лицензию на банковские услуги, но это будет возможно только после того, как изменим свою форму собственности. Текущая форма – ФГУП – не предполагает выдачу банковской лицензии. Учитывая тенденции, которые сейчас происходят и в правительстве России, и в минсвязи, надеемся этот вопрос решить в следующем году. Что касается услуг, то в первую очередь это, конечно же, почтовые карточные переводы, пенсии, которые мы хотим сохранить у себя, это оплата, микрокредитование».
Напоследок руководители Почты России поделились мнением о существующих проблемах IT-технологий в работе своей организации. По словам Шайхутдинова, IT для Почты России – это скрытый резерв для роста. «Надо улучшить отдачу от IT, – констатировал Хоробрых. – Можно сказать, что существующие системы работают на 30 - 40 процентов от требуемого темпа жизни. Мы должны модернизировать или заменить системы, и использовать их на все 100 процентов. Не секрет, что в городских отделениях вы наблюдаете очереди, когда люди пытаются либо отправить письменную корреспонденцию, либо получить. Это отчасти связано с IT. Мы хотим распределить потоки, создать специализированные центры выдачи и обработки корреспонденции, перевести часть в интернет, организовать взаимодействие с иностранными почтовыми организациями. У нас почти реализован проект по совместной работе с Федеральной таможенной службой, когда прохождение информации идет в электронном виде. IT сближает разрозненные ведомства, группы и направления».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.