В СУХОМ ОСТАТКЕ
Рынок DIY Казани покидает очередной игрок. На этот раз это федеральная сеть «Старик Хоттабыч», имеющая один магазин в Казани в «Сити-центре» на Парина. В нем газете «БИЗНЕС Online» подтвердили закрытие, примерная дата — середина декабря. В пресс-службе компании оперативный ответ на запрос получить не удалось.
По данным ИТАР-ТАСС, ритейлер закроет 23 из 32 своих магазинов. Больше всего магазинов будет закрыто в Московском регионе — до середины декабря перестанут работать 11 из 13 торговых залов. Также, по словам администраторов, в ближайшее время будут закрыты магазины в Санкт-Петербурге, Сочи, Уфе, Перми, Казани, Екатеринбурге, Волгограде, Нижнем Новгороде, Иркутске, Красноярске, Новокузнецке и Омске.
В сети останутся 9 объектов: два магазина в Щелково и на 26-м км МКАД, а также по одному магазину в Волгограде, Нижнем Новгороде, Воронеже, Смоленске, Саратове, Ижевске, Челябинске. На сайте компании значится, что сеть насчитывает 13 магазинов в Москве и 19 — в регионах России. Вероятно, сеть сворачивает магазины из-за присутствия на рынке крупных зарубежных сетей. Оператор сети группа «НЭКС» также развивает формат гипермаркета «Стройдепо». Последняя даже объявляла о намерении выйти в Казань.
СПИСОК АУТСАЙДЕРОВ ПОПОЛНИЛСЯ
Напомним, что 15 апреля 2013 года стал последним днем жизни одной из старейших татарстанских сетей DIY — «Евроинтерьера». Согласно данным самой компании, у сети до закрытия работали 6 магазинов под вывеской «Азбука Дома» (два в Казани, по одному в Набережных Челнах, Октябрьском, Бугульме и Елабуге) и 10 магазинов под брендом «Евроинтерьер». Магазины были закрыты, а владельцы сети приняли решение о ликвидации компании-оператора сетей ООО «Логика».
Первые признаки проблем сети наметились уже в середине 2012 года. Тогда группа «Евроинтерьер» приняла решение отказаться от развития формата супермаркета мини-DIY (do it yourself). Владельцы группы решили перевести свои магазины в крупных городах под магазины дисплейного формата, ориентированные на продажу готовых интерьерных решений. Начался перевод части магазинов под новый формат «Азбуки Дома». Летом 2012 года открылась «Азбука Дома» в Казани в «Сити-центре».
Говоря об отличиях «Евроинтерьера» от «Азбуки Дома», в компании объясняли, что магазины первого формата имели площадь от 1 до 2 тыс. кв. м и представляли собой мини-DIY-магазины, ориентированные на потребности жителей малоэтажных домов и небольших городов. А бренд «Азбука Дома» предлагал «покупателям отличный от DIY стиль работы, ориентированный на продажу готовых интерьерных решений и оказание услуг дизайна». Этот формат не требует больших товарных запасов. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечали, что, развивая формат «Азбуки», ритейлер вошел в премиальный сегмент, в котором работал «Старик Хоттабыч».
Следом за «Евроинтерьером» Казань покинула питерская сеть «МОЙДОМ», закрыв свой магазин в ТРК «Тандем». Теперь на ее место придут два новых арендатора — магазин спорттоваров «Декатлон» и фитнес-клуб питерской сети Alex Fitness.
На фоне схода с арены двух ритейлеров в июне со второй попытки в Казани заработал первый гирпермаркет «Леруа Мерлен» (он должен был открыться в мае, но из-за проблем с контролирующими органами его сдача отложилась на месяц). Площадь гипермаркета — 18 тыс. кв. м, объем общих инвестиций в проект — 1 млрд. рублей. Всего представлено около 33 тыс. наименований продукции. Треть магазина отведена под строительные и столярные материалы.
По данным DICOVERY Research Group, до 73% рыночного оборота российского рынка DIY контролируют иностранные компании. Лидерами являются «Леруа Мерлен», OBI и Castorama (не представлена в Казани). По оценке компании Infoline, объем российского рынка товаров DIY в 2012 году достиг 890 млрд. рублей (около $29 млрд.).
РЫНОК ПЕРЕГРЕТ ИЗБЫТОЧНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
Газета «БИЗНЕС Online» спросила у экспертов о возможных причинах закрытия магазина, месте сети среди других игроков на рынке.
Иван Федяков — директор ИА «Инфолайн»:
— Вероятно, сеть закрывается из-за того, что не смогла найти для себя оптимальную форму для позиционирования и фактически зависла для потребителя между форматом soft-DIY и house-hold. Мне кажется, сеть не смогла донести свое позиционирование для потребителя и из-за этого вынуждена закрывать часть магазинов. Есть некоторые проблемы с точки зрения выбора стратегии сети, места. Сами магазины находились из-за формата в достаточно хороших местах, что сопряжено с высокой стоимостью аренды, а покупательская способность не растет так быстро. Усиливается конкуренция на рынке за счет открытия международных сетей, который занимают свои ниши и немного отодвигают российских ритейлеров. Все это в совокупности привело к тому, что рентабельность магазинов сети «Старик Хоттабыч» просто потеряла смысл при уровне арендных ставок.
Сейчас появились более ярко выраженные форматы, например, та же «Уютерра», которая четко себя спозиционировала в формате house-hold, или «Домовой», который тоже мигрирует в формат house-hold.
Рынок очень конкурентный. Конкурентами сети «Старик Хоттабыч» можно назвать и «Уютерру», и «Максидом», и «Леруа Мерлен», и отчасти OBI. Те, кто мигрировали в формат house-hold, — это все, так или иначе, конкуренты этой сети. Но нужно иметь в виду и то, что «Старик Хоттабыч» входит в группу компаний, и вторая сеть DIY в этой группе — «Стройдепо». Нельзя точно сказать, но, возможно, сокращение магазинов первой сети — это решение акционеров перед попыткой развивать формат hard-DIY в сегменте дискаунтеров с выходом в регионы. Возможно, решили больше сосредоточиться на развитии этой сети.
Забавно слышать со стороны ритейлеров, что они пришли в регионы и увеличили емкость рынка. В это верится с трудом, потому что говорить об увеличении объема рынка за счет своего присутствия — это очень надо себя любить и верить в это. Конечно, приход нового игрока на рынок всегда связан с каннибализмом трафика и, как следствие, снижением выручки по действующим магазинам. Но в прошлые годы это было более или менее компенсировано бурным ростом самого рынка. И рынок не замечал приход новых игроков, потому что рос на 15 - 20 процентов в год, особенно в крупных городах по России. А в регионах мог расти и до 30 процентов в год. Тем самым приход нового игрока мог оттянуть 5 процентов, но в целом 20 - 25 процентов оставалось, и все чувствовали себя комфортно и уверенно. Сейчас же уже ни о каком росте в 15 - 20 процентов речи не идет. Дай Бог, чтобы удерживаться на достигнутом объеме потребления населением. Есть риски того, что сейчас перегретый потребительский рынок может дать обратный эффект в виде снижения объема продаж. Рынок перегрет кредитами, избыточным предложением, по некоторым сегментам чувствуется усталость потребителя. Например, проседание автомобильного рынка — это тоже часть розничной торговли. Мы видим, что потребительский бум подходит к завершающей фазе. В лучшем случае будет стагнация, а в худшем — снижение. Возможно, закрывать неэффективные магазины, те, что находятся на грани рентабельности, надо уже сейчас.
Олег Татаринов — генеральный директор ООО «Колорит»:
— Я предположу, что основная причина — это то, что сеть «Старик Хоттабыч» не смогла успешно конкурировать с иностранными компаниями, такими как OBI, «Леруа Мерлен», а также с российскими крупными компаниями, активно развивающими сеть гипермаркетов товаров для стройки и ремонта в регионах России, где присутствуют магазины «Старик Хоттабыч».
Сегмент, в котором работал «Старик Хоттабыч», специализированный. Сеть работала в среднем и премиум-сегментах, активно реализовывалась схема работы «под заказ», развивала предоставление покупателям дизайнерских услуг. Надо отметить, магазины «Старик Хоттабыч» занимали достаточно большие торговые площади, которые, на мой взгляд, избыточны для такого формата торговли. При распределении рынка с приходом новых игроков и развитием существующих поток покупателей, видимо, снизился настолько, что не позволил сети магазинов «Старик Хоттабыч» окупать свои затраты.
Также отмечу, что ассортимент таких товарных групп, как линолеум, ковролин, ламинат, обои, в магазине «Старик Хоттабыч» был не уникален и стал схож с ассортиментом, представленным в гипермаркетах, как следствие это должно было в какой-то момент привести к спаду покупательского интереса к магазинам и, соответственно, к падению продаж.
Говорить, что причины только внутренние, нельзя, надо признать, что покупатель сейчас изменился. Основные покупки он совершает в гипермаркетах, в крупных торговых центрах. Сейчас для семьи покупка — это как дополнительное развлечение, где-то даже как элемент семейного отдыха. При таком изменении сознания покупателя «промежуточным» форматам между гипермаркетом и магазином у дома будет крайне сложно конкурировать на рынке строительного ритейла. Фактически для таких магазинов это вопрос выживания, закрытие сети «Евроинтерьер» по Республике Татарстан это отчасти подтверждает.
ОТ УХОДА ИГРОКА НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ
Наиль Бикмуллин — директор завода стройматериалов Bikton:
— В свое время это была очень крупная компания по российским меркам, и, когда они пришли в Казань, мы боялись, что у нас будут большие потери в объемах реализации. Но в итоге они заняли свою нишу, у нас осталась своя, и мы несильно замечали их присутствие на рынке. От того, что сейчас они уйдут из Казани, думаю, ничего сильно не изменится. Компания занимала среднюю нишу, у нее не было большого количества магазинов. В Казани магазин был средним и не специализировался на чем-то особом: продавали линолеум и тому подобное. В целом устойчивая компания.
Когда крупные московские сети приходят в Казань, у них есть представление, что Казань — это чуть ли не манна небесная для бизнеса, здесь огромный рынок. К сожалению, это совсем не так. У многих федеральных сетей такое понимание: если город — миллионник, то надо обязательно иметь в нем большое представительство. Действуют по такому принципу, но в Казани было уже немало федеральных компаний, которые вынуждены были закрыть свои магазины.
О «Леруа Мерлен» у меня есть особое мнение. Это компания, которая агрессивно ведет себя на рынке, демпингуя на отдельных позициях, пытаясь влиять на рынок и занять, насколько я знаю, основную нишу на рынке, а потом начинает вести другую ценовую политику, отличную от той, с которой заходит. Люди надеются, что цены будут низкие, но это оказывается не так. Вообще, многие наши потребители не совсем правильно оценивают роль таких сетей: думают, что в таких крупных сетях цены намного ниже, чем в других специализированных магазинах. По факту это не так: те, кто вникает, видят, что в более маленьких магазинах товары стоят дешевле. К сожалению, люди обленились: приходят в большой супермаркет и покупают сразу все в нем. А если изучил ассортимент в нескольких магазинах, особенно по разным категориям товаров, то мог бы сэкономить деньги. Лучше всего работать со специализированными магазинами.
Рафаиль Муратов — экс-коммерческий директор «Метрика»:
— Магазин на рынке Казани был не очень заметен и рыночную долю имел небольшую. Работал в сегменте средний/средний плюс премиум, поэтому пересекался с контингентом, который покупает в DIY, ближе к OBI. Что касается перераспределения покупателей, то, конечно, люди будут теперь где-то покупать, но серьезного влияния на рынок это не окажет. О причинах закрытия можно только догадываться, они могут быть разными.
После открытия «Леруа Мерлен» на рынке произошло определенное распределение. Это удобный формат с квалифицированным ассортиментом, есть сильные ценовые предложения. Местоположение также удачное. В этом районе он составил серьезную конкуренцию для «Мегастроя». Судя по покупательскому потоку, парковке, магазин собирает хорошее количество покупателей. Это достаточно серьезный игрок, учитывая озвученные планы по открытию новых магазинов в Татарстане. И игрок может предложить такие цены, которые не могут предложить другие.
Из крупных местных игроков на рынке остается «Мегастрой», есть магазины у дома поменьше — «Колорит». Судя по тому, что до сих пор работают мелкие магазинчики, на рынке еще есть место. Когда начнут закрываться они, значит, рынок будет насыщен крупными форматами.
Справка
Сеть товаров для дома и ремонта «Старик Хоттабыч» основана в 1994 году. Входит в группу «НЭКС», которая с 2006 года развивает DIY-сеть «Стройдепо». Общая площадь всех магазинов сети «Старик Хоттабыч» составляет 45,8 тыс. кв. метров. Ассортимент товаров под собственной торговой маркой составляет около 35 тыс. наименований.
По собственным данным компании, по итогам 2011 года оборот составил 4,03 млрд. рублей, показав рост 7,8%.
Основателем сети называют предпринимателя Игоря Сосина, который в начале 2000-х годов продал свою долю в компании партнерам по бизнесу, создав собственную инвестиционную группу «Новая идея». Его считали совладельцем группы компаний «Формат» (производитель промышленной продукции из пенополистирола), сети магазинов зоотоваров Cats&Dogs, супермаркетов модной одежды Modis и ООО «Сделай своими руками» — совместного предприятия с немецкой OBI, развивающей в России сеть строительных гипермаркетов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.