ИНТЕРНЕТ

Сайт ресторана «Рубаи» выполнен в той же стилистике, что и сам ресторан. Довольно просто, без особых изысков, но вполне колоритно, по крайней мере, дает некий ориентир для тех, кто впервые хочет посетить «Рубаи». Правда, функционал сайта соответствует лучшим образцам прошлого века: меню выполнено в виде скана страниц бумажной версии. Чтобы найти нужное блюдо, приходится поочередно открыть один-другой десяток страниц, что, согласитесь, неудобно. Раздел «галерея блюд», в котором предполагалось размещение фотографий различных блюд, которые можно попробовать в ресторане, выглядит недоделанным. К тому же вызывает много вопросов: почему выбрана именно эта 21 фотография из нескольких сотен блюд, которые предлагает ресторан. Напрочь отсутствует возможность online- бронирования столика. Последний отзыв гостей на сайте датируется мартом 2012 года, что говорит о том, что руководство ресторана мало уделяет внимания сайту. Впрочем, могло быть и хуже. По крайней мере, на сайте вывешено актуальное меню, и указаны правильные номера телефонов, по которым мы за пару минут заказали себе столик.

IMG_9963.jpg

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Ресторан расположен в самом центре Казани, но чуть в стороне от оживленной ул. Баумана и «Кольца» — на пересечении ул. Профсоюзная и Университетская, что является большим плюсом. Оборотная сторона этого плюса — проблема с парковками. Впрочем, на противоположной стороне улицы имеется подземный паркинг, что если не совсем, то частично решает проблему. Кстати, в ресторан можно добираться и на метро (вход в метрополитен в трех минутах ходьбы от ресторана), тем более что «Рубаи» работает всего лишь до 23 часов вечера. Это довольно странно для хорошего ресторана в центре города, но расположение «Рубаи» в жилом здании накладывает свои ограничения.

КОНТИНГЕНТ

Свои двери для посетителей заведение открывает с 11 утра, и уже в обед здесь большинство столиков заняты — бизнесмены из близлежащих офисных центров облюбовали ресторан для проведения деловых обедов со своими партнерами в неформальной обстановке. Основной контингент «Рубаи» — мужчины за 40 лет, но также много молодых, семейных, которые пришли просто для того, чтобы провести вечер в спокойной, почти домашней атмосфере, поболтать за чашкой чая.

ИНТЕРЬЕР И ОФОРМЛЕНИЕ

Входная группа ресторана «Рубаи» выполнена в виде ажурной садовой беседки и отлично справляется со своей главной задачей — визуально отделяет вход в заведение от остального здания и настраивает гостей на нужный лад. По вечерам на здании загорается вертикальная вывеска с крупными неоновыми буквами, так что найти ресторан довольно просто.

Гостей ресторана встречают юноши и девушки в национальных узбекских одеждах и с тюбетейками на голове. В холле расположен гардероб, бар, кальянный отдел и вход в туалетную комнату, рядом с которой расположены административные помещения. В ресторане два зала: для курящих и для некурящих, общей вместимостью в 55 мест.

Зал для курящих стилизован под летнюю кухню при узбекском доме — сура. Имитация глиняных стен, повсюду уникальные «вещицы» (иначе их не назвать), тут и расписные ляганы, причудливые фигурки. Всюду роскошь тканей ручной работы из натурального шелка, а на столах дивные скатерти, вышитые вручную шелком на бархате еще в 60-х годах. Столики отгорожены друг от друга шторами с полупрозрачными тканями, что обеспечивает ощущение интимной зоны отдыха.

Зал для некурящих расположен в глубине ресторана. Здесь к услугам посетителей имеются четыре VIP-кабинки и еще несколько столиков. Здесь можно посидеть большой компанией или же провести романтическое свидание.

Оформление столиков самое стандартное, без изысков: скатерть, льняные салфетки, корзинка из нержавеющей стали для перечницы и солонки, стаканчик с зубочистками, вазочка с бумажными салфетками, подставка с рекламными буклетами. Но при этом надо отдать должное — посуда аутентичная, в стиле заведения — привезена из Узбекистана, очень качественная и красивая, и, по всей видимости, ручной работы. По крайней мере, никаких логотипов и штампов на ней не было. Столовые приборы из нержавеющей стали тоже не простые — дизайнерские, производства английской фирмы Robert Welch, не самые дешевые, надо признать. Это не IKEA.

За некоторыми столами курили кальян, кто-то сигареты, но запах практически не чувствовался из-за хорошей вытяжки.

В ресторане повсюду видна рука хорошего дизайнера интерьеров, которому удалось создать атмосферу узбекской чайханы даже в мелочах. Все элементы интерьера и мебель, за исключением обычных столов (которые закрыты скатертями, так что не портят общее впечатление), выполнены вручную, под заказ. Пожалуй, единственный стилистический ляп я обнаружил в туалетной комнате, в холле которой рядом с подсвеченными витринами узбекских сувениров (удачная находка) на стенах наклеены или нарисованы плакаты советского времени. Да и таблички с грубоватыми (на мой вкус) надписями неуместны в данном месте. Зато керамическая плитка с национальными узбекскими узорами смотрелась очень аутентично. Общее впечатление от интерьера: весьма неплохо. Не фешенебельно, но гармонично и создает ощущение уюта.

КУХНЯ

Хотя «Рубаи» позиционирует себя как ресторан высокой среднеазиатской кухни, по набору предлагаемых блюд (за исключением одного-двух десятков классических узбекских кушаний), это заведение похоже на обычный среднестатистический ресторан европейской кухни. Здесь можно найти и морепродукты, и борщи. Правда, эти блюда «замаскированы» под узбекские названия. Это довольно грамотное маркетинговое решение, которое расширяет целевую аудиторию ресторана. Кстати, музыкальное оформление ресторана тоже можно назвать «слегка стилизованным»: модные мотивы, в котором едва уловимы среднеазиатские нотки. В принципе, не напрягает и не выбивается из общей стилистики «Рубаи».

ОБСЛУЖИВАНИЕ

Для тестирования кухни ресторана «Рубаи» я пригласил своего давнего знакомого, профессионального повара с многолетним стажем. Столик был зарезервирован на вторник в 18:30, однако мы пришли с опозданием на 15 минут. Встретивший нас администратор покачал головой и пошел проверять в зал, есть ли свободные места. При этом нас не спросили, в каком зале хотим сесть: для курящих или для некурящих (кстати, когда я резервировал столик по телефону, сотрудница ресторана также забыла уточнить эту информацию). Нам повезло, в зале для курящих оставался один незанятый столик. Повезло и ресторану: мой знакомый как раз принадлежал к разряду любителей сигарет. Миловидная молодая девушка в узбекском халате и тюбетейке провела нас к столику и предложила меню. Обсуждая план похода в ресторан «Рубаи», мы заранее договорились сконцентрироваться на изучении блюд именно узбекской кухни. Поэтому мы попросили официантку посоветовать нам что-нибудь, стоящее внимания, из национальных блюд. На удивление, девушка «поплыла» от такого стандартного вопроса и довольно сумбурно предложила нам стандартный набор.

Поняв, что на помощь официантки надежды мало, мы принялись самостоятельно изучать меню и остановили свой выбор на салате «Шакароп» (тонко порезанные кольцами красный лук и помидоры с кусочками чеснока), плове по-фергански, кийма-кабоб (рубленная баранина и телятина, приготовленная на угле), узбекча-кабоб (шашлык из филе барашка) и гуштаи манты (манты с бараниной).

К нам подошла еще одна симпатичная девушка — чайный мастер (чайханщик) — и предложила попробовать местный чай. Чаи в «Рубаи» заслуживают отдельного разговора. Здесь можно найти десятки сортов чая на любой вкус и к любому блюду. Мы выбрали черный чай с ягодами и корицей. Через несколько минут стеклянный чайничек с подставкой, на которой горела свечка, поддерживая температуру напитка, был у нас на столе. К чаю нам подали ароматную лепешку с кунжутом, чтобы мы могли «заморить червячка», пока готовятся основные блюда. Чай оправдал наши ожидания на все 100%. Приятная теплота разлилась по телу, и мы почувствовали, как вошли в ритм узбекской чайханы — неспешный и немного вальяжный.

Через 20 минут нам принесли первые из заказанных блюд: плов по-фергански и салат «Шакароп», сочетание которых по вкусу очень дополняет друг друга. Порция плова неплохая, примерно 350 грамм. Однако подача блюд несколько разочаровывала. Не было даже попытки приукрасить плов листочком зелени. Лаваш тоже был бы в тему.

Плов оказался неплохим — настоящий ферганский красно-бурый рис сорта «девзир», хорошая баранина. Достаточно вкусно приготовлено — умеренно жирный, рис рассыпчатый, правильной консистенции, мясо нежное — явно не остатки, в меру зиры и паприки. Смутило только отсутствие в рецептуре некоторых стандартных для узбекского плова ингредиентов, таких как горох (нухот), изюм и барбарис. С ними плов был бы побогаче на вкус и на вид.

Впрочем, в меню ресторана плов с горохом и изюмом стоял отдельной позицией — свадебный плов «Той Оши» (420 рублей). Следом за ним в списке меню, кстати, шел плов из морепродуктов (500 рублей). Оригинально, конечно, но попробовать это блюдо почему-то не тянуло. Плов заслужил от нас твердую четверку.

Начиная пробовать плов, мы вдруг обнаружили, что винную карту нам не принесли. Решили узнать у официанта, есть ли у них чача. Девушка по памяти не помнила, сбегала в бар, вернулась и сказала, что ее нет. Предложила в качестве замены лимончелло. Для интереса мы спросили, сколько стоит этот напиток? Девушка опять побежала в бар, узнавать цену. В итоге мы всеже добились, чтобы нам предоставили винную карту и внимательно изучили цены. В принципе, цены на спиртное не разочаровали. Например, 50 грамм «Столичной» в «Рубаи» стоит 100 рублей, что является средней по городу ценой в ресторанах.

Через 25 минут после заказа официант принес порции шашлыка по-узбекски и кийма-кабоб. Порция шашлыка представляла из себя три небольших шампура, на каждом из которых были насажены по четыре кусочка баранины, разделенные между собой тоненькими слоями сала. На наш каверзный вопрос, а не свиное ли это сало, официант энергично стал доказывать, что это курдючное сало баранины. Общий вес порции был вполне приличен — около 450 грамм (каждый шампур вытягивал на 150 грамм).

Порции шашлыка выглядели вполне аппетитно, и запах был соответствующий. Но и тут не обошлось без разочарования. К обоим блюдам были принесены нержавеющие соусницы с одинаковым простейшим соусом на основе консервированных помидоров и две одинаковых тарелки с нарезанным кольцами красным луком. Блюда, также как и плов, были поданы без малейшего намека на изящество. Трудно понять, почему шашлыки нельзя было подать с зеленью? Это же так очевидно! И один соус — это тоже дурной тон. Можно было бы на выбор принести хотя бы два-три соуса. Экономия?

Сами кусочки шашлыка были выполнены с правильной обжаркой, мягкие, хорошего цвета. Судя по времени изготовления порции, шашлыки обжаривались на углях до получения нужной корочки, а потом доходили до кондиции в духовом шкафу.

И тут мой консультант начал активно принюхиваться к мясу, а потом заявил, что его замачивали в уксусе, что никак нельзя ожидать от настоящего узбекского шашлыка. Я тоже принюхался и согласился, что от шашлыка доносился тонкий, но уловимый запах уксуса. При этом было видно, что мясо свежее — посетителей у ресторана много, так что мясо вряд ли успевает залеживаться. Кстати, в Узбекистане принято мариновать шашлыки в воде. Да-да, в обыкновенной кипяченой холодной воде, правда, иногда применяют и минеральную. Небольшое количество воды плюс соль, перец и специи, да резаный лук — вот самый правильный маринад по-узбекски.

За качество мяса шашлыку ставлю твердую четверку, но само блюдо не могу оценить выше тройки — уксус, отсутствие зелени...

Кийма-кабоб — это фактически котлетка, приготовленная на шампуре. Фарш рубленый, хорошо отбитый. Но блюдо получилось каким-то пресным и скучным. По всей видимости, фарш был заготовлен с луком еще утром, но не ранее. И все та же проблема с выбором соусов. За кийма-кабоб тоже ставлю троечку.

Официант или проходящий мимо администратор зала мгновенно уносили освобождающиеся шампуры. В приступе рабочего энтузиазма официант унес даже одну из тарелок с луком, хотя у меня на нее еще были планы. Все произошло молниеносно: вот тарелка стоит, а через секунду только с изумлением смотришь в спину официанту, уносящему полную тарелку.

Наконец, через час после заказа нам принесли манты. Хотя в домашних условиях манты считаются первым блюдом, но в данном случае столь долгое время приготовления блюда можно засчитать в плюс кухне ресторана. Менее чем за час сделать с нуля и приготовить правильные манты нереально. Порция хорошая — четыре крупных манта. Общий вес порции — около полкилограмма. К мантам был подан классический домашний соус из смеси сметаны, майонеза и зеленого лука.

Мой консультант тщательно препарировал одни манты: «Хорошо, что в фарше нет картошки. Но очень много лука. Манты приготовлены как положено, с соблюдением технологии, на пару. Тесто тонкое, пресное. Все поварилось до готовности, — вынес он свой профессиональный вердикт. — Твердая четверка за манты. Пятерку я поставлю тому блюду, которое бы я еще захотел заказать в качестве добавки».

Заканчивая наш ужин в «Рубаи», мы попросили официанта рассказать про систему скидок. На этот раз он все рассказал подробно. У него, как говорится, текст от зубов отскакивал. По словам официанта, если посетитель положит на депозит 20 тыс. рублей, то ему будет дана карточка, предоставляющая 10% скидку, при депозите 25 тыс. — 15%. Деньги с депозита можно тратить, причем не надо снова пополнять — скидка останется у посетителя ресторана навсегда, даже после обнуления депозита.

СЧЕТ

Плов по-фергански — 360 рублей.

Салат «Шакароп» — 250 рублей.

Лепешка с кунжутом 2 шт. — 140 рублей.

Кийма-кабоб — 360 рублей.

Узбекча-кабоб — 490 рублей.

Гуштаи манты — 360 рублей.

Чай сезона — 500 рублей.

Столичная (1/50) 2 шт. — 200 рублей.

Всего: 2660 рублей.

В пересчете на одного человека без учета спиртного вышло около 1,3 тыс. рублей.

Сначала нас удивила цена чайничка, но потом прикинули: с одной заварки выходило шесть небольших пиал. Нам его заваривали три раза, причем без чувствительной потери вкуса. Таким образом, всего мы выпили 18 пиалок, цена каждой из которых менее 30 рублей. Нормально. Салат, конечно, дороговат — 250 рублей за одну мелко порезанную помидорку и одну луковицу. По всей видимости, в «Рубаи» салаты входят в категорию маржинальных продуктов. Но, в основном, с учетом приличных порций, цена в «Рубаи» справедливая.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Своего Wi-Fi в ресторане нет. Официант предложила попробовать подключиться к чужому (!!!) Wi-Fi, но предупредила, что пароль их не знает. Отсутствие Wi-Fi, может быть, и хорошо, подумал я, рассматривая посетителей соседних столиков. Люди серьезные, ведут деловые разговоры, общаются по душам, что-то обдумывают. Только один теребит в руках свой iPhone, видимо, по привычке. Как известно, доступ в интернет вредит живому общению. С другой стороны, Wi-Fi сейчас входит в стандартный набор дополнительных услуг.

В ресторане есть детское меню, по воскресениям проводятся семейные дни.

С четверга по субботу — восточные танцы.

Хороший выбор вкусов для кальяна, чайная церемония.

Полуфабрикаты и еда на вынос.

ВЫВОДЫ

Ресторан «Рубаи» среднего класса, каких много в Казани. Но за счет умеренной ценовой политики, поддерживаемой душевной атмосферы и хорошего месторасположения имеет свою постоянную аудиторию среди бизнесменов средней руки из близлежащих офисов и посетителей центра Казани. Пользуется популярностью у туристов.


Характеристика

Мнение автора

Кухня

✰✰✰

Интерьер

✰✰✰

Обслуживание

✰✰

Первый ресторан «Рубаи» был открыт в Казани в 2005 году, к празднованию 1000-летия города. Он принадлежит известному в Казани бизнесмену, владельцу группы компаний «Инвэнт» Марату Сафаеву. Позднее был открыт еще один ресторан с одноименным названием, однако два года назад ресторан, расположенный на ул. Ф. Амирхана, был переименован в «Дархан».