Раис Гумеров |
ПОЛОЖЕНИЕ ДЕСЯТКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОКАЗАЛОСЬ НЕ СОВМЕСТИМЫМ С ЖИЗНЬЮ
- В 90-е годы существовало понятие «модель Татарстана», описывающее особый путь республики. Имеет ли оно право на жизнь сейчас? Как бы вы описали ключевые отличительные особенности республики в общероссийском и мировом контексте?
- В 90-е годы центральная власть в России на ощупь искала оптимальные формы политического и экономического взаимоотношения с регионами. В зависимости от потенциальной взрывоопасности региона и авторитета его руководителя субъекты Федерации получали экономические преференции. Это и «суверенитет» Татарстана, оставляющий основную часть налогов в республике, и оффшорные зоны Калмыкии, Ингушетии, и особая экономическая зона в Калининградской области. Не все смогли разумно распорядиться этими преференциями. Наверное, лучше всех получилось у Татарстана. Годы, в которые большинство регионов России деградировало относительно советского периода, для республики не были потерянными. Многое было сделано в развитии инфраструктуры городов. Казань стала красивым европейским городом.
Без потерь, разумеется, не обошлось. Главными, на мой взгляд, были потери в промышленности. Десятки крупных предприятий с многотысячными коллективами прекратили существование или многократно сжались. И дело не в том, что их продукция не нужна, просто их существование в новых условиях оказалось не совместимым с жизнью.
Наиболее пострадавшей отраслью стала легкая промышленность, в которой ранее работали десятки тысяч человек. Вины Татарстана в этом нет. Правила игры для промышленности определяет федеральный центр. Нередко республиканские власти предпринимали меры для поддержки предприятий, но возможности их были (и есть) достаточно ограничены.
В настоящее время говорить об особенном пути Татарстана вряд ли целесообразно, т.к. республика живет в единых экономических условиях с другими регионами страны. Говорить об отличительных особенностях республики в мировом контексте не приходится, поскольку вся Россия, а следовательно, и ее регионы экономически неконкурентоспособны в мире. Наверное, это и есть отличительная особенность России.
Отличительная особенность республики в общероссийском контексте, возможно, в том, что Татарстан старается быть многогранным и разносторонним как государство, а не просто регион страны. Развиваются все направления: сырьевое, промышленная переработка, сельское хозяйство, образование, культура, спорт. Большинство регионов страны отдают приоритет одному, двум направлениям. Мы же во всех ипостасях лучшие или в числе лучших.
КАЗАНЬ — ГОРОД ПО-СТОЛИЧНОМУ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ
- В чем сильные стороны республики в глобальной конкуренции, а что тормозит? Где возможности и где «узкие горлышки»?
- Универсальность республики является сильной стороной в глобальной конкуренции. Казань – город по-столичному привлекательный для жителей соседних областей и республик. И цены на аренду жилья не московские. А человеческий ресурс, без сомнения, в ближайшие годы будет становиться главным дефицитом.
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС ОРИЕНТИРУЕТ СТРАНУ НА СЫРЬЕВОЙ УДЕЛ
- Каким образом Татарстан может лучше всего использовать свои сильные стороны в меняющемся мире? На что нужно сделать ставку? На какие мегапроекты нацелиться после Универсиады?
- Тысячелетие Казани и Универсиада, без сомнения, были чрезвычайно важны для республики и ее столицы в плане градостроительства, развития инфраструктуры.
Будут еще важные спортивные форумы, которые тоже внесут свою лепту в развитие. Неплохо было бы получить выставку «ЭКСПО-2020», на которую пока рассчитывает Екатеринбург. Все эти мегапроекты существенно повышают уровень города, делают его более красивым и комфортабельным для проживания. Однако все эти удобства и красоты требуют дополнительных средств на содержание. А эти средства можно надежно и гарантированно получать только от экономической деятельности: производства, услуг, туризма. Стремление руководства города и республики сделать Казань привлекательной для туристов абсолютно правильно, и есть подвижки в этом. Однако, к сожалению, Россия в целом малопривлекательна для большого туризма, и в ближайшие годы ей вряд ли можно рассчитывать на туристические лавры и деньги Дубая, Турции, Франции…
Торговля и сферы услуг развиваются, когда люди богатеют. А этот процесс в первую очередь зависит от цен на нефть. Нефтяные деньги хоть и через редкое ситечко, но попадают всем. Но источник этот ненадежный.
Остается одно — делать ставку на развитие промышленности. И совершенно правильно, что республика пошла по этому пути. За постсоветские годы построено много предприятий разных отраслей. Наглядно об этом говорит рейтинг крупнейших компаний Татарстана. На трехсотых местах находятся предприятия с оборотом более 700 миллионов рублей. И среди них много новых.
Есть совершенно удивительные предприятия, как группа «Нэфис», например. За десятилетие из обанкротившегося комбината выросла современная компания, ежегодно растущая огромными темпами и теснящая на рынке России мировых грантов «Хенкель», «Проктер и Гэмбл». Это уникальный случай в масштабах России и не только.
Крупная промышленность — безусловно, хребет экономики страны. К сожалению, регионы не в полной мере могут воспользоваться плодами промышленного роста на своей территории. Налоговый кодекс устроен так, что основную часть налогов забирает федеральный центр. На мой взгляд, несовершенство (мягко говоря) Налогового кодекса является одним из мощнейших тормозов развития страны. Помимо несправедливого распределения между центром и регионами он ориентирует страну на сырьевой удел. Чем глубже предприятие осуществляет переработку товара, тем больше налогов оно должно платить. НДС и страховые взносы для предприятий являются самыми значительными налогами. И чем больше вкладываешь труда в изготовление товара, тем больше будут эти налоги. Поэтому машиностроение и легкая промышленность, а также IT-сектор имеют самую высокую долю налогов в стоимости товара. А сырьевые сектора — наименьшую, тем более что от экспорта еще идет возврат НДС.
Налоговый кодекс — это священная корова российской бюрократии. Его невозможно изменить. Но в нем есть отдушка. Это раздел о малом бизнесе, т.е. об упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененную деятельность. Все налоги от малого бизнеса поступают в региональные и местные бюджеты. Да и, кроме того, как правило, эти виды налогообложения более щадящи для бизнеса, чем общая система.
Правда, в Америке малый бизнес вообще освобожден от налогов в процессе производственной деятельности. Налоги появляются (и очень значительные), только когда деньги выводишь из бизнеса на потребление.
Для определенного перераспределения налогов в пользу регионального и местного бюджетов было бы целесообразно поощрять средние предприятия к «отпочкованию» от них малых предприятий, где это технологически возможно.
ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ РАБОТАТЬ
- С какими вызовами и угрозами столкнется республика в ближайшие 5 - 10 лет? Как снизить их негативный эффект?
- Вероятно в ближайшие 5 - 10 лет основной угрозой для развития республики, как и для всей России, будет кадровая проблема. Проблема количественная и качественная. С каждым годом все более не хватает инженеров. Вузовская подготовка инженеров не терпит никакой критики. Технические вопросы на предприятиях лежат на плечах инженеров старой школы. Но скоро они все уйдут на пенсию. Достойной, грамотной молодежи нет. На рабочих местах также работают в основном люди среднего и старшего возраста. У молодежи завышенные ожидания по оплате труда. При этом интенсивно трудиться мало кто хочет. На предприятиях, где в основном ручной труд, мы отстаем в производительности труда от азиатских и европейских стран в десятки раз. И это, к сожалению, не преувеличение.
Как изменить ситуацию? Боюсь, что это очень сложная задача. В стране выросло целое поколение, которое ежечасно из всех СМИ видит, как красиво живут трутни и коррупционеры. Уважение к простому труду потеряно. Люди не хотят работать. Об этом говорят и иностранцы, приезжающие в нашу страну. Например, турки нередко открывают в России цеха по пошиву дубленок и кожи. Наших людей на работу не берут, говорят: русские (мы все) не хотят работать. Привозят рабочих из Турции. Но самое удивительное, что через год–полтора им приходится завозить новых рабочих. Старые, говорят, уже стали «русскими» и подыскивают себе более легкие заработки.
На зарплату в 20 тысяч рублей невозможно найти продавца, а на 30 тысяч рублей — швею, даже без опыта. По заявкам из центра занятости приходят в основном люди не в поисках работы, а с просьбой: сделайте отметку, что мы вам не подходим.
А в мире сотни миллионов людей работают на зарплату в 30 - 50 долларов. Это практически вся Азия, за исключением Китая, в котором зарплата ниже российской только в 3 - 4 раза. Границ для движения товара нет. Поэтому российские товары становятся неконкурентоспособными.
После дефолта 1998 года, когда зарплата в России была 60 - 70 долларов, а энергоносители имели символические цены, у России появился шанс сойти с нефтяной иглы и закрепиться во многих секторах промышленного производства. Он не был использован. За эти годы и зарплата, и цена энергоносителей выросли более чем в 10 раз. Зависимость благосостояния страны и народа от мировых цен на нефть и газ стала критической. Ведь другой «палочки-выручалочки» в виде типографской машины, печатающей мировые деньги, как у США и Евросоюза, у России нет.
Эта проблема не может быть решена в одном регионе. Вероятно, понадобится много лет, чтоб изменить ситуацию, если конечно, будет задан соответствующий вектор в стране. Правда, если мировые цены на нефть упадут до 35 долларов за баррель, времени понадобится значительно меньше, но об этом варианте не хочется думать.
Снизить негативный эффект от кадровой угрозы, очевидно, может ориентация на технологии и производства с минимальным числом работающих. В общем-то, в этом направлении республика и идет.
ЧЕМ ВЫШЕ ЧИНОВНИК, ТЕМ ОН ПРОЩЕ. И НАОБОРОТ
- В какую сторону должна эволюционировать элита и система управления республики? Какие факторы будут влиять на это в ближайшие 5 - 10 лет?
- Эволюция должна идти в сторону простоты. Простоты организационной в управленческих структурах и простоты в общении. Это мировые тренды. Россия — одна из самых забюрократизированных стран в мире. Взять хотя бы дублирование всех республиканских министерств и ведомств управлениями соответствующих федеральных министерств. Если до построения вертикали власти какая-то роль у этих дублеров, возможно, и была, то сейчас вряд ли.
Или взять поднятый недавно президентом республики вопрос сокращения затрат по служебному транспорту. Во многих небедных европейских странах у министров нет служебных автомашин. А в любом российском регионе служебных машин больше, чем во всей Европе.
Говоря о простоте в общении, я имею в виду доброжелательность и лояльность в общении чиновников с населением и предпринимателями. Парадокс, но чем выше чиновник, тем он проще. А на низшем уровне зачастую чиновники чванливы, недоброжелательны. К предпринимателям, особенно малому бизнесу, относятся как к враждебному классу. При любой малейшей возможности применяют репрессивные меры, штрафы. Ссылаются на необходимость пополнять бюджет. Но ведь всем ясно, что не может нормальный бюджет держаться на штрафах, он должен наполняться налогами от развития бизнеса. А с развитием бизнеса в стране появляется проблема. Промышленное производство входит в рецессию. Чтобы выйти из этого негативного тренда, надо много чего сделать, в том числе и создать для большого и малого бизнеса положительную мотивацию.
Подготовила Елена Чернобровкина
Читайте также:
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 92
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.